Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 15:34, курсовая работа
Цель – определить алгоритм построения массовых сцен в сценическом действии. Основные задачи:
Обобщить мировой опыт классического театра в построении массовых сцен;
Определить технологии построения массовых сцен в классическом театре;
Рассмотреть технологии построения и разработки массовых сцен в сценическом театрализованном представлении.
Выделить универсальное и особенное в построении массовых сцен для классического театра и сценического театрализованного действа.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА I. ОПЫТ МИРОВОГО ТЕАТРА В ПОСТРОЕНИИ МАССОВЫХ СЦЕН
1.1 Понятие массовой сцены 6
1.2 Особенность работы с массовыми сценами в Мейнингенском театре 8
1.3 Новаторство в построении массовых сцен во МХАТе
13
1.4 «Мизансцена толпы»
15
ГЛАВА II. МАССОВЫЕ СЦЕНЫ В СЦЕНИЧЕСКОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ
2.1 Методы и приемы разработки массовых сцен в сценическом театрализованном представлении 20
2.2 Современные технологии работы с массовыми сценами 28
ВЫВОДЫ 30
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Российской Федерации
Пермский государственный
Кафедра режиссуры театрализованных представлений
ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ МАССОВЫХ СЦЕН В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ
Курсовая работа
Исполнитель: Некрасова Мария Викторовна
студентка гр. РТП-41
Научный руководитель:
к.п.н., доцент Козлова Р. П.
Пермь 2011
Российской Федерации
Пермский государственный институт искусства и культуры
Кафедра режиссуры театрализованных представлений
ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ МАССОВЫХ СЦЕН В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ
Курсовая работа
Пермь 2011
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
ГЛАВА I. ОПЫТ МИРОВОГО ТЕАТРА В ПОСТРОЕНИИ МАССОВЫХ СЦЕН |
|
1.1 Понятие массовой сцены |
6 |
1.2 Особенность работы с массовыми сценами в Мейнингенском театре |
8 |
1.3 Новаторство в построении массовых сцен во МХАТе |
13 |
1.4 «Мизансцена толпы» |
15 |
ГЛАВА II. МАССОВЫЕ СЦЕНЫ В СЦЕНИЧЕСКОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ |
|
2.1 Методы и приемы разработки массовых сцен в сценическом театрализованном представлении |
20 |
2.2 Современные технологии работы с массовыми сценами |
28 |
ВЫВОДЫ |
30 |
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
34 |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
ВВЕДЕНИЕ
Современный мир – мир информации и технологий. Под воздействием огромного потока информации человек уже давно перестроился на другой тип мышления. Ему удобнее работать с конкретными алгоритмами и технологиями. Изучение технологии построения массовых сцен возможно. Нужно уточнить: в данной работе не берется в расчет алгоритм создания идейного замысла массовых сцен, имеется в виду рассмотрение массовых сцен на этапе разработки рисунка, воплощения, постановки. Выработав пошагово алгоритм действий режиссёра для разработки и постановки массовой сцены, мы, прежде всего, облегчим жизнь начинающему режиссеру.
Актуальность работы. В работе будут рассмотрены такие современные проблемы как:
- нечеткая схема действий участников массовой сцены и расчет режиссёра на импровизацию исполнителей;
- пестрота, чрезмерная яркость в движении, в шумах, музыке и других выразительных средствах;
- текучесть и непостоянство состава артистов, участвующих в массовых сценах,
- недостаток репетиционного времени для построения массовых сцен.
Выбор изучения технологии построения массовых сцен не случаен. Массовые сцены интересны как одно из средств выражения масштабных идей и событий, как выражение действа народа, образа коллективного и индивидуального (на контрасте).
Анализ информационных источников.
Для характеристики работы над массовыми сценами в театре в данной работе использованы труды таких известных авторов, как Ю. А. Мочалов, А. Д. Попов. Определения основных терминов и понятий – это выдержки из словаря-справочника, составитель Козлова Р. П. В статье А. Лаврова сформулированы современные методы разработки массовых сцен, которые еще даже не вошли в нашу жизнь в полном объеме.
Цель – определить алгоритм построения массовых сцен в сценическом действии.
Основные задачи:
Объект исследования – массовые сцены в сценическом театрализованном действии.
Предмет исследования – технология построения массовых сцен.
Методы исследования:
В практике режиссуры – постановка массовых сцен – это «высший пилотаж», требующий от режиссёра наличия многих и многих слагаемых и не только знаний и умения, но и целого ряда чисто человеческих качеств.
В массовых сценах, в громадных монументальных композициях находит образное выражение наша жизнь, в нравственных основах которой – могучее стремление к общности.
Массовые сцены рождены
Масса – это коллективный герой, несущий определенную идею, воплощенную в действии. И если театр преследует цель индивидуализации участников «массовок», то в массовом действе речь идет об индивидуализации групп.
Каждая группа, каждый коллектив – это словно определенный персонаж, герой со своим действием, сверхзадачей и т. д.; но это ансамбли, слитые воедино общей целью, общими политическими и социальными взаимоотношениями. Хотелось бы подчеркнуть – человеческие ансамбли, – а не абстрактные безликие группировки, являющие собой не образ, а чистые схемы. [7, 309] 1
Масса – (< лат. massa – ком, кусок), 1) множество, огромное количество чего-нибудь, кого-нибудь; 2) Широкие круги населения, народ; 3) Толпа.
Массовая сцена – пластический образ массы людей определенной эпохи, объединенной единой целью, общим сценическим событием, живущей в едином темпо-ритме. Массовой сцене театрализованного зрелища не присуща психологическая разработка линии её поведения. Поэтому воспринимается она зрителем как некий организованный своеобразный пластический этюд, где все перестроения должны быть не случайными, а осмысленно организованными. [5, 201]
Массовое – не значит безликое. Массовая сцена, действо масс – это всегда образ народа. И главная трудность заключена в нахождении точного образа, в его убедительности и достоверности. [7, 310]
Мейнингенский театр — немецкий придворный театр Саксен-Мейнингенского герцогства (одного из карликовых государств разъединенной до 1871 года Германии). Стиль работы мейнингенцев над постановкой был нов для своего времени. Он состоял в тщательном предварительном изучении текста пьесы, в театре существовал длительный застольный период репетиций, внимательное отношение к согласованности между собой словесной и пластической сторон театрального действия. Режиссура у мейнингенцев была живописна. Но «живописная режиссура» у мейнингенцев имела важное, но не подавляющее значение. Мейнингенский театр подчинял все компоненты спектакля единому целому, то есть утверждал принцип ансамбля, с помощью которого раскрывалось содержание драматического произведения. Именно ансамбль выражал концепцию режиссера спектакля. И в этом была их главная историческая заслуга. Герцог Георг и режиссер Кронек стремились прежде всего показать правдиво среду и эпоху, в которых действуют персонажи. А для наибольшей иллюзии правды в исторических постановках нельзя было обойтись без массовых сцен. В Мейнингенском театре с особой тщательностью ставились массовые сцены. В театре был создан целый штат статистов, создававших не просто сборище обезличенных людей, но яркую и одушевленную театральную толпу в нужных эпизодах спектакля.
Французский режиссер Антуан, ставший реформатором своей национальной сцены, высоко ценил эту безмолвную игру участников массовых цен: «Их статисты не состоят, как у нас, из людей, набранных случайно... дурно одетых и лишенных умения носить странные и стесняющие костюмы... В наших театрах неподвижность всегда почти предписана статистам, тогда как у мейнингенцев статисты обязаны играть и мимировать отдельные образы... В отдельные мгновения это действует ни с чем не сравнимой силой». Работа с участниками массовых сцен составляла важный этап в подготовке спектакля у мейнингенцев.
Режиссерские принципы Мейнингенского театра были зафиксированы Паулем Линдау, служившем в этом театре актером. Вся масса статистов разбивалась на группы, каждая из которых обучалась отдельно. Руководство каждой такой группой поручалось наиболее опытному актеру театра, который и сам участвовал в массовых сценах в качестве первого лица. Он должен был нести полную ответственность за то, что порученные ему статисты выполнят в точности все указания режиссера. Руководитель каждой группы статистов получал выписанные роли с сигнальными репликами. Сигнальными репликами могли быть и указания драматурга: «шум», «тревога», «ропот», «крики» и т.д. Но чтобы произвести «шум», статисты тоже должны были что-либо говорить, чтобы создать эффектную сцену. Режиссер выписывал в таком случае отдельные слова и «выкрики», которые и выучивались статистами. В Мейнингенском театре все без исключения артисты были обязаны выполнять такого рода работу статистов. И этому обстоятельству следует отдать дань в том немаловажном впечатлении, которое производила труппа мейнингенцев. Достигалось особое впечатление жизненности игры масс. Но важна была и сама композиция массовых сцен. Так, главная прелесть группировок часто заключалась в красивой линии голов. Головы рядом стоящих персонажей не должны были находиться на равной высоте. Но следовало избегать и однообразия в позах. Отдельные лица массовых сцен стояли на разной высоте, другие опускались на колени, третьи — изображали позы согнувшихся людей. Очень часто статисты расставлялись в неправильный полукруг. Но в массовых сценах учитывался и угол зрения зрительного зала, а также удаленность персонажей от линии рампы. Принцип статуарности, но статуарности живописной — не повторяющихся поз — был открытием мейнингенцев. Учитывался и такой сценический эффект: для наибольшей иллюзии, что на сцене находятся огромные толпы народа, группы статистов расставлялись таким образом, будто терялись в кулисах, то есть картина создавала у публики впечатление, что и там, за кулисами, теснятся толпы народа. Каждая немая роль массовой сцены становилась живой, у каждого статиста была своя определенная задача. И эта живая толпа обладала звуковой характеристикой, обладала чувствами и сменами настроений. Немало усилий отдавалось разработке говора толпы. В некоторых случаях толпа выдвигалась на первый план, вытесняя главных героев.
В 1885 году, когда театр был в России впервые, спектакли труппы вызывали много толков, возбужденных новизною приемов: «сочувствие артистической равноправности» в спектаклях, важнейшее значение сценического ансамбля и также грандиозные массовые сцены и выведение на сцену «бытовой археологии, истории искусства и этнографии» изумляло всех своей новизной. К.С. Станиславский не пропускал ни одной постановки мейнингенского театра и оставил о нем точные и интересные воспоминания. «Их спектакли, — говорит он, — впервые показали в Москве новый род постановки — с исторической верностью эпохи, с народными сценами, с прекрасной внешней формой спектакля, с изумительной дисциплиной и всем строем великолепного праздника искусств». [6]
Одновременно с этим изречением известно и еще одно мнение К.С.Станиславского о Мейнингенском театре: «...Меня упрекали часто, что я заимствовал разработку массовых сцен у мейнингенцев. Это неверно. Мейнингенцы были сильны внешними приемами организации массовых сцен, строгой, но формальной дисциплиной. Они заказывали сценариусам сочинять маленькие роли с текстом на полторы-две страницы для каждого солдата в «Лагере Валленштейна», заставляли статистов заучивать этот текст и повторять его механически во время всей народной сцены. Создавалось обманчивое правдоподобие жизни на сцене. В соединении с понижением и повышением звука и ритма движений всей толпы, с исполнением ею общих сценических задач решался только внешний характер сцены». [4]
Родоначальником режиссерского искусства народной сцены является Московский Художественный театр имени М. Горького, детище гениальных советских режиссеров К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Стремление Художественного театра к более глубокому и широкому охвату жизни, к решению проблемы ансамбля не могло не породить новую отрасль режиссерской деятельности — работу над массовой сценой. Воплощение идеи спектакля через систему реалистических художественных образов, режиссерские задачи раскрытия эпохи, создание исторической и бытовой атмосферы спектакля — все это выдвинуло проблему целостного, ансамблевого исполнения, а ансамбль не мог возникнуть без пересмотра отношения к исполнительскому искусству так называемых массовых сцен. Для Художественного театра было характерно раскрытие жизни человеческих масс, одухотворенных мыслью и чувством, а не воссоздание внешнего, обманчивого правдоподобия жизни.
К.С. Станиславский: «…Я хочу, чтобы независимо от роли, от своего положения в пьесе, актер творил сам свою сценическую жизнь на основе полного, глубокого изучения той жизни, к которой относится пьеса, и наблюдения настоящей сегодняшней жизни. Я апеллирую к его сознательному, самостоятельному творчеству артиста-художника». Именно в Художественном театре с ростом и укреплением идейно-художественных принципов сценического реализма, призванного, по выражению К. С. Станиславского, раскрывать жизнь человеческого духа, углубились и идейно-творческие задачи в исполнении массовых сцен. Через массовую сцену, так же как и через главных действующих лиц, театр научился раскрывать идею спектакля, создавать атмосферу, в которой живут и действуют герои пьесы. Естественно, что характер решения массовых сцен органическим образом связан с режиссерским замыслом всего спектакля, с вопросами стиля, композиции, ритма, пространственного решения спектакля и т. д. [4] Во всякой народной сцене, — говорил Константин Сергеевич, — у каждого должен быть свой ритм, все действуют в разных ритмах — происходит нечто похожее на общий хаос. Но в каком-то отдельном месте вся толпа сходится в ударном моменте. Вот такая толпа будет художественной [3]
Информация о работе Технология построения массовых сцен в театрализованных представлениях