Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 16:05, курсовая работа
В курсовой работе сделана попытка систематизировать творческую работу режиссера, музыканта и театрального звукорежиссера над звуковым оформлением спектакля. Попутно затронуты общие проблемы использования звука как художественного композиционной драматической постановки. Звукорежиссера, работающий над музыкально-шумовым оформлением спектакля, должен знать и понимать творчество режиссера-постановщика.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ В ТЕАТРЕ 7
1. Некоторые особенности театральной музыки 7
2. Классификация театральной музыки 11
3. Функции сюжетной музыки 15
4. Функции условной музыки 20
ГЛАВА 2 РОЛЬ ШУМОВ В СПЕКТАКЛЕ 24
1. Классификация театральных шумов и звуков 24
2. Функции шумов в спектакле 28
3. Шумовая фонотека 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕАРТУРЫ 37
Тем не менее такие шумы, как отдельные выстрелы, телефонные и всякие другие звонки, звуки колокольчиков, шум падающих предметов, звон разбиваемой посуды, скрип открываемой двери и т.п., часто и сейчас создаются шумовиками за кулисами.
Прежде чем
рассмотреть классификацию
Как известно, все слышимые звуки можно разделить на тоны, собственно звуки и шумы.
Тон — восприятие на слух какого-либо синусоидального колебания, то есть звука, лишенного обертонов (чистый тон).
Звук — восприятие нескольких тонов, частоты которых находятся в простых соотношениях. Например, гудки, звон колоколов, свистки, звонки.
Звук обладает определенными качествами: высотой, громкостью, тембром. Музыкальными звуками называются те звуки, которые воспроизводятся певческими голосами или на музыкальных инструментах.
Шум есть сочетание нескольких одновременно звучащих тонов, частоты которых находятся в весьма сложных соотношениях. Поэтому в большинстве случаев определить на слух высоту и тембр шума трудно. Характерный пример равномерного шума — шум дождя, морского прибоя, работающего двигателя, гул толпы, отдаленная канонада и др.
Если отдельный музыкальный звук беспредметен, то прочие звуки и шумы конкретны, так как связаны с теми или иными явлениями природы или предметами. Вместе с тем в музыке широко используются некоторые шумы, извлекаемые с помощью таких музыкальных инструментов, как барабан, колотушки или металлические щетки, литавры, маракасы, жуиро, и других.
Между шумом и звуком существует ряд промежуточных явлений, которые можно отнести к так называемому звуко-шуму. Звуко-шумом принято называть такой шум, в котором можно определить изменение звучания по высоте, хотя бы с небольшими интервалами. Характерным примером звуко-шума могут служить крики некоторых птиц, животных и завывание ветра.
В практике звукового оформления встречаются формообразования шумов и звуков, которые можно назвать шумо-музыкой. В этом случае шумы и звуки специально организуются ритмически, тембрально и тонально. Шумо-музыка несет в себе и конкретность звучания и эмоциональное обобщение. В музыку может вплетаться определенным образом организованный шум поезда, стук копыт и т. д. Кино имеет богатый опыт такого использования шумо-музыки: например, стук копыт в фильме «Большой вальс», звучащий в ритме вальса. В фильме «Огненные версты» топот копыт и грохот тачанки органично вплетены в стремительную увертюру и финал, а в фильме «Сказание о земле Сибирской» музыка рождается из завывания метели.
Шумо-музыка обычно создается композитором, а исполняется она на шумоимитационных приспособлениях. Так, шум ветра в фильме «Петербургская ночь» рождает мелодию, сопровождающую героя на протяжении всего фильма. Имитировался этот ветер скольжением пальцев по краю бокалов, которые благодаря разному уровню налитой в них воды издавали звуки разной высоты. Выполняли эту задачу несколько шумовиков по нотам, написанным композитором.
В последние годы к исполнению шумо-музыки все чаще привлекаются электромузыкальные инструменты.
Нередко, по замыслу режиссера, шумы в спектакле могут быть выражены музыкальным звучанием, то есть через шумоподражание, когда с помощью музыкальных инструментов подражают тем или иным шумам, например шуму движущегося поезда (гудок, отход поезда, перестук колес), индустриальным шумам, завыванию бури и т. д.
Музыкальные шумы и приемы их включения в спектакль —область в звуковом оформлении еще малоизученная и сравнительно редко используемая в драматическом театре.
Характеристика шумов и звуков слагается из нескольких элементов: тембра, ритма, темпа.
Тембр — характерная окраска звука, позволяющая отличить друг от друга два однотипных шума. Например, конский топот по булыжной мостовой и тот же топот по деревянному мосту.
Ритм — периодическое чередование звуков по длительности звучания и пауз. Так, колеса поезда, проходя по стыкам рельс, выстукивают вполне определенный рисунок, который зависит от типа вагонов— двухосных или четырехосных.
Темп — скорость, с которой чередуются звуки. У быстро идущего поезда темп перестука колес — стремительный, у медленно идущего— замедленный, но в обоих случаях ритм остается неизменным.
Все театральные шумы и звуки в зависимости от сочетания их с действиями актеров, функцией, которую они выполняют на сцене, подразделяются на игровые, сценические и фоновые.
Игровыми называются те шумы, которые сопровождают действия актеров на сцене синхронно, когда источник шума или его причина явно обозначены. Так, например, актер стреляет из ружья или пистолета, нажимает кнопку дверного звонка, работает на пишущей машинке, заводит на сцене мотоцикл и т. п.
Игровой шум может создаваться самим актером (выстрел пистолета), шумовиком за кулисами или воспроизводиться с фонограммы. Чтобы не нарушалась реальность сценической жизни, источник звучания во всех, случаях должен находиться в зоне действия актеров. Но иногда звучание может быть и в другом месте — в отдалении от исполнителя. Так, например, в спектакле «Жизнь Галилея» (Московский театр драмы и комедии на Таганке) мальчишка стреляет из рогатки в сторону зрительного зала, и тут же в зале раздается звон разбитого стекла, воспроизводимый с фонограммы.
Совершенно ясно, что важное условие введения игровых шумов— их синхронность с действием актера. Театральный фольклор хранит бесчисленное количество так называемых «накладок», когда ружья стреляли после того, как герой пять раз спускал курок, дверной звонок звенел, когда актер отходил от двери и т. п. Как правило, зритель очень живо реагирует на такие накладки, и в результате восприятие сценического образа разрушается, не говоря уж о творческом состоянии актера в этот момент.
Сценическими шумами называются шумы, возникновение которых не связано непосредственно с действиями актеров, однако они так или иначе реагируют на них. Часто сценические шумы служат логической причиной последующих действий актеров. К таким шумам относятся удары гонга, раскаты грома, шум подъезжающей автомашины, приход поезда, плач ребенка, колокольный звон и т. д. Эти шумы дают на точно установленную реплику и воспроизводятся они шумовиками или с фонограммы. Источник звучания должен находиться именно в том месте, откуда по логике сценического действия должен доноситься шум. Обычно такие шумы звучат из-за кулис, но иногда они могут звучать и на сцене — удары часов, плач ребенка в коляске, а также в зрительном зале — шум пролетающего самолета, лай собаки и т. д.
Фоновые шумы — это те, что главным образом создают необходимую сценическую атмосферу или отмечают место действия, как, например, отдаленный шум боя, равномерный перестук колес движущегося поезда, щебетание птиц, шум моря, дождя, стройки, завода и т. п.
Действующие лица могут как-то реагировать на этот шум, но могут его и «не замечать». Источник звучания может находиться в каком-то одном месте сцены или звучать со всех точек сцены или зрительного зала. Так, например, шум отдаленного боя или канонады может звучать с арьерсцены, шум дождя — как на сцене, так и в зрительном зале. Воспроизводят фоновый шум обычно с фонограммы, но могут использоваться и различные шумовые приборы, установленные за кулисами.
§2. Функции шумов в спектакле
Шумы, как правило, включаются во внутрисценическое действие, однако иногда шумы могут быть использованы и как своеобразные увертюры и финал спектакля. Так, например, спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» (Театр имени Евг. Вахтангова) начинается боем часов «кукушки», и эти же часы звучат в финале как завершающий аккорд. Нередко различные шумы звучат и в антрактах, при смене картин.
Функции шумов в спектаклях достаточно разнообразны. Их использование дает художественный эффект не только тогда, когда они прямые участники развития сюжета. Шумы позволяют эмоционально подготовить сцену, логически объяснить выход или уход действующего лица, помогают оттенить или углубить психологические паузы, содействовать созданию на сцене нужной атмосферы, помогают зрителю поверить в жизненную подлинность декоративного оформления — и всем этим способствовать развитию действия.
С помощью шумов и звуков можно отметить время сценического действия — часы суток, время года, какой-то исторический отрезок времени, эпоху, народные и религиозные праздники.
Самый простой пример указания времени — бой часов: настенных, городских, звонок будильника, бой морских склянок и т.
Шумы могут указать и на место действия — бой часов «Биг Бен» в начале спектакля «Милый лжец» (Театр имени Моссовета) говорит, что действие происходит в Лондоне.
Шумы, указывающие место действия, часто используются для создания иллюзии движения. Если на сцене изображено купе вагона, то без звуков картина получится статичной, ее правдоподобие нарушится. Однако достаточно воспроизвести перестук колес, как вся картина «оживет». Сцена «Теплушка» в спектакле «Василий Теркин» (Театр имени Моссовета) начинается шумом движущегося поезда, в такт перестуку колес покачиваются едущие на фронт бойцы. Но вот начался диалог — шум поезда постепенно затихает, исполнители перестают покачиваться, внимание зрителей сосредоточивается на происходящем, — и отсутствие шума уже не нарушает созданной иллюзии движения. В конце картины шум идущего поезда постепенно вводится снова, и на переходе к другой картине «поезд» постепенно «удаляется», органично завершая тем самым прошедшую сцену.
В этих случаях звук несет, как правило, иллюстративную функцию, но в сочетании с диалогом, с другими компонентами спектакля он может приобрести действенную художественную силу, помогая не только зрителю поверить в реальность происходящего, но и создавая для актеров нужное сценическое настроение.
Велики возможности звука и в раскрытии чувств героев. В спектакле «Три сестры» жалобное курлыканье улетающих журавлей в соединении со словами Маши: «А уже летят перелетные птицы...Милые мои, счастливые мои...» — создают поэтическую звуковую картину, таящую в себе тоску главных героев. В уже упоминавшемся спектакле «Вишневый сад» в первом действии Любовь Андреевна Раневская после долгого пребывания за границей возвращается в свое имение. Она с глубоким волнением оглядывается вокруг. Каждый предмет напоминает ей давно ушедшее прошлое. За окном в саду поют скворцы. Их ликующее пение подчеркивает душевное состояние Раневской.
Наиболее действенна роль шумов тогда, когда они становятся прямыми участниками действия: о них говорят действующие лица, они обозначены в ремарках автора пьесы, из-за них возникают целые сцены, они определяют дальнейшее развитие сюжета. Например, гроза в пьесе А. II. Островского «Гроза» вызывает у всех действующих лиц суеверный страх и толкает героиню пьесы Катерину на страшное признание, которое доводит ее до трагического конца.
В спектакле «Анна Каренина» перед сценой гибели Анны далекий гудок паровоза порождает у нее мысль о роковом конце. Нарастающий шум поезда приводит ее к окончательному решению.
Звук, звуковые детали могут лежать в основе драматургии не только отдельных сцен, но и всего спектакля. Одной из наиболее полных и интересных драматургических функций звука является звуковой лейтомотив, лейтобраз. Звук в лейтобразной функции используют для создания единого звукового образа одного героя, группы людей или сценической ситуации.
Яркий тому пример — режиссерская партитура К. С. Станиславского спектакля «Чайка»: «Пьеса начинается в темноте. Августовский вечер. Тусклое освещение фонаря. Отдаленное пение загулявшего пьяницы, отдаленный вой собаки, квакание лягушек, крик коростеля. Удары отдаленного церковного колокола, зарницы, вдали едва слышен гром».
Такая шумовая партитура должна, по мнению Станиславского, сразу вводить зрителя в тревожную, тоскливую атмосферу.
Лейттема тоски и грусти, выраженная в шумах, повторяется на протяжении всей пьесы. Первый акт заканчивается теми же звуками: «...звон колокола, пение мужика, квакание лягушек, пение коростеля, стук сторожа и всякие другие ночные эффекты. Занавес».
§3. Шумовая фонотека
Перезапись нужного шума с оригинальной шумовой фонограммы — наиболее простой и распространенный сейчас способ создания шумовой фонограммы спектакля. Оригиналы шумовых фонограмм составляют так называемую шумовую фонотеку (шумотеку).
Значение шумотеки для театра неоценимо. Шумотека позволяет сэкономить много сил и средств, упростить и ускорить процесс создания шумового оформления спектакля. Разнообразная и тщательно подобранная шумотека позволяет звукорежиссеру создать шумовое оформление, наиболее точно отвечающее замыслу режиссера. Поэтому каждому театру настоятельно необходимо создание такой шумотеки и систематическое ее пополнение новыми записями шумов и звуков.
Шумотека создается постепенно и требует от звукорежиссера труда и настойчивости. Каждый новый шум необходимо не только тщательно отбирать по фактуре, громкости, четкости звучания, но и уметь правильно его классифицировать.
Обычно шумотеку составляют, исходя из следующей классификации шумов и звуков: