Армия и военное дело в Древнем Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 19:25, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. История Рима изучалась очень и очень долго. И вместе с ней на страницы трудов авторов-историков выходили и то, как эта страна воевала. Еще в творениях Тита Ливия появилось упоминание об армии Рима. Именно благодаря тем победам и достижениям армий Рима существуют стратегия. Наиболее важные труды по стратегии и тактики были созданы полководцами этой страны. Многие современные ученые углубленно изучают эту тему

Содержание

Введение 3
Глава 1. Римский легион.
1.1 Развитие римского легиона 9
1.2 Проблемы тактики легионов в работах различных авторов 15
1.3 Общая численность легионов 17
Глава 2.Вспомгательные войска, службы и обязанности.
2.1 Медицинская служба 19
2.2 Военные машины. Артиллерийская служба легиона 19
2.3 Кавалерия 20
Глава 3. Повседневная жизнь легиона.
3.1 Лагерь и его обустройство 24
3.2 Работы легионов в мирное время 27
3.3 Дисциплина 30
Глава 4. Флот.
4.1 Римский флот 31
4.2 Тяжелый флот Рима 32
Глава 5. Эволюция вооружения легионеров
5.1.Наступательное вооружение 34
5.2.Защитное вооружение 36
5.3.Вес снаряжения 38
Глава 6. Стратегия римских легионов
6.1.Битва при Каннах 40
6.2.Битва при Киноскефалах 42
6.3.Битва при Каррах 46
Заключение 48
Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Др Рим.doc

— 723.00 Кб (Скачать документ)

 

Глава 3. Повседневная жизнь  легиона.

 

 

3.1. Лагерь и его обустройство.

Одна палатка занимает десять футов; пространство, ею занимаемое, увеличивается на два фута за счет натяжения канатов. Вмещает такая палатка восемь человек. Полная центурия составляет восемьдесят человек: поэтому для нее необходимо десять палаток, которые выстраиваются в линию на сто двадцать футов. Поскольку ширина hemistrigium достигает тридцати футов, для палаток дополнительно прибавляется десять футов, для вооружения прибавляется пять футов, для вьючных животных — девять футов; то есть всего — двадцать четыре фута.

Когда две центурии размещаются друг против друга, должна быть оставлена полоса (striga) шириной шестьдесят футов. С учетом выше упомянутых сорока восьми футов остаются двенадцать футов, составляющих пространство, достаточное для передвижения войск. Это пространство рассчитано на полную легионную центурию. Поскольку в течение одной вигилии из любой центурии несут караул по четыре человека, поэтому в расположении каждой центурии разбивается не по десять, а по восемь палаток. Выходит так, что остается место для палатки центуриона на том пространстве, где должны стоять палатки находящихся в карауле. В противном случае для центурии понадобилось бы больше места.

Легионы, размещают непосредственно у лагерного вала, чтобы они его охраняли и собой как стеной из человеческих тел удерживали от бегства находящееся в лагере разноплеменное воинство. В том случае, если прибывает много подкреплений и необходимо расширить пространство для когорт, длина и ширина hemistrigium должны все равно остаться неизменными.

Первая когорта, поскольку  в ней хранятся штандарты и  орлы, располагается во внутренней части лагеря, отделенной от внешней дорогой, называемой via sagularia. Обладая по сравнению с другими когортами двойной численностью личного состава, она занимает в два раза большее пространство: например, до штандартов — 120 футов, до архива — 360 футов; или до штандартов — 180 футов и до архива — 240 футов. Внутренняя планировка — как у остальных когорт. Итак, если в лагере размещается непарное количество легионов, к примеру — три, первые когорты двух легионов должны размещаться по обе стороны от претория строго вдоль via sagularis, а первая когорта третьего легиона — в претентуре и тоже вдоль via sagularis. Для входящих в лагерь через преторианские ворота эта когорта будет по левую руку, а остальные — по правую.

Однако, когда собраны  вместе пять или шесть легионов, четыре первые когорты должны быть попарно размещены по разные стороны от претория, две — в претентуре выше госпиталя, а затем — вексилляции. Если того требует ситуация, вместо вексилляций может быть помещена пехотная когорта из 500 человек, и, если пространство еще более ограничено, там должна размещаться легионная когорта. Однако должно быть точно рассчитано, чтобы осталось 120 футов на госпиталь и на остальные подразделения, расположенные выше, а именно: ветеринарные службы и мастерские. Мастерские следует подальше располагать от госпиталя, в связи с необходимыми требованиями врачей (излишний шум).

Легионные вексилляции  должны занимать такое же пространство, как и легионная когорта, насчитывающая  до 600 человек. Из-за скарба, легионные вексилляции следует располагать в претентуре или по разные стороны от претория — выше первых когорт. Насколько возможно, их не следует располагать у вала и нельзя допускать, чтобы командир вексилляций был равного ранга с командиром легиона, дабы не случилось так, что вал будет прорван врагами, а легион и легионный легат всю ответственность за происшедшее возложили бы на вексилляции.

Преторианские когорты  следует располагать по обе стороны  от претория и выделить им по сравнению  с легионными когортами в два раза большее пространства, потому что они пользуются большими палатками. Примипиларии и эвокаты должны располагаться там же

Преторианская кавалерия  должна размещаться вправо, а императорские equites singulares — влево от претория. Если их в лагере наберется много, скажем, 600 equites singulares и 300 кавалеристов-преторианцев, то 150 equites singulares пусть располагаются в преторианских рядах. Должно быть так, чтобы по обе стороны от претория размещалось равное количество людей. Декурионам же и остальным принципалам, каждый из которых имеет по две лошади, следует отвести больше пространства. Если же численность тех и других меньшая и достаточно пространства для 100 конников, не следует колебаться и выделить место для штабных подразделений, чтобы они находились слева от претория в непосредственной близости от него.

В том случае, если имеем  дело с непарным количеством преторианских  когорт, следует разместить преторианскую  кавалерию на месте одной из когорт с тем, чтобы по левую и правую руку от претория количество и расположение преторианских когорт было равным. Если же численность equites singulares достигает 800 или 900, их следует расквартировывать равными количествами и полными рядами (палаток) по обе стороны от претория. Если их около 500, одного ряда палаток будет достаточно.

 Особенно следует  позаботиться о том, чтобы длина  претория была не более 720 футов.  Это нужно затем, чтобы размещенные  по обе стороны от него преторианцы  и остальные войска имели достаточное  пространство для размещения  полными рядами палаток. Хотя общая ширина претория достигает от 140 до 220 футов, длина его, должна доходить до 720 футов.

Таким же образом от 50 до 70 футов должно быть выделено спутникам  императора, и на этом пространстве префекту претория следует выделить место возле via Principalis. После того, как via Principalis проведена, преторианцы и остальные части занимают место.

Алтари устанавливают  в конце претория; место для  авгуратория — по правую руку от претория сразу за via Principalis, чтобы  военачальник мог правильно воспринимать знамения. Слева от претория строится трибунал, с которого полководец, завершив гадание по полету птиц, сообщает войску о благоприятных предзнаменованиях.

Ниже по via Principalis выделялось пространство для обустройства легатов, которое называется scamnum и не имеет фиксированного количества рядов палаток, потому что число размещенных в лагере легионов бывает различно. Однако, всегда следует отводить от 50 до 80 футов в ширину в зависимости от числа находящихся в данный момент в лагере легионов. Здесь же обычно располагаются трибуны преторианских когорт. Подобным образом ниже следует разместить легионных трибунов в месте, которое также называется scamnum. Отделенные от них дорогой, одна за другой разбивают лагерь тысячные и полутысячные когорты

Выше претория проходит дорога шириной 40 футов. В том случае, если гарнизон особенно велик, 5 легионов и больше, на двух участках этой дороги обычно устраивают ворота — porta quintanae. Если имеются эти ворота, то ширина дороги должна составлять 50 футов. Дорога называется via quintana из-за количества войск.

Пространство выше претория на уровне ворот называется decumana, потому что там располается десятая  когорта. Квесторий должен быть уже, чем преторий, потому что непосредственно  за преторием должны находиться ряды палаток с телохранителями. В квестории помещаются послы противника и заложники, а также добыча.

Центурии телохранителей должны размещаться  по обе стороны от квестория у via quintana, чтобы прикрывать тыльную  часть претория и вообще быть к  нему поближе. Им выделяется двойное пространство, поскольку телохранители пользуются такими же палатками, что преторианцы. Выше их располагается полутысячная пехотная или конная когорта. В других рядах вдоль дороги via quintana располагаются пехотные или конные когорты. Выше их располагаются союзники и прочие племена

30 футов достаточно для ширины  дороги via sagularis. Если же в лагере находятся 5 легионов, ширина дороги должна быть 40 футов. Учебные помещения первой когорты, где отдаются приказы всему легиону, должны располагаться на scamnum легатов напротив легионного орла.

Лагерь по мере возможности  должен иметь пропорции 3 х 2, чтобы  войско могло освежаться порывами бриза. Как я уже упоминул о пропорции 3 х 2, например, длина лагеря — 2.400, ширина — 1.600 футов.

Как известно, армии во время похода каждый вечер укрывались в лагере, который строили, следуя неизменным правилам описанным выше, предназначенным обеспечить абсолютную безопасность солдат. Они предназначались обычно для многих легионов. То же самое верно и для постоянных лагерей в начале Империи; к моменту смерти Августа три легиона располагались, под командованием Блеза, в одном и том же лагере в Паннонии, тогда как в Ветере были объединены два легиона. Этот порядок сохранялся и при Домициане, что, по мнению императора, способствовало мятежу Антония Сатурнина. Поэтому отныне было запрещено размещать в одном лагере более одного легиона. С тех пор история лагерей совпадает с историей легионов. И так как с начала II века смены гарнизона стали очень редкими, старые лагеря с палатками и бараками уступили место настоящим крепостям с казармами, содержащим всё, что было необходимо для жизни солдат во время мира. Их развалины находятся во многих странах. Наиболее известные и лучше всех сохранившиеся – в Ламбезе в Алжире и в Карнунте в Австрии, по которым можно судить обо всех лагерях, располагавшихся на limes ("межа", пограничная зона) в Англии, на Рейне и в других местах. Эти легионные крепости, среди которых лагерь в Ламбезе можно считать наиболее совершенным, были задуманы по плану прежних временных лагерей. Они также были окружены укреплениями; но вместо укреплений из земли или мелких камней они имели мощные стены с башнями, способные выдерживать повторные штурмы. Как и прежде, они были разделены на четыре части двумя перпендикулярными дорогами: via principalis шла от левых боковых ворот к правым, via praetoria и её продолжение, via decumana, соединяли porta praetoria ("ворота претория") с porta decumana ("десятинные ворота", у 10-й когорты). В месте встречи этих двух больших дорог возвышался praetorium со всеми своими аксессуарами; позади praetorium был расположен quaestorium, и повсюду вокруг располагались постройки, необходимые для нужд легиона. Но эти различные здания были задуманы намного более крупными, как и подобает строениям, предназначенным стоять долгое время. Подробнее об этом сказано в связи со словами praetorium и quaestorium. Здесь достаточно напомнить, что лагерь легиона включал в себя, кроме самих казарм, бани, специально приспособленные к использованию солдатами, залы собраний для унтер-офицеров [scola], святилища для отправления культа (смотрите далее), конторы для административных служб (tabularium), госпиталь (valetudinarium), тюрьму, арсенал (armamentarium), рынок, склады (horrea) и т.д. Следует отметить также сооружение, которое кажется своего рода приложением к лагерю, хотя оно и расположено вне стен – амфитеатр. Через четверо ворот крепости выходили дороги, продолжение внутренних улиц, которые были окаймлены справа и слева военными кладбищами.

3.2. Работы легионов в мирное время.

Лагерь и входившие  в него постройки находились в  ведении префекта легиона, praefectus castrorum legionis (смотрите выше). Присутствие этих лагерей привлекало, естественно, огромное количество торговцев всякого рода. Сначала они устраивались в хижинах; затем кирпич и камень сменили доски и мешковину, и мало-помалу возникала деревня, эмбрион будущего города [canabae]. Эти города, родившиеся из легионных лагерей, сыграли большую роль в истории имперских легионов. Они поставляли им большую часть новобранцев, начиная с правления императора Адриана, что будет объяснено ниже, и они оказали существенное влияние на распространение римской цивилизации в провинциях. В императорскую эпоху лагерь легиона был центром и источником процветания для обширной территории. Об этом упоминают эпиграфические памятники (territorium legionis, prata legionis, "луга легиона"). Всё это пространство, часто очень значительное, было предназначено обеспечивать легион всем необходимым: там он находил сено для вьючных и верховых животных, пастбища для скота, доверенного надзору pecuarii, древесину для строительства и отопления, короче, всё, что большое имение поставляет семьям или коллективам. На этой territorium legionis не было иных городов, кроме тех, которые возникали из самого легиона и о которых я собираюсь рассказать; легион был по отношению к своей территории тем же, чем муниципалитет является по отношению к территории муниципалитета: легат был там мэром, таким же, как в других местах кваттуорвиры ("члены коллегии четырех"). Из вышеизложенного легко понять, как появились эти огромные города по соседству с военными лагерями. Командующий легионом выделял для торговцев и прочих первых поселенцев участок на территории, зависящей от легиона, на определенном расстоянии от лагеря, чтобы не мешать обороне и обеспечить нормальные условия для несения военной службы. Понятно также, каким образом можно было предоставить ветеранам, без всякого труда и не нанося никакого ущерба обитателям страны, землю для обработки и место для городов. История легиона в Африке нам дает очень ценные сведения на этот счет. Предназначенная для него территория была абсолютно пустынной в начале II века, когда ее заняли солдаты. Мало-помалу она наполнилась местечками, некоторые из которых стали процветающими: vicus (деревня) Верекунда, находившаяся в зависимости от муниципия Ламбез, Ксар-эль-Генная, чья судьба была точно такой же, Эль-Мадер и Сериана, более крупные поселения, наконец, Зана (Diana veteranorum), само имя которого свидетельствует о происхождении его жителей, и которое достигло подлинного процветания. В этих поселках некоторые здания были построены самим легионом, что лучше всего доказывает тесные отношения, объединявшие их с армией. М. Шультен полагает, что эти поселения, даже получив по милости императора автономное гражданское самоуправление, оставались подчинены надзору командующего легионом. В соответствии с принципами римских полководцев, для которых война была постоянной практикой, солдат должен все время упражняться, чтобы быть на высоте своих задач. "Даже после долгих лет службы воин, не прошедший и не знающий всех упражнений, всё равно остается новобранцем", – говорит Вегеций. В присутствии ли врага или во время мира легионер должен регулярно трудиться. Кроме упражнений, обязательных для новобранцев, следует упомянуть: марш-броски (ambulatio) и военные прогулки, совершаемые три раза в месяц – пехотинцы проходили десять миль (15 км) военным шагом, с оружием и багажом; маневры (decursio, exercitatio); строительные и земляные работы; прыжки, плавание и т.д. Великие полководцы Республики проявляли особый интерес к этим упражнениям и некоторые из императоров также уделяли им все свое внимание. Известно, что Адриан, во время своего путешествия в Африку, приказал производить в своем присутствии перестроения пехотинцев и всадников легиона III Августа и после этих маневров направил им благодарность в приказе, который частично сохранился до наших дней.

Более того, чтобы легионеры  были заняты непрерывно, власти не упускали случая загружать их и работами, интересующими провинции, будь они  военными или нет. В 567 г. от основания  Рима (187 г. до н.э.) консул Фламиний приказал войскам построить дорогу из Бононии (Болоньи) в Арретий (Ареццо); Сципион Назика занимал своих солдат постройкой судов, "хотя не было никакой необходимости во флоте и просто для того, чтобы помешать праздности испортить нравы"; Марий приказал с той же целью прорыть канал у Родана (Роны), а Сулла – отвести воды Кефиса; Цезарь приказал одному из своих легионов соединить укрепленной стеной Юру и Женевское озеро.

При императорах сохранялись  те же самые традиции, и Август решил, что войска могут быть использованы на общественных работах, но не в частных предприятиях. Благодаря надписям мы знаем о большом количестве этих военных построек.

a) Прокладка стратегических  дорог. 

b) Мосты на этих  дорогах.

c) Туннели: большой  туннель из Селевкии в Пиерию.

d) водохранилища на  дорогах: резервуары на дороге из Коптоса к Красному морю.

e) Укрепленные лагери  и крепости: в Британии, на валу  Адриана; в Германии, на limes Рейна  [limes]; в Иллирии на Дунае; в  Африке, в центральном лагере  в Ламбезе; в Азии вплоть  до стран, расположенных вне  пределов непосредственного римского владычества.

Но легионы были заняты работами не только оборонительного  или стратегического назначения. Чтобы не оставлять людей бездеятельными или чтобы оказать помощь провинциям, их использовали для строительства  зданий всякого рода: они намечали планы колоний и строили в них большие сооружения, города Тимгад в Африке и Сармизегетуза в Дакии были созданы подобным образом; они строили храмы, амфитеатры, акведуки и фонтаны; они были заняты в горных разработках и т.д.

Впрочем, ничего не позволяет утверждать, что в таких случаях легионеры действительно использовались как рабочие. Напротив, судя по всему, так они использовались только перед лицом врага или для неотложных военных работ. В остальном, они скорее играли роль наших десятников (бригадиров) или прорабов; чёрная работа ложилась на плечи либо солдат из вспомогательных когорт, либо на рабов и принудительно мобилизованных местных жителей. Фактическими доказательствами этому являются надписи, упоминающие работы, легионеров и солдат вспомогательных частей: количество первых всегда минимально по сравнению со вторыми. Так, для постройки цистерн на пути из Коптоса к Красному морю было выделено 128 человек из 10 или 12 тысяч, имевшихся в двух легионах в Египте, и 1273 из 7 или 8 тысяч, входивших в состав отдельных ал или когорт в этой стране.О размахе этого военного строительства можно судить и по черепицам и кирпичам со штампом, обнаруживаемым во всех частях римского мира [figlinum opus]. Так как легионы изготовляли их сами, они ставили на них, по примеру ремесленных мастерских, свой номер и имя, снабжая их иногда и второстепенными пометками и обозначением специалиста, ответственного за их производство. Поэтому такие памятники очень важны: их присутствие в той или иной точке римского мира позволяет сделать заключение, что в этом месте стоял тот или иной легион или, по крайней мере, его подразделение. Офицером, которому было поручено руководство кирпичной мастерской, был optio navaliorum, упомянутый выше.

Информация о работе Армия и военное дело в Древнем Риме