Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 22:44, реферат
Михаил Клеофас Огинский – дипломат, политический деятель и музыкант, историческая личность, сыгравшая большую роль в судьбе Речи Посполитой, а значит и в дальнейшей судьбе Беларуси. Михаил Клеофас внес огромный вклад в культурное наследие Беларуси как, публицист, борец за свободу. Как композитор, Огинский, автор знаменитого полонеза «Прощание с Родиной», является звездой мировой величины.
ВВЕДЕНИЕ.....……………………………………………………………3
ГЛАВА I. ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ….………………....…………..…....5
ГЛАВА II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДВИЖЕНИИ Т. КОСТЮШКО И ЭМИГРАЦИЯ...........................................................................…..………8
ГЛАВА III. ПОСЛЕДНИЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ………..……………....16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...………………………………………………………..21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…...………………..……………..………….23
Огинский опасался ехать сразу в Берлин из-за своей репутации опасного революционера. Сначала он поехал в Гамбург. Даже здесь за ним следили английские и русские шпионы. Огинский раздобыл себе фортепиано и встречался с интересными людьми, такими, как лексикограф Риварол, с которым они виделись ежедневно. В последствии Огинский подробно опишет свою дружбу с Риваролом.
Вскоре у Михаила Клеофаса оказались на исходе деньги. Во время визита в Варшаву новой прусской королевской четы ( Фридрих Вильгельм II к тому времени умер ) его жене удалось выхлопотать для него разрешение вернуться в оккупированную Пруссией Польшу. В этом деле ему также оказывал поддержку Вильгельм Оранский. Когда Огинский посетил королевский двор в Берлине, он был очень любезно принят королевской семьёй, однако его всё равно считали опасным якобинцем.
Такая жизнь становилась тягостной. Лишённый права въезда в оккупированную Россией часть Речи Посполитой Михаил Клеофас оказался без гроша в кармане и был вынужден жить в имении своего тестя. Более того, к тому времени распался его брак. Гораздо позднее, в 1828 году, он будет писать своему зятю Каролю Залускому, мужу его дочери Амелии, что сочувствует ему в связи с тяжёлым бременем обязанностей предводителя шляхты в Упитском уезде. Михаил Клеофас советует Каролю не допускать, чтобы эти обязанности привели к распаду его брака, как это случилось с ним в результате его огромных собственных обязанностей и изгнания. Попытка получить разрешение царя Павла вернуться в Литву оказалась тщетной, однако, после убийства Павла в 1801 году, молодой, но в то время уже влиятельный, Адам Чарторыйский выхлопотал у царя Александра I прощение для Михаила Клеофаса и целого ряда других участников восстания и разрешение для них вернуться на родину.
ГЛАВА III. ПОСЛЕДНИЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ
В 1822 году Михаил Клеофас по состоянию здоровья покинул Залесье и тогда же обосновался во Флоренции, хотя в следующем году он посетил Париж и Дрезден. Многие не понимают, почему Огинский уехал как раз тогда, когда начинали зреть парки и красота Залесья. Вийом, естественно, полагает, что после смерти Александра у Огинского больше не было защиты от кредиторов, забывая о том, что Александр умрёт лишь три года спустя. Главной причиной отъезда стал климат, который вредил страдавшему подагрой Огинскому, но многие восприняли это как отговорку. Фактически именно это, вероятно, стало основной причиной отъезда. У владельца Залесья действительно была подагра. Среди его бумаг имеется перевод "Диалоги между Франклином и его подагрой". Впоследствии , в 1829 году, у Огинского настолько обострился артрит, что он не мог писать, а вынужден был диктовать и не спал ночами. Таким образом, после того как Михаил Клеофас обосновался за границей и почувствовал некоторое улучшение здоровья, он, возможно, опасался возвращаться в Залесье, где период поздней осени мог быть особенно неприятным. Существовала ещё одна проблема: его брак перестал быть счастливым. Похоже, что Мария к тому времени превратилась в довольно нимфоманиакальное создание, кроме того, можно полагать, что "Северные Афины" стали чересчур провинциальными для человека с такими космополитическими вкусами. Козловский не мог оставаться в Залесье бесконечно, а за границей существовало больше шансов со вновь обнаруженным удовольствием заняться камерной музыкой, а также закончить написание и опубликовать "Мемуары". В течение 1807 и 1808 годов Огинские уже некоторое время жили во Флоренции: Михаилу Клеофасу, видимо, город понравился, поэтому на Флоренцию пал выбор и на этот раз.
Михаил Клеофас еще в Залесье рассортировал свои заметки и за первые несколько лет жизни во Флоренции закончил "Мемуары о Польше и поляках, начиная с 1788 и до 1815 года". В этом Огинскому всё время помогал Леонард Ходько, приехавший с ним в Италию и оставшийся там до 1826 года, когда он отправился в Париж, чтобы там проследить за публикацией.
Нельзя забывать и о том, что Флоренция в то время была столичным городом. Огинские жили там не только в более благоприятном климате, но и поддерживали те связи в обществе, которые были им особенно по душе. Михаил Клеофас регулярно посещал ужины и балы при дворе, у Боргезе, в посольствах и в домах английских изгнанников. Он встретил там старых знакомых, например маркиза Лукессини, вездесущего правителя Фридриха Вильгельма в Варшаве во времена Великого сейма. Несмотря на преклонный возраст, умственные способности маркиза не пострадали. Сиверс, главный "негодяй" Гродненского сейма, надеялся, что сможет ещё до своей смерти прочесть готовившиеся к печати мемуары Огинского. Он был очернён историками и рассчитывал на более уравновешенное и справедливое отношение к нему Михаила Клеофаса. Возможно, отношение к нему Огинского было лучше того, чего он заслуживал. В 1826 году Огинский навестил Прозор; Ходько в то время ещё находился во Флоренции.
После завершения и опубликования "Мемуаров" у Огинского появилось чувство своей потерянности. В Париже уже были напечатаны две тысячи экземпляров и три тысячи в Женеве. В 1827 году "Мемуары" вышли в свет в переводе на немецкий язык, второе такое издание состоялось в 1845 году.
Огинский продолжал писать, главным образом, биографические очерки о выдающихся поляках. Он отдал распоряжение перевезти все свои бумаги и неопубликованные сочинения в Залесье и пообещал Ходько доступ к этим документам после своей смерти.
Хотя у Михаила Клеофаса не было прямого доступа к новому императору Николаю I, он через другие каналы обратился с просьбой предоставить работу Иренеушу в Российской дипломатической миссии при Тосканском дворе. Просьба была удовлетворена, но через некоторое время российский посол, друг Огинского, получил из Санкт-Петербурга письмо с жалобой, касавшейся опубликованных мемуаров: император выражал недовольство ими, тем более в связи с любезностью, оказанной Иренеушу. Огинский в своём ответе объяснил, что при внимательном прочтении мемуаров никто не обнаружит в них ничего бунтарского. Больше по этому вопросу он не получал никаких сообщений.
В 1829 году Огинского навестил Мицкевич, величайший польский поэт.Мицкевич приехал со своим другом Одынцом. Одынец когда-то был школьным другом Александра Ходько и вместе с ним приезжал в Залесье. Леонард Ходько уже посылал Огинскому из Парижа стихотворения Мицкевича. Создаётся впечатление, что к ранним творениям поэта Огинский был настроен критически, но несколько месяцев спустя он похвалит его в своём письме к Ходько. У Мицкевича проявлялся настоящий талант, и его гений, по мнению Огинского, набирал высоту. Двое молодых людей были очарованны беседой с Михаилом Клеофасом и навестили его ещё несколько раз. Одынец описывает эти визиты в своих мемуарах и жалуется, что встречи обычно заканчивались шахматной партией между Огинским и Мицкевичем, тогда как сам Одинец предпочёл бы продолжать беседу. Фрагмент из "Писем о музыке" свидетельствует, что Михаил Клеофас был сильным игроком в шахматы. В последствии Мицкевич упомянет Огинского в своём шедевре "Пан Тадеуш".
В последние годы жизни Огинский скучал по своей семье. С Амелией и Иренеушем он переписывался и раньше, но тогда, 13 марта 1827 года, Михаил Клеофас впервые написал письмо Эмме. Его последующая переписка с ней омрачена печалью уходящих лет жизни. Он вспоминает о счастье, которое когда-то приносила ему жизнь с семьёй в Залесье.
Огинский испытал большую радость, когда в начале 1833 года Эмма со своим мужем приехала во Флоренцию, Последний раз Михаил Клеофас видел Эмму в Залесье, ещё подростком. Её семья оставалась в Италии целый год. Когда они находились во Вьяреджо, они получили письмо от Огинского, жаловавшегося на сырое лето. По-видимому, он жил за городом и приезжал во Флоренцию только в день выхода газет. Отец писал, что слушал оперу Доцинетти "Анна Болена", что скучает без общества Эммы. Эмма снова приехала во Флоренцию до рождения своей дочери Гелены 13 сентября. Таким образом, Михаил Клеофас увидел по крайней мере одну из своих многочисленных внуков и внучек. В октябре он заболел. 13 октября Эмма привезла показать ему Гелену. У него хватило силы только перекрестить ребёнка, говорить он уже не мог. Умер Огинский15 октября 1833 года в доме № 1014 на улице Легнаоли в окружении своей семьи - второй жены-итальянки и четверых детей. По словам Эммы, учитывая то, как сильно он страдал от подагры в последние годы, смерть была относительно безболезненной.
Михаила Клеофаса похоронили на монастырском кладбище около храма Санта Мария Новелла. Спустя некоторое время останки композитора были перенесены в костел Санта Кроче, в пантеон, где покоятся Микеланджело, Макиавелли, Галилей.
В фойе Большого зала Московской консерватории находится известная картина И.Е.Репина "Славянские композиторы". Среди 22 композиторов рядом с Шопеном изображен и Михаил Клеофас Огинский. Художник так писал о нем Стасову: "Имя его известно всей России, и я слышал вальс и полонез, им написанные, и даже сплетни о его романтической смерти. Между тем музыканты, которых я спрашивал, говорят о нем, как о мифическом существе".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Михаил Клеофас Огинский внёс неоценимый вклад в культуру Беларуси и Польши. Значительную часть его наследия составляют фортепианные пьесы: польские танцы -- полонезы и мазурки, а также марши, менуэты, вальсы, романсы. Но это был не только композитор, а ещё и дипломат, политик, меценат, революционер, делавший всё возможное для благополучия и независимости своей страны. Деятельность Огинского, его жизненный путь связаны со многими странами.
Уже в детстве Михаил Огинский знал, что, когда станет взрослым, будет служить "своей родине и королю". Получив прекрасное домашнее образование и продолжив его в Варшаве изучением математики, каллиграфии, романских языков и творчества античных писателей, уже в возрасте 19 лет Михаил Клеофас Огинский сделал блестящую политическую карьеру - стал депутатом сейма.
Граф Михаил Клеофас Огинский - горячий сторонник восстания Тадеушка Костюшко. Он был избран в Национальный Совет, на одном из заседаний которого он заявил: "Отдаю на благо Родины свои имущество, труд и жизнь". На свои средства он сформировал большой вооруженный отряд, которым сам и командовал. Старинный герб Огинских он заменил щитом с девизом: "Свобода. Стойкость. Независимость". Михал-Клеофас был начальником повстанцев Вилкомирского, Свенцянского и Браславского уездов. С тысячей кавалеристов и полутора тысячами пехотинцев он напал на Динабургскую крепость.
Жизненный путь композитора М. Огинского похож на увлекательную повесть, изобилующую внезапными поворотами судьбы, теснейшим образом связанной с трагической судьбой его родины. К сожалению, ему не суждено было провести свои последние годы жизни в родных местах из-за состояния здоровья. Он умер в Италии. Но до конца своих дней он не переставал думать о родине и Залесье.
Михаил Клеафас Огинский выдающийся дипломат, политик и композитор, сделавший огромный вклад в культуру Польши и Беларуси.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Залуский А. Время и музыка Михаила Клеофаса Огинского/ Пер. с англ. В. Плютова. - Мн. :Изд-во "Четыре четверти", 1999.-191 с.,
2. Залуский И. Ген Огинского/ Мн.:Изд-во "Четыре четверти", 2007 г.
3. Сяргей Верамейчык . Міхал Клеафас Агінскі - Мн.: Изд-во "Кавалер"
4. Бэлза И. Михал Клоефас Огиньский - М.: "Музыка" 1974 г.
5. http://oginsky.stsby.com/
6.
http://ru.wikipedia.org/wiki/
Приложение 1.Карта эмиграции М. К. Огинского.
Приложения 2
Полонез «Прощание с родиной»