Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 20:23, реферат
Эдга́р-Жермен-Илер де Га, или Эдга́р Дега́ (19 июля 1834, Париж — 27 сентября 1917) — французский живописец, скульптор, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения.
Острое динамичное восприятие современной жизни сблизило творчество Дега с импрессионизмом. Картины отличаются строго выверенной асимметричной композицией, гибким и точным рисунком, неожиданными ракурсами фигур, характерным поведением и обликом людей. При первом взгляде на его полотна кажется, что это случайно увиденный, как бы выхваченный кусок действительности.
Министерство образования и науки РФ
Сочинский Государственный Университет
Инженерно-экологический факультет
Кафедра «Дизайн»
Доклад
По дисциплине: История искусств
Тема: Эдгар Дега
Выполнил: студентка 3 курса
Гр. 11-ДК
Малина Е.С.
Проверил: Ильичева Н.П.
Сочи 2013
Эдга́р-Жермен-Илер де Га,
или Эдга́р Дега́ (19 июля 1834, Париж — 27 сентября 1917) — французский живописец, скульптор, один
из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистск
Острое динамичное восприятие современной жизни сблизило творчество Дега с импрессионизмом. Картины отличаются строго выверенной асимметричной композицией, гибким и точным рисунком, неожиданными ракурсами фигур, характерным поведением и обликом людей. При первом взгляде на его полотна кажется, что это случайно увиденный, как бы выхваченный кусок действительности. На самом деле в них всё тщательно продумано.
Эдгар Дега примыкал к направлению
импрессионистов, хотя его живописные
приемы были иными. В центре искусства
этого художника стоит
Эдгар Дега родился в Париже в обеспеченной дворянской семье. Отец, Огюст Де Га, и дед художника были банкирами, а мать, Селестина Мюссон, - дочерью брокера на хлопковой бирже в Новом Орлеане. Позже, в молодости, под влиянием новых социальных идей, Эдгар соединил дворянскую приставку «де» с фамилией Га, чтобы не подчеркивать своё происхождение. Дега был старшим из пятерых детей. В возрасте 13 лет Эдгар потерял мать, что явилось для него серьёзнейшим ударом.
Отец рано приобщил Эдгара к искусству, водил его в Лувр, ввёл в круг знаменитых парижских коллекционеров и художников. Он хотел, чтобы его сын стал юристом. Эдгар получил прекрасное образование в лицее Людовика Великого. Окончив лицей в 1853 году, сразу же устроился копировщиком в Лувр, а позднее в том же году поступил на юридический факультет Парижского университета, чтобы умиротворить отца. В конце концов юный Дега сообщил отцу, что он больше не хочет изучать право, и получил у отца разрешение усовершенствоваться как художник.
Сполна обеспеченный средствами, мальчик мог позволить себе совершенствовать мастерство художника, без необходимости искать прибыль от продажи полотен. Дега был неутомим в работе, его страстная требовательность к себе не имела границ. В поисках идеальной гармонии, он порой терял связь с действительностью. Забыв об отдыхе, он с головой погружался в работу и, как шутили его друзья, отвлечь Дега можно было, лишь забрав у него полотно. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма, то с жесткой реалистической правдивостью исполнения.
С 1854 начал посещать мастерскую Луи Ламотта (ученика великого французского живописца Энгра), в 1855 поступил в Школу изящных искусств в Париже. Но в 1856 г. неожиданно для всех Э.Дега бросает учебу и уезжает на два года в Италию, где с большим интересом изучает работы великих мастеров XVI в. и Раннего Возрождения.
Интересно, что воздействие Италии и ее художественного наследия на Дега было не таким сильным, как он ожидал. Наибольшее влияние на его развитие оказала встреча с французским живописцем Гюставом Моро. Он посещал вечерние занятия по рисунку с натуры, которые вёл Моро. Испытывавший интерес к таким разным художникам, как Рафаэль, Микеланджело, Корреджо и венецианцам - в особенности к Тициану и Паоло Веронезе, - Моро стремился максимально точно воспроизвести их краски, пренебрегая "деталями" - рисунком и композицией их произведений. С этой целью он экспериментировал, прибегая к различным живописным методам, в том числе с акварелью и пастелью. В значительной мере увлечение Дега такой техникой восходит к Моро, как и его работа с пастелью, которой он в основном пользовался в поздние годы жизни.
После трехгодичного пребывания в
Италии Дега возвратился в Париж
в 1859 году. К этому времени влияние
Моро на него стало очевидным. Все
еще поддерживая тесные связи
с Моро вплоть до начала 60-х годов,
Дега постепенно отдалился от своего
учителя, преуменьшая решающую роль,
которую тот сыграл в его образовании.
Также некоторое влияние
Критики часто характеризовали
ранние работы Дега как созданные "Дега
до Дега", не осознавая, что годы,
отданные им учебе и экспериментам,
чрезвычайно важны для
После возвращения в Париж пишет
ряд полотен на "исторические"
- в традиционно-академическом
Движения человеческих фигур на полотне лишены изысканной грации, они резки и угловаты, действие разворачивается на фоне обычного повседневного пейзажа. Живопись отличается свободой от каких-либо канонов.
В 1860-е годы мастер создает серию замечательных портретных образов, продолжающих традиции Энгра и одновременно неповторимо индивидуальных по стилю. В них уже ярко проявились такие характерные для Дега качества, как редкая правдивость в передаче модели, объективность, неотделимая от скрытой теплоты чувства, строгое благородство колорита. Энгровская гладкость письма сочеталась здесь с более современной живописной манерой, близкой Э. Мане.
Вскоре в этих портретах появляется и нечто новаторское: в "Женщине с хризантемами" (1865) художник смело отодвигает главную фигуру в край холста и срезает ее рамой... Портрет показывает спокойное, созерцательное расположение духа позирующей, она смотрит куда-то вдаль, поднеся руку к губам. Роскошный букет осенних цветов только подчеркивает этот покой.
Дега писал портреты только тех, кто хорошо ему известен, потому что часть его метода - изображать модель в привычном ей окружении. Он наблюдает модель до тех пор, пока не изучит все оттенки ее выражения. Дега передает их с такой точностью и проницательностью, что показывает самое сокровенное в человеке. Так, например, он написал один из первых своих шедевров - групповой портрет «Семья Беллели».
Во время своей поездки в Италию Дега жил у своей тёти Лауры, любимой сестры отца художника. Она вышла замуж за итальянского барона Дженнаро Беллели. Отношения между супругами были более чем натянутыми. Их связывали лишь дети, Джулия и Джованна. Лаура говорила: «Жизнь с Дженнаро сведет меня в могилу». С помощью группового портрета Дега смог рассказать об их семейной драме. В темном платье, с угрюмым и несколько отстраненным выражением лица, тетя Лаура является доминирующей фигурой картины. Несмотря на ее отсутствующий взгляд, ощущается, что именно она главенствует здесь. Дженнаро сидит в кресле у камина, спиною к зрителю, и как будто отключен от происходящего вокруг него. Они избегают друг друга. Маленькая Джованна смотрит на художника и зрителя, сложив ручки на белом фартуке. По словам близких, это был не самый дисциплинированный ребенок, и такой жест девочки выглядит не совсем искренним, в то время как ее младшая сестренка Джулия, кокетливо подбоченясь, показывает более открытый и нетерпеливый характер. Она - единственная связь между родителями, которые разделены столом.
Вообще в творческом наследии Дега портреты численно значительно превосходят все остальные жанры. Дега иногда жаловался на усталость и скуку, работая над портретами, тем не менее интерес его к этому жанру остался неизменен со времен работы в мастерской Ламотта. Основной заботой Дега в этом жанре первые двадцать лет была трактовка фона и соотношение фигур с окружающим пространством. После простого темного фона, такого, как в раннем "Автопортрете" (1855), последовали более сложные решения. В некоторых случаях Дега добавлял атрибуты социального статуса позирующего или обогащал картину детально разработанной обстановкой.
После того, как Дега посетил конный завод в Нормандии, лошади стали одной из его излюбленных тем для рисования, почти «визитной карточкой».
Скачки стали для него источником
вдохновения. Например, на картине «Жокеи
перед трибунами» он превосходно
передаёт атмосферу скачек: напряжение
лошадей и наездников, ожидающих
забега, волнение публики. Этот эффект
достигается с помощью
Под влиянием творчества современных писателей и поэтов на смену ранним портретам теперь приходят жокеи на лошадях, скачки, сценки в кафе и кабаре, модистки, прачки, балерины и женщины "за туалетом".
Во всех этих образах утверждалась
новая, чисто современная красота,
неотъемлемыми чертами которой
были правдивость и
Пляшите, красотой не обольщая модной,
Пленяйте мордочкой своей
Хрупкие и невесомые фигурки
балерин предстают перед
Мотив танцовщиц Дега повторял неоднократно
в технике пастели, масляной живописи
и рисунка. По красоте цветовой гармонии
и композиционному решению
Э. Дега. Голубые танцовщицы. Музей им. Пушкина, Москва.
Картина написана в 1897 году. Хранится в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, в который поступила в 1948 году из Государственного музея нового западного искусства; до 1918 года находилась в собрании Сергея Ивановича Щукина в Москве, после написания картина хранилась в собрании Дюран-Рюэля в Париже.
Картина выполнена пастелью на бумаге размером 65×65 см.
Эдгар Дега - Голубые танцовщицы. Около 1898. Бумага, пастель. 65х65
Полотно «Голубые танцовщицы» лучшая из
серии картин обнаженных женщин. Картина
написана любимой художником пастелью.
На картине четыре балерины в голубых
балетных пачках переданы в ракурсе «вид
сверху». Благодаря этому мы словно бы
захвачены их занятием: за кулисами в ожидании
выхода балерины поправляют наряды. Искусно
переданное движение танцовщиц создает
ощущение танца, который как бы вовлекает
зрителя в его поэтичную пластику. Здесь,
как и в некоторых других его работах,
сказалось увлечение Дега фотографией,
что заметно по асимметричности композиции
и спонтанности обреза краев изображения.
Как-то Э. Дега сказал, что изображать моющихся женщин - "это все равно, как если бы подсмотреть через замочную скважину". В какой-то мере он "подсмотрел" и "Голубых танцовщиц", - сумев выбрать тот угол зрения, ту линию и те части, которые нужны были только ему. С тайной радостью и блаженством он наблюдал жизнь в ежеминутном борении света и тьмы, подробностей и целого, переносил на полотно клочки и арабески жизненного калейдоскопа, был в самом горниле жизни свидетелем-инкогнито - все видящим, но никому не видимым; все чувствующим, но холодно сдержанным.
В "Голубых танцовщицах" Э. Дега само радужное мерцание чистых тонов вызывает мелодию танца, в этом полотне воплощена полная непринужденность и свобода композиции. Но критики и публика очень часто смеялись над манерой художника "обрезать" предметы и людей, приписывая ее "неумению" умещать на полотне желаемое, уложиться в размер картины.
"Голубые танцовщицы" написаны пастелью, Э. Дега любил пастель, так как при работе ею цвет и линия были едины. Четыре танцовщицы в картине образуют единое целое, своей пластикой передавая идею гармоничного, слаженного и развивающегося движения. Изображен ли здесь момент танца, репетиции или, быть может, на полотне запечатлена фигура одной и той же танцовщицы, но в разных поворотах? Скорее всего зритель не будет вдаваться в подробности, потому что его заворожит сияние голубого цвета - то насыщенного синими оттенками, то переходящего в изумрудные. Светятся и переливаются газовые юбки, сверкают на корсажах и в волосах балерин зеленые, голубые и красные ленты, легко касаются пола ноги в розовых балетных туфлях...
Произведение относится к
Картина «Танцовщицы у балетного станка» демонстрирует зрителю сценку, как будто подсмотренную “случайно” через дверь танцевального класса. Однако несмотря на кажущуюся мимолетность сюжета, композиция была тщательно выверена Дега и детально отрисованы фигуры балерин.
Написана в 1877 году, масло, холст. Размер
0,76*0,81
Музей Метрополитен, Нью-Йорк