Изучение биографии и творческого наследия Н.Трубецкого, П.Савицкого, В.Вернадского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 11:30, реферат

Краткое описание

Евразийство - социально-политическая и философская концепция, возникшая в среде русских эмигрантов в 20-е гг. XX в. Идеи Евразийства оказали существенное влияние на развитие общественной мысли русского зарубежья и возрождаются в современных культурологических и геополитических концепциях. Началом евразийства считают книгу Н.С. Трубецкого «Европа и человечество», вышедшую в Софии в 1920 г. Центр этого движения был сначала в Берлине, затем переместился в Париж. Это «культурно-историософическое» движение было создано в среде русской интеллигенции, эмигрировавшей в Европу после 1917 года, «видными представителями его были географ П.Н. Савицкий, историк Г.В. Вернадский, лингвист, этнограф и философ князь Н.С. Трубецкой»

Содержание

1. Введение;
1.1. Николай Сергеевич Трубецкой;
1.2. Пётр Николаевич Савицкий;
1.3. Георгий Владимирович Вернадский;
1.4. Заключение.

Прикрепленные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 530.74 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

                         РЕФЕРАТ

на тему: Классическое евразийство. Изучение биографии и творческого наследия Н.Трубецкого, П.Савицкого, В.Вернадского.

 

 

 

                                              

 

 

 

                                                  Астана - 2013

Содержание:

1.    Введение;

1.1. Николай Сергеевич Трубецкой;

1.2. Пётр Николаевич Савицкий;

1.3. Георгий Владимирович Вернадский;

1.4. Заключение.

 

 

 

       1.Введение

 

Евразийство - социально-политическая и философская концепция, возникшая в среде русских эмигрантов в 20-е гг. XX в. Идеи Евразийства оказали существенное влияние на развитие общественной мысли русского зарубежья и возрождаются в современных культурологических и геополитических концепциях. Началом евразийства считают книгу Н.С. Трубецкого «Европа и человечество», вышедшую в Софии в 1920 г. Центр этого движения был сначала в Берлине, затем переместился в Париж. Это «культурно-историософическое» движение было создано в среде русской интеллигенции, эмигрировавшей в Европу после 1917 года, «видными представителями его были географ П.Н. Савицкий, историк Г.В. Вернадский, лингвист, этнограф и философ князь Н.С. Трубецкой»

 

    1. Николай Сергеевич Трубецкой 

 

Князь Николай Сергеевич Трубецкой  (16 апреля 1890, Москва — 25 июня 1938, Вена) — выдающийся русский лингвист; известен также как философ и публицист евразийского направления. Принадлежал к аристократическому роду Трубецких, восходящему к Гедимину. Сын князя С. Н. Трубецкого (ректор Московского университета) и племянник князя Е. Н. Трубецкого, известных русских философов, брат писателя и мемуариста князя В. С. Трубецкого (Владимира Ветова).

С 14-и лет посещал заседания Московского Этнографического общества; в 15 лет публиковал первые научные статьи о финно-угорском язычестве. Изучение фольклора сопровождалось и знакомством с соответствующими языками.

В 1907 году начал сравнительно-исторические и типологические исследования грамматического строя северокавказских и чукотско-камчатских языков; материалы, собранные в ходе этой работы, продолжавшейся вплоть до революции, в годы Гражданской войны погибли («пошли дымом»; впрочем, советский кавказовед Е. Бокарёв сообщал, что видел их в Ростове незадолго до Второй мировой войны) и были впоследствии восстановлены Трубецким в эмиграции по памяти.

В 1908 году окончил экстерном Пятую Московскую гимназию (где учился только в выпускном классе, а все остальные годы занимался с репетиторами дома и лишь в конце года сдавал экзамены в гимназии) и поступил в Московский университет на философско-психологическое отделение (где тогда большим влиянием обладал Л. М. Лопатин). Учился вместе с Б. Л. Пастернаком, по утверждению которого Трубецкой увлекался тогда русской религиозной философией и неокантианством Марбургской школы. Затем перевёлся на отделение западноевропейских литератур и наконец — на отделение сравнительного языкознания, где стал учеником Ф. Ф. Фортунатова.

В 1912 году закончил первый выпуск отделения сравнительного языковедения и был оставлен на университетской кафедре; командировался в Лейпциг, где изучал младограмматическую школу. Вернувшись, преподавал в Московском университете с 1915 по 1916 гг. После революции 1917 года  уехал в Кисловодск; затем некоторое время преподавал в Ростовском университете.

В 1920 году эмигрировал в Болгарию; преподавал в Софийском университете; издал сочинение «Европа и человечество», в котором близко подошёл к выработке евразийской идеологии. Обсуждение этой книги в софийском семинаре, в котором участвовали П. П. Сувчинский, Г. В. Флоровский, П. Н. Савицкий привело к рождению евразийской идеологии, о чём было заявлено в сборнике «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. Книга 1» (София, 1921). В 1923 году переехал в Вену, преподавал в Венском университете.

В 1920-х — 1930-х годах — активный участник евразийского движения, один из его теоретиков и политических лидеров. Наряду с П. П. Сувчинским и П. Н. Савицким входил в руководящие органы евразийства (Совет Трех, Совет Пяти, Совет Семи). До 1929 года участвовал во всех программных евразийских сборниках («Исход к Востоку» (1921), «На путях» (1922), «Россия и латинство» (1923), «Евразийский временник. Книга 1» (1923), «Евразийский временник. Книга 2» (1925), «Евразийский временник. Книга 3» (1927)), в периодических изданиях евразийцев (журнал «Евразийские хроники», газета «Евразия»). Соавтор коллективных евразийских манифестов («Евразийство (опыт систематического изложения)» (1926), «Евразийство (формулировка 1927 года)»). Выпустил ряд книг в Евразийском книгоиздательстве («Наследие Чингисхана» (1925), «К проблеме русского самосознания» (1927)). Как идеолог евразийства разрабатывал концепции многополярного мира, славяно-туранских культурных взаимодействий, монгольского влияния на русскую политическую историю и культуру, идеократии, учения о правящем отборе в государстве.

В 1929 году в знак протеста против просоветской и прокоммунистической направленности газеты «Евразия» вышел из состава руководящих органов евразийского движения. Не участвовал в создании (1932) и работе Евразийской партии, но продолжал поддерживать личные контакты с П. Н. Савицким, участвовал в работе теоретических евразийских семинаров и в 1930-х годах начал печататься в евразийских изданиях (журнал «Евразийские тетради» и др.). Тогда же совместно с Р. О. Якобсоном разрабатывает теорию евразийского языкового союза и вообще евразийского учения о языке в связи с географическим фактором, на основе онтологического структурализма, сформировавшегося в идейном пространстве Пражского лингвистического кружка.

Параллельно в 1920-1930-х гг. преподавал в Венском университете славянские языки и литературу, занимался научной деятельностью. Был непримиримым противником коммунизма, воцерковленным православным христианином.

В 1930-х гг. выступал в печати против национал-социализма, видя в нём своеобразный «биологический материализм», столь же несовместимый с православным мировоззрением, как и марксистский «исторический материализм». В ответ на попытки бывшего евразийца А. В. Меллера-Закомельского, жившего в Германии, сблизить позиции правого евразийства и русского национал-социализма Н. С. Трубецкой выступил с теоретической антинацистской статьей «О расизме». Критиковал «арийскую теорию в лингвистике», доказывая, что индоевропейского праязыка не существовало, а сходства языков индоевропейской семьи можно объяснить их влияниями друг на друга в ходе исторического развития. Эти идеи, высказанные им в статье «Мысли об индоевропейской проблеме», стали причиной доноса в гестапо со стороны пронацистски настроенного австрийского лингвиста.

В 1938 году после аншлюса Австрии подвергся притеснениям со стороны гестапо, вызывался на допрос, был арестован на трое суток, в его квартире был произведен обыск. По признанию П. Н. Савицкого, от концлагеря его спас только титул князя. Однако значительная часть его научных рукописей была конфискована во время обыска и впоследствии утрачена. Не перенеся этой потери, Николай Сергеевич Трубецкой скончался от инфаркта миокарда, в больнице.

 

 

 В своем евразийском учении Трубецкой главным считал три комплекса идей. Во-первых, обоснование агрессивной природы европоцентризма и разрушительной роли в идеи европеизации России. Подражательство обрекает русскую цивилизацию на измельчание и творческое бесплодие, а Россию на вечное отставание и в конечном счете на колониальную зависимость от Запада. Противоядием этому может служить только установка на самопознание и самобытность. В связи с этим он подчеркивал, что русская культура творилась не только славянскими народами, но что и тюркские народы внесли в нее весомый вклад и что, если мы не оттолкнем восточные народы бестактным отношением к ним, они могут оказаться надежными нашими союзниками в противостоянии возможной колонизации России. Во-вторых, обоснование необходимости создания мировой системы с несколькими центрами. Должно быть осознано существование нескольких особых культурно-исторических миров. И относительно автаркическое развитие этих миров должно стать гарантией достижения большей справедливости в отношениях между народами. В-третьих, провозглашение примата культуры над политикой. Примат политики ведет к ложному и опасному национализму. Связанная с этим идея идеократического правления подразумевала установление культурократии, что способствовало бы облегчению “положительного отбора” и созданию политических, хозяйственных и культурных элит, без чего невозможно развитие национальной культуры и отстаивание национальной независимости. Трубецкой ужаснулся, увидев какую карикатурную форму приобрела идеократия в советском государстве.

 

    1. Пётр Николаевич Савицкий

 

Пётр Николаевич Савицкий (15 мая 1895, Чернигов — 13 апреля 1968, Прага) (псевдонимы: П. В. Логовиков, С. Лубенский, П. Востоков) — русский географ, экономист, геополитик, культуролог, философ, поэт, общественный деятель, один из главных деятелей евразийства. Принадлежал к малороссийскому дворянскому роду, известному с XVII века. Сын черниговского помещика, земского деятеля, предводителя дворянства Кролевецкого уезда Черниговской губернии, члена Государственного Совета Российской империи (с 1906 года) действительного статского советника Николая Петровича Савицкого.

Детство и отрочество провел в Чернигове, где ещё будучи гимназистом занялся научной работой. Учился на экономическом факультете Петроградского политехнического института имени Петра Великого, где продолжил занятия наукой под руководством  Петра Струве. Ещё в годы учёбы примкнул к возглавляемому П. Б. Струве правому крылу кадетской партии. Вскоре стал наряду с Н. В. Устряловым одним из теоретиков русского национал-либерализма младшего поколения. Публиковался в журналах П. Б. Струве «Великая Россия», «Русская мысль». В 1916—1917 годах работал в русском посольстве в Норвегии. Вернулся в Россию непосредственно перед Октябрьским вооруженным переворотом, после которого уехал в Украину, воевал на стороне гетмана Скоропадского с войсками С. Петлюры. В 1919 году примкнул к добровольческому движению юга России («деникинцам»), был заместителем («товарищем») министра иностранных дел в правительствах Деникина и Врангеля.

В 1920 году с остатками врангелевской армии эмигрировал в Константинополь, где совместно с П. Б. Струве возобновил выпуск журнала «Русская мысль». Под влиянием книги Н. С. Трубецкого «Европа и человечество» (София, 1920) отошёл от концепции европоцентризма, которая лежала в основании национал-либерализма П. Б. Струве, что привело к идейному конфликту со Струве. Дополнив идеи Н. С. Трубецкого пониманием России как «срединного материка» между Европой и Азией — Евразии, которые вызрели у него в годы гражданской войны, стал одним из основателей евразийства. Также был близок к идеям правого национал-большевизма, сформулированным Н. В. Устряловым в сборнике «В борьбе за Россию» (Харбин, 1920).

В 1945 году после занятия Праги Советской армией был арестован органами СМЕРШ как бывший участник белого движения (несмотря на патриотическую позицию в годы оккупации), самолетом переправлен в Москву, где был осужден на 8 лет лагерей за контрреволюционную деятельность.

В 1960 выпустил на Западе под псевдонимом П. Востоков сборник стихов, описывающий его пребывание в сталинских лагерях, за что в 1961 был арестован органами госбезопасности ЧССР, но выпущен под давлением мировой общественности (прежде всего под влиянием обращения британского философа Бертрана Рассела). Умер, во время событий «Пражской весны».

С самого зарождения евразийского движения — один из главных его теоретиков и политических лидеров.

Создал базовые для евразийства теории месторазвития, хозяйстводержавия, циклов экономической истории, циклов евразийской истории. Был создателем новой науки — кочевниковедения, создателем евразийской версии русской геополитики, внес вклад в географию, экономику, политологию, литературоведение, искусствоведение, историю и т. д.

Участник всех евразийских изданий, участник руководящих органов евразийского движения (Совет Трех, Совет Пяти, Совет Семи), активный пропагандист идей евразийства в русской эмигрантской и в зарубежной печати, борец с левым уклоном в евразийстве («Кламарский уклон»)

Среди трудов Савицкого есть работы о старинной архитектуре Украины, развитии сельского хозяйства в России и по многим другим вопросам. Однако центральное место в его творческом наследии занимает изучение культурной и геополитической специфики России в её прошлом и настоящем.

Особый интерес вызывало у Савицкого взаимодействие русского этноса с монгольским, от которого русские, по мнению Савицкого, унаследовали «чувство континента».

Татаро-монгольское иго Савицкий считал, несмотря на всю его тяжесть, наилучшим исходом для древней Руси, которая, по его мнению, была нестабильна и должна была пройти через подчинение какой-либо внешней силе.

 

    1. Георгий Владимирович Вернадский

 

 

      Георгий Владимирович Вернадский (20 августа 1888, Териоки, губерния Санкт-Петербурга — 20 июня 1973, США) — русский и американский историк, сын В. И. Вернадского. 
      Георгий Владимирович окончил пятую московскую гимназию, в 1905 году уезжает в Германию, где поступает во Фрайбургский, затем – Берлинский университет. Через год возвращается в Россию и в 1910 году оканчивает историко-филологический факультет Московского университета. Через год он переехал в Петербург, где стал в 1913 году приват-доцентом на кафедре русской истории Петербургского университета. Здесь он защитил магистерскую диссертацию на тему «Русское масонство в царствование Екатерины II». Его научными наставниками были: в Москве — В. О. Ключевский; в Петербурге — И. М. Гревс. 
      Во время Гражданской войны Георгий Владимирович преподает в Киеве, Перми, Симферополе. В 1920 году живет и работает в Константинополе, Афинах. Затем уезжает в Прагу, где преподает в Русском юридическом факультете Карлова университета. Там он знакомится с Н. С. Трубецким и П. Н. Савицким, совместно с ними занимается разработкой теории евразийства. Является создателем евразийской концепции исторического процесса. 
      В августе 1927 переехал в США. Получает гражданство США в марте 1933. Преподаватель, профессор русской истории Йельского университета (1927—73). Автор основного в 1930—60-ые курса истории России для американских университетов. Однотомный учебник Вернадского по истории России (1929) на Западе считается классическим. Пожизненный президент Американской ассоциации содействия славянским исследованиям с 1965 года. Труды преимущественно посвящены истории России и права XVIII—XIX вв., истории Византии и ее права, истории российского масонства, влиянию византийской и восточной культуры на развитие русской культуры XI—XIV вв. Похоронен на кладбище Бивердэйл Мемориал Парк в Нью-Хэйвене. 
      Имя Георгия Вернадского только сейчас после долгого забвения начинает появляться в печатных материалах. До сих пор идут споры: принадлежал Вернадский к евразийскому направлению в эмигрантский период его жизни. Дело в том, что в известных нам изданных трудов евразийцев, работ Вернадского нет, как, впрочем, нет и среди их оппонентов. Таким образом перед нами встает вопрос: можем ли мы рассматривать евразийство «без Вернадского» или «Вернадского без евразийства»? 
      В связи с постановкой такого вопроса, возникает другой: Почему так получилось? Ведь на самом деле сейчас уже доподлинно известно, что Вернадский принимал активное участие в евразийском движении. 
      В 1922 г. происходило сближение Вернадского с основателями евразийской доктрины – П.Н. Савицким и Н.С. Трубецким. Сначала дружеский союз Савицкого, Трубецкого и Вернадского перерос в творческое объединение. По выражению Н.С. Трубецкого, все они представляли «хорошую личность тройки-людей, ни в чем основном никогда друг с другом не спорящих». Идеи «Исхода к Востоку» были созвучны ранним статьям Вернадского. Первой работой Вернадского-евразийца стала написанная для сборника «Россия и латинство» (1923) статья «Соединение церквей в исторической действительности». 
      Цитата: 
      «Г.В. Вернадскому (наряду с географом и историком П.Н. Савицким) принадлежит заслуга в обосновании собственно исторической концепции евразийства. Свои идеи он изложил в работах «Начертание русской истории» (1927), «Опыт истории Евразии с VI в. до настоящего времени» (1934), «Звенья русской культуры» (1938), вышедших на русском языке, а также в целом ряде исследований, опубликованных на английском языке в США. Исповедуемая им концепция легла в основу и самого масштабного труда Г.В. Вернадского — пятитомной «Истории России». 
      В основу своей концепции Вернадский положил взаимодействие природных и социальных факторов в ходе русской истории. Своеобразие национального развития русского народа, по его мнению, обуславливалось двумя комплексами причин: внешним влиянием на общество природно-географических факторов и внутренним саморазвитием социального организма. Центральное место в концепции Вернадского занял тезис об определяющем влияния «месторазвития» на исторические особенности всех общественных институтов (под «месторазвитием» человеческих обществ он понимает «определенную географическую среду, которая налагает печать своих особенностей на человеческие общежития, развивающиеся в этой среде»).» (А.Г. Андреев, Россия: прошлое, настоящее будущее: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 16-19 декабря 1996 г. / Отв ред. М.С. Уваров. — СПб.: Издательство БГТУ, 1996) 
      Прошлое России-Евразии Вернадский видит как историю борьбы между лесом (так он называет оседлых славян лесной зоны) и «степью» (урало-алтайскими степными кочевниками). В монгольский период евразийско-русской истории кочевники победили славян. Он считает, что Московское государство образовалось на развалинах Золотой Орды и является наследником не Киевской Руси, а империи Чингисхана. Конечно, Вернадский не приуменьшает значения византийского наследства — православную государственность. «Монгольское наследство облегчило русскому народу создание плоти евразийского государства, — пишет он. — Византийское наследство вооружило русский народ для создания мировой державы строем идей». 
      Участие Георгия Владимировича в евразийстве опять же подтверждает мысль о том, что научное ядро евразийцев было неоднородным. 
      Цитата: 
      «Оно формировалось на междисциплинарном уровне и включало в себя ряд сегментов или срезов: экономико-географический, геополитический, государствоведческий, философский, исторический, этнолингвистический, культурологический».

Информация о работе Изучение биографии и творческого наследия Н.Трубецкого, П.Савицкого, В.Вернадского