Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 13:26, курсовая работа
В данной работе мы рассмотрим спортивную тематику в работах Александра Дейнеки. Постараемся раскрыть, чем привлекла его внимание данная тема, а так же личное отношение художника, скульптора и иллюстратора к спорту и физической культуре. Насколько данная тема близка ему по духу, и почему она занимает такое значимое место в его работах.
Для этого мы изучим личность самого Дейнеки, уделяя особое внимание его спортивному воспитанию, образованию и, конечно, непосредственно его работам. Рассматривая каждую из его работ индивидуально, составим общее представление о его творчестве и постараемся взглянуть на тему спорта глазами самого автора.
Введение …………………………………………………………..3
Спорт с советском искусстве……………………………………..5
Спорт в творчестве А. Дейнеки…………...……………………...8
Спорт в станковой живописи…………………………….9
Спорт в монументальной живописи……………...……..11
Заключение…………………………………………….…………13
Список литературы………………………………………………14
Спортивные мотивы
доминировали в художественном
оформлении многих станций
Спортивная тема нашла своё отражение и в творчестве Шостаковича. Прежде всего он создал балет «Золотой век», соч. 22 (1929), сюжет которого повествовал о выступлении советской футбольной команды «в большом капиталистическом городе Запада». Спортивные и физкультурные мотивы можно обнаружить также в произведениях, возникших почти одновременно с «Золотым веком» или последовавших за ним. Балет «Болт», соч. 27 (1931) начинается со сцены утренней зарядки, проходящей в заводской цеху. Этот номер озаглавлен «На работу с гимнастикой» (в некоторых редакциях он назван кратко «Гимнастика») и представляет собой едкую пародию на музыкальное сопровождение, входившее обычно в комплекс физических упражнений, выполняемых рабочими на производстве. В партитуру балета «Болт» композитор включил и физкультурную музыку, первоначально написанную для кинофильма Г. Козинцева и Л. Трауберга «Одна» (1931). Некоторые музыкальные номера, написанные для этой ленты но не вошедшие в окончательную редакцию, как определила О. Дигонская, «сразу же нашли применение в балете “Болт”, сочинявшемся почти параллельно: вариант знаменитого “Галопа”( “Какая хорошая будет жизнь”) использован в балете в номере “Бюрократ” … музыка утренней зарядки в “Одной” звучит в “Сцене наполнения цеха”».
Спортивно-физкультурные мотивы, присутствовавшие во многих сочинениях Шостаковича начала 1930х, продолжил «Футбол», хореографическая сцена («сценка», согласно терминологии военного времени) из музыки к театрализованной программе «Русская река», соч. 66 (1944), созданной композитором для Ансамбля песни и пляски НКВД Центрального клуба им. Ф. Э. Дзержинского.
Отношение к физкультуре и спорту в СССР, как и в других тоталитарных странах, всегда носило ярко выраженную идеологическую окраску. Общий фон, на котором произрастала эта тема в музыкальном искусстве, исторически гораздо более глубок и многообразен, чем только урбанистическая культура больших городов.
ТЕМА СПОРТА В ТВОРЧЕСТВЕ А. ДЕЙНЕКИ
Александр Дейнека, прекрасный русский художник, представал в совсем разном свете тем, кто знал его мало, и тем, кто знал его близко. Поэтому и суждения о нем как о человеке и как о художнике отличались необыкновенной контрастностью. Тем, кто судил о нем издали, он представлялся человеком простым, элементарно однолинейным, да и в художнике нередко видели прежде всего изобразителя бросающихся в глаза примет, характерных для двадцатого века, связанных с индустрией, спортом, авиацией. Современность Дейнеки много раз была предметом рассуждений критиков, она была очевидна, даже, пожалуй, чересчур очевидна, заслоняя для многих возможность, а, скорее всего, и надобность более пристального внимания к большому мастеру, к очень сложной сущности его искусства. Для друзей он был иной: человек нежный и тонкий, застенчивый и легко ранимый, не склонный к романтическим словам, но, по существу, - романтик, человек, мыслящий большими категориями и понятиями и в то же время умевший замыкаться в самой камерной лирике. Сквозь эпически широкий круг современных тем, современных образов он мог приходить к сосредоточенному взволнованному личному переживанию и чувству. Он умел понять, пережить и выразить в глубоких образах и совершенной форме главный и основной гуманистический смысл своего времени и выразить не формально, не в одних лишь сюжетах, а в строго и ясно продуманном тончайшем построении всех элементов художественной формы - композиции, колорита, пространства, движения, ритма. Не вызывает никакого сомнения, что за время, что за люди представлены на картинах, акварелях, рисунках Дейнеки, и не потому, что он подбирал много деталей внешнего правдоподобия, а вследствие глубочайшей внутренней оправданности и подлинности человеческих образов, всего созданного им образа своего времени. В ряду лучших картин Дейнеки, таких как "Мать", "Девочка у окна", "Спящий мальчик", "На балконе", "Пейзаж с лошадьми и сухими травами" и других, нет локально определенного сюжета, нет и каких-либо специально уточняющих историческое время подробностей, однако именно наше время чувствуется во всем ритме и строе этих произведений, в их цвете, в естественной ненавязчивой характеристике душевного и физического облика людей. Художники такого рода, как Дейнека, относящиеся к своему времени - к его делам и стремлениям, к его трудностям и успехам - с величайшей ответственностью, с глубокой личной заинтересованностью, непременно будут связаны со своей эпохой тысячей неразрывных нитей, и именно поэтому всегда будут трогать и волновать зрителей самых разных времен.
Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой "группы трех" (вместе с Ю. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. Через год, в 1925 году, Дейнека стал одним из основателей ОСТа, и этим окончательно определился будущий путь художника, увлеченного изображением современного человека. На первых порах в программе и практике ОСТа было много чисто умозрительного экспериментаторского пыла и озорства, но важно другое - в этом Обществе царила творческая атмосфера, в нем господствовал жадный интерес к революционной новизне современной действительности, к новым формам жизни, а не только к новым формам живописи и графики ради них самих. Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову - двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи.
СПОРТ В СТАНКОВОЙ ЖИВОПИСИ
Ещё ученические рисунки Александра Дейнеки демонстрируют его уверенную манеру письма, отличительной особенностью которой являлось динамичное и экспрессивное изображение человеческого тела в движении.
Именно поэтому на большей части его удачных композиций воспроизведены танцующие, занимающиеся спортом и тяжелой физической работой люди. В последующем Дейнека даже утверждал, что спорт помог ему найти свой собственный художественный язык. В этом отношении очень интересен эпизод из книги Дейнеки «Из моей рабочей практики», в котором он рассказывает, как рождалась его первая картина — «Футбол» (1924) (см. приложение 1): «В двадцать четвертом году я впервые выставлялся. Писал футбол. Игру любил, знал ее, как тысячи моих сверстников, как десятки тысяч взволнованных зрителей. Игра каждый раз наталкивала меня на желание написать картину. Наделал десятки рисунков, и, набрасывая один из многих неудачных эскизов, я обнаружил — эскиз не укладывается в композиционные нормы знакомых картин. Я компоновал новое пластическое явление и вынужден был работать без исторических сносок. Я догадался написать то, что многих волновало, интересовало. В моем творчестве была удача. Игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык».
В ней еще много отвлеченного, схематичного, свойственного ранним офортам и рисункам автора. Но полотно было особенно дорого художнику. О работе над ним он вспоминает: «Я компоновал новое пластическое явление и вынужден был решать без исторических сносок. Я догадался написать то, что многих волновало, интересовало. В моем творчестве была удача. Игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык».
Александр Александрович Дейнека считает, что композиции на спортивные темы должны быть упругими, динамичными и в то же время естественными и свободными. Он постоянно советуется, делится своими художественными замыслами с мастерами спорта – Градополовым, Васильевым, братьями Старостиными, сестрами Второвыми. Дейнека часто называл их «разговаривающими натурщиками». Многие решения композиций были подсказаны ему именно спортсменами. Работая с натуры, художник понимает, как трудно изобразить спортсмена в движении, это требует высокого мастерства. Он восхищается искусством древних греков, постигших красоту человеческого тела в движении.
Требовательный подход к работе над образом, пристальное изучение исках композиционного решения. Эскизы и наброски он выполняет так, чтобы найденный образ легко было перевести в любой материал и технику.
Однажды художник сказал: «Мне, независимо ни от чего, нравится человек в широком жесте, человек в спортивном или в рабочем движении, на большом дыхании». Широкое спортивное движение, коллективизм людей переданы в картине «Бег». (см. приложение 2) Для раскрытия образа массового захватывающего бега автор строит композицию на сопоставлении движущихся спортсменов и неподвижной фигуры девушки на первом плане. Соединение на полотне разных по состоянию фигур создает ощущение стремительности бега. Фигуры спортсменов запечатлены цельно, объемно. Лица бегунов сосредоточенны, каждое движение отточено. Картина написана в теплом колорите, композиция полна внутреннего напряжения.
Спортивная тематика помогла Дейнеке найти не только своеобразное содержание, но и создать свои особые композиционные и пластические средства выразительности. Важно отметить, что произведения на тему спорта имели правильную с точки зрения советской идеологии (которую Дейнека искренне считал единственно верной) общественно-политическую направленность Живопись социалистического реализма подразумевала изображение радости, оптимизма и здорового духа человека – созидателя новой счастливой жизни.
Со временем Дейнеку продолжала интересовать возможность максимальной передачи на картине пластики тренированного тела. В его понимании красота спортсменов, занятых физическими упражнениями, символизирует здоровый дух состязательности, молодости, любви к жизни, товариществу. Дейнека с удовольствием выписывал напряженные мышцы рук и ног. Необычные, неожиданные ракурсы спортсменов, упругость и стремительность их движений наполняют картины Дейнеки динамикой, внутренним напряжением. В каждом его полотне всегда ощущается ритм современности.
В процессе работы над спортивной темой Александра Дейнеку интересовала и обнаженная натура. На картине «Игра в мяч» (см. приложение 3) изображена обнаженная женская натура, исполненная строгой античной простоты и мощи. Для этой картины специально позировали профессиональные спортсменки.
Александр Дейнека и сам занимался многими видами спорта, что, безусловно, сообщало его произведениям достоверную убедительность. Можно смело сказать, что для Дейнеки спорт был художественной реальностью, которую он воспринимал абсолютно органически. Он являлся страстным пропагандистом физической культуры, ратуя за участие в спортивном движении широких масс трудящихся. Этот искренний интерес трансформировался в оригинальное художественное решение.
Сразу же после войны написана картина «Эстафета по кольцу „Б“» (см. приложение 4). Дейнека обращается к панораме спортивного праздника. Справа, в толпе москвичей, наблюдающих соревнование молодых спортсменов, он изображает себя. Лицо художника сосредоточенно, он внимательно и взволнованно вглядывается в будущее Родины – в черты молодого поколения.
Броскость цветовых
отношений, широкий свет, живые
подвижные тени на асфальте, трепещущие
блики создают радостное
Дейнека тщательно
выполнил портретные
СПОРТ В МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ
С середины 1930-х гг. Дейнека занимался монументальным искусством, и оно занимало важное место в его творчестве. Живописная манера художника отличается скульптурной обобщенностью графической формы и стремительностью линий. Занятие монументальным искусством неизбежно накладывало особый отпечаток на его станковые работы: гладкие поверхности своих холстов он мысленно сопоставлял с поверхностью стен, на которых они будут находиться. Дейнека оформлял росписями и панно ВСХВ (1938 - 1939), ЦТСА (1940), павильоны СССР на Всемирных выставках в Париже (1937) и Брюсселе (1958). Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943), главное здание МГУ (1951 - 1953), Дворец съездов в Кремле (ныне Государственный Кремлёвский дворец; 1960 - 1961).