Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 13:47, контрольная работа
Комнины принадлежали к крупному феодальному роду, и их вступление на престол, казалось, знаменовало торжество крупной военной аристократии. Комнины сумели восстановить поколебленную власть императора, укрепить государство, истощенное тридцатилетней анархией и, несмотря на возраставшие трудности, дать ему еще столетие величия и славы. Правда, время было слишком сурово, обстановка слишком затруднительна, чтобы Комнины полностью могли вернуть Византии ее былой блеск и процветание.
Первым из Комнинов Мануил
перенес центр тяжести
Блестящая империя Мануила Комнина, тем не менее, стояла на пороге жесточайшего кризиса. Раздача проний, в свое время позволившая достичь консолидации правящих слоев, к концу его правления усиливала тяготение к децентрализации. Согласно постановлениям 1158 и 1170 землю могли приобретать лишь члены синклита и стратиоты; монастырям тогда же было запрещено расширять свои владения. Вместе с тем Комнины не желали превращения проний в наследственные владения и увеличивали государственные налоги с них, вызывая недовольство прониаров. Выросший в провинции мощный слой архонтов, крупных земельных собственников, уже не стремился к господству в Константинополе, предпочитая независимость от него.
В столице императора порицали
за то, что он поощрял иноземцев,
оказывая им явное предпочтение перед
собственными подданными. Давние торговые
привилегии венецианцев, с одной
стороны, усиливали ввоз более дешевых
итальянских товаров, с другой стороны,
облегчали переход в их руки восточно-средиземноморской
торговли. Мануил пытался ослабить
позиции Венеции
Вместе с тем на восточных границах империи усиливался Иконийский султанат. Политика первых Комнинов, направленная на постепенное вытеснение турок из центральных областей Малой Азии, не пользовалась приоритетом у Мануила ввиду его увлеченности западными делами. Заключенный в 1161 мир с сельджуками, сопровождавшийся приездом султана Кылыч-Арслана в Константинополь, скорее был выгоден туркам, поскольку давал им возможность устроить и укрепить свое государство. Катастрофическое поражение Византии при Мириокефале (1176) стало неизбежным следствием попущения турецкой экспансии на Востоке. Уже спустя несколько лет после смерти императора действительность была такова, что полностью оправдывала слова знаменитого ритора Евстафия Солунского: «кажется, в Божественном совете было определено, чтобы со смертью царя Мануила рушился строй ромейского царства, и чтобы с закатом этого солнца покрыла нас непроглядная мгла».
4. Андроник I Комнин
За свою бурную жизнь, похожую на приключенческий роман, Андроник успел сменить множество обличий: врага империи, тюремного узника, политического эмигранта, любимца столичного населения, противника «латинян» и сторонника простого народа. Будучи сильным и храбрым человеком, он был весьма красив и отличался осмотрительностью и хитростью. Являясь племянником Иоанна II и внуком Алексея I и имея со времён своего отца обоснованные права на престол, Андроник в итоге смог воплотить собственные мечты о власти в реальность.
В 1143 году согласно посмертной воле Иоанна II Мануил стал императором. В 1145—1146 годах он возглавил военный поход против сельджуков, в котором участвовал и Андроник. Там последний был пленён турками, но позже возвратился на родину.
В 1151 году Андроника отправили во главе войск в Киликию, где местный правитель Торос II начал возвращать крепости, захваченные при Иоанне II. Ромеи окружили армянского князя в городе Мопсуестия. Но во время осады Комнин был больше занят собственным досугом и безответственно относился к своим обязанностям. Вылазка гарнизона застала византийцев врасплох, и блокада была прорвана. Сам Андроник бежал сперва в Антиохию, а потом возвратился в Константинополь. Мануил отругал своего родственника, но позже простил и в 1154 году назначил наместником фем Ниш и Браничево, к которым была присоединена область Белград.
За связь с племянницей Мануила, ставшего императором, и за подозрительные политические интриги с венграми ой был смещен с поста сербского наместника и на несколько лет угодил в башню Анемы - самую страшную тюрьму Константинополя. Просидев несколько лет, Андроник благодаря своей исключительной смелости и сообразительности совершил оттуда побег, был опознан, схвачен, вторично бежал и сумел добраться до русского князя Ярослава Осмомысла Галицкого. В 1165 г., получив от императора гарантии безопасности, Андроник вернулся в Византию, храбро сражался при осаде Землина и вернул себе тем самым расположение Мануила I. Однако из-за яростных протестов по поводу назначения венгерского королевича Белы наследником ромейского трона и непрекращающихся козней против царственного кузена его отправили в ссылку, наместником далекой Киликии. В 1166 г. он был разбит сельджуками и, страшась обвинений в предательстве (вполне вероятно, не лишенных основания), вторично покинул империю. Теперь беглец укрылся в Антиохии, у крестоносцев. Из-за скандальной истории с дочерью князя Рай-мунда Филиппом (сестрой императрицы Марии), которую Андроник соблазнил и бросил, ему пришлось перебраться в Иерусалим. Король Амальрих отнесся к опальному Комнину благосклонно, даже дал в лен город Верит. Андроник отличился и здесь, совратил знатную даму, вдову короля Балдуина III Феодору, и, прихватив безумно влюбленную в него женщину с собой, вновь отправился в скитания, еще дальше, к мусульманам, так как Мануил I добивался у Амальриха выдачи и ослепления Андроника. За десять лет он побывал в Багдаде, Иконии, Дамаске и, наконец, обосновался в пограничном с Византией замке Колонии. Набрав дружину головорезов, кузен ромейского василевса занялся разбоем и в короткий срок сделался грозой купеческих караванов. Константинопольский патриарх отлучил его от церкви. От регулярно посылаемых против него византийских войск Андроник либо прятался в неприступных горах, либо отбивался мечом. Карательные экспедиции против непокорного родича попортили Мануилу I немало крови, прежде чем около 1177 г. ромейский стратиг Никифор Палеолог в одном из походов не захватил Феодору и ее детей от Андроника. Тогда последний сдался Мануилу и со слезами на глазах (а в деле притворства он был великий мастер) валялся в ногах у императора, умоляя о снисхождении. «Блудного брата» Мануил простил и на этот раз, но из Константинополя отправил, поручив управление богатым городом Энеем в Пафлагонии. Восторженно встреченный недовольными Мануилом, Андроник стал вождем греческой оппозиции. Император скрепя сердце терпел рост влияния кузена, но потребовал от него принести клятву на верность наследнику Алексею, что тот с легкостью и сделал.
В марте 1180 года базилевс заболел, а 24 сентября умер. Наследником Мануила являлся его несовершеннолетний сын Алексей, который был занят охотой и играми со своими друзьями. Следствием этого стала борьба за место регента.
После прихода к власти императрицы Марии, покровительствовавшей латинским купцам, среди греков стало расти недовольство латинянами. Весной 1182 года в Константинополе вспыхнуло восстания против пользовавшихся ренальной властью латинских купцов (генуэзцев и пизанцев). В столице начались нападения на итальянских купцов, священников и членов их семей, которых было более 60 000. Одновременно плебс начал грабить дома иностранцев, не пожалев даже иоаннитскую богадельню. Воспользовавшись беспорядками, пафлагонцы начали вступать в Константинополь. В итоге было убито несколько десятков тысяч европейцев, а 4000 из них были проданы в рабство сельджукам. Лишь немногие бежали на корабли и позже нападали на прибрежные территории и острова Эгейского моря, принадлежавшие Византии.
Во время смуты отряды Андроника,
состоявшие из преданных Андронику
войск и примкнувших к
В конце года настала очередь Марии Антиохийской, ненавидевшей Андроника. Согласно распускаемым слухам, она подстрекала венгерского короля Белу III начать военные действия против империи. Суд был весьма скор: бывшую императрицу заточили в монастырь святого Диомеда, где держали впроголодь. Лишь спустя несколько дней, когда Андроник уговорил Алексея подписать сметный приговор, она была задушена в присутствии Трипсиха.
От императора Мануила новому правителю досталась экономика, измотанная войнами и борьбой с иностранными купцами. В то же время династия Комнинов прославилась раздачей должностей и земель крупной знати, которая стала настоящим бичом для простых жителей Византии.
Андроник возродил должность претора, которым теперь становились представители знати. Они направлялись в провинции и находились на государственном обеспечении, получая большое жалование. Этим шагом правительство снизило коррупцию, от которой страдало местное население, при прежних императорах обеспечивавшее чиновника. Следствием этого стало развитие сельского хозяйства, а также рост денежных поступлений в казну. С проворовавшимися казнокрадами Андроник обходился весьма сурово, и для начала судебного процесса было достаточно наличие жалоб от местного населения.
Попутно базилевс отменил «береговое
право», по которому потерпевшие кораблекрушение
суда становились добычей
Император решил урегулировать конфликт с венецианцами, пострадавшими во время беспорядков 1182 года. В октябре 1183 года он пообещал освободить граждан республики, которые были пленены во время правления Мануила, а также обязался ежегодно выплачивать компенсацию за убытки, полученные по итогам погрома. За всё своё правление базилевс выплатил 2,5 % от всей суммы. Но в то же время венецианцы не получили никаких льгот и привилегий, дарованных им предыдущими правителями[22].
Андроник много времени уделил и своему дому — Константинополю: при нём шло активное строительство новых домов, акведуков, фонтанов и портиков.
Способы, благодаря которым Андроник пришёл к власти, а также его репрессии против аристократии, не могли не вызвать ответной реакции. Уже в июле 1182 года был раскрыт заговор, в который были вовлечены Андроник Контостефан, Константин Ангел и другие знатные придворные. Только Ангелу вместе с сыном удалось бежать, а Контостефан вместе с четырьмя сыновьями был ослеплён. В Филадельфии поднял восстание великий доместик Иоанн Комнин-Ватац, но внезапная смерть не позволила ему покончить с столичным террором.
В сентябре 1183 года Андроник Лаппард покинул западную границу и направил своих воинов в Малую Азию, где желал поднять людей против императора. Аналогично действовал Феодор Кантакузин, захвативший власть в городах Прусса и Лопадион. Позже Лаппард был схвачен и ослеплён в Константинополе, а на усмирение восточных провинций Андроник отправился со своим войском.
Царствование династии Комнинов было ознаменовано многочисленными войнами с соседними государствами и народами: Антиохийским княжеством, Венгерским королевством, Конийским султанатом, Сицилийским королевством, печенегами и половцами. В ходе этих войн империи удалось возвратить часть исконных земель, и соседи поджидали удачного случая, чтобы поживиться её богатствами.
В 1181 году Бела III, в своё время поклявшийся не воевать с Мануилом, возвратил себе Далмацию и значительную часть Хорватии, а с приходом к власти Андроника — вторгся в Сербию, где захватил Белград, Браничево и Ниш с помощью сербского жупана Стефана Немани. Последний также решил поживиться за счёт империи и успел занять ряд городов в Западной Болгарии: Вельбуж, Земун, Стог, а также крепости Скопье и Лешки. Византийские войска под командованием Алексея Враны и Андроника Лаппарда отступили на Дунай. Лишь осенью 1184 года союзники прекратили активные боевые действия.
Пытаясь восстановить свое влияния в Византии, латиняне (инициатива генуэзцев) подготавливают военную экспедицию для захвата Византии. Главной ударной силой против Византии стало сицилийское королевство. Правитель Сицилийского королевства Вильгельм 2 Добрый в июне 1185 года атакует владения Византии на Адриатическом побережье и захватывает их. Затем войска латинян пересекают Балканы и осаждают с суши Фессалоники (Салоники) и захватывают его. (По свидетельству митрополита Евстафия число убитых греков достигало 8 000 человек, сицилийцы, помимо обычных грабежей и насилий, оскверняли и разоряли греческие храмы.)
После разграбления Фессалоник сицилийская
армия двинулась через Фракию
к Константинополю, флот латинян
вошел в Мраморное море. В это
время в Константинополе
Фигура Андроника Комнина
Андроник являлся обладателем многих достоинств: силы, храбрости, ловкости, красоты и ума. Но в то же время в наследство от отца ему досталась неуёмная жажда власти, ради которой он был готов пойти на любые преступления.
Как и двоюродный брат Мануил, Андроник
был весьма способным человеком,
но не обладал терпением и
Информация о работе Династия византийских императоров Комниных