Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 12:39, реферат
ВСЕВОЛОД ЮРЬЕВИЧ (Димитрий Георгиевич) Большое Гнездо (1154–1212) – великий князь владимирский и суздальский. Родился в 1154 в Дмитрове, сын Юрия Владимировича Долгорукова и греческой царевны Ольги, получивший свое прозвание за многодетность (имел по одним данным 8, по другим – 10 сыновей и 4 дочерей от первого брака с чешской королевной Марией Шварновной (? –19 марта 1206).
1.Введение……………………………………………………………………..…4
2.Личность Всеволода……………………………………………………….4
3.Детство…………………………………………………………………………….5
4.Восхождение на престол…………………………………………….....5
5.Внутренняя политика Всеволода……………………………………6
5.1 Отношения с Киевским княжеством……………………………6
5.2 Отношения с Новгородом…………………………………………….7
6.Внешняя политика Всеволода…………………………………………8
6.1 Отношения с Волжской Болгарией……………………………...8
6.2 Всеволод и половцы …………………………………………………….9
7.Кончина Всеволода…………………………………………………………10
8.Заключение……………………………………………………………………..12
9.Список литературы………………………………………………………….13
Реферат по дисциплине « история»
на тему «Александр Невский»
Оглавление.
1.Введение……………………………………………………
2.Личность Всеволода…………………………
3.Детство………………………………………………………
4.Восхождение на престол…………………………………………….....5
5.Внутренняя политика Всеволода……………………………………6
5.1 Отношения с Киевским княжеством……………………………6
5.2 Отношения с Новгородом…………………………………………….7
6.Внешняя политика Всеволода…………………………………………8
6.1 Отношения с Волжской Болгарией……………………………...8
6.2 Всеволод и половцы …………………………………………………….9
7.Кончина Всеволода………………………………………………………
8.Заключение………………………………………………
9.Список литературы……………………………………………………
1.Введение.
ВСЕВОЛОД ЮРЬЕВИЧ (Димитрий Георгиевич) Большое Гнездо (1154–1212) – великий князь владимирский и суздальский. Родился в 1154 в Дмитрове, сын Юрия Владимировича Долгорукова и греческой царевны Ольги, получивший свое прозвание за многодетность (имел по одним данным 8, по другим – 10 сыновей и 4 дочерей от первого брака с чешской королевной Марией Шварновной (? –19 марта 1206). Несмотря на то, что от второй жены, Любови (? –15 апреля 1212), дочери князя витебского Василько Брячиславича, детей у него не было, Всеволод Большое Гнездо, дав в первом браке жизнь многочисленным сыновьям, фактически стал прародителем 115 семей (родов) северорусских князей. Князь Всеволод Большое Гнездо
2.Личность Всеволода.
Время правления Всеволода III Большое Гнездо, как период в истории Владимиро-Суздальского княжества и Русской земли, изучался мало и практически не исследовался, особенно современными историками. Немного больше уделяли ему внимание советские авторы. Но основные труды – это труды дореволюционных ученых.
Из дореволюционных исследователей здесь использованы работы Мятлевой Т.П., Соловьева С.М., Ключевского В.О. и др. Все они высоко оценивают деятельность Всеволода и его личность.
Ключевский В.О. в «Курсе русской истории» указывает на жесткий характер Всеволода и говорит, что он «заставил» признать себя великим князем всей Русской земли.
Историк Иловайский Д.И. говорит, что князь – расчетливый, способный к жестокому образу действий, то есть обладает именно теми чертами, «на которых построилось государственное здание Великой России».
Карамзин Н.М. говорит, что князь Всеволод «княжил счастливо, благоразумно от самой юности и строго соблюдал правосудие. Не бедные, не слабые трепетали его, а вельможи корыстолюбивые…».
Мятлева Т.П. же считает Всеволода справедливым, но жестоким: «…тем не менее, воспитанный в Византии, он научился там жестокой мести, безжалостно проявляя ее порой на своих врагах».
Крупнейший историк XIX века С.М. Соловьев в «Истории отношений между русскими князьями Рюрикова дома» называет Всеволода III не просто великим князем, но сравнивает его с государем, называя «люимцем народа и победителем», и говорит: «Одним словом, он был рожден царствовать…».
Пресняков А.Е. в своем труде «Образование Великорусского государства» говорит, что успех князя – есть результат естественного для северорусских правителей стремления к подчинению себе других князей.
Позже появляются авторы, которые очень мало говорят о каких-либо серьезных моментах в истории правления князя. Так, например, Пчелов Е.В. и Рыбаков Б.А. касаются только краткого пересказа его биографии.
Другой советский историк Толочко А.П. совершенно необоснованно считает, что Всеволод не играл главной роли в политической истории страны, и говорит, что он находился под влиянием Византии.
Кучкин .В.А. останавливается только на территориальных успехах политики князя: «…при Всеволоде Большое Гнездо значительно расширилась территория области, усложнилась ее административная структура». Кривошеев Ю.В. говорит о приходе к власти Всеволода и считает, что он пришел к власти при помощи горожан, которые сразу нашли в князе «союзника, а не противника своих действий».
Однако все-таки со временем характеристики князя становятся более конкретными.
Свердлов М.Б. говорит о политическом первенстве и могуществе князя. А исследователь Перхавко В.Б. называет князя Всеволода государем «близким к идеалу» , то есть, в литературе все больше и больше утверждается мысль о том, что время правления Всеволода – это время расцвета всей Русской земли, это период временной централизации власти, временного увеличения роли великого князя до масштабов государя.
3.Детство.
После смерти отца (1162) 8-летним ребенком вместе с матерью и младшим братом Михаилом он был изгнан из суздальской земли старшим братом Андреем Юрьевичем Боголюбским и вынужден был расти в Царьграде (Константинополе) на родине родственников матери, при дворе императора Мануила.
Возвратившись на Русь 15-летним подростком, Всеволод помирился с Андреем и вместе с ним и другими князьями участвовал в походе на Киев в марте 1169, закончившимся провозглашением брата великим князем киевским. Андрей покинул Суздаль, а Всеволод остался там жить вместе с дядей, Глебом Георгиевичем, которого Андрей посадил вместо себя наместником. В 1171 принимал участие в усобицах за великокняжеский стол, развернувшихся после смерти дяди.
4.Восхождение на престол.
Всеволод III Большое Гнездо занял Владимирский престол в результате междоусобицы, длившейся более года. Время Всеволода-это время, когда реальная власть находилась не у киевского князя, а в руках князя Владимиро-Суздальского. Это эпоха расцвета Владимирского княжества. Ведь именно князь Всеволод впервые ввел в свой титул термин «великий» и оправдал его. Оценивая внутреннюю политику князя, его отношения с соседними княжествами, с соседними народами можно согласиться с этим титулом. Всеволод III заставил признать себя великим князем земли Русской.
5. Внутренняя политика Всеволода
1.Отношения с Киевским княжеством
Всеволод III Большое Гнездо занял Владимирский престол в результате междоусобицы, длившейся более года. Время Всеволода-это время, когда реальная власть находилась не у киевского князя, а в руках князя Владимиро-Суздальского. Это эпоха расцвета Владимирского княжества. Ведь именно князь Всеволод впервые ввел в свой титул термин «великий» и оправдал его. Оценивая внутреннюю политику князя, его отношения с соседними княжествами, с соседними народами можно согласиться с этим титулом. Всеволод III заставил признать себя великим князем земли Русской.
«Южная политика» Всеволода - это отношения с Киевом и Русской землей (то есть землей вокруг Киева). Это одна из важнейших сторон политики княжества конца XII - начала XIV века. Эти отношения начались со столкновения киевского князя Святослава Всеволодовича с Всеволодом Юрьевичем: «Приде князь Всеволодичь Святослав с Новгородци, и с Половци погаными, и с Черниговци, на Всеволода Юргевича; Всеволод же поиде противу ему и усрете и на Влене, на реце, и стояша промежи собою две недели». Рассматривая политику Всеволода по отношению к Киеву, надо сначала сказать о внутреннем политическом положении княжества. В чем оно заключалось? Оно заключалось во взаимоотношениях князя и боярства, так как бояре всегда играли отнюдь не последнюю роль в княжестве и представляли собой довольно мощную силу. Всеволод III не вступал в открытую борьбу с боярством, наоборот, даже пользовался его советами: «Как скоро Суздальская земля успокоилась под твердым, умным правлением Всеволода III, северное боярство сделалось его усердным помощником». Однако иногда в источнике мы встречаем словосочетание «его бояре» , которое может свидетельствовать о том, что князь на самом деле подчинил себе владимирское боярство, сумел обуздать его, установив в своем княжестве единоличную власть. А вот народное собрание - вече - не всегда было довольно поступками князя. Впрочем, князь практически всегда уступал ему. «По мале же дний всташа опять людье вси и бояре, и придоша на княж двор, многое мьножество с оружьем, рекуще: чего их додержати? Хотим слепити и. Князю же Всеволоду печалну бывшю, не могшю удержати людий множьства ради их клича» ; «Он же послушавъ своих бояръ, оже молвяхуть ему: братъ твой шелъ Володимерю, а тобе выдалъ, - и отвори врата». Важным показателем соотношения сил Киевского и Владимирского княжеств является случай с поставлением епископа. Всеволод сам выбирает кандидата и не считается с мнением Киевского митрополита. Самое главное то, что Киев уступает Всеволоду: « Князь Всеволод посла к Кыеву к Святославу к Всеволодичю и к митрополиту Никифору, прося епископа, хотя поставити Луку…; митрополит же не хотяше поставити его, за не бе на мьзде поставил Николу Гречьна… Митрополит же Никифор повеле Николе Гречьну отписатися земле Ростовьской, и постави сего Луку епископом Ростову и Володимерю и Суждалю и всей земли Ростовьской».
Из летописей известно, что раньше таких случаев не было. Испокон веков киевский митрополит сам назначал епископов во все епархии (за иключением Новгорода; впрочем, Новгород всегда был исключением), как владыка, митрополия которого находилась в центре великого княжения, что немалова жно. Интересно, что если в первый раз митрополит колебался, то во второй – без возражений поставил епископом того, кого хотел Всеволод: « Посла благоверный христолюбивый великий князь Всеволод… к Кыеву Святославу ко Всеволодичю и к митрополиту Никифору отца своего духовнаго Иоанна на епископьство. Это напоминает именно независимый Новгород, в котором епископ выбирался без участия Киева и лишь затем в Киев посылалась просьба о его хиротонии. Отсюда можно сделать вывод, что власть Владимиро-Суздальского князя не слабела и даже не стояла на месте, а наоборот, усиливалась и крепла.
В киевской междоусобице при Рюрике Ростиславиче Всеволод внешне поддерживал Ростиславичей, однако, как только начиналась война, он сразу же принимал мирные предложения Ольговичей. Это потому, что ему нужна была вражда и бессилие князей Южной Руси. Он не обращал внимания на свои обязательства « Того же лета прислаша с молбою к великому князю Всеволоду митрополита Матфея Всеволодъ Чермный и вси Олговичи, прося мира и во всем покаряющеся; великый же князь видевъ покоренье ихъ к собе, не помяна злобы ихъ, целова к ним крестъ…» . И города Рюрика ему были нужны только для того, чтобы таким образом ослабить своих соперников. Всеволод наводил порядок в Русской земле не всегда достойными способами. Иногда, чтобы удержать власть, ему приходилось быть коварным. Известно, как ловко он поссорил, «стравил» Рюрика Ростиславича с Романом Волынским. Тем не менее, несмотря на способы достижения поставленной цели, задуманное ему удавалось: Рюрик даже не посмел вступить в свои права без воли на то Всеволода III, признавая тем самым его старшинство: «… преставися князь Кыевский Святослав… и посла великый князь Всеволодъ муже свое в Кыев, и посади в Кыеве Рюрика Ростиславича». Хотя некоторые исследователи, в частности, Толочко А. П. в своем труде « Князь в Древней Руси: власть, собственность, идеология» говорит, что власть Всеволода была небольшой, титул «великий» - почетным и не более. Как мы видим, после нашего небольшого исследования, это утверждение не устойчивое и ничем не обоснованное.
Любые действия князя всегда были ради достижения справедливых целей. Он хотел единства Руси и совсем не желал насилия как такового. Карамзин Н. М. говорит, что «он был рожден царствовать … хотя не мог называться самодержавным Государем России» . Проведя это небольшое исследование, мы видим, что благодаря деятельности Всеволода, фактически (неофициально) великокняжеский престол был перенесен во Владимир.
2. Отношения с Новгородом
Еще сложней и необычней складывались отношения Всеволода III и Новгорода. Новгородская феодальная республика – так называют эту политическую формацию многие исследователи. На протяжении практически всей истории существования этого княжества не находилось такого князя, которому хоть в какой-то степени удалось бы подчинить его. Это государственное образование все время было самостоятельным и независимым. Высшим органом власти в Новгороде в то время было вече, а не князь, как в Северо-Восточной Руси. Вече имело право пригласить понравившегося князя, а могло и изгнать его, если тот не устраивал по каким-то причинам. То есть, князь не имел там практически никакой власти. Он управлял только под руководством посадника.
И вот, князь Всеволод сделал то, что до него не удавалось сделать никому, даже мечтавшему об этом Андрею Боголюбскому. Он в какой-то мере подчинил себе на несколько лет Новгород: «Новгородци целовавшее ко Всеволоду Юргевичу крест…» .
Однако, конечно же, это подчинение не было полным. Новгородцы пытаются противостоять Всеволоду, нарушают крестоцелование. Старые традиции продолжают существовать, как бы послушна Новгородская земля не была. Уже после того, как новгородцы целовали крест, летопись говорит нам о призвании нового князя: « В се же лето выгнаша Новгородци Ярослава Володимерича, а Давыдовича Мстислава пояша к собе княжить Новугороду: так бо бе их обычай» . Это происходило потому, что свободолюбивым гражданам Новгорода, привыкшим к самостоятельности, в тягость было ощущать над собой могучую, властную руку Всеволода III или кого-нибудь другого. Однако Всеволод и не претендовал на полное владычество над Новгородом. Он пытался сохранить стабильность и относительное спокойствие в Русской земле. Как мудрый князь, Всеволод понимал, что для этого ему необходимо считаться с мнениями и желаниями новгородского боярства, которое «привыкло участвовать в общественных процессах». Однако спокойное подчинение тоже было не простым. Оно было корыстным со стороны новгородской знати. Скорее всего, тесная связь с великим князем была просто выгодна новгородцам в плане внутренней и внешней торговли.
И все-таки Всеволод привел новгородцев к тому, что они сами начали просить у него князей: « Тое же осени приидоша Новгородци, лепшие мужи, Мирошьчина гадь, к великому князю Всеволоду с поклоном с молбою всего Новгорода, рекуще: ты господин князь великый Всеволод Гюргевич, просим у тобе сына княжить Новугороду, зане тобе отчина и дедина Новгород». «Идоша людье с посадником и с Михалком к Всеволоду; и прия е с великою честью и вда им сын Святослав…» .
Таким образом, мы видим покорность новгородцев Всеволоду. Недаром они называют его «великим князем». Хотя окончательно Новгород был подчинен только в XV веке (время возвышения Московского княжества). И все же власть Всеволода III над Новгородом – явление исключительное. Он смог подчинить неподчинимое. Это говорит о действительном могуществе Владимиро-Суздальского княжества в то время, о мудрости, сильном и властном характере Всеволода Большое Гнездо. Князь оправдывает свое имя, которое на древнерусском языке означает «всем владеть».