Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 12:52, контрольная работа
Однако архитектура заставляет не только задуматься, но и удивиться. Взглянув на пройденный ею путь, мы увидим тысячи людей, каждый из которых хоть на шаг продвинул строительное искусство вперед. Среди них не только архитекторы, но и инженеры, математики, художники, садовники. Архитектура — это не только результат труда отдельных выдающихся личностей, это плод длительного и напряженного труда, в котором участвовали все эпохи и народы. В лучших творениях архитектуры разных времен целесообразность и красота являли собой выразительный художественный образ. Он необъяснимо воздействует на наши чувства, делая красоту сооружения не холодной абстракцией, а прекрасной реальностью, доставляющей радость людям.
Введение
Величественные
здания и сооружения, парки и целые города
возникли не сами по себе, а в результате
длительной строительной деятельности
людей. Эта деятельность заложила основы
архитектуры в нашем теперешнем представлении.
Однако
архитектура заставляет не только задуматься,
но и удивиться. Взглянув на пройденный
ею путь, мы увидим тысячи людей, каждый
из которых хоть на шаг продвинул строительное
искусство вперед. Среди них не только
архитекторы, но и инженеры, математики,
художники, садовники.
Архитектура — это не только результат
труда отдельных выдающихся личностей,
это плод длительного и напряженного труда,
в котором участвовали все эпохи и народы.
В
лучших творениях архитектуры разных
времен целесообразность и красота являли
собой выразительный художественный образ.
Он необъяснимо воздействует на наши чувства,
делая красоту сооружения не холодной
абстракцией, а прекрасной реальностью,
доставляющей радость людям.
XIX век для Петербурга разделен на две
эпохи: эпоха классицизма, и эпоха модерна.
Становление нового стиля в Петербурге
запаздывало по сравнению с ведущими зарубежными
школами. Реальные проявления черт модернизма
прослеживаются с конца 1890-х годов. Истоки
петербургского модерна лежали в западноевропейской
архитектуре.
Каждое принимаемое авторское решение
непременно должно быть логически мотивировано,
обосновано. Архитектурное творчество
не может не опираться на разумные посылки,
оно — следствие предварительных умственных
усилий автора, воспринимающего существо
задачи, конкретные ее условия. Целью нашей
работы является: раскрытие и описание
созданных творений и побудительные мотивы
этого творения.
Прошли
тысячелетия, прежде чем были созданы,
выверены и отработаны употребляемые
сегодня архитектурные формы, стро ительные
материалы, конструкции и методы возведения
зданий и сооружений.
Строительная деятельность определяет
характер труда, отвечающий духовным и
материальным потребностям человечества.
Первым жилищем, которое появилось у наших
далеких предков, пытавшихся укрыться
от непогоды и врагов, были пещеры, созданные
самой природой. Будучи наделенными от
природы разумом, сообразительностью
и предприимчивостью, первобытные люди
начали возводить и искусственные сооружения
для жилища.
В зависимости
от климата, местных строительных материалов
и степени развития производительных
сил общества человек создавал самые различные
жилые постройки.
Но все это еще не архитектура, это лишь
продукт строительной деятельности человека,
продукт, предназначенный для удовлетворения
сугубо утилитарных целей.
Современного
человека не удивишь ни оригинальностью
конструкции этих построек, ни тем художественным
впечатлением, которое они производят.
Сегодня,
мы не можем утверждать, что конструкция
этих сооружений отличается большим остроумием
и технической целесообразностью. С точки
зрения эффективного использования свойств
материала камень, работающий на изгиб
и к тому же положенный плашмя, обладает
значительно меньшей прочностью, поскольку
лучше всего работает на сжатие.
Каменная конструкция возведена обществом
людей для удовлетворения духовных потребностей.
Строительство
приобретает вид определенной общественной
потребности и получает художественную
(идейную) трактовку. Вот в этом единстве
строительного дела и искусства возникает
архитектура, или, как ее еще называют,
зодчество. Конечно, мегалитические постройки
древних внешне еще очень далеки от тех
сооружений, которые сегодня мы относим
к произведениям архитектуры. Тем не менее,
по своей сути они являются уже, так сказать,
носителями архитектуры. Архитектура
начала свое триумфальное шествие через
столетия и эпохи.
Крупнейшими достижениями архитектуры в первой половине XIX в. явились работы зодчих: А. Д. Захарова (строительство нового здания Адмиралтейства), Т. Де-Томона (здание Биржи и др.), А. Н. Воронихина (Казанский собор - памятник воинской славы русского народа), К. И. Росси (многочисленные постройки и формирование ансамблей центральных площадей и улиц), О. Монферрана (строительство Исаакиевского собора в 1818-1858 гг.) В. П. Стасова (Нарвские и Московские триумфальные ворота, Троицкий собор), А. И. Штакеншнейдера (Мариинский дворец) и других. Творчество этих архитекторов способствовало завершению важнейших архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга с типичными для классицизма четкими формами. В историческом центре города сформировался архитектурный облик Дворцовой и Сенатской площадей. Три больших площади были созданы также у Казанского собора, Александринского театра и Михайловского дворца. Одновременно формируется архитектурный облик городских окраин: интенсивно застраиваются Московская, Нарвская и Невская стороны. Продолжается совершенствование и дальнейшая застройка парков Ораниенбаума, Павловска, Царского Села, Петергофа. В целом за первую половину XIX в. в городе и его пригородах было возведено 227 дворцов, выдающихся зданий и памятников.
Дворцовая площадь Петербурга. Величественно возвышается здесь Александровская колонна — памятник победы в Отечественной войне 1812 г., сооруженный по проекту А. А. Монферрана в 1830 – 1834 гг. Ствол колонны вытесан из одного куска гранита и весит около 600 т. Колонна ничем не укреплена и держится в вертикальном положении только благодаря собственной тяжести. Эту махину установили на площади в течение ста минут с использованием простейших механизмов — кабестанов.
Широкий размах строительства в стране, а также народные традиции русского зодчества определили национальные традиции русского классицизма, его реалистические основы.
Произведения русской классической школы в архитектуре второй половины 18 и первой трети XIX века, характеризуются единством функциональной, технико-конструктивной и эстетической сторон, эмоциональной выразительностью конкретного образа и глубокой человечностью и теплотой. Здания, возводимые в новом стиле, отличаются большой строгостью, простотой форм и величавостью.
Во второй половине XIX века начинается бурное развитие капитализма в России, которое оказало существенное влияние на состояние всего строительного дела, в том числе отразилось и на архитектуре. Петербург теперь не только столица Российской империи, но и главный город рождающегося капиталистического государства.
Архитектура Петербурга капиталистического периода — наглядный пример творческой «всеядности» и беспринципности ее создателей. В этот период архитекторы «набили руку» на быстром и ловком копировании форм, присущих архитектуре различных исторических эпох (мотивы готики, Ренессанса, барокко, русского народного зодчества и т. п.), и механическом перенесении этих форм на любые сооружения, как того пожелает богатый заказчик — капиталист или помещик. Хаотичная разностильная застройка нарушала художественное единство, придавая ему черты, типичные для капиталистического города. В этот период в архитектуре появляется новый тип жилища - доходный дом. В этот период ощутимый вред Петербургу стала наносить невежественная предприимчивость «отцов города». Одни памятники архитектуры стали достраивать, другие реконструировать, третьи сносить в зависимости от того, как было удобно разного рода частным предпринимателям и их покровителям из городской управы.
Трагедия модерна - это трагедия напряженного и интенсивного творческого поиска, не достигшего гармонической завершенности. Причины тому в форсированном, сознательном, а не спонтанном создании нового стиля, в беспрецедентности и полемической новизне формотворчества, в не установленности нормативной системы признаков, цементирующих общность формального языка, и в противоречивой многозначности социальных и духовных функций искусства.
Архитекторы,
придерживающиеся модерна, стремились
адекватно выразить современность,
вернее, найти олицетворение ее новых
примет, впервые осознанных с такой остротой,
воплотить усложненный духовный строй
переломной эпохи.
Архитектор Николай Никитич Никонов (8.04.1849 г. † 1918 г.), один из известных зодчих Петербурга конца XIX - начала XX века, много и плодотворно работал, особенно в области церковной архитектуры.
Николай Никитич Никонов родился 8 апреля 1849 года в крестьянской семье в деревне Онофрево в Пошехонье – север северной окраине Ярославской губернии.Биография его необычна. Выходец из глубокой провинции, архитектор-самоучка не получивший специального образования, он, благодаря природной одаренности и настойчивости, приехав в Петербург, сумел добиться больших успехов: получил право на производство строительных работ и звание архитектора. С 1893 по 1906 год он занимал весьма престижную и ответственную должность епархиального архитектора . Николай Никонов появился в Петербурге, по-видимому, в конце 60-х – начале 70-х годов XIX века. В октябре 1872 года он был принят вольнослушателем в Академию Художеств, но был отчислен за нерегулярное посещение классов в 1881 году. Одним из ведущих направлений в русской архитектуре второй половины XIX века был национальный или «русский стиль». Он опирался на историческое наследие и творческие приемы народного зодчества, особенно в декоративном оформлении. Список работ архитектора Н. Н. Никонова.
Федор Иванович Лидваль - один из ведущих мастеров петербургского модерна, архитектор-художник и строитель — происходил из шведско-датской семьи, обосновавшейся в городе на Неве в середине XIX в. и имевшей прочные связи со скандинавской диаспорой.
Он родился в 1870 г., учился в Училище технического рисования барона Штиглица, затем в Академии художеств в мастерской Л. Н. Бенуа, выполняя обычные, ничем не выделявшиеся курсовые работы. В 1896 г., разработав выпускную программу (проект выставочного здания), Лидваль завершил свое образование. За двадцать лет непрерывной творческой деятельности Лидваль построил в Петербурге несколько десятков зданий, оставивших заметный след в архитектурном облике города. Воспитанный на традиционной эклектике, он быстро выдвинулся в первый ряд приверженцев нового стиля модерн.
В его творчестве можно выделить два периода: 1897 – 1907 гг. и 1907 – 1918 гг. На первом этапе зодчий ярко проявил себя мастером «северного модерна», его поиски в эти годы близки устремлениям скандинавских и финских зодчих. В то же время постройки Лидваля не противоречили исторически сложившемуся облику города: архитектор проявлял характерный для него художественный такт, сочетая приемы классической школы с новыми мотивами и формами. В эту пору его главная тема - доходный дом, основной тип зданий капиталистического Петербурга. Лидваль, как и его коллеги, стремился к созданию запоминающегося образа, в то же время размещая в домах возможно большее количество квартир для различных слоев населения.
В 1900 г. он перестроил большой дом, выходящий фасадами на Кадетскую линию. Кубанский и Тучков переулки. Эркер и купол подчеркнули ответственное положение дома. Первым, самым крупным программным произведением Лидваля стал доходный дом его матери, И. Б. Лидваль. Дом с парадным двором - курдонером открывает застройку этой главной магистрали Петербургской стороны, значение которой возросло после сооружения Троицкого моста.
Дом Лидваля
— пример комплексного градостроительного
и художественного решения большого участка
трапециевидной конфигурации. Боковые
разновысотные корпуса выходят на «красную
линию» проспекта. Центральный корпус
находится в глубине двора.
Живописность и поэтичность облика дома
достигнуты применением разнообразных
средств — изысканностью цветовой гаммы,
разными очертаниями, размерами и группировкой
проемов, разнообразием эркеров, фронтонов,
балконов, террас и других декоративно-пластических
элементов, плавными переходами форм,
которые Лидваль объединяет в сложные
пластические системы. Разнообразные
порталы входов дополнены рельефными
изображениями мотивов северной флоры
и фауны, характерных для «северного модерна».
При всем богатстве мотивов все они подчинены
большой форме и не нарушают цельности
облика дома.
Асимметричная композиция фасадов — не
прихоть автора, она вытекает из планировочного
решения, основанного на индивидуальном
характере разных помещений. Первая крупная
постройка Лидваля сразу же сделала его
известным, этот дом явился ярким примером
форм «северного модерна», продемонстрированных
с щедрой изобретательностью.
Здесь, наконец, очень активно и убедительно
использованы художественные и технические
возможности отделочных материалов —
цементной штукатурки, тесаного и грубоколотого
камня, и их сочетаний. Лидваль выступил
здесь тонким знатоком традиционных и
новых строительных и отделочных материалов,
открыл в них новые возможности. Дом явился
этапом в развитии петербургского зодчества.
Лидвалю стали охотно заказывать проекты,
подражать. На первом этаже дома разместилось
его проектноебюро.