Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 20:23, реферат
Советские люди, слушая утром 16 октября 1964 года радио, неожиданно узнали, что новый высший руководитель партии, а значит, и государства – Леонид Ильич Брежнев.
За 40 лет граждане великой страны уже привыкли к тому, что их никто никогда не спрашивает, кто будет очередным «вождем». За семь десятилетий существования советского государства ни один из высших руководителей страны не избирался народом. Большевики, захватив власть в октябре 1917 года, просто передавали его из рук в руки своим вождям.
Введение 3-4 стр.
1.Начало пути Леонид Ильич Брежнева 5-12 стр.
2.Характер Брежнева 13-17 стр.
3.Роль Брежнева в жизни страны 18-24 стр.
Заключение 25-27 стр.
Список использованной литературы 28 стр.
7 февраля 1939 года Леонида
Ильича избрали секретарем
Через много лет, вспоминая свою работу в идеологической должности, генсек Брежнев в узком кругу сказал презрительно:
– Я ненавижу эту тряхомудию, не люблю заниматься бесконечной болтовней. Так что еле-еле отбрыкался…
Идеологическим секретарем Леонид Ильич был недолго. Брежнева поддерживал Константин Степанович Грушевой, с которым они вместе учились в металлургическом институте. Грушевой раньше начал делать партийную карьеру и вскоре стал первым секретарем Днепродзержинского горкома. В январе 1939 года его избрали вторым секретарем Днепропетровского обкома – вместо Леонида Романовича Корнийца, назначенного председателем президиума Верховного Совета республики. Константин Грушевой тащил за собой Брежнева.
В 1940 году в обкоме по указанию Москвы ввели должность секретаря по оборонной промышленности – в связи с тем, что многие предприятия переходили на выпуск военной продукции.
26 сентября 1940 года Леонида
Ильича сделали секретарем
Когда началась Великая Отечественная война, он вновь был признан в армию. Брежнев – секретарь обкома партии – становится комбригом, полковником. Хотя на фронте Брежнев и не получил заметных отличий, известен случай когда он едва уцелел. Во время высадки десанта на Малую землю катер, на котором он находился, подорвался на мине. Взрывной волной Брежнева выбросило за борт. Войну он закончил в звании генерала–майора и даже участвовал в Параде Победы на Красной площади.
После демобилизации Брежнев был назначен первым секретарем Запорожского, а через год - Днепропетровского обкома партии. В 1952 году Брежнев стал секретарем ЦК компартии Молдавии. Работая там, он регулярно отправлял в Москву доклады, в которых говорилось о перевыполнении намеченных планов. Разумеется, все рекорды существовали только на бумаге. Но именно рапорты с приписками и помогли ему сделать карьеру. В 1952 Брежнев был переведен в Москву и был назначен одним из секретарей ЦК КПСС.
Хотя, на первый взгляд, Брежнев не был выдающемся политическим деятелем, тем не менее о времени когда о стоял во главе партии и страны, говорят именно как о «брежневской эпохе».11
Теперь о личных чертах Брежнева. И я бы начал с положительного, тем более что и он сам умел и любил показывать именно эти, хорошие свои стороны. В принципе это был человек, не лишенный привлекательности, даже известного обаяния. Он не был жесток (хотя, был достаточно злопамятен). В обхождении был прост, умел проявить умение к окружающим – во всяком случае, к тем, кого хотел склонить на свою сторону. Во многих делах (особенно связанных с войной и своими военными воспоминаниями) был даже сентиментален. Друзей старых, если они его не предавали, помнил, как правило не оставлял без поддержки. Не любил объясняться с людьми в случае конфликтов, вообще предпочитал избегать неприятных разговоров. Что, впрочем, оборачивалось не редко очень дурным образом: люди, которых незаслуженно очернили, оклеветали, даже не имели возможности защититься, а иногда просто не знали, за что вышли из доверия и попали в опалу.12
Оказавшись во главе партии и государства, Брежнев, как можно судить по его поведению, постоянно испытывал комплекс неполноценности. В глубине души он все же понимал в первые годы своей власти, что ему не хватает многих качеств и знаний для руководства таким государством, как Советский Союз. Его помощники уверяли его в обратном, ему стали льстить, и чем с большей благодарностью Брежнев воспринимал эту лесть, тем более частой и непомерной она становилась. Постепенно она стала нужна ему, как постоянная доза наркотиков.13
Человек этот был типичен для верхушки тогдашней политической элиты. Начиная уже с того, что, имея формальный диплом об окончании вуза, был малообразован и даже не очень грамотным. Способностей он был средних, культурой низкой (если он что-то «для души» читал, то журналы вроде «Цирка», фильмы предпочитал смотреть о природе или животных, а так же «Альманах кинопутешествий»; серьезные фильмы редко мог досмотреть до конца – одно из исключений, пожалуй, «Белорусский вокзал», который ему очень понравился, глубоко тронул; в театре, вообще многие годы не бывал). Его самыми большими слабостями как руководителя государства были почти полное отсутствие экономических знаний, консерватизм, традиционность и прямо – таки аллергия на новое. Не хватало ему решительности, воли, что, правда, может быть, предохранило его от ряда ошибок, но в то же время питало застой.
Но это не значит, что у Брежнева не было сильных сторон; он был особенно искушен, даже изощрен, хитер и изобретателен в аппаратной борьбе. В общем, он сумел, пусть медленно, но не рискуя конфликтами и срывами, вытеснить, «выжить» из руководства всех своих соперников и недоброжелателей. И без кровавых репрессий как Сталин, и даже публичного словесного уничтожения как Хрущев, он обеспечил полное послушание, покорность и даже вселил страх в души своих соратников (его ведь действительно боялись, боялись и такие люди как Андропов и Громыко, Суслов тоже, не говоря уж о остальных). Брежнев очень ловко манипулировал властью, удерживая каждого на том месте, на котором, по его мнению, тот или иной человек был ему удобен.
Леонид Ильич с уважением вспоминал отца, сдержанного и строгого, но не наказывавшего детей. Ценил в нем рассудительность и порядочность. Некоторые черты характера и представления о жизни Леонид Ильич унаследовал от отца. Во всяком случае, национальных предрассудков у него не было. Дружил с выходцами из разных республик и по этническим признакам людей не делил.14
В жизни Брежнев был общительным человеком, хлебосольным хозяином, любившем хорошо поесть и выпить. Пока позволяло здоровье, любил охоту. Подлинной страстью для него была скоростная езда на автомобилях. Брежнев любил сам водить машину по Рублевскому шоссе. И его кортеж всегда ездил на максимальной скорости. Во время официальных визитов ему часто дарили лимузины и к концу жизни генсека их у него уже насчитывалось несколько десятков.
Не уважение, но только насмешки вызывала и удивительная склонность Брежнева к мишуре внешних почестей и наград. После войны еще при Сталине Брежнев был награжден орденом Ленина. За 10 лет хрущевского руководства Брежнев был награжден орденом Ленина и орденом Отечественной войны 1 степени. Однако после того, как сам Брежнев пришел к руководству страной и партией, награды стали сыпаться на него как из рога изобилия. К концу своей жизни он имел орденов и медалей гораздо больше, чем Сталин и Хрущев, вместе взятые. При этом он очень хотел получать именно боевые ордена. Ему четыре раза было присвоено звание Героя Советского Союза, которое по статусу может присваиваться только три раза. Десятки раз он получал звания Героя и высшие ордена всех социалистических стран. Его награждали орденами стран Латинской Америки и Африки.15
Брежнев терялся на разного рода торжественных церемониях, скрывая порой эту растерянность неестественной малоподвижностью. Но в более узком кругу, во время частых встреч или в дни отдыха Брежнев мог быть совсем иным человеком, более самостоятельным, находчивым, иногда проявляющим чувство юмора. Об этом вспоминают почти все политики, которые имели с ним дело, конечно, еще до начала его тяжелой болезни. Видимо, понимая это, Брежнев вскоре стал предпочитать вести важные переговоры на своей даче в Ореанде в Крыму или в охотничьем угодье Завидово под Москвой. Бывший канцлер ФРГ В. Брандт, с которым Брежнев встречался не один раз, писал в своих воспоминаниях: «В отличие от Косыгина, моего непосредственного партнера по переговорам 1970 г., который был в основном холоден и спокоен, Брежнев мог быть импульсивным, даже гневным. Перемены в настроении, русская душа, возможны быстрые слезы. Он имел чувство юмора. Он не только по много часов купался в Ореанде, но много говорил и смеялся. Он рассказывал об истории своей страны, но только о последних десятилетиях…
Было очевидно, что
Брежнев старался следить за
своей внешностью. Его фигура
не соответствовала тем
Брежнев был в целом человеком благожелательным, он не любил осложнений и конфликтов ни в политике, ни в личных отношениях со своими коллегами. Когда такой конфликт все же возникал, Брежнев старался избежать экстремальных решений. При конфликтах внутри руководства лишь очень немногие из людей отправлялись на пенсию. Большинство «опальных» руководителей оставалось в «номенклатуре», но лишь на 2–3 ступени ниже. Член Политбюро мог стать заместителем министра, а бывший министр, секретарь обкома партии, член ЦК КПСС направлялся послом в небольшую страну: Данию, Бельгию, Австралию, Норвегию.
Эта благожелательность переходила нередко в попустительство, которым пользовались и нечестные люди. Брежнев часто оставлял на своих постах не только провинившихся, но и проворовавшихся работников. Известно, что без санкции Политбюро судебные органы не могут проводить следствие по делу любого из членов ЦК КПСС. Нередко случалось и такое, что Брежнев плакал на официальных приемах. Эта сентиментальность, столь мало свойственная политикам, иногда приносила пользу искусству.
Как ни парадоксально это звучит, но Брежнев был весьма цельным, однозначным человеком при всей своей интеллектуальной посредственности. Он смог устроить всех. Хотя известно, что тот, кто «нравится» всем, в конечном счете не понравится ни кому.17
Среди «семи портретов» советских вождей силуэт Брежнева выделяется своей однозначностью. Это сугубо одномерный человек с психологией партийного бюрократа средней руки, тщеславен, осторожен, консервативен. Он боится крутых поворотов, страшится реформ, но способен неизменно гнуть «генеральную линию» партии туда, куда требуют высшая парт верхушка. Его трудно назвать «простой» марионеткой партийного синклита, но это был чрезвычайно удобный для высшего коммунистического эшелона человек. Он олицетворял и выражал консервативные тенденции советского общества.18
Деятельность Леонида Ильича Брежнева на первом этапе его руководства страной имела явно положительный характер. Были свернуты все неразумные начинания в экономическое сфере, введенные во времена Хрущева, прекратился массовый снос православных храмов. По экономической реформе, начатой Косыгиным, была расширена самостоятельность предприятий, сокращено количество плановых показателей, введены зачатки рыночного оборота сверхплановой продукции, материальное стимулирование и хозяйственный расчет. Темпы роста произведенной продукции в начале правления Л.И.Брежнева поднялись относительно «хрущевских», хотя и продолжали оставаться ниже «сталинских». Вред, нанесенный сельскому хозяйству Н. Хрущевым, не смог быть компенсирован во времена правления Брежнева, и страна продолжала закупать за рубежом зерно.
В семидесятые годы, в годы расцвета при правлении Леонида Ильича Брежнева, были построены крупнейшие в мире гидроэлектростанции, сопряженные с ними алюминиевые заводы, выплавленный там «крылатый металл» находил применения на построенный новых авиационных заводах и в производстве автомобилей. В 1970 году с конвейера сошел первый автомобиль ВАЗ-2101, знаменитая «копейка», в 1974 году начато грандиозное строительство Байкало-Амурской магистрали.19
В период раннего правления Леонида Ильича Брежнева наша страна являла собой образец могущества, и славы. Русские космонавты ставили один рекорд за другим, автоматические межпланетные станции исследовали ближние и дальние планеты Солнечной системы. Советский флот присутствовал во всех уголках мирового океана, страна нанесла ряд военных поражений враждебным державам, в конфликтах на территории других государств. В частности, поддерживая правительство Демократической республики Вьетнам, СССР нанес самое сокрушительное военное поражение США за все время их существования. Термин «вьетнамский синдром» широко используется до сих пор, обозначая чувство страха и унижения, которое испытали США в 1975 году. Ракетно-ядерное оружие, созданное в СССР, его качество и количество, не позволяло другим странам вступать с нашей страной в открытое военное противостояние.
Большинство населения СССР в период правления Леонида Ильича Брежнева жило счастливо и вольготно. Экономический рост в стране обеспечивался не за счет непосильного труда и напряжения всего народного организма, как, например, во времена сталинской индустриализации или послевоенного восстановления, а за счет созданной ранее и обновленной при Брежневе промышленной базы.
Недовольные режимом и поддерживаемые врагами страны диссиденты во времена Брежнева были репрессированы КГБ. СССР входил в десятку стран, имевший самый высокий доход на душу населения, система образования была лучшей в мире, а высшее образование было доступно практически всем желающим. Советская система здравоохранения обеспечивала всеобщий доступ к медицине для всех граждан страны. В области спорта и в области культуры брежневские времена напоминают сегодня золотой век.