Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 08:37, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – это как можно подробнее описать личность и творчество Сальвадора Дали, подчеркнуть его огромный вклад в культуру и искусство, имеющий всемирное значение. Понимание места Сальвадора Дали в истории современного искусства сходно с восприятием его картин - ощутимые и четкие образы оказываются одновременно полными неопределенности и двусмысленности.
Введение………………………………………………………………………..….2
Глава 1. Сюрреализм……………………………………………………………...3
1.2. Основные идеи и направления сюрреализма……………………….4
Глава 2. Жизнь и творчество Сальвадора Дали…………………………………6
2.2. Сюрреализм Сальвадора Дали………………………………………11
2.3. Жена Сальвадора Дали - Гала Дали…………………………………13
2.4. Прочность памяти……………………………………………………14
2.5. Вильгельм Телль и Ленин……………………………………………14
2.6. "Ангел" Дали………………………………………………………….15
2.7. Сюрреализм – C est moi……………………………………………..15
2.8. Сюрреалист-Знаменитость…………………………………………..17
2.9. Искусство и Гражданская Война……………………………………17
Глава 3. Жизнь в Америке………………………………………………………20
Глава 4. Последние годы жизни………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………….26
Когда Дали было почти 15 лет его выгнали из монашеской школы за непотребное поведение. Но он смог успешно сдать все экзамены и поступить в институт (так в Испании называли школу, дающую законченное среднее образование). Институт в 1921 году ему удалось закончить с блестящими оценками. Дали в то время исполнилось семнадцать и он уже начал завоевывать признание в художественных кругах Фигераса. Он покинул дом, уговорив отца помочь основать свою художественную студию в Мадриде при Академии изящных искусств Сан-Фернандо, одним из самых известных директоров которой был Франсиско Гойя. Сальвадор Дали отправился в Мадрид в 1922 году. Он был полон самоуверенности молодого человека, ищущего приключений, но знающего, что дома его ждет тихая пристань. Однако впоследствии это убеждение было сильно поколеблено.
В шестнадцать лет Дали стал излагать свои мысли на бумаге. С этого времени живопись и литература оказались в равной мере частями его творческой жизни. В 1919 году в самодельном издании "Студиум" он публикует очерки о Веласкесе, Гойе, Эль Греко, Микеланджело и Леонардо. Участвует в студенческих волнениях, за что на сутки попадает в тюрьму.
В начале 20-х годов Дали был восхищен работами футуристов, но все же он был полон решимости создать собственный стиль в живописи. В это время у него появились новые друзья и знакомства. В Мадриде Дали познакомился с людьми, которые оказали большое влияние на его жизнь. Одним из них был Луис Бюнюэль, который впоследствии стал одним из самых уважаемых в Европе киноавангардистов на следующие полвека. Другим большим другом Дали, оказавшим на него огромное влияние, был Федерико Гарсия Лорка, поэт, ставший вскоре одним из самых популярных драматургов Испании. Во время гражданской войны он был застрелен солдатами диктатора генерала Франсиско Франке. Отношения между Дали и Лоркой были очень близкими. В 1926 году было опубликовано стихотворение Лорки "Ода Сальвадору Дали", а в 1927 году Дали разработал декорации и костюмы для постановки "Марианы Пинеды" Лорки. Как Бюнюэль, так и Лорка являлись частью новой интеллектуальной жизни в Испании. Они бросали вызов консервативным и догматическим доктринам политической верхушки и католической церкви, которые, в основном, формировали испанское общество того времени.
В Мадриде Дали впервые
оказался предоставлен самому себе. Экстравагантный
вид художника изумлял и
В 1921 году от рака умирает мать Дали. Ее смерть явилась огромным эмоциональным потрясением и тяжелым ударом для семьи.
В 1923 году талантливый юноша ухитрился одновременно получить несколько призов за лучшие работы и быть отстраненным от занятий в академии на год за подстрекательство студентов на бунт против неправильного, как он считал, назначения нового профессора.
В этот период интерес Дали был прикован к творениям великого гения кубизма Пабло Пикассо. В картинах Дали того времени можно заметить влияние кубизма ("Молодые девушки" (1923)).
Даже до поездки Дали в
Париж в его работах
В 1925 году с 14 по 27 ноября проходит первая персональная выставка его работ в галерее Далмау. На этой выставке были 27 картин и 5 рисунков начинающего великого гения. Большинство его работ в то время было сделано в духе исследования новых течений, преобладавших тогда в художественном мире Парижа. Он попробовал себя в качестве импрессиониста в "Автопортрете с шеей в стиле Рафаэля" (приложение 2). Горы в Кадакесе на втором плане картины стали типичным пейзажным мотивом работ Дали. Затем была попытка создания картины в стиле кубизма. Подражая его основателям Жоржу Браку и Пабло Пикассо, Дали написал еще один автопортрет: "Автопортрет с "Ла Публичитат"" (одна из барселонских газет). В 1925 году Дали написал еще одну картину в стиле Пикассо: "Венера и моряк". Она вошла в число семнадцати картин, экспонировавшихся на первой персональной выставке Дали.
Влияние идей Лорки и Бюнюэля стимулировало и без того радикальное мышление Дали. Это привело его к несогласию с методами Академии изящных искусств Мадрида, где он учился. Дали надеялся найти здесь достойных учителей, которые бы смогли научить святому ремеслу, но быстро разочаровался. Публично заявив, что не намерен сдавать экзамены «тем, кто знает неизмеримо меньше, почти ничего не смыслит и вовсе ничего не умеет», Дали был исключен из Академии в 1926 году за подстрекательство к беспорядкам среди студентов.
В том же 1926 году Сальвадор Дали вместе с семьей уехал в Париж, мировой центр искусства, пытаясь найти там для себя что-то по душе. Дали пока не видел оригиналы современных картин, хотя в Барселоне в 1920 году прошла выставка современного искусства. В то время на художника оказали большое влияние журнальные репродукции. В Париже Дали побывал в мастерской Пикассо. Однако Дали не спешил в следующую поездку в Париж. Возможно, он хотел понять, что он там ищет. Но кроме того, как это выяснилось позже, когда ему пришлось часто переезжать, чтобы поддержать свой растущий мировой статус, он не любил менять привычную обстановку Кадакеса и Коста Брава в Каталонии.
Другим фактором, влиявшим
на образ мышления Дали в тот период,
было отсутствие у него настоящего
интереса к развитию новых эстетических
подходов в технике письма. Совершенство
техники, достигнутое художниками
Ренессанса, как вскоре он признается
сам себе в глубине души, нельзя
улучшить. Это предположение
Когда Дали вернулся в Кадакес после изгнания из Академии искусств, он продолжал писать в своем стиле. На картине, "Фигура девушки на скале" (1926) он изобразил свою сестру лежащей на камнях. Внешне казалось, что полотно написано в стиле Пикассо, однако оно не походило по духу на его работы и было просто реалистическим изучением перспективы.
Вторая выставка работ Дали, состоявшаяся в Барселоне в галерее Делмо в конце 1926 года, была встречена с еще большим энтузиазмом, чем первая. Возможно, благодаря этому отец Дали несколько смирился с шокирующим исключением своего сына из Академии после которого исчезла любая возможность сделать официальную карьеру.
В 1928 году в Париже Дали сблизился с сюрреалистами и, при поддержке каталонского художника и сюрреалиста Хоана Миро, он влился в новое движение, которое начало все больше влиять на художественные и литературные круги Европы., и был принят в ряды сюрреалистов в 1929 году, сразу же после его приезда в Париж. Вступив в группу, объединившуюся вокруг Андре Бретона, Дали начал создавать свои первые сюрреалистические работы ("Мёд слаще крови", 1928; "Светлые радости", 1929). А. Бретон относился к этому выряженному щеголю - испанцу, который писал картины - ребусы, с изрядной долей недоверия. Он не увидел пользу, которую Дали мог принести их общему делу.
Интерес Дали к деятельности группы сюрреалистов под руководством Бретона бысторо угас. Дали с удовольствием вернулся к восхищению мастерами Ренессанса и на время забыл о Париже. Но в 1929 г. пришло приглашение от друга Бюнюэля, которое художник не мог не принять. Его пригласили в Париж для работы над сюрреалистическим фильмом с использованием образов, выловленных из подсознания человека.
В начале 1929 года состоялась премьера фильма "Андалузский пес" по сценарию Сальвадора Дали и Луиса Бунюэля. Сам сценарий был написан за шесть дней! Теперь этот фильм является классикой сюрреализма. Это был короткий фильм, созданный для того, чтобы шокировать и задеть за живое буржуазию и высмеять крайности авангарда. Среди самых шокирующих кадров есть и по сей день знаменитая сцена, которую, как известно, придумал Дали, где глаз человека разрезается пополам при помощи лезвия. Разлагающиеся ослы, которые мелькали в других сценах, тоже являлись частью вклада Дали в работу по созданию фильма.
После первой публичной демонстрации фильма в октябре 1929 года в Театр дез Урсулин в Париже, Бюнюэль и Дали сразу же стали известными и прославленными. Два года спустя после "Андалузского пса" вышел Золотой век". Критики приняли новый фильм с восторгом. Но потом он стал «яблоком раздора» между Бюнюэлем и Дали: каждый утверждал, что он сделал для фильма больше, чем другой. Однако, несмотря на споры, их сотрудничество оставило глубокий след в жизни обоих художников и направило Дали на путь сюрреализма.
2.2. Сюрреализм Сальвадора Дали
Даже до поездки Дали в
Париж в его работах
Дали рисовал образы, знакомые разуму:
людей, животных, здания, пейзажи - но позволял
им соединиться под диктовку сознания.
Он часто сливал их в гротескной манере
так, что, например, конечности превращались
в рыб, а туловища женщин - в лошадей. В
какой-то мере это несколько походило
на сюрреалистический автоматизм письма,
где слова были знакомыми, так как использовались
в каждодневном общении, но выстраивались
в ряд свободно и без ограничений, чтобы
выразить свободные идеи. Впоследствии
Дали назовет свой уникальный подход «параноидально
- критическим методом». Как утверждал
художник, он освобождался от подсознательных
образов, как сумасшедший. Единственным
его отличием от сумасшедшего было то,
что он не был таковым. Дали пока что не
был членом группы сюрреалистов, возглавляемых
Андре Бретоном и Максом Эрнстом, но благодаря
дружбе с другим каталонским художником
и сюрреалистом Хоаном Миро он влился
в новое движение, которое начало все больше
влиять на художественные и литературные
круги Европы. При поддержке Миро,
Дали был принят в ряды сюрреалистов в
1929 году, сразу же после его приезда в Париж. 1929
год стал для Дали судьбоносным. Закончив
работу над "Андалузским псом", художник
вернулся в Кадакес, чтобы поработать
над выставкой своих картин, которую согласился
устроить осенью парижский торговец произведениями
искусства Камиль Гоэманс. Среди многочисленных
гостей Дали в то лето посетил поэт Поль
Элюар, который приехал со своей дочерью
Сесиль и женой Галой. Она вскоре стала
любовницей, а затем и женой Дали. Дали
много работал. Сюжет большого числа картин
основывался на его сложных проблемах
сексуальности и отношений с родителями.
В "Великом мастурбаторе" (приложение
3) голова, как мягкий вариант скалы
на побережье Кадакеса, вырастает из массивной
глыбы. Шея переходит в женскую голову,
чьи губы стремятся к неясным гениталиям
на теле мужчины. Его окровавленные колени
наводят на мысль о каком-то кровопролитии.
Эта картина стала вехой в творчестве
Дали. В ней он выразил свою постоянную
озабоченность сексом, насилием и чувством
вины. На картине также присутствует нагромождение
скал, которые будут сопровождать его
на протяжении всего творчества, и такой
типичный для Дали образ, как саранча -
одно из насекомых, населяющих его кошмары.
По брюшку насекомого ползут муравьи,
что наталкивает на мысль о коррупции.
Чуть ниже женской головы находится лилия
калла, чей желтый пестик в форме фаллоса
вырастает из мягких бледных лепестков.
Эта глубоко личная картина имеет очень
большое значение. Она навеяна Дали его
собственным подсознанием.
Дали наслаждался шоком, вызванным в обществе
как "Андалузским псом", так и своими
картинами. Но вместе с тем его картина
"Святое сердце" вызвала нежелательные
личные последствия. В центре картины
был изображен силуэт Мадонны со Святым
Сердцем, Вокруг силуэта было грубо нацарапано:
"Иногда мне нравится плевать на портрет
моей матери". То, что, возможно, задумывалось
Дали как небольшая рекламная шутка, показалось
его отцу осквернением святой памяти его
первой жены и матери семейства. К его
недовольству картинами сына примешивалось
и неодобрение связи Дали с Галой Элюар.
В результате отец запретил Дали когда-либо
посещать дом семьи. Согласно его последующим
рассказам, художник, мучимый угрызениями
совести, обстриг все волосы и похоронил
их в своем любимом Кадакесе.
2.3. Жена Сальвадора Дали - Гала Дали
Гала Элюар (урожденная
Чтобы выразить свои чувства к этой удивительной
женщине, Дали изобразил ее в виде Градивы,
героини популярного романа Уильяма Дженсена,
где Градива предстает, как ожившая статуя
из Помпей, в которую влюбился молодой
человек, что в конечном итоге изменило
его жизнь. На картине "Градива вновь
открывает для себя антропоморфные развалины"
на фоне скал, написать которые художника
вдохновил скалистый пейзаж Коста Брава,
на переднем плане изображена Градива,
моделью для которой послужила Гала, окутанная
скалой, на которой стоит чернильница,
возможно, как намек на ее бывшего мужа-поэта.
2.4. Прочность памяти
Образ пустынного берега
"Постоянство памяти" (приложение
4) была завершена в 1931 году и стала символом
современной концепции относительности
времени. Кроме того, картина вызывает
у зрителя другие глубоко запрятанные
чувства, которые трудно определить. Спустя
год после экспозиции в парижской галерее
Пьера Коле самая известная картина Дали
была куплена нью-йоркским Музеем современного
искусства. Не имея возможности посещать
отчий дом в Кадакесе из-за запрета отца,
Дали на деньги, полученные от мецената
Виконта Шарля де Ноэйля за продажу картин,
построил новый дом на берегу моря, неподалеку
от Порт Лигат. Оставаясь верным своему
инстинкту, художник нехотя расставался
со своим любимым побережьем и семейным
гнездом. Теперь Дали был убежден, как
никогда, в том, что его целью было научиться
писать, как великие мастера Возрождения,
и что при помощи их техники он сможет
выразить те идеи, которые побуждали его
рисовать. Благодаря встречам с Бюнюэлем
и многочисленным спорам с Лоркой, который
провел много времени у него в Кадакесе,
перед Дали открылись новые широкие пути
мышления. Он начал создавать картины
трех тематик: легенда Вильгельма Телля,
"Ангел" Милле и подсознательный
мир Фрейда.