Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 20:29, контрольная работа
В течение недели с момента объявления 28 июля 1914 г. Австро-Венгрией войны Сербии в неё втянулись почти все великие державы Европы. Сразу же после начала войны поспешили заявить о своём нейтралитете Болгария, Греция, Испания, Португалия, Голландия, Дания, Швеция, Норвегия, США, ряд государств Латинской Америки и Азии, а также союзники австро-германского блока - Италия и Румыния.
Введение
1. Причины и цели войны
2. Военные действия на территории Беларуси
3. Положение Беларуси в годы войны. Белорусские беженцы
Заключение
Список использованной литературы
Министерство образования Республики Беларусь
УО «Брестский государственный университет им. А.С.Пушкина»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
«История Беларуси»
на тему: «Беларусь в годы Первой мировой войны»
Выполнила: студентка 1 курса юридического факультета заочного отделения сокращенной формы обучения группы «В»,
Пекарь Дарья Вячеславовна,
проживающая по адресу: г. Брест,
Брест 2012
Содержание
Введение
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В течение недели с момента объявления 28 июля 1914 г. Австро-Венгрией войны Сербии в неё втянулись почти все великие державы Европы. Сразу же после начала войны поспешили заявить о своём нейтралитете Болгария, Греция, Испания, Португалия, Голландия, Дания, Швеция, Норвегия, США, ряд государств Латинской Америки и Азии, а также союзники австро-германского блока - Италия и Румыния. Находившаяся в фарватере германской политики Турция также заявила о нейтралитете, но уже 2 августа турецкое правительство заключило секретное соглашение с Германией и приступило ко всеобщей мобилизации, фактически передав в распоряжение германского генерального штаба все вооружённые силы Турции.
Образовался русско-турецкий закавказский фронт, который отвлёк значительные силы русских войск от борьбы с Германией. В то время когда внимание империалистов западноевропейких государств было приковано к театру военных действий в Европе. хищнический японский империализм предъявил ультиматум Германии, потребовав немедленного отвода из дальневосточных вод и Тихого океана всех германских вооружённых сил и передачи Японии "арендованной" Германией территории Цзяочжоу с портом и крепостью Циндао. Германия отклонила ультиматум. 23 августа 1914 г. Япония обьявила войну Германии. После непродолжительной осады Циндао был захвачен Японией, а затем ею были захвачены Маршальские, Каролинские и Марианские острова в Океании, принадлежавшие Германии.
Так, начавшаяся империалистическая война в Европе, перекинувшись на Ближний и Дальний Восток, превратилась в мировую войну.
С конца XIX в. один кризис в международных отношениях следовал за другим, все сильнее накаляя обстановку. С каждым годом увеличивались расходы держав на вооружения; шовинистически настроенная пресса неустанно разжигала национальную рознь; милитаристы, военные заводчики, финансисты требовали скорейшего перехода к вооруженной агрессии глобальных масштабах. К лету 1914 г. в мировой политике накопилось так много «горючих материалов», что одна искра могла разжечь гигантский пожар. Правящие круги стран Антанты всячески стимулировали военные приготовления, договаривались о координации действии, заключали новые секретные конвенции о ведении операций на суше и на море. Был, например, детально разработан план переброски британского экспедиционного корпуса во Францию. Особенно активно действовали правящие круги Германии, которые учитывали, что Россия и Франция еще отставали в области вооружений, но через два-три года они должны были догнать, а может быть и превзойти Германию. Начальник генерального штаба Мольтке подчеркивал: «Война неизбежна... чем скорее она начнется, тем лучше». Его не смущало отставание Германии в гонке морских вооружений — выиграть войну на суше она сумеет, даже если Великобритания сразу примкнет к Франции и России. Кайзер был согласен: «пожалуй, нужно не ждать, а нанести удар».
8 июня в городе Сараево вблизи границ Сербии был убит эрцгерцог Франц-Фердинанд. Схваченные участники покушения входили в патриотическую группу «Млада Босна». На суде стрелявший в эрцгерцога Принцип говорил, что они борются за «объединение югославских народов...». В Вене не стали ожидать даже первых результатов следствия. Начальник австро-венгерского штаба генерал Конрад пришел в восторг оттого, что наконец-то возник повод для нападения на Сербию. В Берлин отправился специальный посланец Франца-Иосифа испрашивать санкции «старших партнеров». Вильгельм II рекомендовал «покончить с сербами». 23 июля Австро-Венгрия предъявила сербскому правительству ультиматум, включив в него требования, несовместимые с суверенитетом Сербии. Учитывая, что страна еще не оправилась от недавних войн, сербское правительство стремилось отстрочить столкновение с Австро-Венгрией и согласилось почти со всеми требованиями. Тем не менее, Австро-Венгрия 28 июля объявила Сербии войну.
Маскируя подготовку к агрессии, руководящие деятели Германии с конца июля отбыли «в отпуск». Но если общественность и была дезориентирована, то правящие круги стран Антанты имели достаточно информации, чтобы быть настороже. Соотношение сил, как они полагали, позволяет надеяться на победу. Будучи в 20-х числах июля в Петербурге, президент Франции Пуанкаре всячески подчеркивал, что России надлежит помочь Сербии; а Франция, в свою очередь, будет «верна своему союзническому долгу». В России лето проходило в упорных социальных столкновениях, и царские министры больше всего заботились об отвлечении народных масс от внутренних проблем. Из Петербурга Белграду посоветовали проявить максимум уступчивости, но одновременно в России была начата подготовка к всеобщей мобилизации.
Правящие круги Великобритании считали, что настал самый подходящий момент, чтобы положить конец притязаниям Германии. Но в публичных речах, в беседах с представителями Германии и Австро-Венгрии английские министры делали вид, будто Великобритания скорее всего сохранит нейтралитет; заверяли, будто у нее нет никаких «обязательств» по отношению к Франции.
В конце июля ход событий ускорился. Для обмана общественности каждая из держав предприняла ряд дополнительных маневров. Берлин, например, начал уверять, что выходом из кризиса была бы «локализованная война» Австро-Венгрии с Сербией. С запоздалым «посредничеством», которое ничего уже не могло изменить, выступило английское правительство. 31 июля началась всеобщая мобилизация в России. В тот же день Германия ультимативно потребовала прекратить ее, а 1 августа объявила России войну. Поспешность этого шага определялась стремлением правительства скрепить уже наметившийся сговор с правыми лидерами социал-демократии, которые охотно поддерживали фальшивую версию о необходимости вести оборонительную войну против царизма. Тем временем немецкие войска концентрировались вдоль западных границ. Это происходило по уже введенному в действие плану, предусматривавшему в первую очередь разгром Франции.
3 августа под вымышленным
предлогом германское
Мировая война, начавшаяся 1 августа 1914 г., длилась до 11 ноября 1918 г. Масштабы ее до 1917 г. непрерывно расширялись. Уже в конце августа 1914 г. по собственному почину в войну с Германией вступила Япония. Участие этой державы в войне ограничилось захватом немецких колоний на Дальнем Востоке и Тихом океане и поставкой залежалого оружия Антанте. К Германии и Австро-Венгрии в 1914-1915 гг. присоединились Турция и Болгария. Образовался «четверной союз».
Число стран, постепенно вступавших в войну против «четверного союза», было куда внушительнее. Помимо Японии, к ним относились Италия, Португалия, Румыния, США, Греция. Объявили войну Германии, не приняв в ней реального участия Китай, Сиам, Либерия, 14 государств Латинской Америки. Заслуживающая внимания оценка характера войны была дана в прокламации Петербургского комитета РСДРП в начале августа, в «Тезисах о войне», с которыми В.И. Ленин выступил в Берне в начале сентября 1914 г. и в других документах большевиков. Война определялась в них как грабительская и империалистическая. Ленин делал известное исключение для Сербии и южных славян, которые подверглись нападению со стороны Австро-Венгрии и Германии.
Основные цели Германии четко сформулированы уже в августе-сентябре 1914 г. Магнаты промышленности и финансового мира, такие, как Ратенау, Крупп, Стиннес и др., переслали канцлеру специальные аннексионистские меморандумы. Аппетиты рурских заводчиков характеризует, например, «записка» Тиссена, который требовал захвата Бельгии, Северо-Восточной Франции, Прибалтики, «Донской области с Одессой», Крыма, Приазовья, Кавказа, Марокко, Бельгийского и Французского Конго. Все эти документы были учтены Бетманом, который совместно с финансистом и политиком Гельферихом определил 9 сентября 1914 г. правительственную экспансионистскую программу.
«Внешнее равенство» членов проектируемого «союза» европейских стран должно было, как писал Бетман, прикрыть «экономическое господство Германии над Срединной Европой». В эту «Европу» предполагалось загнать Скандинавские и придунайские страны, Италию и Францию. Последняя «должна быть настолько ослаблена, чтобы она никогда не могла больше подняться как великая держава». Предусматривалась аннексия ряда территорий (богатый железной рудой район Лонгви-Бриэ во Франции, Люксембург, часть Королевства Польского и др.), создание вассальных государств (Бельгия, Голландия и др.). Как Прибалтику, так и всю Россию намечалось превратить в зависимую сельскохозяйственную страну. Захваты в Европе должны были стать трамплином для «мировой политики». «Наступает время германизировать Африку», — заявлял промышленник Краус. Создание обширной немецкой «Срединной Африки», установление контроля над Египтом, овладение опорными пунктами на Африканском побережье Атлантики также становятся важной целью германского правительства. Кроме того, намечалось вытеснить Англию из бассейна Средиземного моря, закрепить влияние в Турции, на Ближнем Востоке, обеспечить внедрение в Китай, захватить Северное Борнео и т.д.
Помимо притязаний, связанных с перекройкой карты мира, немецкие правящие круги собирались навязать побежденным суровые финансовые условия. Ратенау, например, предлагал взять с французов контрибуцию в 40 млрд. франков; Вильгельм II рассчитал, что Англия и США заплатят по 30 млрд. долларов. Руководящие круги Австро-Венгрии прежде всего стремились продлить существование своего распадавшегося. Правительство надеялось добиться этого, разгромив Сербию, задушив национально-революционное движение южных славян и аннексировав некоторые балканские земли (часть Сербии, Черногорию и др.). В 1915 г. возникла мысль о создании некоего зависящего от Габсбургской монархии объединения польских и западноукраинских земель. Позднее выяснилось, что правящие круги Австро-Венгрии так же хотят заполучить богатую нефтью Румынию.
Правительство Франции объявило о намерении вернуть Эльзас и Лотарингию. Но истинные замыслы магнатов французской металлургии и финансовой олигархии простирались куда дальше. Они хотели захватить Саарскую область, а если удастся — и Рейнскую промышленную зону. Осуществление этих планов создало бы экономическую базу притязаниям на военно-политическое господство Франции в Европе. Под предлогом «борьбы с пруссачеством» в Париже разрабатывали и более обширные планы раздробления Германии. Вне Европы Франция претендовала на часть турецких и немецких колоний.
Главная цель империалистов. Великобритании состояла в сокрушении мощи Германии как соперника в торговле, на море и в колониях. Вместе с тем, относительно сильная Германия должна была остаться «противовесом» Франции и России на континенте. Английские солдаты, штурмовавшие окопы «бошей», не подозревали, что их начальники прикидывают «за» и против» решительного поражения противника. Так, генерал Робертсон в 1916 г. рекомендовал «оставить Германию умеренно сильной на суше». Навязчивой идеей ряда влиятельных деятелей Англии становится дальнейшее «округление» огромной Британской империи. Их манили немецкие заморские владения и в еще большей мере богатства и стратегическое положение Среднего Востока. Предусматривалось также укрепление позиций в зоне Константинополя и Эгейского моря.
В аннексионистских замыслах правительство России не отставало от союзников и соперников. В марте 1915 г. Николай II потребовал включения в состав России Константинополя, западного побережья Мраморного моря и Дарданелл.
Таковы были подлинные цели держав, начавших первую мировую войну. Захватнические планы, отвечавшие интересам крупной буржуазии, имелись также у Италии, США и других государств, вступивших войну позднее. Эти цели сохранялись в секрете. В официальных декларациях правительства ограничивались пустыми фразами о намерении вести оборонительную войну. Государственные деятели, парламентарии и печать твердили о том, что их страна, их коалиция борется за справедливость, за права и интересы данной нации и даже всего человечества. Дезинформации народных масс способствовало переход большинства пацифистских организаций на националистические позиции. Значительную роль в разжигании атмосферы военного психоза сыграли служители церкви. Они помогали империалистическим правительствам мобилизовать и бросить в бой миллионы людей.
Заключение
Было выявлено, что после реформы 1861 года ускорились темпы капитализации сельского хозяйства и промышленности. После реформы 1861 года появились свободные работники. Промышленность преобразилась: исчезла мануфактура, появилась фабрика. К началу ХХ-го века завершился промышленный переворот в Беларуси: ручной труд был заменен на машинный.