Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 19:51, реферат
В раннем детстве воспитателем Николая и его братьев был живший в России англичанин Карл Осипович Хис (Charles Heath, 1826—1900); его официальным воспитателем как наследника в 1877 году был назначен генерал Г. Г. Данилович. Николай получил домашнее образование в рамках большого гимназического курса; в 1885—1890 годах — по специально написанной программе, соединявшей курс государственного и экономического отделений юридического факультета университета с курсом Академии Генерального штаба.
Личность Николая II
Российская Империя при Николае II
Виноват ли Николай II в гибели Российской Империи?
Содержание:
1.Личность Николая II
Никола́й II Алекса́ндрович (6 [18] мая 186
Николай II — старший сын императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны. Сразу после рождения, 6 мая 1868 года, был наречён Николаем.
В раннем детстве воспитателем
Николая и его братьев был живший в России англичанин Карл Осипович Хис (Charles Heath, 1826—1900);
его официальным воспитателем как наследника
в 1877 году был назначен генерал Г. Г. Данилович. Николай получил домашнее
образование в рамках большого гимназического курса; в 1885—1890 годах — по специально написанной
программе, соединявшей курс государственного
и экономического отделений юри
6 мая 1884
года, по достижении совершеннолетия принёс
присягу в Большой
церкви Зимнего дворца, о чём извещалось высочайшим
манифестом. Первым опубликованным от
его имени актом был рескрипт на имя московского
генерал-губернатора В. А.
Первые два года Николай служил младшим офицером в рядах Преображенского полка. Два летних сезона он проходил службу в рядах лейб-гвардии гусарского полка эскадронным командиром, а затем лагерный сбор в рядах артиллерии. 6 августа 1892 года был произведён в полковники. В то же время отец вводит его в курс дел по управлению страной, приглашая участвовать в заседаниях Государственного Совета и Кабинета министров. По предложению министра путей сообщения С. Ю. Витте, Николай в 1892 году для приобретения опыта в государственных делах был назначен председателем комитета по постройке Транссибирской железной дороги. К 23 годам своей жизни Наследник был человеком, получившим обширные сведения в разных областях знания.
В программу образования входили путешествия
по различным губерниям России,
которые он совершал вместе с отцом. В
довершение образования отец выделил
в его распоряжение крейсер «Память
Азова» в составе эскадры для путешествия на Дальний
Восток. За девять месяцев со свитой посетил Австро-Венгрию, Грецию
Оппозиционный политик член Государственной думы первого созыва В. П. Обнинский в своём антимонархическом сочинении «Последний самодержец» утверждал, что Николай «одно время упорно отказывался от престола», но был вынужден уступить требованию Александра III и «подписать при жизни отца манифест о своём вступлении на престол».
Коронация.
Священнодействие началось 14 (26) мая 1896 года часов в 10 часов утра на специальном возвышенном помосте, установленном посреди собора. Непосредственно пред началом коронования император сел на трон Михаила Фёдоровича, императрица Мария Фёдоровна — на трон Алексея Михайловича, императрица Александра Фёдоровна — на трон Иоанна III.
Все священнодействия коронования совершал
первенствующий член Святейшего
правительствующего синода митрополит
Санкт-Петербургский Палладий(
После священнодействия, в тот же день, в Грановитой палате Кремля состоялась Царская трапеза, на которой присутствовали приглашённые лица из числа российских подданных, иностранным же представителям по традиции было предложено угощение в других местах дворца. 15 мая, в 10.30 утра, состоялся высочайший приём чрезвычайных послов и посланников, прибывших после 10 мая. С 11.30 утра до 3 часов пополудни император и императрица в Андреевском тронном зале принимали поздравления от депутаций со всей России.
2. Россия при Николае II
При непосредственном участии и при полном одобрении со стороны государя разрабатывалась и осуществлялась невиданная еще в России программа социального развития. Долгое время эта сторона деятельности последнего императора замалчивалась историографией, ибо слишком уж не соответствовала образу «проклятого прошлого», о котором твердила советская и либеральная пропаганда. Однако объективный анализ социальной политики Николая II, сделанный современными исследователями, ошеломляет: никогда еще в истории России государство не уделяло такого внимания социальным вопросам, и никогда еще эта сфера не развивалась столь высокими темпами.
«На очереди главная задача – укрепить низы. В них вся сила страны. Их более ста миллионов! Будут здоровы и крепки корни у государства, и слова русского Правительства совсем иначе зазвучат перед Европой и всем миром. Дружная, общая, основанная на взаимном доверии работа – вот девиз для нас всех, русских!» – говорил председатель Совета министров П.А. Столыпин. «Нельзя забывать, что мы призваны освободить народ от нищенства, от невежества, от бесправия»,– в этом видел свою задачу глава правительства Российской империи.
Слова Столыпина о «здоровых корнях государства» имели не только переносное значение: одной из приоритетных задач развития страны стало развитие народного здравоохранения.
В конце XIX века ситуация в сфере здравоохранения и медицины в России была очень неблагополучной. Социальные изменения, повлекшие за собой изменения традиционного уклада жизни, перемещение больших масс людей – все это привело росту заболеваний и повышению смертности. По уровню смертности и средней продолжительности жизни Россия занимала одно из первых мест в Европе (главным образом, за счет чрезвычайно высокой детской смертности). В 1889 году на всю огромную империю приходилось лишь 13 тыс. дипломированных врачей. Такое положение не могло, конечно, устраивать ни власти, ни общество.
И меры были приняты. С 1901 по 1913 год бюджетные расходы на медицину возросли с 43,9 млн руб. до 145,1 млн руб., то есть в 3,3 раза! Число врачей в империи выросло к 1915 году до 33,1 тыс., что вывело нашу страну по этому показателю на 2-е место в Европе и 3-е место в мире.
При этом в наиболее крупных городах России (Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Харькове, Одессе) число врачей на душу населения не уступало ведущими мировым столицам – Вене, Берлину, Парижу и т.п.
С 1901 по 1913 год количество мест в больницах увеличилось почти в 1,7 раза (с 136,5 тыс. до 227,9 тыс., включая психиатрические больницы и родильные приюты), а число пациентов, воспользовавшихся помощью в этих больницах за тот же период возросло в 2,1 раза. Если в 1903 году в стране насчитывалось 3 765 аптек, то к 1913 году их число возросло до 6 тыс. а фармацевтов стало 12 тыс.
Важно отметить, что составной частью создания системы здравоохранения была ее доступность для населения. Медицинская помощь во всех государственных и земских медучреждениях по месту жительства была бесплатной. В сельских, земских и муниципальных лечебницах лекарства обратившихся за помощью выдавались бесплатно.
Как отмечает современный историк, «в результате бесплатное медицинское обслуживание постепенно становилось доступным для самых различных слоев населения страны. Это наглядно показывает медицинская статистика. В 1901 г. в России медицинскую помощь получили 49 млн человек, в 1904 г. – 57 млн, в 1907 г. – 69 млн и в 1913 г. – 98 млн человек, то есть две трети всего населения. При этом примерно 90 % больных обращались в общественные лечебницы и только 7 % к частнопрактикующим врачам».
Конечно, в здравоохранении страны оставались весьма существенные проблемы и, несмотря на приведенные выше цифры, подданные Российской империи в массе своей были обеспечены медицинской помощью хуже, чем жители Германии, Англии или Франции. Но это не может умалить в наших глазах заслуг Николая II и его правительства в деле формирования национальной системы здравоохранения. Именно при нем в России появилось то, что вошло сейчас в привычку – родильные дома и станции скорой помощи, женские консультации и молочные кухни, участковые врачи и больничные листы. Главным свидетельством успешности политики последнего царствования в сфере здравоохранения служит увеличение численности населения империи со 129 млн человек в 1897 г. до 179 млн человек в 1915 г. Ни до ни после этого времени такого прироста численности населения наша страна не знала.
Не менее динамично развивалась и сфера образования. «В период правления Николая II наблюдается стремительный рост числа учебных заведения на всех уровнях. За 15-летний период (1896 по 1910 г.) было открыто больше школ, училищ, институтов, чем за весь предшествующий 1896 году период российской истории. В области низшего образования это составило почти 57 тыс. начальных училищ (57 % от всего числа таких заведений в стране), 1,5 тыс. низших профессиональных училищ (56 %), почти 600 городских училищ (55 %). В области среднего образования за указанные 15 лет было создано 1323 учебных заведения или 54 % всех имеющихся. В те же годы возникли 20 новых мужских высших учебных заведений (28 %) и 28 женских вузов (97 % от их общего числа)». В 1903–1912 годах доля ассигнований министерству народного просвещения возросла в государственном бюджете с 2,1 % до 4,4 % – то есть более чем в два раза!
Современный историк с удовлетворением отмечает: «Положительным фактом исторического значения явилось то, что в 1900–1913 гг. в обучение включались дети из всех слоев населения. Произошло преодоление такой ситуации, когда образование было доступным только для представителей привилегированных групп».
В 1908 году в России принимается программа перехода к всеобщему и обязательному образованию населения. Рассчитанная сроком на 20 лет она предусматривала ежегодное увеличение государственных кредитов на народное образование на 20 млн рублей (10 млн на постройку новых школ и 10 млн на улучшение уже имеющихся). К 1915 году на всеобщее обучение перешли 51 уездов России (не считая крупных городов).
Как показала проведенная Наркомпросом РСФСР в 1920 году перепись, 86 % подростков в возрасте от 12 до 16 лет были грамотными, или имели начальное образование.
Качество русского образования было достаточно высоким. До конца жизни многие ученики с теплотой и благодарностью вспоминали учителей своих земских и церковно-приходских школ.
«Семи лет от роду, в 1914 году, я пошел в школу. Учительницами были две молодые девушки: Эмилия Адольфовна Штюрцель (видимо, из обрусевших остзейских дворян) и Прасковья Андреевна Шонина – дочь священника из Рославля. Обе имели гимназическое образование и стали педагогами по призванию. За четыре года они готовили грамотных во многих отношениях людей, которые знали назубок русскую грамматику, писали без ошибок хорошим, разборчивым почерком, безупречно решали арифметические задачи. Но самым главным я считаю то, что они прививали ученикам любовь к Родине, знакомя ярко и впечатляюще с ее героической историей. Слова одной из учительниц о том, что люди, забывшие свое героическое прошлое, рискуют превратиться в стадо, запомнились мне на всю жизнь», – вспоминал свои школьные годы Герой Советского Союза генерал армии Семен Павлович Иванов.
«Учителем в школе был Сергей Николаевич Ремизов, опытный педагог и хороший человек. Он зря никого не наказывал и никогда не повышал голоса на ребят. Ученики его уважали и слушались… Я всегда с благодарностью вспоминаю своего учителя, привившего мне страсть к книгам», – писал на страницах своей книги «Воспоминания и размышления» маршал Советского Союза Г.К. Жуков, который в 1906 году с отличием окончил церковно-приходскую школу в селе Величково Малоярославецкого уезда Калужской губернии.
В результате этой деятельности к 1914 году правительству в целом удалось переломить негативную тенденцию и в значительной степени укрепить социальное положение в стране. Можно быть уверенным, что если бы развитие государства не было нарушено извне, то кризисные тенденции были бы ликвидированы если не окончательно, то сокращены до такой степени, когда они уже не представляли бы опасности для страны и общества.
Премьер министр России П.А. Столыпин весьма точно описал происходящие в стране процессы. «После горечи перенесенных испытаний Россия, естественно, не может не быть недовольной; она недовольная не только правительством, но и Государственной думой и Государственным советом, недовольна и правыми партиями и левыми партиями. Недовольна потому, что Россия недовольная собою. Недовольство это пройдет, когда выйдет из смутных очертаний, когда обрисуется и укрепиться русское государственное самосознание, когда Россия почувствует себя опять Россией». При этом он достаточно оптимистично оценивал перспективы страны: «Дайте государству двадцать лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России!».
Увы, эти два десятка лет спокойного развития стране никто не дал. В публицистической и исторической литературе можно встретить обвинения в адрес Николая II в том, что он в недостаточной степени старался сохранить страну от участия в мировой войне. Однако такие мнения основаны лишь на недостаточном понимании ситуации в Европе в середине лета 1914 года или на откровенно недобросовестном толковании. В реальности же царское правительство сделало все, чтобы избежать участия России в войне, но при этом руководство России очень хорошо понимало предел, до которого можно от войны уклоняться. И когда стало известно о всеобщей мобилизации в Германии, война стала неизбежной.