Нанайская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 10:39, доклад

Краткое описание

В контексте нанайской культуры традиционного типа зрелищная составляющая, представленная играми, обрядовыми зрелищами, праздниками, шаманскими камланиями и т.п., являет собой генетически наиболее ранний уровень в системе духовного наследия.
О значении демонстрации и демонстративного поведения в древних культурах (одним из проявлений которого являются зрелищные формы) говорит и широко распространенная у охотников и собирателей практика дележа ограниченных и ценных ресурсов (мяса, рыбы и т.п.).

Прикрепленные файлы: 1 файл

Сценография.docx

— 27.68 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НАНАЙСКАЯ КУЛЬТУРА

Доклад по дисциплине «Сценография»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вовлечение вещей и предметов в традиционное зрелище нанайцев

В контексте нанайской культуры традиционного типа зрелищная составляющая, представленная играми, обрядовыми зрелищами, праздниками, шаманскими камланиями и т.п., являет собой генетически наиболее ранний уровень в системе духовного наследия.

О значении демонстрации и демонстративного поведения в древних культурах  (одним из проявлений которого являются зрелищные формы) говорит и широко распространенная у охотников и собирателей практика дележа ограниченных и ценных ресурсов (мяса, рыбы и т.п.).

Специфика  традиционного зрелища, обрядового по преимуществу, в сравнении с другими подобными формами, связана с особой интерпретацией категории «Зритель», в роли которого мыслились не сородичи, но представители «чужого» мира.

Можно выделить два значимых способа вовлечения вещей и предметов в обрядово-зрелищное действие. В основе одного лежат декоративно-пластические возможности самой вещи – ее материал, форма, структура, пространственно-временные координаты. В качестве предметных носителей вещи выстраивали среду, в которой разворачивалась зрелищная акция, т.е. выполняли функцию обозначения места действия. В основе другого способа обращения с предметами в обрядовом зрелище лежат их знаково-символические  возможности. В этом своем качестве предметы либо способствовали преображению человека-участника, либо выступали самостоятельными персонажами зрелищной акции. При этом в архаичной культуре соотношение "вещности" и "знаковости" не предполагает постановки вопроса "что первично, а что вторично" в силу комплементарности этих свойств.

Важным элементом в оформлении  материальных элементов обрядового зрелища у нанайцев была полихромность. В одежде и при изготовлении вещей преобладали яркие, насыщенные цвета. Так, нанайцы для пошива как мужской, так и женской одежды широко использовали (наряду с голубыми и бледно-желтыми) ткани красного цвета. По свидетельству информатора, «этот цвет любят все нанайцы».

Нанайцам широко известна традиция выставлять в ходе праздничных акций красивые, маркированные орнаментом вещи, которые непосредственно в ритуале не задействованы.

Вынос и показ вещей в ритуале – яркое проявление языка вещей и важная часть традиционной культуры, своего рода «вещепочитание». Принципиально важно, что нарядные, подчеркнуто эстетичные вещи в функции «декорации» обрядового зрелища предназначены не для участников акции, но для духов, предков, «богов». Можно сказать, что представляемые вещи очерчивали пространство зрелища как пространство человека – и тем самым делали его видимым для Зрителя. Вещи оформляли, придавали видимость миру людей и одновременно отделяли его от «чужого»  мира. 

Однако, в обрядовом зрелище предметы материального мира не только создавали насыщенный фон, в  которой действовал человек. Изготовление вещей – процесс индивидуальный, поэтому и связь, возникающая между человеком и вещью, глубоко личностна, а репрезентируя вещь в обрядовом зрелище, человек демонстрировал себя. В обрядовом зрелище предметы вовлекались в происходящее действо наравне с людьми, способствовали  превращению человека-участника. В этом смысле можно говорить об игровой функции ритуальных вещей, направленной на преображение облика и возможностей участника зрелищной акции.

Игровая функция могла реализовываться через переодевание (с использованием костюма) как один из способов обрядовой трансформации. С помощью внешнего преображения или ряжения участник стремился к неузнаваемости.

Преображение при помощи костюма активно использовалось и в шаманской практике.

Игровая функция вещей в обрядовом зрелище могла реализовываться через маску.

Игровая функция вещей могла проявляться через использование особых предметов, способствующих качественному преобразованию человека-участника.

Довольно часто в традиционных зрелищах игровая, т.е. преобразующая человека и его возможности, функция вещей проявлялась через обращение с музыкальными инструментами.

В основе третьего (наряду с обозначением места действия и игровым) способа участия предметов в зрелищной акции – семантические возможности ритуальных предметов, «голос вещей». Для нанайской культуры характерно постоянное присутствие духовного начала в любом материальном объекте и установление информативного диалога между человеком и предметным миром.

Предметно-пространственная среда, включающая костюмы участников, цвет, «декорации» и другие средства – важнейшая составляющая традиционного зрелища. Соответственно, функции предметов материального мира, участвующих в создании обрядовых зрелищ, могут быть сведены к двум направлениям.

1. Элементы предметно-визуальной среды помогают «проявиться» человеку-участнику, очерчивая пространство зрелища как пространство человека, должное быть увиденным зрителем ритуала.

2. Ритуальные предметы, участвующие  в организации обрядового зрелища, также могут представлять сферу  «чужого», персонифицировать силы  иного мира. И в этом случае  они проявляют себя как активные  персонажи-протагонисты, участвующие  в создании зрелища в диалоге  с человеком. Так в обрядовом зрелище реализовывалась персонажная функция предметов материального мира, т.е. способность к перевоплощению, способность становиться всем и значить то, что может извлечь из нее воображение.

 

Орнаментальное искусство нанайцев

Орнаментальное искусство нанайцев — необычайно сложное, своеобразное и высокохудожественное явление традиционной культуры народов Дальнего Востока, определяющее, главным образом, характер и стиль Приамурского этнического искусства.

Орнамент - специфический тип художественной деятельности, который строится по определенным законам, имеет свои формальные признаки, выполняет особые художественные и идеологические функции.               

Сфера применения нанайцами орнаментального декоративного искусства очень, широка. Практически все предметы, окружающие их в жизни, в прошлом были обильно декорированы характерным криволинейным узором. Основой для орнаментальной обработки служили природные материалы: дерево, береста, рыбья кожа, кость, кожа, мех и т.д., а также ткань, металл и камень. В выборе материала для декорирования, в характере узоров — их мотивах, размере и содержании - проявлялось разделение прикладного искусства на мужское и женское.

Все многообразие орнаментальных мотивов нанайского орнамента образовано предельно малым числом формообразующих элементов. Это -спираль, зооморфные изображения и узкая лента или линия. Безусловно, доминирует среди них спираль разных форм и размеров. Являясь наиболее ярким признаком амурской орнаментики, она занимает главенствующее положение в искусстве нанайцев, придавая ему своеобразие и неповторимость.

Зооморфные мотивы, включающие изображение различных животных — оленя, змеи, птиц, рыб, бабочек, лягушек и др. — строятся на основе стилизации и подчинения силуэта, формы изображения общему стилеобразующему признаку. Таким признаком для нанайского орнамента является его пластическая криволинейность. Стилизация образов животных заключается в художественно-образном обобщении структурных элементов изображения и придании им округло-криволинейных форм: спирали, круга, дуги и т.п. При этом сохраняются характерные признаки животного — внешние, а также особенности их поведения и характера.

Третий формообразующий элемент — линия — объединяет все элементы орнамента в целостный, законченный мотив и придает нанайскому орнаменту важное, определяющее качество - непрерывность.

По характеру и содержанию элементов все многообразие орнаментальных мотивов предлагается разделить на три основные группы: геометрические, растительные и спирально-ленточные. Основу амурского орнамента составляют спирально-ленточные мотивы, определяющие характер и художественный стиль приамурского искусства.

Искусство композиции нанайских художников основано на принципах гармонизации и соразмерности предмета и декора, а также его структурных элементов и мотивов. Соблюдение точно выверенной сомасштабности орнаментальных масс и размера орнаментируемого предмета, подчинение композиции форме изделия позволяет создать гармоничную, цельную орнаментальную композицию. Комбинирование основных формообразующих элементов и их модификации дает возможность создавать бесчисленное количество композиций.

Все разнообразие композиционных структур автор исследования объединил в три основных группы:

1. Бордюры — раппортные композиции, построенные на бесконечном повторе одного мотива.

2.Клеймовые композиции — замкнутые, цельные элементы, чаще геральдической формы.

3. Ковровые композиции  — большие, сложенные из множества  структурных элементов, замкнутые  в пределах ограниченного пространства. Композиции этого типа наиболее  многочисленны и разнообразны. Они  включают в себя ковры и  орнаментальные структуры женских  свадебных халатов сикэ и амири.

Главными формально-композиционными средствами нанайского орнамента являются симметрия и ритм. Орнаментальные композиции всех изделий нанайских художников, как правило, строго симметричны. В приамурском орнаменте находят применение три основных вида симметрии: зеркальная, переносная и поворотная.

Большое значение в организации элементов композиции имеет ритм. На основе ритмического строя приводится к единству большое число элементов, из которых состоят композиции нанайского орнамента. Ритмические отношения элементов характеризуются тождеством, нюансом или контрастом. От выбранного способа ритмизации зависит эмоционально-эстетический характер художественно-орнаментального образа. Для нанайского орнамента более приемлем нюансный ритмический строй, который придает композициям статичность, уравновешенность, размеренность. Ритмический строй в орнаменте тесно связан с пластическим строем его элементов. Исходя из качеств непрерывности и криволинейной пластичности, присущих элементам нанайского орнамента, и крайне редко применяя прерывистые ритмические движения, нанайские орнаменталисты достигают характерного для амурского искусства пластического движения форм, которые в итоге тяготеют к циклической завершенности, гармонической целостности композиций.

Орнаментально-изобразительные формы амурской культуры наполнены глубоким познавательным смыслом. В основе орнаментального искусства нанайцев лежит сложная, хорошо разработанная, целостная религиозно-мифологическая система, определяющая содержание и символику орнаментальных мотивов и элементов. Этот глубокий семантический подтекст содержит представления древних жителей Амура об устройстве мира и выражает их отношение к нему.

Наглядным примером тесной связи орнамента, мифа и ритуала служит комплекс свадебного костюма нанайской невесты, его орнаментальное оформление, где каждый элемент несет определенный, канонизированный многовековой традицией, смысл. По глубине семантики, совершенству декоративного убранства, сложности и масштабности образа свадебный костюм нанайцев - явление уникальное.

Величие и масштабность образа нанайской невесты основаны на константных символах первобытной художественной культуры — образах Дракона и Мирового Древа. Костюм невесты олицетворяет образ самого значительного и могущественного героя нанайской мифологии — Дракона, в котором аккумулируется жизнетворная энергия двух главных природных стихий: Воды (земли) и Огня (солнца). Такое перевоплощение свидетельствует о высоком социальном статусе нанайской женщины, который является отголоском матриархата долго сохранявшегося в укладе дальневосточных аборигенов.

Особенно насыщен символическим звучанием орнамент свадебных халатов сикэ и амири. На них, помимо символов принадлежности образу Дракона, присутствует реалистичное или абстрактно-стилизованное изображение Мирового Древа Жизни, точнее, его варианта — Родового Древа. Мировое Древо в контексте свадебного костюма - символ продолжения жизни, бессмертия, модель динамического развития (прошлое-настояшее-будущее). Кроме этого, Родовое Древо, вышитое на нижних полах спинки халата сикэ, служит иллюстрацией древнего мифа о Трех Солнцах, известного многим народам Амура, что свидетельствует о сложности и уникальности орнаментальной системы нанайского традиционного искусства.

Чрезвычайно значима для понимания образного строя и содержания нанайского орнамента символика чисел. Ключевыми в этом смысле являются числа 3 и 9. Число 3 канонизировано тунгусо-маньчжурской мифопоэтической традицией как основная константа макрокосма. Согласно ей Мироздание осмысляется приамурскими народами как трехчастная структура, объединяющая Верхний-Средний-Нижний миры. Символикой числа 3 пронизан свадебный костюм нанайской невесты, многие наиболее значимые обрядовые действия. Число 9 символизирует устройство небесного мира, населенного божествами, контролирующими определенную область жизнедеятельности людей и природы.

В орнаментальном искусстве значительно сильнее, чем в изобразительном, выражены прикладные функции. Орнамент не существует вне вещи, а потому его художественные качества во многом обусловлены материалом, технологией изготовления, назначением предмета, на который он нанесен.

Приамурские мастера создали множество разнообразных, оригинальных способов художественной обработки природных материалов. Знание особенностей материала способствует максимальному выявлению фактурных, пластических, колористических свойств и качеств каждого используемого материала Веками складывались в амурском искусстве технические приемы исполнения орнамента, от которых во многом зависит композиция, выбор элементов, характер всего мотива.

Информация о работе Нанайская культура