Ю.В. Андропов: политический портрет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 14:35, курсовая работа

Краткое описание

Про Андропова мало, что рассказано (возьмем его детские годы) но много
что можно сказать. В этом реферате я попробую дать оценку его деятельности и проследить путь его жизни от рождения до кончины. Его жизнь была очень насыщена, и всю её просто не оценить в этой работе, поэтому я буду рассматривать только часть аспектов судьбы В. Ю. Андропова.

Содержание

Введение
I.Кто он, Юрий Андропов?
-Проклятая биография
-Оперативный псевдоним
II.Партийная карьера
-Председатель КГБ 1967-1982
-Генеральный секретарь ЦК КПСС 12.11.1982-09.02.1984
III. Другой Ю.В. Андропов
-Проект «М»
-План всесильного еврея
- Интервью генерала В.В Федорчука
IV. Заключение
Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

конр. по полит истории после1953.doc

— 299.00 Кб (Скачать документ)

Погромные годы

Почему  мать с малолетним ребенком на руках  решила после Февральской революции  покинуть Первопрестольную? Ответ на этот вопрос частично дал сам Андропов, рассказав в 1939 году в объяснительной о погроме 1915 года, который не пережил его якобы приемный дед. Разгул военного «патриотизма», как теперь выясняется, пережили и сам Юрий Владимирович, и вся его семья.

Беспорядки  начались вечером 27 мая на московских фабриках Цинделя и Шрадера – погром был изначально антинемецким. На следующее утро небольшая пока еще толпа появилась у Боровицких ворот. Люди держали портреты Николая II и пели «Боже, царя храни». Под звуки государственного гимна все более увеличивающиеся массы двинулись на Красную площадь к памятнику главным патриотам Минину и Пожарскому. Оттуда часть погромщиков устремилась в Верхние ряды, где были разгромлены магазины Эйнема и Цинделя. Расправившись с лавками в Китай-городе, толпа частью вышла на Лубянку, частью на Петровку и Кузнецкий Мост продолжать свое дело.

В ходе «патриотического» шествия москвичи били стекла и грабили магазины, чьи владельцы носили любые нерусские фамилии, благо тогда они были написаны прямо на витринах. С наступлением темноты на улицах стали показываться с награбленными вещами даже прилично одетые люди. Пропустить магазин Флекенштейна «патриоты» не могли – слишком заметная мишень. Юрий Андропов, конечно, не помнил событий 1915 года, но скорее всего, знал о них по рассказам матери и бабушки. Больше того, будущий генсек и его семья, похоже, пережили погромный период и во время Февральской революции.

Видимо, во всей мировой истории Андропов стал и останется самым потаенным  главой тайной политической полиции!4 

II. Партийная карьера.

После окончания семилетки Андропов работал  помощником киномеханика при железнодорожном  клубе на станции Моздок, рабочим  на телеграфе. С 1931 г. Работал матросом речного флота на Волжском пароходстве. В 1934 поступил в Рыбинский техникум водного транспорта (окончил в 1936 г.), после его окончания он работал на рыбинской судоверфи. В 1935 г. Женился на Нине Ивановне Енгалычевой, которая училась в институте на следователя, а впоследствии работала в НКВД.

Молодой Андропов становится активным комсомольским  деятелем. В 1936 году он стал освобождённым  секретарём комсомольской организации  техникума водного транспорта в  г. Рыбинске Ярославской области. Затем  его выдвинули на должность комсорга Рыбинской судоверфи им. Володарского. Назначается завотделом горкома комсомола Рыбинска, затем завотделом обкома комсомола Ярославской области. Уже в 1937 году он избирается секретарём Ярославского обкома ВЛКСМ. Жил в Ярославле.

В 1939 г. Вступил в ВКП(б). В 1938—1940 гг. он возглавлял областную комсомольскую организацию в Ярославле, а затем был назначен руководителем комсомола в недавно образованной Карело-Финской ССР (1940).В 1940 развёлся с первой женой. Женился на Татьяне Филипповне Лебедевой.

Во время  войны был одним из руководителей партизанского движения в Карелии. В 1944 году награждён орденом Красного Знамени. Во время войны был одним из руководителей партизанского движения в Карелии. В 1944 году награждён орденом Красного Знамени. В 1944 г. Ю.В. Андропов перешёл на партийную работу: с этого времени он стал занимать пост второго секретаря Петрозаводского горкома партии. После Великой Отечественной войны Андропов работал в качестве второго секретаря ЦК Коммунистической партии Карело-Финской ССР (1947—1951). В этот период он обучался в Петрозаводском государственном университете, позже — в Высшей партийной школе при ЦК КПСС.

21 июня 1951 г. Переведен на работу в Москву, где ему была предложена работа в ЦК КПСС инспектором. В качестве инспектора ЦК Андропов наблюдал за работой партийных организаций прибалтийских республик. Затем работал заведующим подотделом ЦК КПСС.

В мае 1953 г. Андропов поступил на дипломатическую  службу, возглавлял 4-й отдел МИДа (Польша, Чехословакия) и стажировался в скандинавском отделе МИДа, был  назначен в октябре 1953 г. Советником — посланником, а затем советским послом в Венгрии (июль 1954 — март 1957) и настаивал на вводе советских войск в Венгрию, а затем играл активную роль в подавлении восстания против коммунистического режима в Венгрии. Ему также удалось уговорить Яноша Кадара возглавить венгерское правительство, сформированное Москвой. По выполнении своей миссии Андропов возвратился в Москву, где занял пост руководителя отдела социалистических стран ЦК КПСС. 

С марта 1957 г. — заведующий отделом социалистических стран ЦК КПСС. На XXI съезде КПСС (1961) был избран членом ЦК (1961—1984), после чего назначен секретарём ЦК (с 23 ноября 1962 г. По 21 июня 1967 г.). А в 1964 г. Андропов участвует в смещении Н. С. Хрущёва. 

Председатель  КГБ

 
С 18 мая 1967 г. По 26 мая 1982 г. — руководитель КГБ. В этом статусе Андропов был утверждён кандидатом в члены Политбюро (с 21 июня 1967 г. По 27 апреля 1973 г.), а затем и членом Политбюро (c 27 апреля 1973 г. По 9 февраля 1984 г.). За 15 лет его руководства органы госбезопасности существенно укрепили и расширили свой контроль над всеми сферами жизни государства и общества. Одним из направлений деятельности КГБ была борьба с диссидентским движением. При Андропове проводились судебные процессы над правозащитниками, использовались различные методы подавления инакомыслия, практиковались различные формы внесудебного преследования (например, принудительное лечение в психиатрических больницах). Андропов получал специальные указания не отвечать на ходатайства об освобождении диссидентов. На время его правления этим ведомством приходятся жестокая борьба с правозащитным движением, введение танков в Прагу. Многих диссидентов в те годы отправили в психиатрические больницы под тем предлогом, что нормальный человек не может быть противником советской власти. Принудительное «лечение» психотропными препаратами превращало и здоровых людей в физически и душевно больных. По инициативе Андропова были изгнаны за границу А.И. Солженицын, А.А. Галич и другие писатели, деятели культуры, правозащитники.5 В 1980 г. Был отправлен в ссылку в г. Горький академик А.Д. Сахаров. К 1980-м годам страна превратилась в интеллектуальную пустыню: почти все известные инакомыслящие были либо высланы, либо посажены.  Архивные документы также указывают на руководящую роль Андропова в преследованиях диссидентов, в том числе религиозных.

В 1979 году после мюнхенских событий выступил с инициативой создания подразделения  по борьбе с терроризмом, которое  впоследствии получило название спецподразделение Альфа. Особое внимание Андропов уделял контролю над работой органов госбезопасности стран социалистического лагеря. 

Андропов  был сторонником самых решительных  мер по отношению к тем странам  социалистического лагеря, которые  стремились проводить независимую  внутреннюю и внешнюю политику. В августе 1968 г. Он оказал влияние на принятие решения о вводе войск стран Варшавского договора в Чехословакию. В конце 1979 г. Андропов поддержал предложение о вторжении советских войск в Афганистан, а в 1980 г. Настаивал на проведении военной акции в Польше.  

В 1974 г. Он стал Героем Социалистического Труда, а в 1976 г. Андропову (в один день с его оппонентом министром внутренних дел Н.А. Щёлоковым) было присвоено звание «генерал армии».

В 1976 г., когда здоровье Брежнева резко ухудшилось, Андропов получил шанс стать лидером СССР. Достижению этой цели мешало то, что верхушка партии была настроена против него. И по указанию Андропова его личная разведка (отдел «П» первого главного управления КГБ) начала сбор компромата на руководство страны, включая семью Брежнева.

Были  арестованы Галина Брежнева — дочь генсека, и её муж — генерал МВД Юрий Чурбанов. Расстреляли Юрия Соколова, директора Елисеевского гастронома в Москве. Он сказал на суде, что из него сделали «козла отпущения» за перебои с продуктами и их дефицит. Население поддерживало борьбу с коррупцией, но одновременно опасалось возвращения сталинских времён.

В декабре 1979 г., когда принималось решение  о вводе войск в Афганистан, Андропов, был против, но уступил  другим партийным руководителям. Это не ослабило его стремления к власти. В 1982 г. Брежнев умер и Андропов стал первой фигурой в государстве. Позднее, чтобы еще больше укрепить свою власть, он совместил должность генерального секретаря ЦК партии с постом председателя Президиума Верховного Совета СССР.7 
 
 

Генеральный секретарь

В мае 1982 г. Андропов вновь был избран секретарём ЦК (с 24 мая по 12 ноября 1982 г.) и оставил  руководство КГБ. Уже тогда многие восприняли это как назначение преемника Л.И. Брежневу. 

12 ноября 1982 г. Андропов избран Пленумом ЦК генеральным секретарём ЦК КПСС. Он упрочил своё положение, став 16 июня 1983 г.  Председателем Президиума Верховного Совета СССР.

Знавшие Андропова свидетельствуют, что  интеллектуально он выделялся на общем сером фоне Политбюро застойных лет, был человеком творческим, не лишённым самоиронии. В кругу доверенных людей мог позволить себе сравнительно либеральные рассуждения. В отличие от Брежнева, он был равнодушен к лести и роскоши, не терпел взяточничества и казнокрадства. Ясно, однако, что в принципиальных вопросах «интеллектуал из КГБ» придерживался жёсткой консервативной позиции.8

В первые месяцы своего правления он провозгласил курс, направленный на социально-экономические  преобразования. Однако все изменения  во многом свелись к административным мерам, укреплению дисциплины среди работников партаппарата и на рабочих местах, разоблачению коррупции в близком окружении правящей верхушки. В некоторых городах СССР силовые органы стали применять меры, жесткость которых в 1980-е годы населению показалась необычной. Например, в Ленинграде в рабочее время стали проводиться милицейские облавы в кинотеатрах, крупных универмагах и других местах скопления людей, во время которых тотально проверялись документы с целью выявить прогульщиков работы. Твердость проверок была такова, что в некоторые из них попадали прогуливающие уроки школьники, решившие посетить полуденный сеанс кино. Через несколько дней на имя директора школы приходило официальное письмо из силовых органов, докладывавшее о поимке прогульщиков с указанием фамилий. За несколько недель Ленинград погрузился в ужас перед новым режимом, и прогульщики предпочитали сидеть дома, боясь показаться на улице.

В начале 1983 г. Были повышены цены на многие товары. Например, цена почтовой марки была повышена с 4 до 5 копеек (на старые конверты с маркой полагалось наклеивать дополнительную марку стоимостью 1 копейка). С другой стороны, была снижена цена на водку и был введен ее новый, более дешевый сорт, получивший в народе название «Андроповка».

При Андропове  начался массовый выпуск лицензионных грампластинок популярных западных исполнителей тех жанров (рок, диско, синти-поп), которые раньше считались идеологически неприемлемыми — это должно было подорвать экономическую базу спекуляции грампластинками и магнитными записями. По инициативе Ю.В. Андропова был открыт Историко-демонстрационный зал КГБ СССР (ныне ФСБ РФ).9

Об отношении  Андропова к русской национальной и интернациональной идее существуют противоположные мнения. Одни полагают, что он был убеждённый интернационалист, равнодушный к нуждам русской культуры, другие — будто шеф КГБ тайно поддерживал русское национальное возрождение. Как представляется, на самом деле в этом вопросе Андропов придерживался исключительно принципов политической целесообразности и «колебался вместе с генеральной линией партии». В 1943 г. он писал: «Любить свой родной край, свою республику — это значит, между прочим, знать и ценить народные песни, былинный эпос, танцы... Замечательные песни народов нашей страны, воспевающие ратные подвиги богатырей, прославляющие народную стойкость в борьбе против иноземных захватчиков, подчас молодёжи вовсе неизвестны».

Любовь  к народным танцам не помешала Андропову  сделать в 1964 г. при Хрущёве доклад «Пролетарский интернационализм — боевое знамя коммунистов». А в марте 1981 г. в специальной записке членам Политбюро он обрушился на «русскую партию» в стране: «...в Москве и ряде других городов страны появилась новая тенденция в настроениях некоторой части научной и творческой интеллигенции, именующей себя "русистами". Под лозунгом зашиты русских национальных традиций они, по существу, занимаются активной антисоветской деятельностью... Противник рассматривает этих лиц как силу, способную оживить антиобщественную деятельность на новой основе. Подчёркивается при этом, что указанная деятельность имеет место в иной более важной среде, нежели потерпевшие разгром и дискредитировавшие себя в глазах общественного мнения так называемые правозащитники». Председателя КГБ беспокоило, что «русисты» имеют влияние среди парт аппаратчиков среднего звена и военных. В бытность генсеком Андропов предпочёл сделать некоторые демонстративные шаги навстречу Русской Православной Церкви, которая вполне контролировалась властью. В частности, он согласился передать в пользование патриархии Даниловский монастырь. 
 
 
 
 

III. Другой Ю.В. Андропов. 

…Да, все мы смертны, хоть не по нутру 
Мне эта истина, страшнее нету.   
Но в час положенный и я умру 
И память обо мне сотрет седая Лета…
10
 
 
 
 
 
 
 

В преддверии 90-летия со дня рождения Юрия Андропова  в России шли жаркие дискуссии  по поводу того, что сделал он для  страны на двух главных постах, где  царил в последние 17 лет жизни. Вторая же тема этих дискуссий звучит вполне в аспектах сослагательного наклонения: что было бы со страной, да и с планетой тоже, если бы генсек Юрий Андропов не умер так скоропостижно. 

ПРОЕКТ «М»

Так называют сегодня андроповский «Мобилизационный проект», неизвестно, реально ли существовавший документ. В общем виде под таким названием подразумевают план Андропова, направленный на мобилизацию всех усилий советского общества, политического руководства страны для того, чтобы создать новую эффективную систему экономики.

Созданная им команда, еще до того, как он стал генсеком, разработала предложения, чтобы спасти СССР от распада. Эти предложения сводились к устранению КПСС от руководства страной и передаче ее функций некой «силовой структуре». Экономика должна была стать гораздо более эффективной и продуктивной за счет введения элементов частной собственности, рыночных принципов. Планировалось ввести значительную самостоятельность предприятий потребительского сектора, сельскохозяйственных форм, сделав упор на кооперативных.11

Информация о работе Ю.В. Андропов: политический портрет