Бой у Тильзита 12-13 сентября 1914 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 16:31, реферат

Краткое описание

Русские за пулеметом герои первой мировой войны. В конце августа 1914 года на юге Восточной Пруссии германцам удалось разгромить 2-ю русскую армию генерала А.В. Самсонова, а потому в начале сентября они сосредоточили все силы против 1-й русской армии генерала П.К. фон Ренненкампфа. Противник планировал мощной обходной группой нанести решительный удар по левому флангу и, опрокинув его, выйти в тыл. Уже 7 сентября тяжелейшие сражения разгорелись на фронте левофлангового 2-го армейского корпуса генерала В.А. Слюсаренко, героически отбивавшего атаки. С целью ввести врага в заблуждение немцы успели предпринять наступление в центре, а также сосредоточить часть тяжелой артиллерии на р. Дейме против правого фланга противника. На руку им неожиданно сыграла и русская Ставка, во главе которой стоял ни кто иной, как великий князь Николай Николаевич.

Прикрепленные файлы: 1 файл

12-13 сентября 1914 год.docx

— 17.19 Кб (Скачать документ)

Бой у Тильзита 12-13 сентября 1914 года.

Русские за пулеметом герои первой мировой войны. В конце августа 1914 года на юге Восточной Пруссии германцам удалось разгромить 2-ю русскую армию генерала А.В. Самсонова, а потому в начале сентября они сосредоточили все силы против 1-й русской армии генерала П.К. фон Ренненкампфа. Противник планировал мощной обходной группой нанести решительный удар по левому флангу и, опрокинув его, выйти в тыл. Уже 7 сентября тяжелейшие сражения разгорелись на фронте левофлангового 2-го армейского корпуса генерала В.А. Слюсаренко, героически отбивавшего атаки. С целью ввести врага в заблуждение немцы успели предпринять наступление в центре, а также сосредоточить часть тяжелой артиллерии на р. Дейме против правого фланга противника. На руку им неожиданно сыграла и русская Ставка, во главе которой стоял ни кто иной, как великий князь Николай Николаевич. За несколько дней до начала сражения он неожиданно обеспокоился… спокойствием на правом фланге 1-й армии, а потому потребовал от П.К. фон Ренненкампфа обратить на него особое внимание. И это еще не все: как назло, его ввел в заблуждение главнокомандующий фронтом Я.Г. Жилинский. В случае атаки против левого фланга последний обещал поддержку со стороны соседней 10-й армии. Только вот незадача: она состояла из нескольких корпусов, которые только-только сосредоточивались, а потому помощь могла быть только моральной. В итоге П.К. фон Ренненкампф и его армия оказались в тяжелом положении. Ошибки командования (в т.ч. и армии) пришлось исправлять поспешными решительными мерами, а также героизмом, облитым кровью тысяч солдат и офицеров.

 

Безопасность флангов  являлась важнейшим условием устойчивости частей и соединений в годы Первой мировой, а потому даже выяснив направление  главного удара командующий армией не мог не переставать волноваться  за правый фланг. С целью его обеспечения  был создан специальный отряд  генерала В.В. Мальма, который прибыл в Тильзит 8 сентября[1]. В этот день штаб армии, наконец, разгадал замыслы  противника, а потому правый фланг  потерял первостепенное значение. Однако отряд генерала В.В. Мальма сохранили, правда, состоял он только из 270-го Гатчинского  пехотного полка (командир полковник  А.В. Волков) и 1-й дивизион 68-й артиллерийской бригады (без 1-й батареи), двух сотен 51-го Донского казачьего полка, нескольких сотен пограничной стражи и роты ополченческой дружины. Непосредственной задачей перед этими силами стояла охрана находившихся в районе города мостов через р. Неман.

генерал В.В. Мальм герои  первой мировой войны

 

генерал В.В. Мальм

 

Заняв Тильзит, В.В. Мальм  выставил в охранение батальон с 2-мя пулеметами и 4-мя орудиями, сосредоточив его преимущественно на левом (немецком) берегу реки[2]. Подобное расположение показывает, что никаких сюрпризов  с другого берега командир отряда особо не ждал. Вечером 10 сентября В.В. Мальм получил приказ о ведении  активных действий против противника в районе канала Гильге, для чего в район Нейкирхен он направил 2,5 батальона под командованием полковника А.В. Волкова. А в это время по обеим сторонам реки к городу уже двигался из состава Главного резерва крепости Кенигсберг 9-я ландверная бригада под командованием генерал-лейтенанта Клаузиуса.

 

Во второй половине дня 11 сентября немцы появились на шоссе  Тильзит – Хейдекруг. Несколько приграничных сотен продержались до вечера, а потому к полночи отошли к м. Александровское (на русской территории). Однако несмотря на это из штаба армии пришел приказ оставаться Мальму в городе. Нельзя сказать, что этим распоряжением отряду подписали смертный приговор. В ходе войны каждодневно многие части и подразделения попадают в тяжелую обстановку, умелое командование со стороны офицеров и героизм нижних чинов как раз и являются теми факторами, которые позволяют не только избегать катастроф, но и добиваться блестящих успехов.

 

Согласно имеющимся сведениям, утром 12 сентября он уже знал об обходном движении на правом берегу и отдал  приказ усиленно охранять мосты. Эта  задача легла на две роты (с 4-мя орудиями и 2-мя пулеметами) под командованием  капитана Трещина. Вместе с тем В.В. Мальм старался избежать полного  окружения. Он направил две роты с  несколькими пулеметами и 4-мя орудиями под командованием подполковника  Ананьина на Кенигсбергское шоссе. Однако при выходе из города они столкнулись с противником, который быстро расстрелял пулеметы и, пользуясь тем, что русские батареи не сумели занять позиций, перешел в наступление. Положение осложнялось еще и тем, что для большинства солдат (которые вовсе не являлись кадровыми военными) этот бой был первым, а потому можно представить в каком психологическом состоянии они находились. В итоге отряду Ананьина пришлось отступать через Тильзит к шоссейному мосту на Таурогенском шоссе. Вдобавок примерно в половину пятого кто-то ударил в набат и до этого мирные бюргеры стали из окон обстреливать отступающих оккупантов. В итоге город оказался в руках противника, а части отряда Мальма были разделены на две группы

 

Сам генерал находился  у мостов. Он, наверное, потерял связь  с Волковым, а видя отступающие  части Ананьина, подумал, что те 2,5 батальона вообще погибли. Только этим можно объяснить приказ отступать  на правый берег, а затем пробиваться  к Шавлям.

 

Мост Королевы Луизы, Тильзит (Советск)

Находясь под перекрестным огнем, отряд нес тяжелые потери, вся артиллерия была вскоре выбита. Наиболее героически вел себя артиллерийский взвод прапорщика Пономарева. После  перехода на правый берег его два  орудия расположились фронтом на город и до поздней ночи вели огонь, пока не расстреляли все патроны. Следует отметить геройские действия 2-й роты, которая прикрывала отход  по Таурогенскому шоссе и, «находясь под перекрестным артиллерийским огнем противника в течение более двух часов сдерживала противника, пытавшегося прорваться через мосты и вынесла из боя тяжело раненого своего ротного командира Подпоручика Пиотровского»[3]. В ходе прорыва был ранен и пленен генерал В.В. Мальм[4]. Однако героизм и упорство спасли жизнь остаткам пяти рот, которые к 10-11 часам вечера вышли на Таурогенское шоссе.

 

В это время отряд полковника А.В. Волкова (одиннадцать рот Гатчинского  полка, 4 пулемета и 3 батареи) стоял  в бездействии (что остается до сих  пор загадкой) у входа в город. Судный час настал на следующий день, 13 сентября. Выстроившись в боевой порядок, гатчинцы приняли бой. Немцы быстро подавили артиллерию, а затем резким ударом разбили противника. Спастись удалось только 4-й роте, которая была отрезана от основных частей, сумела отойти к реке, переправиться на лодках и прорваться к Шавлям. По крайней мере, таким образом докладывали выжившие солдаты и офицеры. Однако остается открытым вопрос, почему немцы вообще решили отделить это подразделение, равно каким образом ему посчастливилось уйти от преследования и быстро найти лодки. Учитывая малую устойчивость второочередных частей, тем более в первых боях, вариант бегства кажется наиболее вероятным, особенно ввиду последующих показаний (наполненных массой пропагандистских штампов) об особой жестокости противника, дескать пленных он не брал, а убитых сжигал прямо на поле боя (чему противоречит хотя бы тот факт, что погибших захоронили после боя вместе с немцами, а братская могила долгое время поддерживалась в должном порядке и сохранилась до наших дней).

 

захоронение на Лесном Кладбище

 

Итог же всего боя у  Тильзита плачевен. В 270-м Гатчинском полку осталось 7 обер-офицеров, 1 чиновник и 801 нижний чин. Обоз, денежный ящик и  вся полковая отчетность остались в  Тильзите. Из 1-го дивизиона 68-й артбригады спаслось 58 нижних чинов и 1 прапорщик, все орудия потеряны. Из 3-й и 4-й сотен 51-го Донского казачьего полка выжило 4 казака[5]. Напоминанием же о тех событиях ныне служит сохранившееся братское захоронение на Лесном кладбище, которые поддерживается в должном порядке жителями города Советска (так с 1946 года стал называться Тильзит)[6].

 

[1] РГВИА Ф. 2106. Оп.1. Д. 293. Л. 6.

[2] Там же Л. 70

[3] Там же Л. 74

[4] Всю войну он провел  в плену. Затем участвовал в  Белом Движении на Севере России. Умер в 1926 году в эмиграции.

[5] Там же Л. 79


Информация о работе Бой у Тильзита 12-13 сентября 1914 года