Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 13:16, реферат
За первым юбилеем молодой Астаны тоже стоит своя непростая история, которая измеряется не десятилетиями, а веками нелегких испытаний, больших достижений и памятных событий. Знаменательным шагом, изменившим судьбу города и всей нашей страны, стало политическое решение президента Казахстана Нурсултана Назарбаева о переносе столицы из Алматы в Акмолу. Когда после развала Советского Союза одно за другим останавливались предприятия и огромные массы рабочих и служащих еще только начинали учиться опыту выживания в новых, рыночных, условиях, это решение вызвало немало споров. Однако уже первые десять лет жизни новой столицы наглядно показали, что благодаря этому решению на карте Казахстана появился город, которым гордится вся страна и восхищается весь мир.
Города возникают не сразу. Они формируются
десятки, сотни, тысячи лет. Меняют свой
облик, растут и развиваются в соответствии
с требованиями времени. Каждое поколение
вписывает в их летопись свою строку, определяя
их будущее – расцвет или упадок, взлет
или падение…
За первым юбилеем молодой Астаны тоже стоит своя непростая история, которая измеряется не десятилетиями, а веками нелегких испытаний, больших достижений и памятных событий. Знаменательным шагом, изменившим судьбу города и всей нашей страны, стало политическое решение президента Казахстана Нурсултана Назарбаева о переносе столицы из Алматы в Акмолу. Когда после развала Советского Союза одно за другим останавливались предприятия и огромные массы рабочих и служащих еще только начинали учиться опыту выживания в новых, рыночных, условиях, это решение вызвало немало споров. Однако уже первые десять лет жизни новой столицы наглядно показали, что благодаря этому решению на карте Казахстана появился город, которым гордится вся страна и восхищается весь мир. В образе новой столицы Казахстана заключен глубочайший политический, духовный и даже философский смысл. Это не просто яркий современный мегаполис. Это символ возрождения нашего государства, обновления и обретения глубокой и подлинной духовности народом Казахстана. Астана стала городом, с которым связаны мечты, надежды и перспективы всех поколений казахстанцев. Основные вехи истории мегаполиса, сменившего несколько названий, и ставшего на рубеже веков главным городом Казахстана, говорят о том, что стратегическую значимость в жизни государства он не терял никогда.
Военная ставка кипшакского султана, появившаяся более тысячи лет назад в левобережной долине реки Ишим, заняла свое место в истории новой столицы Казахстана – Астаны. Благодаря открытию и исследованию руин городища Бозок, удалось установить, что история города уходит корнями в прошлое более чем на тысячу лет. Поисками средневековых городов, располагавшихся когда-то в бассейнах рек Нуры и Ишим, ещё с начала XX века занимались и видные ученые, и местные краеведы. Однако лишь с переносом столицы из Алматы в Акмолу, началось планомерное археологическое исследование верхнего Приишимья. Городище Бозок было открыто в 1998 году К. А. Акишевым – руководителем и основателем Ишимской археологической экспедиции. Поселение возникло как военная ставка, резиденция кыпчакского султана, контролировавшего важный узел торговых караванных путей Степного шелкового пути. Облик и военно-оборонные качества городища Бозок не соответствуют уровню военного дела золотоордынского времени, что свидетельствует в пользу появления городища в до монгольский период, то есть тогда, когда в степях Сары арки начали возвышаться огузо-кыпшакские племена. Прошли века, место было оставлено его первопоселенцами. Второй этап в истории городища приходится на период усиления в степи Кыпчакского ханства (Х-XI вв.). Заселившие это место кипчаки очистили рвы, построили дома из глиняных кирпичей и дерева. В центре площадок здесь стояли юрты. Основания их были открыты в процессе раскопок. Новые жители городища засыпали рвы и построили здесь первые мавзолеи и минарет. В этом нет ничего удивительного, так как с глубокой древности города в степи формировались вокруг святынь, вокруг могил предков.
Третий этап освоения этого места начался в золотоордынскую эпоху (XIII-XIV вв.) и продолжился до нового времени. Руины городища Бозок приобретают статус культового центра и становятся местом погребения знати. Возможно, здесь был похоронен один из первых мусульманских миссионеров, могила которого стала святыней. На городище Бозок исследованы остатки пяти мавзолеев, построенных из сырцового и обожженного кирпича. Рядом с мавзолеями открыты кирпичеобжигательные печи. В одной из могил встречена серебряная монета, которая, предположительно, была выпущена в 1321 году. Возможно, жизнь на городище Бозок продолжалась и в период Казахского ханства. Открыты погребения, сделанные по мусульманскому обряду: умершие захоронены в подбоях – ляхад - головой на запад, лицом на юг, без вещей. Самые поздние погребения, возможно, относятся к XVII - ХVIII вв. На южной окраине археологического памятника расположены руины казахских зимовок ХVIII - ХIХ веков. Дата установлена по фрагментам Кузнецкого фарфора. Городище Бозок имеет уникальное значение для столицы Казахстана, как подтверждение его древних истоков. Появление более тысячи лет назад военной ставки на месте современной Астаны обусловлено геостратегическим фактором - возможностью контроля над караванными маршрутами Степного Шелкового пути. Городище Бозок, судя по концентрации на его территории мавзолеев, являлось духовной Меккой средневекового населения Нура-Ишимского региона.
2. Решение о создании Акмолинского укрепления
Формально история степной военной крепости, которой впоследствии предстояло стать торговым перекрестком в степях Сарыарки, центром целинного края и столицей суверенного Казахстана, началась с административной царской реформы: в 1822 году Александр Первый принимает Устав о сибирских киргизах. Средний жуз, традиционно кочевавший на территории Акмолы, был включен в состав вновь образованной Омской области и разбит на административные округа и аулы. В 1824 году были открыты два первых окружных приказа – Кокчетавский и Каркаралинский. Из-за нехватки финансовых средств открытие других внешних округов было отложено на некоторое время.
В 1829 году султан Коныркульджа Кудаймендин, правнук Семеке-хана, правителя Среднего жуза, обратился к русскому правительству с просьбой о защите его аулов от набегов "разбойничьих шаек" и об образовании приказа в управляемых им Карпыковской и Куандыковской волостях. Кроме того, с прошением о защите торговых караванов, приходящих из Туркестана в пограничные места и обратно, неоднократно обращались и другие султаны, и царские чиновники. По данному вопросу в администрацию Западной Сибири обращается в 1829 году султан Губайдулла Валиев, возглавлявший Кокчетавский приказ. Начальник штаба Отдельного Сибирского корпуса генерал-майор С. Б. Броневский также в сентябре 1829 года в своем донесении в Омск рапортовал, что «в Карпыковской волости, управляемой султаном Конуркулжею Худаймендиным желают открыть округ при урочище Ак-Мола». Вскоре вопрос о строительстве Акмолинского укрепления был решен. 28 мая 1830 года на строительство окружного приказа из Петропавловска вышел отряд Ф. К. Шубина в 200 человек с повозками. Султан К. Кудаймендин в то лето кочевал со своими аулами в урочище Караоткель. Сюда и прибыл отряд Ф. К. Шубина, становясь первым лагерем у мавзолея бия Нияза. Сюда, на знаменитую возвышенность с одиноким мазаром, окруженную майским паводком, были приглашены старейшины местных родов для обсуждения вопроса месторасположения административного центра будущего округа – Акмолинского укрепления. Аксакалы убеждали Шубина построить форпост на Караоткеле, наиболее удобном для связи между обитателями обоих берегов Ишима. Офицер прислушался, и 18 июня 1830 года был составлен документ, скрепленный подписями грамотных и тамгами – неграмотных старейшин-аксакалов. Это была своего рода расписка султанов и старшин казахских волостей. Название менять не стали, и во всех бумагах царской администрации местечко фигурировало как Акмола, Акмолинск. И этот день можно с полным основанием считать днём рождения будущей столицы Казахстана. Тогда жителей крепости насчитывалось лишь 313 человек.
3. Акмолинск – перекресток торговых путей
Акмолинск, как транзитный пункт, связывавший Россию со Средней Азией, всегда был очень удобен для развития коммерции, промышленности и культуры. Этим и был обусловлен когда-то выбор места для степного форпоста. Сюда переселялись купцы из Сибири, Урала, Средней Азии. Со временем маленькое военное укрепление превратилось в небольшой городок. Если говорить современным языком, Акмола стала обладать инвестиционной привлекательностью. Уже в 1863 году на постоянном жительстве из российских граждан купеческого сословия числилось 51 человек, иностранных - 340. Общая же численность торговцев достигла 1236 человек. Статус города был присвоен Акмолинской станице решением Министерства внутренних дел Российской империи от 7 мая 1862 года.
В 1868 году по высочайшему указу была образована обширная Акмолинская область, состоящая из пяти уездов: Акмолинского, Кокчетавского, Петропавловского, Омского, Атбасарского. В соответствии с требованиями того времени, утверждался герб области. Подлинника первого герба жителям Астаны уже никогда не увидеть: хранилище Герольдии, где он находился, было закрыто в 1917 году. Сохранилась лишь копия графического изображения бесценной исторической реликвии: на зелёном щите изображен мавзолей бия Нияза с двумя остроконечными башнями и куполом из серебра, с полумесяцем из золота посередине. С прибытием купцов открывались новые торговые помещения, мануфактуры и банки. Население Акмолинска постоянно росло. Всего в 1869 году в Акмоле проживало 5172 человека, а уже в 1910 году население составило 13000 человек разных национальностей. Существенные изменения в жизнь Акмолы внесла городская реформа в рамках российских преобразований. Так, в 1870 году в городе появилась городская дума с ее исполнительным органом – городской управой. Выборы депутатов, избиравшихся в думу на четырехлетний срок, производились на основе имущественного ценза путем тайного голосования. Большинство членов городской думы были представители купечества. Промышленность Акмолинска носила кустарный характер. В 1913 году в городе было 9 кирпичных заводов, 2 кожевенных и др., всего – 40 предприятий с общим числом рабочих – 208 человек. Кроме того, в городе насчитывалось более 100 ветряных мельниц. Забегая вперед, скажем, что в 1916 году население всей области составляло свыше полутора миллиона человек. Коренных жителей и представителей других азиатских народов насчитывалось около 228 тысяч и около 1 млн. было переселенцев из России и Украины. Акмолинские купцы, деятельность которых пришлась на 70-е годы XIX века, развивали торговые связи с Бухарой, Кокандом, Туркестаном. В 1897 году город ещё не был большим: в нём проживало 9707 человек. Из них 5105 лиц мужского пола и 4602 – женского. Казахов было 3020 человек, русских – 4619, татар - 1035, мордвы - 223 человек, немцев - 205 человек, евреев - 173 человека, украинцев - 101 человек и др. Только 7 жителей города имели высшее образование, и среди них была лишь одна женщина. Грамотные люди составляли только 22,5% от общего числа акмолинцев. Таковы были итоги первой Всеобщей переписи населения Российской Империи, найденные старейшим архивистом столицы Николаем Ивановичем Байчиковым.
Постепенно город стал застраиваться каменными домами, многие из которых и по сей день сохранились в старом центре столицы. Постепенно начала расширяться городская система образования. В 1898 году в области насчитывалось 3 городских, 12 церковно-приходских школ и несколько сельскохозяйственных училищ. В развитии образования важную роль сыграли носители новой прогрессивной мысли – политические ссыльные. По неполным данным, с 1882 по 1906 годы здесь отбывали ссылку 45 человек. Уровень их образования позволял им выходить на службу в различные учреждения городка.
4. Акмолинск накануне революции
На старой Думской улице (позже Комсомольская, ещё позже Желтоксан) находилось здание городской Управы, которой отводилась важная политическая, общественная и хозяйственная роль в жизни города. Именно отсюда осуществлялось руководство всеми делами Акмолинска. После февральской революции и перехода власти к Временному правительству, члены управы сформировали в Акмолинске уездный Исполнительный комитет, который, правда, продержался недолго. Инициативная большевистская группа во главе с Т. И. Бочком 27 декабря 1917 года образовала Акмолинский городской Совдеп, а на первом уездном съезде рабочих, крестьянских, солдатских и мусульманских депутатов 2 марта 1918 года был избран Акмолинский уездный Совдеп и принято решение об установлении в уезде единой Советской власти. После закрытия съезда его участники пошли к городской управе и торжественно спилили столб с двуглавым орлом.
Постоянная смена власти – одна из составляющих смутного времени. Пришёл Колчак, и управа возобновила свое существование. Должность городской главы исполнял купец С.А. Кубрин, который, заболев тифом, скончался осенью 1919 года. Двадцать четвертого ноября 1919 года, перед тем, как белоказачий атаман Дутов навсегда покинул Акмолинск, купечество и местная интеллигенция устроили в освободившемся от штаба помещении Управы прощальный бал. А вечером следующего дня, 25 ноября, у северо-западной городской окраины появился авангард Кокчетавской группы войск – 1-й Акмолинский и 2-й Кустанайский стрелковые полки Отдельной Степной бригады 59-ой дивизии во главе с Г. Ю. Нейманом. Управу заняла новая власть – штаб 59-ой стрелковой дивизии (начдив К. И. Калинин, он же начальник Кокчетавской группы войск). Позже здесь квартировали разные советские учреждения, в том числе городская и областная библиотеки.
5. Акмолинск во время Великой Отечественной войны
В октябре 1939 года, Акмолинск был определен областным центром. Это произошло не случайно: к началу Великой Отечественной войны он уже был достаточно большим городом с широко представленной индустрией. Здесь работало 6 предприятий, из них три – республиканского значения, и ещё три – местной и кооперативной промышленности. Общая численность занятого на них населения составляла 801 человек. К тому времени в Акмолинске проживало 32,5 тысячи горожан. С передачей Акмолинску нового статуса перед городом открывались новые заманчивые перспективы. Акмолинская область в целом после революции, в годы первых пятилеток развивалась, как сельскохозяйственный район. Крупные промышленные предприятия появились здесь лишь во время Великой Отечественной войны с передислокацией сюда заводов из республик Советского Союза, подвергшихся немецко-фашистской оккупации. Всё взрослое население прошло подготовку к противовоздушной и противохимической обороне, а мужчины в возрасте от 16-ти до 50-ти лет – обязательное военное обучение. Статистика тех лет свидетельствует: к началу 1945-го более 10 тысяч акмолинцев сдали нормы ПВХО, военному делу было обучено 9172 человека. Был создан штаб местной противовоздушной обороны и подготовлены группы самозащиты, активно работали ОСОАВИАХИМ и Красный Крест. Акмола сыграла важную роль в формировании казахстанских воинских частей. Здесь были укомплектованы 310, 387, 29 стрелковые и 106 кавалерийская дивизии. Из 9783 акмолинцев, ушедших на фронт за все годы войны, не вернулось 7414. Тридцать восемь воинов-акмолинцев были удостоены звания Героя Советского Союза, семеро награждены Орденами Славы трех степеней. Перестройка промышленности на военный лад, передислокация крупных производств, огромный поток эвакуированных – всё это сказалось на развитии экономического потенциала города. Число промышленных предприятий возросло в два с половиной раза. Появились так называемые заводы союзного значения – знаменитый «Казахсельмаш» и № 317. В 1944 году на 16-ти предприятиях трудилось 2800 человек.
Североказахстанский город стал вторым домом для депортированных народов. Акмолинский горком партии и исполнительный комитет Совета депутатов трудящихся решал вопросы трудового и хозяйственно-бытового устройства спецпереселенцев, регламентировал призыв в армию, распределял скот и выдавал пособия переселенцам с Северного Кавказа, открывал для них образовательные и культурные учреждения. Но, помимо этого, приходилось ещё решать вопрос эвакуированных с оккупированных районов СССР. Только за первый год в Акмолинскую область прибыло около 30 тысяч человек, которых, несмотря на условия военного времени, необходимо было обеспечивать жильём и медицинской помощью.
В годы войны акмолинцы все силы направляли на помощь фронту. Собирали средства в фонд обороны страны: на строительство танковой колонны и авиационной эскадрильи было собрано 3 млн. 719 тыс. рублей, денежной лотереи реализовано на 5 млн. 666 тыс. рублей, на фронт шли посылки с продуктами и тёплыми вещами. Ещё одной важной задачей тыла была помощь инвалидам войны и семьям военнослужащих.
Один из самых значимых этапов в истории северного провинциального городка начался с решением партии и правительства СССР об освоении целинных и залежных земель. Молодые энтузиасты со всех городов Советского Союза приступили к воплощению идеи Никиты Хрущева, генерального секретаря ЦК КПСС, в жизнь. Второго марта 1954 года прибыл первый эшелон с добровольцами из Алма-Аты, а 5 марта – с московскими целинниками. Согласно историческим данным, только в период с 1953 по 1958 год в Акмолинскую область прибыло около 270 тысяч человек. До сих пор здесь, уже в молодой столице Казахстана, живут дети и внуки тех первых целинников. Благодаря освоению целинных земель Акмолинская область превратилась в одну из главных житниц страны и крупный центр сельскохозяйственного машиностроения. За 1953-1956 года в области было поднято 3,5 млн. га целинных земель. Город бурно развивался, и 26 декабря 1960 года вышел Указ об образовании Целинного края. А с 1961 года он именовался уже Целиноградом. Во исполнение ещё одной идеи Никиты Хрущева – образовании в Казахстане Целинного края со столицей в Целинограде – было принято Постановление Совета Министров СССР и разработан генеральный план развития города, а также план реконструкции старой и развития новой застройки в Юго-Восточном направлении. Шестого ноября 1963 года в Целинограде начал действовать телецентр. Тогда же был открыт Дворец Целинников, построенный по проекту латвийских архитекторов П.Ю. Фогелса, О.Н. Крауклиса, Д.К. Даннеберг. Он был рассчитан на 2 355 мест. По масштабам и системе оборудования на тот момент считался вторым в СССР после Кремлёвского Дворца съездов.