Жизнь и творчество Исаака Левитана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 02:49, курсовая работа

Краткое описание

Исаак Ильич Левитан, наш великий и неповторимый пейзажист родился 18 августа (30 августа по старому стилю) 1860 года на западной окраине России в небольшой безымянной деревеньке близ железнодорожной станции Кибарты (неподалеку от пограничного городка Вержболово) в образованной, интеллигентной, но бедной еврейской семье. Дед его был раввином. Отец Исаака также учился в раввинском училище, но, вероятно, на волне ассимиляционных и просветительских стремлений, типичных для населения тех мест в эпоху реформ (вторая половина 1850-х - начало 1860-х годов), отказался от пути религиозного подвижничества. Став учителем иностранных языков, он давал уроки в частных домах, а также работал переводчиком, кассиром и контролером на железнодорожных станциях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................3
ГЛАВА I. Основные этапы жизни и творчества И. Левитана.........6
§1.1. Жизненный путь Исаака Левитана………………………...……...6
§1.2. Творческое окружение мастера и его дружба с А.П. Чеховым...15
ГЛАВА II. Особенности живописи Исаака Левитана…………......24
§2.1. Средства художественной выразительности в полотнах Левитана…………………………………………………………………24
§2.2. Тема осени в произведениях И. Левитана.....................................33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………......................................................................39
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..................................41

Прикрепленные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ. Левитан.doc

— 171.00 Кб (Скачать документ)

       Министерство  образования и науки РФ

       ГОУ ВПО Южный федеральный университет

       Педагогический  институт

       факультет социально-исторического образования

       специальность социально-культурный сервис и туризм

       кафедра отечественной истории 
 
 
 
 
 

       Курсовая  работа на тему:

       «Жизнь и творчество Исаака Левитана» 
 
 
 
 
 
 

       Выполнила:

       студентка 3 курса 34 группы

       Рогожина  Я.С.  
 

       Проверил:

                    преподаватель

                    Завьялова С.А. 
                     
                     
                     
                     

       Ростов-на-Дону

       2011г. 

       Содержание

       ВВЕДЕНИЕ................................................................................................3

       ГЛАВА I. Основные этапы жизни и творчества И. Левитана.........6

       §1.1. Жизненный путь Исаака Левитана………………………...……...6

       §1.2. Творческое окружение мастера и его дружба с А.П. Чеховым...15

       ГЛАВА II. Особенности живописи Исаака Левитана…………......24

    §2.1. Средства художественной выразительности в полотнах Левитана…………………………………………………………………24

       §2.2. Тема осени в произведениях И. Левитана.....................................33

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………......................................................................39

       СПИСОК  ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..................................41 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава I. Основные этапы жизни и творчества И. Левитана.

       1.1 Жизненный путь  Исаака Левитана.

       Исаак Ильич Левитан, наш великий и  неповторимый пейзажист родился 18 августа (30 августа по старому стилю) 1860 года на западной окраине России в небольшой  безымянной деревеньке близ железнодорожной  станции Кибарты (неподалеку от пограничного городка Вержболово) в образованной, интеллигентной, но бедной еврейской семье. Дед его был раввином. Отец Исаака также учился в раввинском училище, но, вероятно, на волне ассимиляционных и просветительских стремлений, типичных для населения тех мест в эпоху реформ (вторая половина 1850-х - начало 1860-х годов), отказался от пути религиозного подвижничества. Став учителем иностранных языков, он давал уроки в частных домах, а также работал переводчиком, кассиром и контролером на железнодорожных станциях.

       Несмотря  на бедность и скудность средств (кроме Исаака, в семье был еще  сын и две дочери), в доме Левитанов  царила добрая и чистая атмосфера, благоприятная  для духовного развития детей. Отец сам обучал их грамоте, а в конце 1860-х годов перевез семью в Москву, чтобы дать детям возможность выйти в люди.

       После переезда семья Левитанов жила бедно, перебиваясь грошовой оплатой за уроки французского и английского  языка, которые давал отец. Тем  не менее, родители чутко отнеслись  к увлечению сыновей искусством и не возражали, когда в 1870 году старший сын Авель, а затем, в 1873 году, и Исаак решили поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Сейчас нам остается только благодарить и молиться за родителей Левитана, этих безымянных героев, которые своим кротким трудом помогли подняться Исааку и стать тем, кем он встал в своей жизни.

       Годы  обучения в училище стали для  Исаака временем тяжких и мучительных  испытаний. Впоследствии, через много  лет, уже будучи признанным и любимым, художник писал: "Не надо очень розово представлять себе перспективу изучения живописи. Сколько горя, усилий, трудов и разочарований пока выбился на дорогу". В 1875 году в семье Левитанов умерла мать, вслед за нею два года спустя умер отец, и детям пришлось вести почти нищенский образ жизни. Но, все-таки, уже в ранние годы своего учения Исаак Левитан не только верно усвоил уроки учителей, но и сказал заметное слово в русском пейзаже. Его склонность к изображению природы и страстная любовь к ней проявилась уже вскоре после поступления в училище.

       По  воспоминаниям современников, Алексей  Кондратьевич Саврасов, в тот момент уже знаменитый художник и руководитель пейзажной мастерской, буквально  выпросил его у своего друга Василия  Перова, у которого Исаак учился в натурном классе. Заметив незаурядные способности, искренность и поэтичность натуры бедного ученика, преподаватели искренне стремились облегчить его положение. Левитану чаще других учеников выдавали, пусть и скудные, но денежные пособия, кисти, краски и другие художественные предметы, а на четвертом году обучения рекомендовали для получения стипендии генерал-губернатора, князя Долгорукова. Но, несмотря на эти благородные усилия, средств для нормального существования все равно не хватало.

       Товарищ Левитана по училищу, Михаил Нестеров в своей книге воспоминаний Давние дни, вспоминал, что на редкость красивый, изящный мальчик-еврей, похожий на нищих детей-итальянцев, с алым цветком в кудрявых волосах, сильно нуждался, про него ходило в школе много полуфантастических рассказов... Рассказывали, что иногда ему даже негде было ночевать. Тогда Исаак Левитан после вечерних классов незаметно исчезал, прятался на верхних этажах огромного старого дома Юшкова, где когда-то, при Александре I, собирались масоны, а позднее этот дом смущал московских обывателей "страшными привидениями". Вот здесь-то юный Левитан, выждав последний обход училища солдатом Землянкиным, прозванным "Нечистая сила", оставался один коротать ночь в тепле, оставался долгий зимний вечер и долгую ночь с тем, чтобы утром, натощак, начать день мечтами о нежно любимой природе".

       Особая, до слез, любовь к природе и нервная  чувствительность к ее состояниям были присущи будущему пейзажисту изначально. Родственники вспоминали, как он с  ранних лет любил бродить по полям и лесам, подолгу созерцать какой-нибудь закат или восход, а когда наступала весна, "совершенно преображался и суетился, волновался, его тянуло за город, куда убегал всякий раз, как на это выдавалось хоть полчаса". Но многое в его духовном облике определила и среда, в которой он формировался как художник. Аполлинарий Васнецов имел основания утверждать, что Левитан - "продукт Москвы, воспитан Москвою", говоря, конечно, не о влиянии на художника современной ему "белокаменной" - большого и шумного промышленно-купеческого города, где наряду с древним благочестием и красотою было немало уродств и жестокости, а о душе, традициях московской культуры.

       Здесь, в Москве, в конце XVIII столетия, особенно по сердцу пришлись призывы Николая  Карамзина и круга его друзей к "сорадованию и сопечалованию", "сочувствованию" с природой как качествам "наиболее приличным человеческой натуре", широко развивалась культура пейзажных садов и парков. В Москве в конце 1840-х годов появились знаменитые рассказы о природе Сергея Аксакова, который призывал "чувствовать полную, не оскорбленную людьми жизнь природы, слышать ее голос, заглушенный хлопотней, суетней и всею нашей земной пошлостию".

       Стремление  к целебной близости с природой жило в XIX веке и в московской литературе, поэзии, музыке (лучший пример – симфонии из серии Времена года Чайковского), даже в драматургии (вспомним Снегурочку Островского с ее заклятием стужи чувств солнечным теплом, радостью весеннего обновления жизни). Присуще было сочувствие с природой и московским живописцам, начиная с москвича по рождению Алексея Венецианова, который первым в России подсмотрел природу на ее месте, учился в поле, размышлял на гумне, замечал изменения света в разные часы дня, в различную пору года, при различной погоде. Чувство глубокой метафизической родственной связи души и судьбы человека с родной русской природой стало характерным качеством московской школы живописи и в 1860-1870-е годы, когда ее лицо во многом определяли учителя Левитана – Алексей Саврасов и Василий Перов.

       Василий Григорьевич Перов с начала 1870-х годов фактически возглавлял московское училище, оказывая на воспитанников большое влияние (по воспоминаниям Нестерова, в училище все дышало и жило Перовым). Перов прославился как традиционный социальный жанрист-обличитель и один из лучших русских портретистов. Но в его творчестве жило и лирическое пейзажное начало.

       Обращались  к пейзажу и к живущим в  природе персонажам и преподававшие  в 1870-е годы в училище передвижники Владимир Маковский и Илларион Прянишников, не раз писавшие "охотничьи" картины. Но, несомненно, передовую роль в развитии русского пейзажа того времени с 1850-х годов играл Алексей Кондратьевич Саврасов.

       Саврасов  стал не просто педагогом, но и учителем жизни молодого Исаака Левитана.

       Вскоре  проявились и новаторские для русской живописи той поры качества таланта и стремлений Исаака. Нестеров вспоминал, что в 1879 году на ученической выставке как настоящее откровение воспринимался пейзаж Левитана "Симонов монастырь", в котором был прекрасно передан тихий покой летнего вечера на Москве-реке. К сожалению, местонахождение этого пейзажа ныне неизвестно, но недавно обнаружилась другая работа юного Левитана - "Пасмурный день на Москве-реке" (1877), где на дальнем плане также виднеется Симонов монастырь. Совсем небольшой, этот этюд отличается живописной цельностью и интересен тем, что в нем предчувствуются композиционные решения некоторых зрелых шедевров художника.

       В 1879 году житейские тяготы Левитана усугубились: он был вынужден покинуть Москву - после покушения на Александра II, совершенного народовольцем Соловьевым, царская администрация начала выселение евреев из "первопрестольной". Некоторое время Исаак жил с семьей сестры в подмосковной дачной местности Салтыковской, откуда ему из-за крайней бедности приходилось ходить в училище пешком, а затем переехал в Останкино, также лежавшее за чертой города. Но несмотря ни на что, он вдохновенно работал, сумев показать на ученической выставке 1880 года картину "Осенний день. Сокольники" (1879).

       Эта проникновенная работа стала свидетельством усвоения Левитаном поэтических традиций и достижений русского и европейского пейзажа и своеобразия его лирического дара. При том, что похожие изображения узкой аллеи, усыпанной осенними листьями, встречаются в творчестве Федора Васильева и Алексея Саврасова, а оживление паркового пейзажа одинокой женской фигурой у Левитана, видимо, было связано и с впечатлением от демонстрировавшихся на выставке 1879 года картин Поленова "Бабушкин сад" и "Заросший пруд", работа отличается самодостаточностью и органичностью. В ней чисто и совершенно звучат уже специфически левитановские интонации и достигнута, пожалуй, небывалая для отечественной живописи мера единства этюдной непосредственности и "картинной" поэтической содержательности пейзажа.

       Левитан много читал, в том числе русскую поэтическую лирику, изучал достижения лучших русских и зарубежных пейзажистов. Так, специально для того, чтобы прочитать монографию о Жане Батисте Камиле Коро, работы которого он ценил, любил и не раз копировал, Исаак выучил французский язык. Очень важным оказалось для него общение с Василием Дмитриевичем Поленовым, в 1882 году возглавившим пейзажный класс в училище, где уже не преподавали ни умерший в том же году Перов, ни больной и не поладивший с начальством Алексей Саврасов (к тому же попавший под страсть к вину).

       Увлекался он и рыбной ловлей и охотой. Конечно, охота пленяла его (как и многих русских писателей, поэтов и художников) тем, что давала чувство особой близости к природе, она была для него охотой за своей собственной душой (Михаил Пришвин). Особенно любил, и не раз изображал Левитан весеннюю охоту на тяге, проходящую тихими апрельскими вечерами среди островков снега, журчащих ручьев, голубеющих подснежников и обостряющую у охотника, ждущего полета вальдшнепа, чуткость к каждому лесному шороху, цвету и тени. Знал и любил Левитан и русскую деревню, чистое русское поле, бескрайние пашни и черную сырую землю, крестьянский труд, что отразилось во многих его пейзажах, в частности, в картине "Вечер на пашне" (1882), где на фоне плывущих по голубому небу розоватых облаков и полей с чуть заметной вдали церковью виден силуэт крестьянина, идущего по склону холма за запряженной в плуг лошадкой.

       К 1884 году Левитан, увлеченный творческой работой и уже сложившийся  живописец, прекратил посещать классы училища. В 1886 году уже в отсутствии Саврасова он получил диплом "неклассного художника". Тогда же он в качестве экспонента начал успешно участвовать в выставках Товарищества передвижников, где его работы, по воспоминаниям Александра Вепул, выделялись поэтичностью и живой игрой цвета, были небывало нежны, свежи и ярки по сравнению с пейзажами признанных академиков и корифеев, которые, похоже, уже несколько лет не выбирались на природу.

       До  середины 1880-х годов Левитан работал  исключительно в Москве и Подмосковье. Но затем "география" его искусства расширилась. В марте 1886 года, получив значительную сумму за работу над декорациями для Мамонтовской оперы и, наконец-то, обретя относительный достаток, он совершил поездку в Крым, где в течение почти двух месяцев создал несколько десятков этюдов, ставших новым словом в художественном освоении благодатного края.

       В самом конце 1886 - начале 1887 года крымские этюды экспонировались на Периодической  выставке Московского общества любителей  художеств и, по воспоминаниям Нестерова, "были раскуплены в первые же дни", "имели совершенно исключительный успех у художников и любителей искусства". Но соблазн развития Крымской темы, принесшей Левитану популярность среди коллекционеров, не прельстил живописца.

Информация о работе Жизнь и творчество Исаака Левитана