Культ животных у разных народов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 22:59, курсовая работа

Краткое описание

Настоящая работа посвящена изучению пережитков культа животных - наиболее важной части древнего политеистического мировоззрения.
Актуальность такого исследования обусловлена прежде всего той ролью, которую играли идеи исключительного почитания живой природы в складывании мировоззрения и мифологии древних народов.
Цель: • собрать разбросанные в разных источниках сведения о пережитках культа животных;
• дать по возможности полное изложение основных проявлений почитания животных в России (волка, собаки, медведя, коня, оленя и быка);
Многие отголоски описываемых явлений имеют глубочайшие исторические корни. Все это требует подкрепления тех или иных суждений об истоках культа животных такими аналогиями, которые бытовали в прошлом не только на региональном уровне, но и имели универсальное распространение. Глобальность их обнаружения свидетельствует о том, что они появились не только вследствии стечения каких-либо обстоятельств, взаимосвязей и взаимопроникновений культур различных народов, а в силу общности, единства происхождения человека, как стадиальное явление в развитии человеческого общества.
Тотемические воззрения, или идеи родовых животных были характерны в том или ином виде для всех народов мира как стадиальное явление в развитии человечества.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….. 2
1. Понятие культа. Понятие зоолатрии. Ее происхождение ……….3
2. Культ животных у разных народов………………………………..7
3. Культ животных в наши дни………………………………………15
4. Заключение…………………………………………………………18
5. Список используемой литературы…………………………..…19

Прикрепленные файлы: 1 файл

культ животных часть 2.docx

— 43.33 Кб (Скачать документ)

Широко распространен  был культ кошки. В знаменитой 17-й главе "Книги мертвых" один из важнейших богов египетского  пантеона, бог солнца Ра, выступает  как "великий кот". Ко времени  XXII (ливийской) династии относится начало расцвета культа богини города Бубаст-Бастет. Ее олицетворяла кошка, хотя культ кошки, несомненно, существовал и раньше: древнейшее захоронение кошки датируется концом XVIII династии: сохранился кошачий гроб, сооруженный по приказу верховного жреца Мемфиса - Тутмоса.

Из Геродота (II, 66-67) мы узнаем, что смерть кошки в каком-либо доме отмечалась специальным по ней трауром всех жильцов. Умерших кошек перевозят в священные помещения, бальзамируют и хоронят в Бубасте. В римское время убийство кошки рассматривалось как тягчайшее преступление. Виновного ждала смерть. Диодор (I, 83) рассказывает следующее: "Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царем для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно". Очень интересно отметить, что еще в XIX в. н.э. в Верхнем Египте было распространено поверье, что в кошек вселяются духи джинна.

К обожествленным животным относился и лев. Культ его  восходит к глубочайшей древности. Львы почитались в Верхнем и в  Нижнем Египте. В греко-римское время  в Египте было несколько пунктов, носивших название Леонтополис. Одним  из известных в Нижнем Египте мест культа льва был расположенный к  северо-востоку от Гелиополя город, известный в данное время как  Тель-эль-Яхудиа.

Большую роль в египетской религии играли змеи. Как правильно  подметил Кеес, змеи для египтян  были грозными, опасными и вместе с  тем таинственными существами: они  подстерегали человека на каждом шагу, их укус был большей частью смертельным, они жили в темных, недоступных  для человеческого глаза местах. В первую очередь надо назвать  египетскую кобру, главным центром  культа которой был один из древнейших городов Египта, Буто, расположенный  в западной части Дельты.

Египетский скорпион был  воплощением богини Серкет, культ  которой не был связан с каким-либо определенным местом. Богиня эта нередко  упоминается в религиозных и магических текстах. Облик скорпиона могла принимать и богиня Исида. В районе современного Старого Каира поклонялись богу Сепду в образе многоножки. Из других обожествленных животных можно упомянуть антилопу, местом культа которой был Комир (между Эсне и Гиераконполем), - богиню Анукет. Близ Бени-Хасана обожествлена была белая антилопа.

Не было отказано в обожествлении  и рыбе. О культах рыбы античная традиция приводит довольно противоречивые сведения. По данным египетских источников, указывает Страбон (XVII, 812, 43), в номе Оксиринх "жители почитают оксиринха, у них существует святилище оксиринха; впрочем, почитание этой рыбы распространено и у прочих египтян". Далее Страбон говорит еще о двух рыбах как об объектах культа. 

Безобидная нильская черепаха упоминается в религиозных и  мифологических текстах как существо, враждебное солнечному богу Ра. Во времена  Нового царства этот антагонизм зафиксирован формулой: "Да живет [бог] Ра, да сгинет черепаха". Участь черепахи разделяла свинья - она считалась ритуально нечистым животным.

Культ животных в России.

КУЛЬТ ЖИВОТНЫХ, особое к ним отношение, почитание  их. Широко распространен у всех народов Севера. Связан как с тотемизмом, так и с промысловыми обрядами, в некоторых случаях это синкретичный культ, возникший на основе различных  форм религии, а также страха перед  грозными хищниками (медведь, волк). У  всех народов Севера в высшей степени  развит культ медведя.  
   У многих северных народов культ животного основан на тотемическом представлениях о родстве группе людей с тем или иным из животных: к ним обращались как к родственникам – «дедушка», «бабушка», «отец», «мать», «дядя», считали, что эти животные когда-то были людьми, что они могут превращаться в людей; этих животных нельзя убивать, запрещалось есть их мясо. Если же это случалось, необходимо собрать кости (их не дробили, а разделяли по суставам), череп и захоронить, чтобы животное возродилось. Среди народов Севера находим множество примеров культа тотемных животных.  
   Культ животных связан и с другой древнейшей формой религии – анимизмом.  
   У большинства народов Севера культ животного связан с промысловым культом: представления о близости животных и человека, понимании животными человеческой речи и в связи с этим иносказательная форма общения при сборах на охоту и на охоте; подставные имена животных, на которых охотятся, различные охотничьи запреты и правила, призванные умилостивить зверя; отведение вины на других за охоту и умерщвление зверя; вера в духов-хозяев животных, моления и жертвоприношения им с просьбами о благополучии промысла; амулеты из частей тела животных; обряды возрождения животных, связанные с широко бытующим мифом об умирающем и воскресающем звере и направленные на то, чтобы обеспечить себя добычей в будущем.  
   Медведь представляется подобным человеку. Он понимает человеческую речь, может превращаться в человека и обратно. Медведь, если о нем плохо говорят, смеются над ним или грозят, мог отомстить. Поэтому надо вести себя осмотрительно. Собираясь на охоту, говорили иносказательно: «Надо зверя выслеживать». Прежде чем убить медведя в берлоге, его будили. Эвенки, подойдя к берлоге, говорили: «Дедушка, тебя убивает ворон» или «Не тунгус к тебе пришел, а якут» (т.е. чужой). Иногда, чтобы отвести от себя вину, изображали ворон: кричали по-вороньи, махали руками, как крыльями. Эвенки убив медведя, просили у него прощения, отводили от себя вину.  
   Свежуя добытого зверя, эвенки отделяли его шкуру вместе с головой и шейными позвонками, говоря при этом: «Дед (бабка), шубу снимать станем, много муравьев бегает, они кусаться станут. Пока разделывали тушу, нельзя было громко говорить, ронять посуду. Культ животных было у эвенков: нельзя шуметь, идя на охоту, хвастаться, убив лося или оленя, ругать зверя, кидать в огонь или разбрасывать кости и копыта, снимать шкуру с головы (обидится), жарить кровь пушного зверя, дарить пушнину или давать ее нюхать собаке, брать мясо зверей, задавленных медведем или волком, разорять гнезда птиц, пачкаться в крови при разделке зверя, вынимать мясо из котла ножом и тому подобное.  
   Духи-хозяева зверей, земли, леса, воды нередко представлялись в виде животных.  
          У эвенков существовал обычай посвящать оленей земле, камню, дереву. У эвенков чаще всего такой олень был белого цвета. На посвященном олене нельзя было ездить, на нем перевозили культовые предметы, после смерти его тушу клали на лабаз. Народы Севера верили в особую силу и свойства животных, изготовляли амулеты из различных частей их тела. Эвенки и эвены в связках и сумках хранили соболиные носы, лапки белок, губы, передние зубы, остатки рогов, копыта диких оленей, коготки, мордочки и шкурки мелких пушных зверьков, особенно с необычным окрасом. 

Анализируя антропогонические, космогонические и этиологические мифы башкир, Ф.А. Надршина пришла к мысли, что древнейший их пласт соотносится с тотемическими представлениями о коне, быке, медведе, волке, собаке, журавле, лебеде, утке, вороне, кукушке и рыбе. Ей удалось найти в башкирских легендах сведения, в которых конь, бык, журавль, утка и рыба выступают в роли демиургов - творцов мироздания. Сопоставляя сюжеты и мотивы башкирских легенд и преданий с аналогичными явлениями в традициях других народов, автор отмечает, что следы почтительного отношения башкир к волку восходят к мифологии древних тюрков и монголов, а утки, рыбы и медведя тяготеют к финно-угорскому и славянскому этнокультурному миру. Допуская право на такое заключение, нельзя согласиться с утверждением автора о зарождении тотемизма в эпоху родового строя, так как тотемиче-ские восприятия тождества и родства человека и животного и появление у древних людей реальных знаний о физиологическом родстве полностью отрицают друг друга. 
 
          Отражение культа животных в семейно-бытовой обрядности башкир освещается в работах P.A. Султангареевой. Введение в научный оборот нового материала по родильным, свадебным и похоронным обрядам позволили ей выявить в них древнюю основу, отзвуки почитания медведя, волка, собаки, коня, оленя, барана, вороны, сороки и рыбы. Интересны ее сообщения об угощении рожениц при трудных родах молоком из собачьей кормушки, обращении к новорожденному при первом купании со словами: «Айыу, буре ба-лаЬы!» («Дитя медведя, волка!»), описания обрядов «Ьыу Ьатыу» («Продажа воды»), «Шештэкэ» (доел. «Рогатый баран»), «Ьаба йыйыу» - собирание по домам продуктов для угощения и вещей участниками свадьбы в шубах наизнанку и с намазанными сажей лицами, «Ьебэ есен керэш» - борьба за кусок баранины на ложных ребрах, сведения об интерпретации башкирами воя волка и собаки, крика вороны и сороки как плохих предзнамений. Во всех этих обрядах и суевериях, по мнению P.A. Султангареевой, отражаются реминисценции древних тотемических воззрений народа . 
          Урала и Сибири эпохи раннего средневековья натолкнули H.A. Мажитова и А.Н. Султанову на мысль, что почитание птиц было связано с взглядами древних людей на них как на небожителей - хранителей и переносчиков душ мертвых в царство верховного бога Солнца . При этом требуют дальнейших обоснований их тезисы о том, что ворона в башкирской мифологии и обрядах выступает в роли главной фигуры в птичьем царстве, что имитация поведения и движений птиц характерна только для девичьих и женских плясок и обожествление птиц достигло своего высшего расцвета в эпоху канонизации в Средней Азии зороастризма.

3. Культ животных в наши дни.

Конечно, животные нужны в жизни человека. Богом  они созданы для помощи людям  и, хотя главными помощниками теперь стали рукотворные машины, все  же людей тянет к животным. Наверное, в этом есть что-то инстинктивное. И  потом, никакая машина, компьютер  или стиральная машина или другой механизм не вызывает столько эмоций как у взрослых, так и у детей, сколько веселый щенок или  же ленивая кошечка. Особенно дети привязаны  к животным, причем дети разных возрастных категорий, от малышей до подростков, от только вышедших на пенсию до престарелых. И это, конечно, неплохо. Это замечательная  школа любви для всех нас.

Если же увлечение  домашними животными становится делом всей жизни, тогда неизбежны  перегибы сознания, проблемы, порождаемые  такой привязанностью, могут серьезно сказаться на психике и духовной жизни человека. Известны случаи, когда  строятся храмы для проведения служб  для животных, есть прецеденты, когда  их причащают. Но это уж совсем крайности, да и происходят они на еретичествующем  западе. У нас свой менталитет и  свои проблемы. И, если в религиозной  сфере почитание животных не заходит  у нас дальше рассуждений о  том, воскреснут ли животные, то в быту существует целый культ почитания  кошечек и собачек.

Что хорошего можно видеть в том, чтобы держать  домашнее животное в городе? Несомненно, что польза от этого есть, и немалая. Дети, растущие в ущербных семьях, где  двое детей – редкость, а трое – уже исключение, нуждаются в  ком-то, кто мог бы расширить их стремление к общению, создать иллюзию  большой дружной семьи. И кошечка  или собачка с успехом заменяют им братиков-сестричек. К сожалению, родители часто не могут жить со своими взрослыми детьми. Большая  редкость, когда дети, обзаведясь семьей, могут продолжать жить с родителями без вреда как для новой  семьи так и для себя. И в  ситуации, когда немногочисленные внуки  почти не приходят к своим бабушкам-дедушкам, домашнее животное становится вынужденной  заменой внукам. В бесплодном браке, иногда, домашние любимцы помогают перенести трагедию отсутствия детей. Но, кроме таких, вполне допустимых случаев, бывают совсем уж крайности. И они не безобидны. 
 
            Вы не обратили внимания, что салоны красоты для домашних любимцев плодятся как грибы уже не только в столице и областных центрах, но даже в более-менее крупных райцентрах? Что одежда для кошек и собак, зачастую дороже, чем детская одежда? Это лишь малая вершина огромного айсберга, показывающая нам проблему культа животных. Животных, которые из слуг человека стали его хозяевами, как и страсти, зачастую, делают рабом приютившую их душу. И теперь в жизни многих людей место Бога, ближних, родственников заняли домашние любимцы. А Богу пришлось потесниться, отойти на второй, нет, далеко не на второй, а на какой-нибудь десятый план, потому как сердце многих людей нашего времени имеет иные приоритеты. Телевизор, сплетни, обожание детей, культ животных, культ еды и потребления, все готовы занять то место, которое изначально должно принадлежать Творцу. Они борются за доминирование в сознании современного человека, порой одна страсть побеждает другую, но первое зло ничем не лучше второго, зачастую мало чем отличаясь от третьего зла.

Животное  холят и лелеют, влюбляются в них, их жизнь становится дороже человеческой. Жизнь бездомного, чужого человека становится менее важной, чем жизнь  домашнего питомца, которая, несомненно, тоже имеет вес в глазах Бога, но несравнима с жизнью человеческой. То душевно тепло, которое могли  бы мы подарить нуждающемуся в нашей  помощи и поддержке, безраздельно занимают существа, призванные к служению, но не властительству над человеком. Тот  финансовый избыток, который безмерно тратится на уход за животным, мог бы быть потрачен на живущего в нищете. Конечно, легче любить того, кто достаточно непохож на нас с вами, но в  поведении которого можно модулировать или хотя бы пытаться найти черты  характера, сходные с его хозяином. Так животное становится для многих ближе и роднее даже родственников. Вытесняя постепенно не только родственников, но и Христа.

В истории  мы уже встречали культ животных, доходивший до обожествления их. Самые  известные случаи – Египет и Индия. Именно в этих странах была потеряна вера в Бога-Творца и культ животных приобрел религиозную окраску. Нечто  подобное происходит сейчас и в России. Но истинная вера все же не угасла у  нас, поэтому есть надежда, что увлечение  животными не перерастет массовое в  религиозное почитание домашних любимцев. А частные случаи такого изуверства нет-нет, да и проявляются.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Мотивы преклонения перед  отдельными животными, прослеживаемые в народном творчестве и обрядности , могли первоначально складываться под воздействием страха перед какими-то животными (к примеру, перед волком, медведем) или следствием обожествления тех или иных животных (например, коня, собаки) из-за той роли, которую они играли в повседневной и хозяйственной жизни предков башкир. Но сегодня, как нам кажется, выделить истинные причины преклонения перед отдельными животными почти невозможно, т.к. мы фиксируем уже сложившиеся их культовые образы.

Наряду с положительными образами в фольклоре, поверьях и  приметах встречаются мотивы негативного  отношения к волку, собаке, медведю, оленю, быку (корове) и лошади другим животным. В них они нередко фигурируют как демонические или хтонические существа. В этих мотивах, несомненно, отразилась борьба между сторонниками и противниками тех или иных культов животных, принявших участие в той или иной степени в формировании башкирского народа.

Таким образом, изучение пережитков культа животных показало, что сложение религиозно-мифологической системы  происходило в едином русле формирования общечеловеческих духовных ценностей  и представлений об окружающем мире.

Информация о работе Культ животных у разных народов