Поэтапное развитие детского рисунка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 00:29, контрольная работа

Краткое описание

Изобразительная деятельность — одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисунок является мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Так же как игра, он позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………3
2. Этапы нормального развития детского рисунка……………………....4
3. Заключение……………………………………………………………….18
4. Список литературы……………………………………………………….20

Прикрепленные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 150.21 Кб (Скачать документ)

 

 

Содержание

 

  1. Введение……………………………………………………………………3
  2. Этапы нормального развития детского рисунка……………………....4
  3. Заключение……………………………………………………………….18
  4. Список литературы……………………………………………………….20

 

Введение

 

Изобразительная деятельность — одно из первых и наиболее доступных  средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие  многих сторон детской психики. Рисунок  является мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности  мышления, воображения, эмоционально-волевой  сферы. Так же как игра, он позволяет  более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты.

По мнению А.В. Запорожца, по мере овладения изобразительной  деятельностью у ребенка создается  внутренний, идеальный план деятельности, который отсутствует в раннем детстве. Рисунок выступает в  роли материальной опоры данной деятельности. 
В.С. Мухина отмечает, что изобразительная деятельность, оказывая специфическое влияние на развитие восприятия и мышления, организует умение не только смотреть, но и видеть, позволяет ребенку передавать предметный мир вначале по-своему и лишь позже — по принятым изобразительным законам. Использование цвета постепенно начинает влиять на развитие непосредственно восприятия и, что еще более важно, эстетических чувств ребенка.

Таким образом, занятия  рисованием способствуют оптимальному и интенсивному развитию всех психических  процессов и функций, приучают ребенка  думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

 

Этапы нормального  развития детского рисунка

В онтогенезе детского рисунка выделяют следующие этапы.

Доизобразительный период — это период «каракулей», «марания», который, начинаясь в возрасте 1,5–2 лет, длится вплоть до 3–3,5 лет. Этот этап продолжителен и неоднороден. Некоторые авторы делят его, в свою очередь, на более мелкие стадии: подражание движениям взрослых; разглядывание каракулей; рисование линий; повторяющиеся каракули; орнамент (овладение первичной формой); появление изображения. 
Различают стадию «марания», стадию ритмических каракулей, ассоциативную стадию. 

На первой стадии в течение долгого времени  рисунок как бы остается без изменений. Первые графические проявления возникают  в известной мере случайно, как  один из возможных результатов манипуляций  с карандашом и бумагой. Складывается впечатление, что ребенка интересует в первую очередь не изображение, а карандаш. Часто стадию каракулей считают сходной с гулением ребенка, возникающим очень рано, до появления речи, когда ребенок, овладевающий «звуковой материей», порождает все новые и новые повторяющиеся и беспорядочные звуки. К. Бюллер даже назвал эту стадию «фонетикой рисования». Малыш может смотреть по сторонам, когда чертит по бумаге, и первые каракули — это случайные метки, которые представляют собой прерывающиеся, слегка закругленные линии, проведенные с одинаково слабым нажимом. Чаще всего ребенок рисует прямые короткие горизонтальные или вертикальные линии, точки, галочки, спиралеобразные линии (рис. 1,2).

Рис. 1. 
Катя, 1 г. 9 мес.

Рис. 2. 
Катя, 1 г. 9 мес.


Возможно и иное объяснение начала изобразительной  деятельности: наблюдая действия старших, ребенок пытается их копировать. На этом уровне еще невозможно говорить о произвольности самого «рисуночного»  движения, регуляции его силы и направления. 
А.А. Смирнов считает, что стадия «мараний» — это стадия лишенных смысла штрихов, так как в них ребенок еще не пытается выражать что-либо определенное, а только подражает тем действиям, которые он видит у взрослых. Зрительные образы на данной стадии не связаны с рисованием, дети не способны нарисовать что-либо «реальное». 
Часто ребенок добавляет при рисовании и вокализацию, обычно ритмически вторящую движениям руки. Сами ритмические каракули могут быть совершенно различны по своему графическому исполнению: от плохо оформленных ломаных линий до спиралевидных изображений, в которых можно увидеть уже и круг. Но ровно до тех пор, пока ребенок не называет, не «опредмечивает» изображенное, оно остается всего лишь каракулями. 
Исследователями детского рисунка отмечено, что вслед за первыми примитивными линиями, по мере того как движения ребенка становятся более точными, у него появляется возможность разнообразить изображаемые линии. Он сосредоточивает на них внимание, многократно их повторяет и рассматривает, при этом начинает предпочитать одни каракули другим. Он делает все новые и новые попытки, стремясь повторить полученные линии. 
Такое рисование вместе с тем упражняет руку, ведет к большей плавности и легкости движения, а в дальнейшем — к подчинению этого движения некой ритмике.

Каракули упорядочиваются, штрихи ложатся рядом, становятся ритмичными — возникает стадия ритмических каракулей. 
А.А. Смирнов (1980) отмечает: «Сначала эти штрихи идут более или менее в одном направлении, но по мере того как рука приобретает большую уверенность, они понемногу меняют его, перекрещиваются друг с другом, принимают форму ломаных или закругленных линий. В силу этого из их хаотической массы получаются иногда такие случайные сочетания, которые напоминают ребенку какие-либо реальные предметы... за этой же первой стадией, падающей обычно на начало третьего года жизни, следует близкая к ней по объективным результатам, но резко отличная по переживаниям самого ребенка, стадия бесформенных изображений. Сейчас уже ребенок определенно стремится выразить на бумаге какой-то образ, но его силы еще настолько недостаточны, что посторонний наблюдатель не в состоянии, без помощи самого «художника», определить смысл нарисованного».

Третья и последняя  стадия доизобразительного периода  рисования возникает тогда, когда  образ предмета непроизвольно возникает  из каракулей и подсказан только воображением ребенка. То есть ребенок  вначале рисует, а потом, «увидев» в рисунке образ предмета, —  называет его. Тогда на вопрос: «Что ты нарисовал?» — ребенок может с равной вероятностью дать любое название своему рисунку. Это может быть и солнышко, и мама, и яблоко (рис. 3, 4).

Рис. 3. 
Сережа, 2 г. 10 мес. 
Человек (слева) и дерево (справа)

Рис. 4. 
Сережа, 2 г. 10 мес. 
Машина и человек


То есть появляется ассоциация между изображением на листе  и образом, имеющимся у ребенка (возникает так называемая ассоциативная стадия). Важно, что «ассоциативный» рисунок часто мало чем отличается от ритмических каракулей по качеству и характеру изображения. Новое в нем — это отношение к нему самого ребенка. 
Этот путь — от начальных штрихов до первых изображений, занявший у первобытного человека десятки тысяч лет, у ребенка имеет очень короткий отрезок: в 3–3,5 года он переходит к следующему периоду — изобразительному. Его началом условно можно считать момент, когда у ребенка вначале возникает «замысел» (то есть произвольная интенция, целеполагание, начало целенаправленной деятельности) нарисовать что-либо. И лишь затем производится сам рисунок.

Первый  этап изобразительного периода составляют рисунки с примитивной выразительностью (3–5 лет). Ребенок пытается через линию выразить эмоции и движения (например, прыгание девочки изображено в виде зигзагообразной линии). Эти рисунки, по словам исследователей, «мимичны», а не «графичны». Правда, дети через некоторое время забывают, что изображали (для них зигзаг может ассоциироваться, например, с забором).

Таким образом, первые каракули ребенка относятся не к  области изображения, а скорее к области представления. На данном этапе развития детского рисунка еще недостаточна связь между выразительной и изобразительной функциями (В.В. Зеньковский). По мнению В.С. Мухиной, «переход ребенка от доизобразительного периода к изображению включает две вполне четко различающиеся фазы: вначале возникает узнавание предмета в случайном сочетании линий, затем — намеренное изображение» (В.С. Мухина, 1985). После 3,5 лет можно уже говорить о возникновении схематичного изображения (рис. 5, 6).

Рис. 5. 
Катя, 3 г. 9 мес. 
Человек в домике (слева) и 
дерево (справа)

Рис. 6. 
Катя, 3 г. 9 мес. 
Человек


Взрослые, как правило, проявляют значительный интерес  к первым попыткам рисования ребенка, эмоционально поддерживают его. Но потом  «из лучших побуждений» возникает  желание руководить процессом рисования, и ребенку начинают показывать, как  «правильно» рисовать домик, солнышко, цветок. Постоянно спрашивают, что  он нарисовал. 
Сначала малыш продолжает чертить свои каракули, но постепенно он начинает связывать некоторые из каракулей с тем или иным предметом, дает ему название, вновь и вновь рисует линии и в получившихся «каляках» пытается узнать предмет. Иногда одним и тем же линиям он дает несколько названий.

Пытаясь изобразить что-то конкретное, ребенок раннего  возраста рисует сочетание линий (графический  образ), которое в его прошлом  опыте связывалось с тем или  иным предметом. Но первые попытки изображения  разных предметов чаще всего представляют собой замкнутые закругленные линии  и являются лишь обозначением предмета без сходства с ним, что не может  удовлетворить окружающих людей.

Часто ребенок не может вспомнить, что за предмет  он нарисовал. Поэтому ему приходится рисовать лишь те предметы, которые  имеют сходство с освоенными графическими навыками. При этом ребенок продолжает искать новые графические образы и в то же время может категорически  отказываться изображать те предметы, для которых у него графических образов нет. В этот период ребенок рисует только несколько конкретных предметов. 

В целом детей  среднего дошкольного возраста можно  разделить на две группы: тех, кто  предпочитает рисовать отдельные предметы, — «визуализаторы» (у них преимущественно  развивается способность изображения) и тех, кто склонен к развертыванию  сюжета, повествования, — «коммуникаторы» (у них изображение сюжета в  рисунке дополняется речью и  приобретает игровой характер) (рис. 7, 8).

Рис. 7. 
Анна, 4 г. 10 мес. 
«Дом — дерево — человек»

Рис. 8. 
Денис, 5 лет 9 мес. 
«Дом — дерево — человек»


Существует точка  зрения, что дети, склонные к сюжетно-игровому типу рисования, отличаются не только живым воображением, но и вербальной активностью (Н.П. Сакулина). Рисунок  становится в этом случае лишь опорой для развертывания рассказа, поэтому  изобразительная сторона у этих детей несколько страдает, в отличие  от тех, кто сосредоточен на изображении. Эти дети, активно воспринимая  предметы, не только пытаются передать характерные черты объектов, но и  заботятся о качестве создаваемых  ими рисунков.

На следующем (втором) этапе изобразительного периода (6–7 лет) детские рисунки становятся еще более схематичными. Ребенок различает движение, эмоции и мимику. Объекты, которые он изображает, имеют ярко выраженные характерные черты. Интересно, что маленькие дети способны узнавать изображения, сделанные сверстниками. 
Наблюдая за детским рисованием, можно отметить, что ребенок рисует схематические изображения предмета часто по памяти, а не с натуры. Он рисует то, что знает о данном предмете. Например, когда ребенок рисует всадника на лошади в профиль, он рисует у всадника обе ноги. Или, изображая человека в профиль, он делает на рисунке два глаза. Если ребенок хочет нарисовать одетого человека, он изображает его сначала обнаженным, потом дорисовывает одежду так, что все тело просвечивает через одежду, а в кармане виден кошелек и в нем даже монеты (тут работает закон прозрачности детского рисунка).

В дальнейшем, по мере развития рисунка (на своего рода третьем этапе), в детских работах появляется чувство формы и линии. Ребенок испытывает потребность не только перечислять конкретные признаки описываемого предмета, но и передавать формальные взаимоотношения частей.

Рисунки еще имеют  вид схемы, и в то же время появляются первые задатки изображения, похожего на действительность. Например, изображение  человека все еще схематично, но это уже не «головоног». Обязательно  прорисовывается туловище, и весь рисунок более детализирован (см. ниже описание рисунка человека). 
Относительно рисунков по наблюдению не существует единого мнения среди авторов, занимающихся детским рисунком. Так, с точки зрения В.С. Мухиной, рисование с натуры возникает под влиянием специального воздействия взрослого, и создаваемые в процессе обучения условия побуждают детей совершенствовать графические образы, вносить в них новые элементы, показывающие характерные черты изображаемых предметов. К. Бюллер считал, что такое рисование отражает художественную одаренность ребенка.

Последний этап изобразительного периода — это правдоподобные изображения. Здесь происходит постепенный отказ от схемы и предпринимаются первые попытки воспроизвести действительный вид предметов. Фигуры становятся все более пропорциональными и детализированными. Расширяется тематика рисунков. 
На стадии правдоподобных изображений детский рисунок в значительной мере теряет свою «детскость», а именно те специфические особенности, которые свойственны именно детскому рисунку. По Г. Кершенштейнеру (1924), этот этап характеризуется тем, что рисунок имеет вид силуэта или контуров без передачи перспективы, пластичности предмета. Без помощи извне, по его мнению, лишь немногие дети собственными силами идут далее этого этапа.

Информация о работе Поэтапное развитие детского рисунка