Казахское танцевальное искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 11:13, реферат

Краткое описание

Танцевальная культура казахского народа известна с древних времен. Танец всесторонне раскрывает быт казахского народа, его любовь к искусству. Это народное искусство, как ни одно другое наглядно демонстрирует своеобразие жизни казахских кочевников и богатство их внутреннего мира.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Казахское танцевальное искусство.doc

— 1,002.50 Кб (Скачать документ)

Гимназия №3

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

«Казахское танцевальное искусство»

 

 

 

 

 

 

                 Выполнила: Кулявцева Лилия

                                                       10 «б» класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Караганда 2013

 

Введение

 

 

Танцевальная культура казахского народа известна с древних  времен. Танец всесторонне раскрывает быт казахского народа, его любовь к искусству. Это народное искусство, как ни одно другое наглядно демонстрирует своеобразие жизни казахских кочевников и богатство их внутреннего мира.

В наше время казахские  танцы получили новое развитие, все  больше и больше людей проникаясь идеей национального самосознания, интересуется народным фольклором и  вливается в ряды почитателей этого необыкновенного творчества. И сегодня здесь можно увидеть замечательные образцы этого народного искусства, с течением времени вовсе не растерявшие свойственный им, веселый, легкий и массовый стиль, зажигательную жизнерадостность и невероятное обаяние казахского народа.

 

Казахское танцевальное искусство

 

Несмотря на существовавшее мнение о нехарактерности танца  в искусстве казахов, исследования многих ученых доказывают обратное.

 

Истоки казахского народного  танца отражены в работах исследователей и практиков казахской хореографии: Ш.Жиенкуловой, Л.Сарыновой, Д.Абирова, О.Всеволодской-Голушкевич, У.Жанибекова.

 

Еще в начале XIX в. русский  ученый А.И.Левшин, восхищаясь мастерством  исполнительства казахских жырши  и акынов, писал: «… красноречивые рассказчики умеют украшать повести уподобленными природе подражающими словами: они голосами изображают крики разных животных, дополняют описания телодвижениями и, входя в положение своих героев, принимают в них самое живое участие».

 

По сюжетной направленности, характеру и манере исполнения казахские танцы можно подразделить на следующие группы:

Ритуально-обрядовые — «Баксы ойыны», «Айкосак» (пляски баксы), «Жезтырнак» (пляска ведьмы), «Буынби» (танец суставов), «Жар-жар» (пляска с одноименной ритуальной песней), «Коштасу» (прощание невесты с подругами), «Айда, былпым» (танец молодухи), «Келиншек» (танец молодухи с парнем), «Шалкыма» (танец на каблуках);

Воинственно-охотничьи — «Сайыс» (поединок), «Акат» (танец по мотивам древней мужской пластики), «Клышпан-би» (танец с саблей), «Мерген» (танец с луком), «Коян-буркут» (заяц и беркут), «Кусбеги — дауылпаз» (танец с ловчей птицей и дауылпазом);

Бытовые подражательные — «Ормек-би» (танец ткачей), «Ортеке» (танец козла-прыгуна), «Каражорга» (бег иноходца), «Тепен-кок» (бег скакуна);

Массовые — «Алка-котан» (бок о бок), «Алтынай», «Кербез-би», «Ыргакты», «Каз-катар», «Балбраун», «Утыс-би», «Кокпар», «Косалка», «Шашу» и др.

 

Наиболее характерными особенностями  казахского танца, исполняемого под  аккомпанемент домбры, кобыза, дангры, являются экспрессивность исполнения, резкость движения, подвижность суставов, собранность корпуса в мужских танцах, гибкость талии, пластика рук — в женских. Специфичными были пляски на коне, доступные лишь более одаренному танцовщику, джигиту-наезднику, а также ночные хороводы вокруг костров у алтыбакана — переносных качелей и т. д. Не прибегая даже к историческим аргументам, в качестве доказательства против бытующего в среде некоторых специалистов мнения, что казахский народ в прошлом не имел своего танцевального искусства, можно указать прежде всего на наличие в казахском языке слов «би» — танец, «билеу» — танцевать, в арсенале музыкального фольклора так называемых «би-кюйев» — танцевальных ритмов. В этом отношении нельзя не согласиться с мыслью Л. Сарыновой о том, что «старинные народные пляски, следы которых удалось обнаружить не так давно, являлись не «зачатками примитивного танца», как часто называют их в наше время, и не «элементами танцевальности», а самобытным танцевальным искусством, выразительные средства которого определялись уровнем культуры патриархально-феодального общества». Искусством танца в прошлом владели в совершенстве многие певцы-импровизаторы, например, знаменитый певец Берикбол Копенов, прозванный Агаш-аяком (деревянной ногой), за умение танцевать на ходулях, Шашубай Кошкарбаев, Жунусбек Жолдинов, Карсак Копабаев и другие. Они были желанными на всех празднествах, ярмарках, где устраивались театрализованные танцы с пением, танцы-игры, показывающие силу и ловкость плясунов, представления, пронизанные пантомимой и шутками.


Танцевальные движения всегда служили  дополнением в раскрытии поэтического содержания песен. К тому же, многим песням и кюям присущи танцевальность, например, народная песня «Камажай», «Жайдарман», «Бипыл» и кюи «Балбрауын» Курмангазы, «Кос алка» Даулеткерея, «Былкылдак» Таттимбета.

 

Исследователи казахского народного  танца связывают танцевальные традиции, в первую очередь, с декоративно-прикладным искусством казахского народа, которые  зарождались в процессе трудовой деятельности в соответствии с бытовыми условиями жизни.

 

 

Однако феодальные и религиозные  предрассудки много веков тормозили  развитие танцевальной культуры, и  искусство танца не получило такого распространения, как музыкальное  творчество, а к концу XIX века и вовсе было почти утеряно. И только с приходом советской власти этот невероятно красивый вид народного творчества стал постепенно возрождаться.

 

Особое значение в  зарождении народного танца имел орнамент. Орнамент отражавший художественное мышление народа, в свою очередь сложился в результате трудовой деятельности и общения человека с природой. Он имел сакральное, ритуальное значение. Именно эти узоры специфически воспроизводятся в сохранившихся традициях казахских танцевальных движений. Однако, перечисленными элементами выразительных пластических средств не ограничиваются возможности казахского танца.

 

Содержание танцев казахский народ  черпал из жизни, в них отражал  свое эстетическое восприятие окружающей среды, трудовые процессы, характер людей; различными условными жестами танцоры  изображали картину одушевленного  мира. Имелись у казахов массовые, хороводные, а также сольные танцы. До наших дней дошли, в основном, танцы, исполняемые одним танцором. Они имеют специфическую форму, заключающуюся в неразвитости пространственного рисунка, что было обусловлено маленьким помещением юрты. В связи с этим исполнители танцев передавали содержание их посредством движений рук, плеч, корпуса. Как пережитки старинных обрядов, совершавшихся при свете луны и связанных с вождением хоровода вокруг костра, сохранились во многих аулах молодежные игры: «айголек», «каракулак», «сокыр теке», «котан» и др.

 

«Ор теке» (козел, попавший в яму) — комический танец, созданный  в результате наблюдений за повадками  животных. В нем также подразумеваются  и люди, попавшие по своей глупости и нерадивости в смешное положение.

 

Название и содержание танца объясняется следующим образом. «Ор» — яма шириной 2 м и, приблизительно, 1,5 м глубиной. Такие ямы выкапывали вокруг скирды сена от скота и диких козлов. Животные, попавшие в эту яму (а чаще всего козлы – «теке»), в испуге начинали метаться по кругу, ища выход, прыгали, вертелись, проделывали массу бессмысленных движений. Бесполезные попытки забавляли людей.

 

Танец имеет три варианта: сольный, хороводно-игровой и кукольный.

 

Сольный танец исполняется  почти на одном месте. В этом варианте танцор больше использует выразительную мимику, движения рук, плеч, шеи, чем движения ног. Он более содержателен и эмоционален, чем другие, исполнитель передает в художественной форме не только характер движений козла, но и его состояние — испуг, отчаяние.

 

При исполнении кукольного варианта танца, марионетка, изображающая козла, прикрепляется серединой туловища к небольшому мосту, который устанавливается  на столе. Фигуру располагают так, чтобы  ноги не касались его поверхности. Нитки  от частей тела марионетки пропускают через отверстия в крышке стола и привязываются к пальцам левой руки домбриста, сидящего рядом со столом; когда музыкант проводит пальцами левой руки по струнам, то вместе с движениями пальцев начинают беспорядочно дергаться голова и ноги куклы, как бы копируя движения козла, попавшего в яму. Выглядит это очень комично.

 

Хороводно-игровой вариант называется «сокыр теке» (слепой козел). Участники, взявшись за руки, бегают по кругу, а  «сокыр теке» с завязанными глазами, как можно смешнее подражая повадкам попавшего в яму козла, пытается поймать кого-либо из танцующих. Аккомпанементом служили хлопки и ритмичные выкрики: Теке-теке, ор теке, сокыр теке, ор теке, Теке-теке, ор теке. Курьш кеткыр ор теке… и т.д.

 

В народе известны исполнители данного танца, такие как знаменитый акын Шашубай Кошкарбайулы, обладавший незаурядным актерским дарованием Берикбол Копенулы (1861-1932гг.) известный в народе как «Агашаяк», который демонстрировал различные трюки, цирковые номера, элементы джигитовки и др.

 

Названный вид музыкально-зрелищного искусства уходит своими этнокультурными корнями в мифолого-анимистическое мировоззрение, тесно связанное с хозяйственными обычаями кочевников. Животные, составляющие горный бестиарий, выполняют роль медиаторов — связующего звена между мирами: горные козлы, бараны, барсы, хищные птицы достигали снежных вершин, где, по представлениям казахов, находился верхний мир – «небесные пастбища». Свидетельством тому служат археологические материалы — золотые маски с рогами горного козла на жертвенных конях и многие другие материалы из кургана Берел (Восточно-Казахстанская область. Алтайские горы).

 

Таким образом, все изложенные признаки ритуальной игры «Ортеке» восходят к  разряду архаичных, уникальных и  динамичных видов музыкально-зрелищного творчества казахов. Естественность движений, присущая этому танцу, а также его динамичность позволяют использовать его в танцевально-двигательной терапии. К примеру, тренинг танцевально-двигательная терапия в Москве, проводимый Центром современного развития человека, в своем методе использует элементы различных танцевальных стилей, в том числе и восточные движения, которые имеют много общего с движениями присущими традиционным танцам казахского народа. В связи со всем вышесказанным, целенаправленное реконструирование и распространение традиционного танца являются актуальным и своевременным.

 

Заключение

 

С музыкальным фольклором, свадьбой и сватовством, сопровождавшими  их обрядовыми песнями, танцами, с играми-состязаниями, пантомимой непосредственно связана самобытная танцевальная культура казахского народа. Хотя многие формы древних танцев не дошли до нас, в памяти народной остались их сюжетная тематика, традиционные увлечения многих поколений, идеалы танцевальной пластики, поскольку этот вид искусства у казахов никогда не ограничивался определенной, раз и навсегда выработанной системой жестов, движений и «механикой» танца. Изучение фольклора, памятников материальной культуры, письменных источников, лексикона самого казахского языка дает основание утверждать, что танцы сопровождали весь процесс развития казахского общества с глубокой древности до наших дней, обогащая его духовную культуру. Сохранились и некоторые народные танцы, в которых прослеживаются мотивы жизненного уклада казахов в прошлом.


Информация о работе Казахское танцевальное искусство