Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 01:02, реферат
Белорусская наступательная операция «Багратион» — крупномасштабная наступательная операция Великой Отечественной войны, проводившаяся 23 июня — 29 августа 1944 года. Названа так в честь российского полководца Отечественной войны 1812 года П. И. Багратиона. Одна из крупнейших военных операций за всю историю человечества.
6 июня 1944 года Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин писал премьер-министру Великобритании Черчиллю: «Летнее наступление советских войск, организованное согласно уговору на Тегеранской конференции, начнется к середине июня на одном из важных участков фронта. Общее наступление советских войск будет развиваться этапами путем последовательного ввода армий в наступательные операции. В конце июня и в течение июля наступательные операции превратятся в общее наступление советских войск…».
Введение……………………………………………………………………………………1
Подготовка операции:……………………………………………………………………..2
-Красная Армия………………………………………………………………………..3
-Вермахт…………………………………………………………………………………4
Ход боевых действий………………………………………………………………………..
-Действия партизан………………………………………………………………………..
-Витебско-оршанская операция………………………………………………………..
-Могилевская операция
-Бобруйкая операция
-Завершение освобождения Беларуси
Итоги операции
Литература
В ночь перед общим наступлением русских на участке группы армий «Центр», в конце июня 1944 года, мощный отвлекающий партизанский налет на все важные дороги на несколько дней лишил немецкие войска всякого управления. За одну эту ночь партизаны установили около 10.5 тыс. мин и зарядов, из которых удалось обнаружить и обезвредить только 3,5 тыс. Сообщение по многим шоссейным дорогам из-за налетов партизан могло осуществляться только днем и только в сопровождении вооруженного конвоя.
Основным объектом приложения сил партизан стали железные дороги и мосты. Помимо них, были выведены из строя линии связи. Все эти действия серьёзно облегчили наступление войск на фронте.
Витебско-Оршанская операция
Если «Белорусский балкон»
в целом выдавался на восток, то район
города Витебск был «выступом на выступе»,
выдаваясь ещё дальше с северной части
«балкона». Город был объявлен «крепостью»,
аналогичный статус имела находящаяся
южнее Орша. На этом участке оборонялась 3-я
танковая армия под началом генерала Г. Х. Рейнгардта (
Операцию проводили два фронта. 1-й
Прибалтийский фронт под командованием генерала
армии И. Х. Баграмяна действов
Для координации усилий двух фронтов была создана специальная оперативная группа Генштаба во главе с маршалом А. М. Василевским.
Наступление началось с разведки боем рано утром 22 июня 1944 года. В ходе этой разведки удалось во многих местах вклиниться в немецкую оборону и захватить первые траншеи. На следующий день был нанесён основной удар. Главную роль играли 43-я армия, охватывавшая Витебск с запада, и 39-я армия под командованиемИ. И. Людникова, окружавшая город с юга. 39-я армия практически не имела общего превосходства в людях в своей полосе, но концентрация войск на участке прорыва позволила создать значительный локальный перевес. Фронт был быстро прорван и к западу, и к югу от Витебска. 6-й армейский корпус, оборонявшийся южнее Витебска, был рассечён на несколько частей и утратил управление. В течение нескольких дней командир корпуса и все командиры дивизий были убиты[13]. Оставшиеся части корпуса, потеряв управление и связь друг с другом, мелкими группами пробирались на запад[22]. Железная дорога Витебск — Орша была перерезана. 24 июня 1-й Прибалтийский фронт вышел к Западной Двине. Контратака частей группы армий «Север» с западного фланга провалилась. В Бешенковичах была окружена «корпусная группа D». В прорыв южнее Витебска была введена конно-механизированная группа Н. С. Осликовского, начавшая быстро продвигаться на юго-запад.
25 июня в районе Гнездиловичей (к юго-западу от Витебска) 43-я и 39-я армия соединились. В районе Витебска (западная часть города и юго-западные окрестности) оказался окружён 53-й армейский корпус Ф. Гольвитцера и некоторые другие части. В «котёл» попали 197-я, 206-я и 246-я пехотные, а также 6-я авиаполевая дивизия и часть 4-й авиаполевой дивизии. Другая часть 4-й авиаполевой была окружена западнее, уОстровно[23].
На оршанском направлении наступление
развивалось достаточно медленно. Одной
из причин отсутствия эффектного успеха
был тот факт, что под Оршей располагалась
сильнейшая из немецких пехотных дивизий — 78-я
штурмовая. Она была укомплектована значительно
лучше прочих и, вдобавок, имела поддержку
почти пятидесяти самоходных орудий. Также
в этом районе находились части 14-й
моторизованной дивизии[19][23]. Однако 25 июня 3-й Белорусский
фронт ввёл в прорыв 5-ю
гвардейскую танковую армию под командованием П. А.
Утром 27 июня Витебск был полностью очищен
от окружённой немецкой группировки, которая
накануне непрерывно подвергалась воздушным
и артиллерийским ударам. Немцы предприняли
активные усилия по прорыву из окружения.
В течение дня 26 июня были зафиксированы
22 попытки пробить кольцо изнутри[24]. Одна из этих попыток оказалась
успешной, но узкий коридор был запечатан
через несколько часов. Прорвавшаяся группа
численностью примерно в 5 тысяч человек
была снова окружена вокруг озера Мошно. Утром 27 июня генерал пехоты
Ф. Гольвитцер с остатками своего корпуса
капитулировал. В плен попали сам Ф. Гольвитцер,
начальник штаба корпуса полковник Шмидт,
командир 206-й пехотной дивизии генерал-лейтенант
Хиттер (у Бухнера ошибочно числится убитым),
командир 246-й пехотной дивизии генерал-майор Мюллер-Бюлов (ан
Одновременно были уничтожены малые котлы у Островно и Бешенковичей. Последнюю крупную группу окруженцев возглавил командир 4-й авиаполевой дивизии генерал Р. Писториус (англ.). Эта группа, пытаясь уйти через леса на запад или юго-запад, 27 июня наткнулась на идущую маршевыми колоннами 33-ю зенитную дивизию и была рассеяна[11]. Р. Писториус погиб в бою.
Силы 1-го Прибалтийского и 3-го Белорусского фронта начали развивать успех в юго-западном и западном направлении. К концу 28 июня они освободили Лепель и вышли к району Борисова. Откатывающиеся немецкие части подвергались непрерывным и жесточайшим воздушным ударам. Противодействие люфтваффе было незначительным[24]. Шоссе Витебск — Лепель, по словам И. Х. Баграмяна, было буквально завалено погибшими и разбитой техникой[25].
В результате Витебско-Оршанской операции был практически полностью уничтожен 53-й армейский корпус. По данным В. Хаупта, из состава корпуса к немецким частям прорвались двести человек, почти все — раненые[22]. Также были разгромлены части 6-го армейского корпуса и корпусная группа D. Были освобождены Витебск и Орша. Потери вермахта, по советским заявкам, превосходили 40 тысяч погибшими и 17 тысяч пленными (наибольшие результаты показала 39-я армия, уничтожившая основной «котёл»). Северный фланг группы армий «Центр» оказался сметён, и, таким образом, был сделан первый шаг к полному окружению всей группы.
Могилёвская операция
В рамках сражения в Белоруссии могилёвское направление было
вспомогательным. По словам Г. К. Жукова, координировавшего операцию 1-гои 2-го
Белорусских фронтов, быстрое выталкивание немецкой 4-й
армии из «котла», который создавали
ударами через Витебск и Бобруйск на Ми
23 июня после эффективной
артиллерийской подготовки[11]
Постепенно отход 4-й армии терял организованность. Связь частей с командованием и друг с другом была нарушена, части перемешивались. Отходящие подвергались частым авианалётам, приносившим тяжёлые потери. 27 июня командующий 4-й армией К. фон Типпельскирх отдал приказ по радио на общий отход к Борисову иБерезине. Однако многие группы отступающих этот приказ даже не получили, и не все получившие смогли выполнить[22].
До 29 июня 2-й Белорусский фронт заявил об уничтожении или захвате в плен 33 тысяч солдат противника. Трофеями числились, среди прочего, 20 танков, предположительно, из состава действовавшей в этом районе моторизованной дивизии «Фельдхернхалле».
Бобруйская операция
Бобруйская операция должна
была создать южную «клешню» огромного
окружения, задуманного Ставкой
Верховного Главнокомандования. Эту акцию целиком проводил
наиболее мощный и многочисленный из участвовавших
в операции «Багратион» фронтов — 1-й
Белорусский фронт под командованием К. К.
Наступление под Бобруйском началось на юге 24 июня, то есть несколько позже, чем на севере и в центре. Плохая погода сначала серьёзно ограничила действия авиации. Кроме того, условия местности в полосе наступления были очень сложными: приходилось преодолевать чрезвычайно крупное, полукилометровой ширины, топкое болото. Однако советские войска это не остановило, более того, соответствующее направление было выбрано намеренно. Поскольку в хорошо проходимом районе Паричей немецкая оборона была достаточно плотной, командующий 65-й армией П. И. Батов принял решение наступать несколько к юго-западу, через болото, охранявшееся сравнительно слабо. Трясину преодолевали по гатям[28]. П. И. Батов отмечал[28]:
Немецкие генералы поверили в условный топографический знак «непроходимое болото» (заштриховано) и поддались утешающей мысли, будто мы никак здесь, по болотным топям, наступать не сможем.
В первый день 65-я армия прорвала
оборону совершенно ошеломленного таким
манёвром противника на глубину 10 км, в
прорыв был введен танковый корпус. Аналогичного
успеха добился её левофланговый сосед —
28-я армия под командованием генерал-лейтенанта А. А.
3-я армия А. В. Горбатова, напротив, встретила упорное сопротивление. Х. Йордан использовал против неё свой основной подвижный резерв, 20-ю танковую дивизию. Это серьёзно замедлило продвижение. 48-я армия под командованием П. Л. Романенко, наступавшая слева от 28-й армии, также застряла ввиду крайне сложной местности. Во второй половине дня улучшилась погода, что позволило активно использовать авиацию: самолётами было проведено 2465 вылетов[29], однако продвижение по-прежнему оставалось незначительным[27].
На следующий день на южном фланге была введена в прорыв конно-механизированная группа И. А. Плиева. Контраст между стремительным наступлением П. И. Батова и медленным прогрызанием обороны А. В. Горбатовым и П. Л. Романенко был заметен не только советскому, но и немецкому командованию. Х. Йордан перенацелил в южный сектор 20-ю танковую дивизию, которая, однако, вступив в бой «с колёс», не смогла ликвидировать прорыв, лишилась половины бронетехники и была вынуждена отступить на юг[30].
В результате отступления 20-й танковой дивизии и введения в бой 9-го танкового корпуса северная «клешня» сумела глубоко продвинуться. 27 июня были перехвачены дороги, ведущие из Бобруйска на север и запад. Основные силы немецкой 9-й армии оказались в окружении диаметром примерно в 25 км[30].
Х. Йордан был отстранён от командования 9-й армией, вместо него был назначен генерал танковых войск Н. фон Форман. Однако сил, способных организовать полноценный деблокирующий удар извне, не имелось. Попытка резервной 12-й танковой дивизии прорубить «коридор» провалилась. Поэтому окружённые немецкие части начали самостоятельно предпринимать энергичные усилия для прорыва. Находящийся восточнее Бобруйска 35-й армейский корпус под командованием фон Лютцова начал готовиться к прорыву на север для соединения с 4-й армией[31]. Вечером 27 июня корпус, уничтожив всё вооружение и имущество, которое невозможно было унести, совершил попытку прорыва. Эта попытка в целом провалилась, хотя некоторым группам удалось пройти между советскими частями. 27 июня связь с 35-м корпусом прервалась. Последней организованной силой в окружении оставался 41-й танковый корпус генерала Хоффмайстера. Лишившиеся управления группы и отдельные солдаты собирались в Бобруйске, для чего переправлялись через Березину на западный берег, — их непрерывно бомбила авиация[22]. В городе царил хаос. Командир 134-й пехотной дивизии генерал Филипп от отчаяния застрелился[32].
27 июня начался штурм
Бобруйска. Вечером 28 числа остатки
гарнизона предприняли
Бобруйская операция завершилась успешно. Уничтожение двух корпусов, 35-го армейского и 41-го танкового, пленение обоих их командиров и освобождение Бобруйска заняло меньше недели. В рамках операции «Багратион» разгром немецкой 9-й армии означал, что оба фланга группы армий «Центр» остались оголёнными, а дорога наМинск открыта с северо-востока и юго-востока.
Информация о работе Беларуская наступательная операция Багратион