Мартин Лютер Кинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:14, курсовая работа

Краткое описание

Мартин Лютер Кинг — самый известный афроамериканский баптистский проповедник, яркий оратор, лидер ненасильственного сопротивления расизму. Мартин стал первым активным деятелем черного движения США и первым ярым борцом за гражданские права черных в США, борясь с дискриминацией, расизмом и сегрегацией. Активно выступал также против колониальной агрессии США, в частности во Вьетнаме. За важный вклад в демократизацию американского общества в 1964 году Мартину была присуждена Нобелевская премия мира. Убит в Мемфисе, штат Теннесси, Джеймсом Реем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Биография Мартина Лютера Кинга
1.1.Детство и юношество…………………………………………………………5
1.2.Вклад Мартина Лютера Кинга в историю США……………………………8
Глава 2. Политическая деятельность Мартина Лютера Кинга
2.1. Бойкот в Монтгомери……………………………………………………….11
2.2. Олбанская кампания…………………………………………………..…….16
2.3. Бирмингемский марш протеста…………………………………………….20
2.4. Марш на Вашингтон……………………………………………………......24
2.5.Беспорядки в Балтиморе…………………………………………………….30
Заключение…………………………………………………………………...…..3
Список литературы…………………………………………………………...….34

Прикрепленные файлы: 1 файл

Мартин Лютер Кинг.doc

— 176.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Политическая деятельность Мартина Лютера Кинга

 

2.1. Бойкот в Монтгомери

 

1 декабря 1955 г. Роза  Паркс, 42-летняя чернокожая швея  одного из универмагов Монтгомери и активистка местного, еще робкого, движения за гражданские права, была арестована за отказ уступить место в автобусе белому пассажиру. В те годы на Юге негров ежедневно подвергали унижению сегрегации в городском транспорте. Вот как это описывал М.Л.Кинг: «Среди водителей автобусов не было негров и, хотя некоторые белые водители были вежливы, слишком многие из них позволяли себе оскорбления и ругательства по отношению к неграм. Совершенно естественно было услышать в автобусе, как они кричали неграм: «Черные коровы», «ниггеры», «черные обезьяны». Нередко негры платили за проезд у входа, а затем были вынуждены сойти, чтобы снова сесть в автобус с задней площадки, и очень часто автобус уходил до того, как чернокожий подходил к задней двери, увозя его плату за проезд...

Чернокожих заставляли стоять, хотя в автобусе были свободные места «только для белых». Даже если в автобусе не было белых пассажиров, а негров набивалось много им не разрешалось садиться на первые четыре места. Но и это было еще не все. Если все места, предназначенные для белых, уже были ими заняты, а в автобус вошли новые белые пассажиры, чернокожие, сидящие на нерезервированных местах, находящихся позади мест, предназначенных для белых, должны были встать и уступить им место. Если негр отказывался это сделать, его арестовывали. В большинстве случаев негры подчинялись этому правилу без возражения, хотя время от времени встречались такие, которые отказывались подчиниться этому унижению»7.

В 1955 г. в автобусах Монтгомери за неподчинение было арестовано пять женщин и двое детей, не считая нарушителей-мужчин, а один чернокожий монтгомериец был застрелен водителем. В Монтгомери тогда жило около 50 тысяч негров, т.е. каждый третий горожанин был чернокожим. Они составляли 70% пассажиров городского транспорта. Арест Розы Паркс переполнил чашу терпения. Эд Никсон, возглавлявший местный профсоюз проводников спальных вагонов, призвал негритянскую общину к однодневному бойкоту городского транспорта в знак протеста. 5 декабря - первый день бойкота - прошел успешно. В городских автобусах не было ни одного чернокожего пассажира. В то же утро Роза Паркс за отказ подчиниться закону штата Алабама о сегрегации в городских автобусах была оштрафована на четырнадцать долларов. «Она подала апелляцию. Это был первый случай, когда негра судили за отказ подчиниться закону о сегрегации. Раньше в подобных случаях негра либо освобождали, либо обвиняли в нарушении порядка. Поэтому фактически арест и признание вины миссис Паркс имели двойное значение: это был факт, заставивший негров перейти к действию, и, кроме того, он явился проверкой законности самой сегрегации». Днем представители негритянской общины на своем совещании решили продлить бойкот до победы8.

Благодаря усилиям Кинга  и членов бойкотного комитета, протест негритянского населения длился 381 день и вошел в историю под названием «Ходьба во имя свободы». Черные владельцы такси по автобусным тарифам развозили черных граждан Монтгомери на работу и с работы домой. Но большинству участников протеста приходилось ходить пешком. Местные автобусные компании терпели большие убытки.

Переговоры с властями о полной десегрегации городского транспорта не дали ожидаемых результатов. Напротив, пользование такси по сниженным  тарифам было запрещено. У таксистов, перевозивших участников бойкота, отбирались лицензии. Чернокожие водители подвергались аресту за мелкие, подчас надуманные нарушения правил дорожного движения. За превышение скорости был арестован и сам Кинг. Полицейский произвол на улицах Монтгомери стал обычным явлением9.

После того, как с помощью «жесткой» тактики не удалось остановить движение, расисты перешли к прямому запугиванию и угрозам. Анонимные телефонные звонки и письма за подписью «ККК» (Ku-Klux-Klan) организаторы бойкота получали чуть ли не каждый день. В январе 1956 г. в дом Кинга была брошена бомба. Когда стало ясно, что движение протеста не остановить насилием, гражданские власти вспомнили о полузабытом «антибойкотном законе» 1921 г. Начались массовые аресты. Было арестовано более ста участников бойкота, которых обвинили также и в организации «нелегального» общественного транспорта. Но страха уже никто не испытывал. Страх, который так долго сковывал сердца чернокожих южан, уступил место чувству собственного достоинства и самоуважения. Люди смело шли навстречу арестам. Кинг вспоминал: «Никто не боялся. Никто не старался избежать ареста. Многие негры добровольно пошли в контору шерифа, чтобы узнать, есть ли в списках их фамилии, и если их не было, уходили разочарованные. Когда-то запуганный народ сразу преобразился, кто когда-то дрожал перед законом, теперь испытывали чувство гордости, если их должны были арестовать за участие в борьбе за свободу». Суд над «нарушителями антибойкотного закона» получил международную огласку, продемонстрировав бесстрашие участников протеста и стал по сути обвинительным процессом против сегрегации. Движение набирало силу.

Руководители бойкота  обратились с иском в федеральный  окружной суд, который признал неконституционность  законов о сегрегации в городских  автобусах. В свою очередь прокуратура Монтгомери подала апелляцию в Верховный суд США. Спустя некоторое время решение окружного суда было подтверждено Вашингтоном. Расисты ответили на это ночной вылазкой Ку-клус-клана.

20 декабря 1956 г. в  Монтгомери наконец-то был получен приказ о десегрегации городских автобусов. Это была победа. Победа не над белыми, а победа справедливости и демократии на небольшом участке фронта борьбы с расовой дискриминацией10.

В ходе монтгомерийских  событий был найден третий, более  эффективный путь противостояния несправедливости, принципиально отличающийся от умеренного градуализма Национальной Ассоциации и родственных ей экстремистских организаций черных националистов, - путь любви и ненасилия, путь мобилизации широких масс. Кинг и его соратники были убеждены в том, что ненасилие является единственным морально оправданным и практически реальным способом, доступным чернокожим американцам в их борьбе за справедливость.

Осмысливая опыт движения в Монтгомери, Кинг писал в своей  книге «Шаг к свободе»: «Когда начался протест, мои мысли осознанно или неосознанно возвращались к Нагорной проповеди с ее величественным учением о любви и к методу ненасильственного сопротивления Ганди. С течением времени я начал понимать силу ненасилия все глубже и глубже. Пройдя через реальный опыт протеста, ненасилие стало больше чем метод, с которым я был теоретически согласен; оно стало обязательством жить определенным образом. Многие из проблем, касающихся ненасилия, которые я не мог прояснить для себя интеллектуально, разрешились в сфере практических действий»11.

В этой же книге он сформулировал  шесть принципов ненасильственного  сопротивления, которые станут азбукой  для активистов американского движения за гражданские права:

1. Ненасилие - это образ  жизни мужественных и смелых людей. Ненасильственное сопротивление - это не проявление трусости, а активное сопротивление злу. Это метод физической пассивности и интенсивной духовной активности12. Участник ненасильственного сопротивления пассивен в том смысле, что он не проявляет физической агрессивности по отношению к своему оппоненту, в то же время его ум и чувства всегда активны, он постоянно ищет способы убедить оппонента в его неправоте.

2. Ненасилие не стремится  нанести поражение или унизить  оппонента оно ищет его дружбы  и понимания. Участник ненасильственного сопротивления зачастую выражает свой протест посредством несотрудничества или бойкота, но при этом он осознает, что эти действия не являются самоцелью: это лишь средство пробудить в оппоненте чувство стыда. Его цель - покаяние и примирение. Ненасилие в конечном итоге стремится к созиданию Сообщества любви.

3. Ненасилие направлено  не против людей, которые совершают  зло, а против силы зла. В  людях, которые выступают в  качестве проводников зла и  несправедливости, ненасилие видит жертв, но не источник этого зла.

4. Ненасилие - это готовность  принять страдание без мысли  об отмщении, принять удар, не  нанося ответных ударов. Участник  ненасильственного сопротивления  готов в случае необходимости  стать жертвой насилия, но сам  он никогда не прибегнет к нему. Ненасильственное сопротивление исходит из убеждения, что незаслуженное страдание ведет к спасению. Страдание обладает огромным воспитательным и преобразующим потенциалом. Ганди говорил: «Один лишь разум неспособен обеспечить людям основополагающие ценности жизни, для этого необходимо страдание. Страдание бесконечно сильнее закона джунглей, когда нужно обратить оппонента на путь истинный, открыть его слух, который иначе закрыт для голоса разума».

5. Ненасилие основывается  на любви, а не на ненависти. Ненасильственное сопротивление избегает не только внешнего физического насилия, но и внутреннего насилия духа. Любовь в этой связи означает понимание, спасительную добрую волю. Это не «эрос», не чувственная, или романтическая любовь. Это и не «филия», т.е. взаимная любовь, приязнь, дружеское расположение, когда человек любит, потому что любим. Это - «агапе», любовь Бога, действующая в сердце человека.

6. Ненасилие основано  на убеждении, что вся вселенная,  мироздание всегда на стороне  справедливости. Поэтому тот, кто верит в ненасилие, верит и в будущее. Эта вера - еще одна причина, по которой сторонник ненасильственного сопротивления может принять страдание без мысли об отмщении. Ведь он знает, что в борьбе за справедливость его союзником выступает мироздание13.

Таким образом, стратегия  движения за гражданские права вырабатывалась на основе гандистского метода ненасильственного  сопротивления, но, как сказал Кинг, «именно благодаря влиянию негритянской церкви ненасилие стало неотъемлемой частью нашей борьбы». Здесь церковь явилась той консолидирующей социальной структурой, которая объединила черных американцев, независимо от их социального статуса, экономического, образовательного уровней и возрастных различий в борьбе за обретение полных гражданских прав.

В декабре черные и белые впервые пользовались автобусами совместно. Кинг приобрел общенациональную известность, в феврале 1957 г. его портрет появился на обложке журнала «Тайм».

 

2.2. Олбанская кампания

 

Для выработки программ и координации  действий, направленных на устранение сегрегации и завоевание политических прав негры создали в 1957 г. новую организацию - «Конференцию южного христианского руководства» (КЮХР) (Тhe Southern Christian Leadership Conference) со штаб-квартирой в Атланте, десятками филиалов и тысячами активистов на Юге. Ее президентом был избран М.Л.Кинг.

В это же время Кинг, признанный защитник прав цветного населения, написал книгу «Шаг к свободе. Рассказ о Монтгомери».

В том же году - во многом благодаря  усилиям и самого Кинга - Конгресс США принял первый со времен Реконструкции федеральный акт об избирательных правах негров. В 1958 и 1959 гг. были организованы грандиозные марши молодежи за десегрегацию средних школ на Вашингтон в поддержку решения Верховного суда США 1954 года о десегрегации школ, выполнение которого на практике блокировалось властями южных штатов. Участники этих двух маршей - около 40 тыс. человек - представили конгрессу США петиции с 500 тыс. подписей, собранных в кэмпусах и молодежных центрах14.

В сентябре 1958 г., при раздаче автографов в Гарлеме, он был ранен ножом в грудь психически больной женщиной. Используя КРХЮ в качестве базы, Кинг организовал ряд кампаний за гражданские права, нацеленных на уничтожение сегрегации на транспорте, в театрах, ресторанах и т.д. Он путешествовал по всей стране, читая лекции, причем 15 раз подвергался аресту.

Новая важная фаза в борьбе за гражданские  права началась в 1960 г., когда 1 февраля  четверо чернокожих студентов расселись  на места для белых в сегрегированной  закусочной в одном из универмагов компании «Вулворт»« в Гринсборо (штат Северная Каролина). Их заставили уйти, но на следующий день их примеру последовали десятки и сотни других негритянских студентов. Так началась волна сидячих забастовок-демонстраций. К концу марта ненасильственные сидячие демонстрации за десегрегацию мест общественного пользования проводились уже более чем в 50 городах. Они подкреплялись «лежачими», «коленопреклоненными» и «купальными» демонстрациями в библиотеках, театрах, церквях и плавательных бассейнах. Примечательно, что к протестующим неграм присоединялись и белые студенты. Вначале эти акции проводились стихийно, но уже в апреле 1960 г. был сформирован «Студенческий координационный комитет ненасильственных действий» (СККНД) (Тhe Student Nonviolent Coordinating Committee). Развернулось широкомасштабное движение сидячих демонстраций, поддержанное КЮХР, Национальной Ассоциацией и другими негритянскими организациями. Кстати, в том же году за участие в подобной акции в Атланте был арестован М.Л.Кинг15.

Новой ареной борьбы за гражданские  права стал город Олбани (штат Джорджия). Здесь в январе 1961 г. развернулась кампания за десегрегацию мест общественного  пользования, которую возглавил  местный негритянский лидер У.Андерсон. На помощь зарождавшемуся движению в Олбани пришел «Студенческий координационный комитет ненасильственных действий». В декабре сюда прибыла группа участников «рейдов свободы» из 10 человек. Все они были арестованы. Через день сотни олбанских негров вышли на демонстрацию протеста. Полицией были произведены массовые аресты. На собрании лидеров олбанского движения было решено пригласить в город Мартина Лютера Кинга и его помощников. 15 декабря Кинг и его соратники прибыли в город. Хотя на этот раз у них не было четко продуманной стратегии ведения борьбы, 16 декабря доктор Кинг и У.Андерсон возглавили демонстрацию из шестисот человек к зданию муниципалитета. Разрешения на марш не было и все участники демонстрации были арестованы.

Олбанское движение ширилось. Массовые митинги и практические семинары по активному ненасилию, проводимые активистами КЮХР, чередовались с «незаконными демонстрациями» к местному муниципалитету, сидячими забастовками в библиотеках и других местах, а также молитвенными бдениями (эквивалент «вахт мира»). Организовывались выборочные бойкоты магазинов, чтобы сорвать самый доходный в городе коммерческий сезон и тем самым вынудить владельцев ряда магазинов принять на работу черных продавцов. Однако, в процентном отношении к белому населению негров в Олбани было явно недостаточно для оказания эффективного экономического давления на сегрегированные структуры. Кроме того, как и в Монтгомери, здесь был проведен бойкот городских автобусов16.

Информация о работе Мартин Лютер Кинг