Микеланджело Буонарроти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 12:26, доклад

Краткое описание

Микела́нджело Буонарро́ти — великий итальянский скульптор, художник, архитектор,поэт, мыслитель. Один из величайших мастеров эпохи Ренессанса.
Жизнь и деятельность Микеланджело Буонарроти продолжались почти целое столетие с 1475 по 1564 год. Микеланджело родился 6 марта 1475 в Капрезе, в Тоскане. Он был сыном мелкого чиновника. Детство его прошло частью во Флоренции, частью в сельской местности, в родовой усадьбе. Мать мальчика умерла, когда ему было шесть лет. Согласно податному цензу, семья столетиями принадлежала к высшим слоям города, и Микеланджело весьма гордился этим. В то же время он оставался одиноким, жил достаточно скромно и в отличие от других художников его эпохи никогда не стремился улучшить собственное материальное положение. Прежде всего, он заботился о своем отце и четырех братьях.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Микела́нджело Буонарро́ти.docx

— 21.83 Кб (Скачать документ)

Микела́нджело Буонарро́ти — великий итальянский скульптор, художник, архитектор,поэт, мыслитель. Один из величайших мастеров эпохи Ренессанса.

     Жизнь и деятельность  Микеланджело Буонарроти продолжались почти целое столетие с 1475 по 1564 год. Микеланджело родился 6 марта 1475 в Капрезе, в Тоскане. Он был сыном мелкого чиновника. Детство его прошло частью во Флоренции, частью в сельской местности, в родовой усадьбе. Мать мальчика умерла, когда ему было шесть лет. Согласно податному цензу, семья столетиями принадлежала к высшим слоям города, и Микеланджело весьма гордился этим. В то же время он оставался одиноким, жил достаточно скромно и в отличие от других художников его эпохи никогда не стремился улучшить собственное материальное положение. Прежде всего, он заботился о своем отце и четырех братьях. Лишь на короткий период, уже в шестидесятилетнем возрасте, наряду с творческой деятельностью, для него приобрели также глубокое жизненное значение дружеские отношения с Томмазо Кавальери и Витторией Колонна. В 1488 году отец отдал тринадцатилетнего Микеланджело учиться в боттегу (мастерскую) Доменико Гирландайо, который в то время почитался одним из лучших мастеров не только во Флоренции, но и по всей Италии. Мастерство и личность Микеланджело выросли настолько, что Доменико давался диву, видя, как он и некоторые вещи делает не так, как полагалось бы юноше, ибо ему казалось, что Микеланджело побеждает не только других учеников, а их было у Гирландайо немало, но и нередко не уступает ему в вещах, созданных им, как мастером. Так, когда один из юношей, обучавшихся у Доменико, срисовал пером у Гирландайо несколько фигур одетых женщин, Микеланджело выхватил у него этот лист и более толстым пером заново обвел фигуру одной из женщин линиями в той манере, которую он считал более совершенной, так что поражает не только различие обеих манер, но и мастерство и вкус столь смелого и дерзкого юноши, у которого хватило духу исправить работу своего учителя.

    И вот случилось  так, что, когда Доменико работал  в большой капелле в Санта  Мариа Новелла и как-то оттуда вышел, Микеланджело начал рисовать с натуры дощатые подмостья с несколькими столами, заставленными всеми принадлежностями искусства, а также и несколько юношей, там работавших. Недаром, когда Доменико возвратился и увидел рисунок Микеланджело, он заявил: "Ну, этот знает больше моего" - так он был поражен новой манерой и новым способом воспроизведения натуры.

     Но уже год  спустя Лоренцо Медичи, прозванный  Великолепным, призвал его к себе  во дворец и открыл ему доступ  в свои сады, где находилась  богатая коллекция произведений  античных мастеров. Мальчик практически  самостоятельно овладел необходимыми  техническими навыками ремесла  скульптора.

    После смерти  Лоренцо Великолепного в 1492 году, Микеланджело возвратился в отцовский  дом. Для церкви Санто Спирито в городе Флоренции он сделал деревянное распятие, поставленное и до сих пор стоящее над полукружием главного алтаря с согласия приора, который предоставлял ему помещение, где он, частенько вскрывая трупы для изучения анатомии, начал совершенствовать то великое искусство рисунка, которое он приобрел впоследствии.

    Микеланджело  позже был вызван в Рим. Художник  столь редкостного дарования  оставил достойную о себе память  в городе, изваяв мраморную, целиком  круглую скульптуру с оплакиванием Христа, которая по ее завершении была помещена в соборе св. Петра в капеллу Девы Марии, целительницы лихорадки, там, где раньше был храм Марса. В это творение Микеланджело вложил столько любви и трудов, что только на нем (чего он в других своих работах больше не делал) написал он свое имя вдоль пояса, стягивающего грудь Богоматери. Теперь же двадцатитрехлетний художник, напротив, предложил невиданное ранее изображение Мадонны с мертвым Сыном. У нее юное лицо, но это не признак возраста, она дана как бы вне времени. Микеланджело убеждает самого себя и нас в божественной природе и божественном значении изображенных фигур, сообщая им совершенную красоту в соответствии с человеческими критериями прекрасного и именно поэтому красоту божественную. Здесь явлено не столько страдание как условие искупления, но, скорее, красота как последствие его обретения.

    Четвертого августа 1501 года, после нескольких лет  гражданской смуты, во Флоренции  была провозглашена республика. Кое-кто из друзей его написал  ему из Флоренции, чтобы он  приезжал туда. Богатая корпорация  торговцев шерстью дала мастеру  заказ на создание скульптуры Давида. Микеланджело порывает с традиционным способом трактовки образа Давида. Он не изобразил победителя с головой гиганта у ног и крепким мечом в руке, а представил юношу в ситуации, которая предшествует столкновению, возможно, как раз в момент, когда тот чувствует замешательство своих соплеменников перед поединком и издали различает Голиафа, насмехающегося над его народом. Художник придал его фигуре совершеннейший контрапост, как в самых прекрасных изображениях греческих героев. Когда статуя была закончена, комиссия, состоящая из видных горожан и художников, решила установить ее на главной площади города, перед Палаццо Веккио. Это был первый случай со времени античности, появления монументальной статуи обнаженного героя в публичном месте.

    В 1504 году, после  того как был закончен Давид, республика сделала Микеланджело  новый крупный заказ. Ему поручили  написать на левой стене большого  Зала Совета флорентийского Палаццо  Синьории сцену Битвы при Кашине; на правой стене предполагалось  поместить Битву при Ангиари, на которую еще в 1503 году получил заказ Леонардо да Винчи. Для этого Микеланджело получил помещение в больнице красильщиков при Сант Онофрио и принялся там за огромнейший картон, потребовав, однако, чтобы никто его не видел. Он заполнил его обнаженными телами, купающимися в жаркий день в реке Арно, но в это мгновение раздается в лагере боевая тревога, извещающая о вражеском нападении; и в то время как солдаты вылезают из воды, чтобы одеться, рукой Микеланджело было показано, как одни вооружаются, чтобы помочь товарищам, другие застегивают свой панцирь, многие хватаются за оружие и бесчисленное множество остальных, вскочив на коней, уже вступает в бой. Там же были многие фигуры, объединенные в группы и набросанные различными манерами: одна очерченная углем, другая нарисованная штрихами, а иная оттушеванная и высветленная белилами - так хотелось ему показать все, что он умел в этом искусстве. Потому-то поражались и изумлялись художники, видя, какого предела достигло искусство, показанное им Микеланджело на этом листе. Картон этот стал школой художников...

    Наряду с этими  большими предприятиями флорентийские  годы принесли Микеланджело серию  частных заказов.

    В 1508 году мастер, возвратился в Рим и написал  на своде Сикстинской капеллы  более трехсот фигур. Весть об  открытии капеллы распространилась  по всему свету, и со всех  сторон сбегались люди; и одного  этого было достаточно, чтобы  они, остолбеневшие и онемевшие, в ней толпились.

    Папа задумал  расписать стены Сикстинской  капеллы, в которой Микеланджело  расписал потолок его предшественнику  Юлию II. Клименту хотелось, чтобы на этих стенах, а именно на главной из них, там, где алтарь, был написан Страшный суд, так чтобы можно было показать на этой истории все, что было в возможностях искусства рисунка, а на другой стене, напротив, приказано было над главными дверями показать, как был изгнан с небес Люцифер за свою гордыню и как были низвергнуты в недра ада все ангелы, согрешившие вместе с ним. Много лет спустя обнаружилось, что Микеланджело делал наброски и различные рисунки для этого замысла, причем по одному из них была написана фреска в римской церкви Тринита одним сицилийским живописцем, который много месяцев служил у Микеланджело, растирая ему краски.

   Страшный Суд. Это  произведение было заказано папой  Климентом VII незадолго до кончины. Наследовавший ему Павел III Фарнезе побудил Микеланджело спешно выполнить эту роспись, самую обширную и пространственно единую во всем столетии. Первое впечатление, которое мы получаем, стоя перед Страшным Судом, это ощущение, что перед нами поистине космическое событие. В центре него мощная фигура Христа.

    Помимо красоты  необыкновенной в творении этом  видно такое единство живописи  и ее выполнения, что кажется, будто написано оно в один  день, причем такой тонкости отделки  не найдешь ни в одной миниатюре. Трудился он над завершением  этого творения восемь лет  и открыл его в 1541 году, в день  Рождества, поразив и удивив им  весь Рим, более того - весь мир.

В 1536 году в Рим приехала Виттория Колонна, маркиза Пескара, где эта 47-летняя вдовая поэтесса заслужила глубокую дружбу 61-летнего Микеланджело. Виттория является единственной женщиной, имя которой прочно связывают с Микеланджело. Он посвятил ей множество стихов.

    В 1546 году художнику  были доверены наиболее значительные  в его жизни архитектурные  заказы. Для папы Павла III он закончил  Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго. Но, безусловно, наиболее важным заказом, препятствовавшим ему вплоть до самой смерти вернуться в родную Флоренцию, было для Микеланджело его назначение главным архитектором собора Святого Петра. Убедившись в таком доверии к нему и вере в него со стороны папы, Микеланджело, дабы показать свою добрую волю, пожелал, чтобы в указе было объявлено, что он служит на строительстве из любви к Богу и без какого-либо вознаграждения.

    Он в полнейшем  сознании составил завещание, состоящее  из трех слов: душу свою отдавал  в руки Господа, тело земле, а  имущество ближайшим родственникам, наказав своим близким напомнить  ему о страстях господних, когда  будет он отходить от сей жизни. И так 17 февраля 1563 года, по флорентийскому исчислению (что по римскому было бы в 1564 году), Микеланджело ушел из жизни.

    Талант Микеланджело  был признан еще при жизни, а не после смерти, как это  со многими бывает. Воображением он обладал таким и столь совершенным и вещи, представлявшиеся ему в идее, были таковы, что руками осуществить замыслы столь великие и потрясающие было невозможно, и часто он бросал свои творения, более того, многие уничтожал; так, известно, что незадолго до смерти он сжег большое число рисунков, набросков и картонов, созданных собственноручно, чтобы никто не смог увидеть трудов.

    И пусть никому  не покажется странным, что Микеланджело  любил одиночество, как человек, влюбленный в свое искусство, которое требует, чтобы человек  был предан ему целиком и  только о нем и размышлял.


Информация о работе Микеланджело Буонарроти