Кубачинский промысел
Добраться до Махачкалы, столицы республики Дагестан, просто. Можно на самолёте - всего два с половиной часа из Москвы - или на поезде, правда, придется потратить два дня на дорогу и столько же ехать на автобусе.
Село имеет богатую историю, ещё в IV веке оно упоминается в персидских летописях под именем Зерихгеран (кольчужники), что в переводе с тюркского соответствует имени Кубачи.
Зачастую оружие украшалось вязью, серебром или золотом, что придавало ему красоту и дополнительную ценность. Ходят легенды, что шлем Александра Македонского делали именно кубачинцы, или вот, например, набор холодного оружия, подаренный Александром III королеве Виктории.
В основном сегодня производят шикарные сервизы, коньячные наборы, очень много женских ювелирных украшений. Интересно, что параллельно с государственным предприятием в селе работает много частных мастеров. И именно за этим стоит сюда приехать, чтобы посмотреть вживую, как из стружек и кусков серебра рождается изысканная серебряная посуда или же тонкий женский браслет, украшенный позолотой и перегородчатой эмалью. Причем весь процесс можно наблюдать от и до.
производство
Есть мастера, которые могут выполнять всю работу, но их немного. Чаще человек специализируется на каком-то отдельном виде работ. Например, надо переплавить серебро и отлить из него пластины для дальнейшей обработки.
Потом из отлитого куска серебра надо изготовить (раскатать) тонкую серебряную пластину, которая станет основой тарелок, кубков, рюмок. Тут тоже требуется специальный станок, и надо идти к следующему мастеру.
А дальше начинается настоящая филигранная работа. Из пластины вырезается заготовка, которая может стать или рюмкой, или чайником, или даже самоваром.
Если на изделие требуется нанести узор, чеканку или чернение, тут, конечно же, объем работы возрастает в разы. Но и ценность и красота такого изделия становятся неизмеримо выше. Интересно, что многие дети еще с дошкольных лет начинают помогать своим отцам и старшим братьям. Сперва они выполняют самую простую работу, постепенно постигая азы и секреты мастерства, и уже в 20 лет могут изготавливать настоящие произведения искусства!
В XIX в. мастера овладели техникой эмали и филиграни. Глубокая гравировка с чернью по серебру и чеканкой под зернь применяется до сих пор только кубачинцами и нигде в мире не встречается. Утратившее свою практическую значимость дагестанское холодное оружие сделалось теперь неотъемлемой составляющей музейных собраний и частных коллекций настоящих ценителей прекрасного. Коллекции кубачинского оружия, ювелирные изделия и посуду можно увидеть в Лувре, Музее Виктории и Альберта, Эрмитаже и других сокровищницах мира.
Слава Кубачинского комбината художественных изделий когда-то гремела на всю страну и даже за ее пределами. И сегодня здесь работают мастера, но не в тех масштабах, как это было раньше. Зато есть уникальная коллекция лучших образцов продукции прошлых лет - на это стоит посмотреть.