Русский советский поэт Мандельштам Осип Эмильевич

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 01:50, практическая работа

Краткое описание

В послереволюционных стихах Мандельштам наряду с принятием революции в общедемократическом духе ("1 января 1924") всё громче звучит личная тема "отщепенства", "больного сына века" и т. п., что приводит к постепенной социальной и литературной изоляции поэта. Попытки сближения с "веком" в стихах 30-х гг. порождают новые для Мандельштама темы ("Чернозём", "Стихи о неизвестном солдате"), однако его поэтический язык делается всё более иррациональным, обнаруживаются признаки распада чёткой стиховой структуры. 1925 знаменует для М. переход к прозе, долее сохранять в неприкосновенности иллюзорный мир классической гармонии стиха было для него невозможно.

Прикрепленные файлы: 1 файл

MANDEL_ShTAM_Osip_Emilyevich (2).docx

— 17.51 Кб (Скачать документ)

Мандельштам Осип Эмильевич [3(15).1.1891 -27.12.1938], русский советский поэт. Родился в Варшаве в семье купца. Учился на романо-германском отделении Петербургского университета. Начал печататься в 1910. Творчество М. представляет собой художественное выражение сознания крупной буржуазии в эпоху между двумя революциями. Среди акмеистов М. занимает особое место.

Первая книга стихов - "Камень" (1913; 2-е, доп. изд., 1916), вторая - "Tristia" (1922). В ранних его стихах ощутимо влияние поэзии символистов. Окружающему "хаосу" противостоит у него мир культурно-исторических явлений, образов литературы и искусства (особенно архитектуры), которрые выражают идею духовной формирующей деятельности, бросающей вызов "стихиям".

Для миросозерцания Мандельштама характерен крайний фатализм и холод внутреннего равнодушия ко всему происходящему. Действительность воспринимается им лишь с точки зрения иллюзорной неподвижности ее форм. Вещь как данность — одна из излюбленных его эстетических категорий. Закономерна тяга Мандельштама к законченно-уравновешенным образам, заимствованным из мира архитектурных и скульптурных представлений; они по своей неподвижной природе наиболее соответствуют «чистому покою», которого так упорно ищет М. Любовь М. к полновесным и полнозвучным словам кладет на всю его поэзию отпечаток художественного лаконизма. Классические метры Мандельштама, лишь в исключительных случаях нарушаемые ипостасами, служат средством ритмического выделения отдельных слов, приобретающих таким образом известную самодовлеющую ценность. Эту же функцию в его стиле несут полнозвучные точные рифмы.

В послереволюционных стихах Мандельштам наряду с принятием революции в общедемократическом духе ("1 января 1924") всё громче звучит личная тема "отщепенства", "больного сына века" и т. п., что приводит к постепенной социальной и литературной изоляции поэта. Попытки сближения с "веком" в стихах 30-х гг. порождают новые для Мандельштама темы ("Чернозём", "Стихи о неизвестном солдате"), однако его поэтический язык делается всё более иррациональным, обнаруживаются признаки распада чёткой стиховой структуры. 1925 знаменует для М. переход к прозе, долее сохранять в неприкосновенности иллюзорный мир классической гармонии стиха было для него невозможно. «Шум времени» — сборник воспоминаний о 90-х гг. прошлого столетия, о 1905, о Феодосии времени врангельщины. В нем М. с большой любовью повествует о либерально-буржуазной интеллигенции, отчетливо сознавая задним числом ничтожность и бесперспективность ее путей. «Мальчики тысяча девятьсот пятого года шли в революцию с тем же чувством, с каким Николенька Ростов шел в гусары, — то был вопрос влюбленности и чести». Лирическая повесть «Египетская марка» (1928) знаменует окончательно распад художественной системы М. Уход в бредовой иррационализм сочетается с вульгаризаторским снижением старых классических образов.

Интересно, что В стихах и прозе Мандельштама неоднократно встречаются упоминания о Лермонтове, реминисценции из его произв. В очерке «Книжный шкап» ( 1925) Мандельштам писал: «Никогда он не казался мне братом или родственником Пушкина. А вот Гёте и Шиллера я считал близнецами. Здесь же я признавал чужое и сознательно отделял. Ведь после тридцать седьмого года и кровь и стихи журчали иначе».

 

Литературная энциклопедия: в 11 т. Т. 6: Ла Барт — Маркс/ П.И. Лебедев-Полянский [и др].- М.: гос. словарно-энцикл. изд-во Сов. Энцикл., 1932. — , 920 стб.

Лермонтовская энциклопедия/ гл. ред. Мануйлов В. А. .- М.: Сов. Энцикл., 1981. — 746 с.

Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. Т. 15: Ломбард — Мезитол / гл. ред. А.М. Прохоров. - М.: Советская Энциклопедия, 1974. -  632 с.


Информация о работе Русский советский поэт Мандельштам Осип Эмильевич