Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 10:49, реферат
Первая четверть XIX в. - наиболее сложный, насыщенный противоречиями и своеобразным драматизмом период в истории императорской России. Вот в такой период правил Александр I – сын Павла I и внук Екатерины II. Личная психология Александра, которой больше всего занималась наша историография, представляется обычно крайне неустойчивой, путанной и противоречивой; такой казалась она и его современникам, даже близко его знавшим, хотя не всем и не всегда.
Революционное движение заграницей, домашний бунт, неурядицы, догадки, и более чем догадки, что и в России замышлялось что-то недоброе - все эти признаки, болезненные симптомы, совокупившиеся в одно целое, не могли не отразиться сильно на впечатлительном уме Александра. В Александре уже не могло быть прежней бодрости и самонадеянности, он вынужден был сознаться, что доброе не легко совершатся, что в самих людях часто встречается какое-то необдуманное, тупое противодействие, парализующее лучшие помыслы, лучшие заботы о пользе и благоденствии их".
Увлечение Александром I Священным Союзом привело к тому, что на известный период он стал больше интересоваться делами Европы, чем внутренними делами России.
Приняв польскую корону, Александр I всячески доказывал свое благоволение полякам. Польским генералам, служившим в Наполеоновской армии, оказывалось больше уважения, чем находившимся в Варшаве русским.
Русским офицерам и русским дворянам не могло нравиться, что Александр I, как Польский король, дал полякам больше свободы, чем как русский царь - русским.
Пристрастие Александра I к европейской культуре нашло свое выражение и в его отношении к армии. Принципы русского самобытного военного искусства, гениально изложенные Суворовым в его "Науке побеждать", не были положены Александром I ни до Отечественной войны, ни после нее, в основу воспитания армии. У Александра I, еще более чем у его отца, выявляется привязанность к прусской муштровке.
Александру I, европейцу по своим взглядам, прусская муштра оказалась ближе, чем Суворовская система воспитания солдат.
Копирование пруссачины сказывалось в области не только строевой, но и в научной. В этом отношении царствование Императора Александра I - после некоторых начальных колебаний - явилось продолжением «Павловской эпохи»5.
В 1815 году в Париже совершилось, незначительное на первый взгляд, событие, которое имело для русской армии самые печальные последствия и определившее на сорок лет весь уклад ее жизни, как-то, проезжая Елисейскими полями, Александр увидел фельдмаршала Веллингтона, лично производившего учение двенадцати новобранцев. Это явилось как бы откровением для Государя: "Веллингтон открыл мне глаза, - сказал он, - в мирное время необходимо заниматься мелочами службы", и с этого дня началось сорокалетнее увлечение "мелочами службы", доведшее Россию до Севастополя.
"Ныне завелась
такая во фронте танцевальная
наука, - писал Цесаревич Константин
Павлович, - что и толку не дашь.
Я более 20 лет служу и могу
правду сказать, даже во
"Увлечение
муштровкой имело очень
Солдаты бежали в Галицию, в Буковину, в Молдавию, в Турцию, в Персию. Из победителей Наполеона Персидский Шах сформировал целый гвардейский батальон.
Офицеры стали уходить в отставку. Вводимая Александром I европейская танцевальная наука вызвала сильное недовольство среди офицеров. Восхищение Александром сменяется враждой к нему. Среди офицеров возникают тайные политические общества, ставящие целью изменение политического строя в России. В роли застрельщиков, сначала оппозиционных, а затем революционного движения, среди офицеров выступают опять масоны.
В мае 1815г. Александр
объявил о даровании
Военные поселения
Идея создания военных поселений в России возникла у Александра I после чтения книги одного французского генерала, Аракчеев же непосредственно руководил их созданием.
Однако возникновение военных поселений нельзя сводить только к заимствованию этой идеи у генерала Сервана. Военные поселения были созданы, во-первых, с целью сокращения чрезмерно возросших расходов на армию, а во-вторых, и это было главное, с целью опоясать страну военными зонами для быстрого подавления крестьянских волнений. Первые военные поселения стали создаваться еще в 1810 г. в Могилевской губернии, но широкого распространения тогда они не получили и во время войны 1812 г. ликвидировались. Но в 1816 г. военные поселения вновь были основаны, на этот раз в Новгородской губернии, а в 1817 г. они поручили распространение на Украине, главным образом в Харьковской, Екатеринославской, Херсонской губерниях. Были военные поселения и в Петербургской губернии.
Режим в военных поселениях был невероятно тягостным для солдат и крестьян. На всем лежала печать казарменной дисциплины. Снаружи зданиям, вновь выстроенным, придавали хороший вид, а внутри их царили грязь, холод, теснота. Солдаты и крестьяне, превращенные в военных поселян, т. е. в солдат, были до крайности измучены тяжелыми сельскохозяйственными работами.
Рабочий день длился летом с четырех с половиной часов утра до восьми часов вечера, т. е. 14-15 часов, много времени отнимала ходьба, ибо поля располагались далеко. Крестьяне-военнопоселяне не могли заниматься промыслами, что подрывало их хозяйство. Они писали царю: «Прибавь нам подать, требуй из каждого дома по сыну на службу, отбери у нас все и выведи нас в степь: мы охотнее согласимся, у нас есть руки, мы и там примемся работать и там будем жить счастливо, но не тронь нашей одежды, обычаев отцов наших, не делай всех нас солдатами».
Ненависть к военным поселениям была столь велика, что, по свидетельству декабристов Арбузова, Н. Тургенева и других, некоторые крестьяне предпочитали смерть службе в военных поселениях. Декабрист Арбузов рассказывал о том, что одна крестьянка бросила своего ребенка под колеса артиллерии, чтобы ему не пришлось служить, когда он вырастет, в военных поселениях. О таких же фактах рассказывал и знаменитый актер М. С. Щепкин.
В связи с таким положением среди военных поселян вскоре пыхнули серьезные восстания. Волнения военных поселян подавлялись с исключительной жестокостью. Александр I заявил, что создаст военные поселения, даже если бы пришлось всю дорогу от Петербурга до города Чудова (около ста верст) устлать трупами.
Наиболее крупные волнения происходили с июня по сентябрь 1817 г. в Бугской дивизии. Возглавлял восстание отставной капитан Барвинский, к которому казаки Бугского войска приходили советоваться и который обещал найти грамоту, запрещающую превращение казаков в военных поселян.
Волнения разрастались. В подавлении развернувшегося движения принимали участие три полка с четырьмя конными орудиями; 64 человека были приговорены к смертной казни. Капитан Барвинский был сослан рядовым в Сибирский корпус. Волнения распространились осенью 1817 г. на 3-ю Украинскую уланскую дивизию и особенно сильны были в Таганрогском полку, где 27 января 1818 г. было проявлено открытое неповиновение. Путем жестких репрессий эти волнения в военных поселениях были подавлены. В мае 1818 г. военный суд приговорил 34 человека к различным наказаниям.
Крупные волнения происходили также в Чугуевском и Таганрогском полках в 1819 г. Измученные непосильной работой поселяне восстали. Волнения были столь серьезны, что на подавление их было послано две бригады. Было арестовано до 2 тыс. человек. Суду предали 350 человек. 40 человек прогнали «сквозь строй», из них половину забили насмерть. О поведении этих 40 человек и других арестованных участников волнения Аракчеев писал Александру I следующее: «Ожесточение преступников было до такой степени, что из 40 человек трое, раскаявшись в своем преступлении, просили помилования; они на месте же прощены, а прочие 37 наказаны; но сие наказание не подействовало на остальных арестантов, при оном бывших, хотя оно было строго и примерно». Таким образом, военные поселения продолжали насаждаться самым жестоким образом. Насаждение военных поселений было ярким выражением тех реакционных порядков, которые охватили не только армию, но и распространились на просвещение, науку, цензуру.
Одним из парадоксов внутренней политики Александра послевоенного времени стало то обстоятельство, что попытки обновления российского государства сопровождались установлением полицейского режима, позднее получившего название «аракчеевщины». Ее символом стали военные поселения, в которых сам Александр, впрочем, видел один из способов освобождения крестьян от личной зависимости, но которые вызывали ненависть в самых широких кругах общества. В 1817 вместо Министерства просвещения было создано Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с обер-прокурором Святейшего синода и главой Библейского общества А. Н. Голицыным. Под его руководством фактически был осуществлен разгром российских университетов, воцарилась жестокая цензура. В 1822 Александр запретил деятельность в России масонских лож и иных тайных обществ и утвердил предложение Сената, разрешавшее помещикам за «дурные поступки» ссылать своих крестьян в Сибирь. Вместе с тем император был осведомлен о деятельности первых декабристских организаций, но не предпринял никаких мер против их членов, считая, что они разделяют заблуждения его молодости.
В последние
годы жизни Александр вновь нередко
говорил своим близким о
Заключение
О императоре Александре I, его взглядах остались самые противоречивые свидетельства современников. Он высказывал прямо противоположные взгляды, предпринимал такие же действия. Это объяснялось как врожденными чертами его характера, так и теми условиями, в которых он воспитывался. Оторванный от семьи, отца, он воспитывался с раннего детства у своей бабки Екатерины II. Поэтому Александру постоянно приходилось лавировать между бабкой и отцом, лукавить и скрывать свои истинные чувства. Одни современники говорили о его лицемерие и неискренности, другие - об образованности, воспитанности, приветливости. То и другое сочеталось в нем, дополняясь одно другим. Известно высказывание Наполеона: "Александр умен, приятен, но ему нельзя доверять: он неискренен: это - истинный византиец... тонкий, притворный, хитрый". Очевидно, что по взглядам Александр I был либералом. Он был умен и не мог не считаться с духом времени, в первую очередь с влиянием идей Французской революции.
Александр был самым сложным, изменчивым и противоречивым в своих высказываниях и действиях - до такой степени, что его часто обвиняли в двуличие и лицемерии. То мирно, то воинственно настроенный, из скептика превратившийся в глубоко верующего человека, либерал на словах и реакционер на деле, великодушный и деспотичный, добрый и жестокий, вдохновенный и подавленный духом, робкий и отважный, простой и сложный, властный и упрямый под обманчивой маской мягкости - он и испытывал настоящие душевные муки, и играл на публику, как тщеславный актер.
Заслуги Александра I во внешнеполитических отношениях бесспорны. Удивительно, как можно было за небольшой период времени вывести страну из изоляции, «доставшейся» ему от отца. И не просто вывести, а добиться того, что с империей стали считаться ведущие европейские державы и даже бояться ее возвышения над Европой.
Сейчас некоторые историки считают, что личность императора намеренно восхвалялась в «заказных» работах современников. К тому же Александра окружали действительно выдающиеся люди (М.М. Сперанский, М.И. Кутузов, Н.М. Карамзин и др.), которые могли любого человека оттенить собой. Но навряд ли, частные письма, мемуары тоже писались «на заказ». Поэтому мы склонны считать, что Александр I – действительно выдающийся политик и дипломат. А в том, что его проекты оставались только проектами, виновато время. Александр I убедившись, что либеральные реформы ему не осуществить, был вынужден вновь закреплять старые порядки. Республиканец, апостол свободы, взращенный Лагарпом, закончил свои дни поборником абсолютизма.
Список литературы
1 Богданович М. И. История царствования императора Александра I и Россия в его время. СПб.: 1869-71. Т. 1