Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 09:12, контрольная работа
Алтай издавна являлся своеобразным стыком цивилизаций: исторических, культурных, археологических. Впервые люди появились на территории Алтая около полутора миллионов лет назад. Ледниковый панцирь покрывал тогда огромные пространства Западной Сибири, поэтому все стоянки древних людей были расположены к югу от ледников, в прилегающих к ним заболоченных равнинах, холодных степях и лесостепях той эпохи — каменного века.
Оглавление
Алтай издавна являлся своеобразным стыком цивилизаций: исторических, культурных, археологических. Впервые люди появились на территории Алтая около полутора миллионов лет назад. Ледниковый панцирь покрывал тогда огромные пространства Западной Сибири, поэтому все стоянки древних людей были расположены к югу от ледников, в прилегающих к ним заболоченных равнинах, холодных степях и лесостепях той эпохи — каменного века. Вокруг Алтая сформировались многие культуры и народы, оказавшие впоследствии влияние на судьбу других территорий. На территории Алтайского края и Республики Алтай выделяют 3 крупных археологических района: Горный Алтай, Верхняя Обь, Предгорья Алтая. Большинство археологических памятников Алтая приурочены к речным долинам, а также расширениям межгорных котловин, которые традиционно называют степями (Канская, Абайская, Уймонская, Курайская, Чуйская, Улаганская и т.д.). Именно в этих удобных для проживания и жизнедеятельности местах с древних времен селились люди, здесь разворачивались важнейшие события алтайской истории.
Находящиеся на территории Алтая археологические памятники относятся к одному из периодов:
Внутри основных этапов близкие по времени и сходные по ряду признаков памятники археологии условно объединены в древние ископаемые культуры, получившие свое название по географическому пункту, где впервые были обнаружены памятники.
Появление железных орудий вызвало настоящий взрыв в материальной культуре древнего мира. Орудия труда из железа оказались более производительными и долговечными по сравнению с орудиями из бронзы. Появилось более совершенное оружие.
Первые изделия из железа появились в Малой Азии в XXI в. до нашей эры. В Сибири первые железные орудия (не считая изделий из очень редкого метеоритного железа) появились в VIII-VI вв. до нашей эры. Окончательное вытеснение бронзы произошло в III-I в. до нашей эры.
Технология получения железа из руды значительно сложнее, чем бронзы. Температура плавления железа выше, чем бронзы и меди, а для железного литья необходимо изобретение сыродутных печей и сопел. Сложнее и техника плавления. Дело в том, что продукт, получаемый после плавки, представляет собой шлакированную болванку - крицу. И лишь после ковки крица превращалась в сталь. Именно освоение этой техники стало окончательным фактором в вытеснении бронзовых орудий железными.
Ранний железный век делится на два периода, названных по имени народов, определивших в это время этнокультурный облик евразийских степей. Это скифо-сакский период (2-я половина VI-II вв. до нашей эры.) и хунно-сарматский (II в. до н.э. - III в. нашей эры.).
Скифы, древние кочевые племена Восточной Европы и Западной Азии, обосновались в конце VII-II в. до н.э. в Причерноморье и на берегах Каспийского моря. Происхождение этих племен, которые, вероятно, принадлежали к индоевропейской группе, до сих пор до конца не выяснено. Известно, что скифские воины воевали с Персией, нападали на греческие колонии в Причерноморье, сохранились упоминания о наемниках-скифах в армиях этих государств.
Главную роль в хозяйстве скифских и сакских племён играло кочевое скотоводство, поэтому период от VI-II в. до н.э. называют ещё и "эпохой ранних кочевников".
На Алтае скифы были представлены двумя культурами - пызырыкской и каракобинской. Различались они тем, что погребальная камера в курганах пазырыкцев была выложена деревянным брусом, а у какакобинцев - каменными плитами.
Общность этих культур, основанная на близости хозяйственного уклада и родстве идеологий, проявляется в сходстве трех элементов — это предметы вооружения, конская упряжь и, наконец, «звериный стиль» в искусстве.
Следует
отметить, что границы древних
культур не всегда точно
Материальная культура скифских племён имеет специфические особенности. Это так называемая «скифская триада» - оружие, конская сбруя, произведения искусства. Распространение получили отлитые в золоте и бронзе и изготовленные из других материалов изображения мифических чудовищ - грифонов, оленей с ветвистыми рогами и других животных. Этот стиль искусства получил название скифо-сибирского.
Благодатные долины и альпийские луга Горного Алтая у самых вершин занимало население пазырыкской культуры, названной так по раскопкам погребальных сооружений в одноименном урочище.
Первые археологические экспедиции по изучению скифов состоялись при Петре Великом в XVIII в. Именно в это время друг царя, знаменитый ученый из Амстердама Николае Корнелиссон Витсен, получил от своих русских друзей древнеримские монеты, китайское зеркало и еще кое-какие диковинки, найденные в сибирских курганах. Среди этих предметов наибольший интерес представляли четыре десятка золотых изделий очень тонкой работы, поясные пластинки, различные орнаменты с изображением животных. Все они относились к временам скифов.
По находкам, сделанным в пазырыкских курганах, можно судить о замечательном искусства алтайских кочевников. Деревянные скульптуры и барельефы, геометрические орнаменты, силуэты и полихромные рисунки - все приемы нередко сочетаются в одном произведении. Среди изображений животных наиболее часто встречаются лошадь, верблюд и олень. Из всех животных особое место восточные скифы отводили оленю, т.к. именно это животное, по их представлениям, доставляло души в загробный мир.
Среди находок, сделанных в курганах, мало металлических предметов, но есть все основания предполагать, что их было гораздо больше и что они отличались разнообразием: бронзовые статуэтки, изображающие животных и птиц, литые, ажурные и чеканные барельефы из меди, бронзы, серебра и золота. Ремесленники, работавшие с металлом, прибегали к тем же выразительным средствам, какие они использовали в работе с деревом.
Из образцов, поступавших с юго-запада, исключительный интерес представляют уникальные ткани и ковры, потому что это самые древние доказательства существования ткачества и искусства изготовления ковров на Среднем Востоке. Алтайские кочевники заимствовали в Персии и некоторые мифические мотивы. Один из них - грифон, впоследствии ставший любимейшим сюжетом местного искусства.
Пазырыкская культура – это культура ранних кочевников (VII-II вв. до нашей эры). Со своими многочисленными стадами пазырыкцы кочевали, перегоняя зимой скот в высокогорья, где меньше снега, а летом — к богатому разнотравью долин. Знали они и земледелие, охоту и рыбаловство. Перемалывая зерно на тяжелых каменных жерновах, хранили его зимой в глубоких, выстланных берестой, ямах и пекли из него пресные лепешки. Жили в домах, срубленных из массивных лиственничных бревен. Из таких же брёвен устраивали подкурганные склепы для своих умерших. Непременными атрибутами их жизни были: конь, оружие и вера в помощь предков и небесных покровителей.
Пазырыкцы знали и любили природу, были прекрасными художниками: изображали барсов, орлов, оленей, рисовали фантастических животных. Десятки таких племен появились в степях Евразии, создав культуру, которая была названа скифо-сибирской, по имени наиболее известного племени. После разгрома скифского государства готами скифы растворились среди других племен, предположительно внеся свою лепту и в формирование славянского этноса.
Пазырыкское общество возглавляли вожди, которым после смерти воздвигали гигантские курганы в самых живописных рощах и долинах рек. Немало сокровищ было скрыто под их насыпями. К сожалению, по большей части курганы были разграблены еще в древности алчными современниками. Но и того, что попало в руки археологам, вполне хватило, чтобы поразить воображение любителей древности и украсить экспозиции самых лучших музеев мира.
Основу воинской силы пазырыкцев составляли отряды всадников, вооруженных луками и стрелами. Луки алтайского образца склеивались из четырех слоев дерева. Для лучшего сцепления места склейки покрывались косыми насечками. Затем готовое изделие обматывалось сухожилиями и оклеивалось берестой. Судя по найденным фрагментам, луки пазырыкцев достигали в длину 110 сантиметров.
Кроме больших сложных луков, воины использовали и маленькие - так называемого «скифского типа». Такой лук имел достаточно длинную, плавно выгнутую рукоять, почти прямые плечи кибити и небольшие загнутые концы. Форма его часто была асимметричной - с плечами разной длины и, соответственно, разного изгиба. Как свидетельствуют многочисленные изображения, воин брал при стрельбе лук не за центр кибити, а за выгиб плеча вблизи рукояти. Частота, с которой древние художники подчеркивают эту деталь, позволяет говорить о такой манере скорее как о правиле, а не как об исключении.
Стрелы помещали в кожаные колчаны, скроенные из двух кусков кожи: первый представлял собой прямоугольник длиной около двух третей длины стрелы, который сворачивался в трубку, второй выкраивался в форме полусферы и крепился к нижнему краю этой трубки, образуя дно колчана. Для жесткости в продольный шов вставлялась гладкая каркасная дощечка, окрашенная, как правило, в красный цвет. Иногда такие рёбра жесткости покрывались резным растительным орнаментом или рельефными изображениями хищников. К колчану подшивался широкий чехол - налучье, куда помещался лук. Так получался горит - футляр для одновременного ношения лука и стрел. Гориты чаще носились слева у пояса, а стрелы располагались в них наконечниками вниз. Впрочем, оружие могло быть подвешено и справа - древние лучники свободно стреляли с любой руки.
В ближнем бою пазырыкцы использовали железные и бронзовые чеканы. Это были гранёные или кинжаловидные, слегка изогнутые острия, насаженные на длинные деревянные рукояти. Чекан являлся высокоэффективным оружием в руках всадников и пехотинцев. Его называют также клевцом. Клевец отличается тем, что его ударная часть в соответствии с траекторией удара имеет дуговидную форму. Впрочем, на этот счёт среди оружиеведов существуют и другие мнения. Во избежание путаницы мы будем далее называть чеканом оружие с прямым, колющим или рубящим носиком, клевцом - с изогнутым. Оружием ближнего боя были и знаменитые акинаки - железные и бронзовые кинжалы с характерным перекрестием в форме прямого бруса или развернутых крыльев бабочки. Реже перекрестие выполнялось в виде голов хищных птиц и зверей. Окончания рукояти акинаков часто украшали навершиями в виде парных головок грифонов, направленных клювами друг к другу. Но, по большей части, здесь помещался поперечный брусок-противовес или простое кольцо.
Основным
защитным вооружением
В погребениях пазырыкцев найдены и маленькие (до 40 см в высоту) цельнодеревянные щиты прямоугольной формы. Желобки на них имитировали фактуру наборных щитов. Они предназначались, скорее всего для ритуальных целей, так как не могли защитить от удара чеканом. Впрочем, кинжал их не пробивал, а в рукопашной схватке небольшие размеры подобных изделий вполне себя оправдывали. Такие маленькие круглые щиты в XIV веке появились на вооружении европейских армий и хорошо проявили себя в тесноте рукопашных схваток. Еще совсем недавно они были распространены и на Кавказе среди вайнахов - признанных мастеров фехтовального искусства.
Головы воинов прикрывались высокими войлочными колпаками с нащёчниками и назатыльником, а толстые плотные двойные шубы свободного кроя защищали от стрел или чекана, если его удар оказывался скользящим. Защитный эффект свободно свисающей плотной ткани был хорошо известен в древнем мире. Так, древнегреческие гоплиты защищали ноги, подвешивая к нижнему краю щита куски кожи, в которых вязли стрелы.
Шуба прекрасно предохраняла тело и от удара плетью. Плеть у древних кочевников тоже была своего рода оружием. Ею в поединке сбивали противника с лошади, оглушали его. Существовал и другой способ - стегнув вражеского коня, заставить его сбросить наездника.
Примечательный факт: в скифском мире военнообязанными были и женщины вплоть до замужества, это подтверждают находки погребений молодых женщин (до 25 лет) в полной воинской экипировке, сообщения ряда античных авторов, а так же греческая вазопись, где «амазонки» не редко имеют типичный скифский облик и сидят на убранных поскифски конях.
При таком порядке вещей сомнительно, чтобы жизнь женщины ценилась настолько мало, что ее можно было в рассвете сил отправлять на тот свет вместе с павшим в бою мужем, как то описано у Геродота. С точки зрения воинской культуры насильственная смерть – участь человека низшего достоинства, раба. Такой смертью умирают домашние животные, предназначенные в пищу человеку. Даже смерть дикого зверя во время охоты почетнее, так как он погибает во время своеобразной дуэли, состязания в хитрости и ловкости, где он действует с охотником практически на равных. Боевых коней, сопровождающих погребенных воинов, забивали чеканом – воинским оружием, приравнивая их к павшим на поле боя. Ибо самой почетной и желанной для воина, безусловно, является смерть в бою с равным или превосходящим его по силам противником, на встречу с которым он идет добровольно и бесстрашно.
Информация о работе Алтай в эпоху железного века. Скифы Алтая