Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 09:43, доклад
Анна, невежественная и недалекая, предпочитавшая государственным делам грубые забавы вроде пальбы из окон дворца по птицам и наслаждавшаяся потасовками шутов, передала бразды правления своему ближайшему окружению. Наиболее заметной фигурой при ней стал Э.И. Бирон – мелкий курляндский дворянин, получивший от императрицы в 1737 году титул герцога Курляндского.
Правление анны Иоанновны (1730-1740). Анна, невежественная и недалекая, предпочитавшая государственным делам грубые забавы вроде пальбы из окон дворца по птицам и наслаждавшаяся потасовками шутов, передала бразды правления своему ближайшему окружению. Наиболее заметной фигурой при ней стал Э.И. Бирон – мелкий курляндский дворянин, получивший от императрицы в 1737 году титул герцога Курляндского.
Усилия нового правительства с самого начала были сосредоточены на создании новых опор своего режима. В дополнение к старым гвардейским полкам (и в отчасти в противовес им) были сформированы два новых: Измайловский и Коннгвардейский. Императрица и узкий круг ее приближенных контролировали все служебные перемещения в гвардии, оказывали гвардейцам всяческие знаки внимания.
В 1731 году для расследования политических преступлений была учреждена Канцелярия тайных разыскных дел, приравненная к коллегии и выведенная из-под контроля Сената. В руках абсолютистской власти канцелярия явилась орудием террора по отношению ко всем группам недовольных. Характерно, что значительная часть дел, рассматривавшихся в ней, с применением так называемого распроса с пристрастием и пыток в застенке, приходилась на представителей высших сословий.
В 1731 году «для лучшего и порядочнейшего отправления всех государственных дел» был образован Кабинет министров из трех персон: канцлера Г.И. Головкина, вице-канцлера А.И. Остермана и действительного тайного советника князя А.М. Черкасского. После смерти Головкина его место последовательно занимали П.И. Ягуженский, А.П. Волынский и А.П. Бестужев-Рюмин. Подменяя Сенат, Синод и коллегии, Кабинет всякий раз оставлял за собой последнее слово в делах государственной важности (в виде так называемой апробирующей резолюции). С Середины 30-х годов три подписи кабинета министров были признаны равноценными подписи императрицы. Произвол кабинет-министров покрывал фаворит императрицы обер-камергер Э.Бирон, а те, в свою очередь, шли на поводу у всесильного временщика.
Существенные послабления получили дворяне. В 1730 г. Были отменены те пункты указа о единонаследии от 1714 г., которые устанавливали принцип наследования имения одним сыном и ограничивали тем самым право распоряжения земельной собственностью.
В 1731 г. Был учрежден Сухопутный шляхетский корпус кадетов, по окончании которого дворянские отпрыски получали возможность выходить на службу в офицерских чинах. Наконец, в 1736 г. сроки военной службы дворян были сокращены до 25 лет.
Однако дела государственные шли так, что вызывали осуждение даже у лиц, находившихся вблизи престола.
Ценимый императрицей,
вхожий к кабинет-министрам президент
Военной коллегии фельдмаршал Б.Х.
Миних был вынужден признать, что
«кабинет и вообще весь образ правления
при Анне Иоанновне были несовершенны
и даже вредны для государства».
На протяжении всего десятилетия
хронически росли недоимки. Из-за постоянного
дефицита бюджета правительство
было вынуждено выплачивать
В то же время колоссальные суммы тратились на содержание двора, где бесконечно устраивались пышные празднества. Временщики – как иностранцы, так и русские – безнаказанно опустошали казну. Недовольство охватывало все слои общества.
Отражением этого явления стало «дело» Артемия Петровича Волынского. Начав службу солдатом драгунского полка еще в начале правления Петра Великого, Волынский быстро продвигался в чинах и должностях и в 1738 году достиг вершины своей карьеры – назначения в Кабинет министров. В характере Волынского сочетались противоречивые качества: деловая хватка, предприимчивость, широта взглядов и неумное честолюбие, заносчивость, моральная нечистоплотность. Последнее назначение в такой степени окрылило его, что пробудило дух соперничества во влиянии на императрицу с самим Бироном.
В кружке доверенных
лиц, сплотившемся вокруг Волынского,
резко порицалась политика Анны и
ее окружения, обсуждались планы
преобразований. В составленном заговорщиками
«Генеральном проекте о поправлении
внутренних государственных дел» предполагалось
очистить государственный аппарат
от иноземцев и дать широкую дорогу
представителям российского дворянства,
восстановить руководящую роль Сената
среди правительственных
В октябре 1740 г. Анна Иоанновна умерла. Согласно завещанию императором был провозглашен внучатый племянник Анны, двухмесячный младенец Иван Антонович, а регентом – герцог Э.Бирон. Родители младенца – Антон-Ульрих, герцог Брауншвейгский, и мать Анна Леопольдовна, герцогиня Брауншвейг-Мекленбургская, были отстранены от власти.