Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2015 в 15:24, реферат
Садово-парковое искусство — искусство создания садов, парков и других озеленяемых территорий. Сюда относятся: планировка и разбивка садов и парков, подбор растений для различных климатов и почв, размещение и группировка растений в сочетании с архитектурой, дорогами, водоёмами, скульптурой. Многообразные приёмы садово-паркового искусства подчиняются двум основным принципам — регулярному (геометрическому) или пейзажному (имитирующему естественный ландшафт).
Введение.
Садово-парковое искусство Древней Греции.
Московские сады допетровских времён.
Список источников.
История садово-паркового искусства
Содержание:
Введение.
Список источников.
Введение.
Садово-парковое искусство — искусство создания садов, парков и других озеленяемых территорий. Сюда относятся: планировка и разбивка садов и парков, подбор растений для различных климатов и почв, размещение и группировка растений в сочетании с архитектурой, дорогами, водоёмами, скульптурой. Многообразные приёмы садово-паркового искусства подчиняются двум основным принципам — регулярному (геометрическому) или пейзажному (имитирующему естественный ландшафт).
Садово-парковое искусство Древней Греции.
Древняя Греция характеризовалась средиземноморским климатом, благоприятствовавшим скотоводству и земледелию, и сильно пересеченным рельефом без широких речных долин. От стран Востока по природным условиям Греция отличалась низким плодородием почв, небогатой флорой и фауной.
Природные особенности
В X-VI вв. до н. э. сложился тип
священной рощи в виде парка,
украшенного малыми
Судя по дошедшим до нас данным о гимнасиях в Дельфах и Пергаме, общественные сады Эллады имели прямолинейные дорожки и аллеи. Они были размещены на террасах. Сооружения для занятий спортом (ксистосы), плавательные бассейны, алтари, храмы были окружены рощицами, в которых росли пальмы, платаны, оливковые, фисташковые и другие деревья. Среди рощ, на аллеях возвышались статуи, вазы, били фонтаны. По традиции, унаследованной от героонов, в общественных парках, начиная с конца V в. до н. э., хоронили наиболее почитаемых граждан и учителей гимнасий. Так, Феофраст был похоронен в парке, окружавшем его школу.
В греческом монументальном
зодчестве большое
Начало озеленительных работ относится ко времени Кимона, когда греки восстанавливали свои города после нашествия персов. Общественные городские площади небольших размеров - агоры - были обсажены платанами; на них устраивали небольшие общественные сады, украшенные по периметру колоннадами. Жители древней Эллады предпочитали небольшие сады, о чем можно судить по описанным в "Одиссее" саду Алкиноя и Лаэрта или священной роще нимф в Итаке. В Греции была создана своеобразная мифология, тесно связанная с прекрасной и тогда еще почти не измененной человеком природой. В легендах и поэтических сказаниях часто упоминаются цветы, что свидетельствует о большой любви к ним. Еще в конце V в. до н. э. появились руководства по разведению цветов и садовому делу. Греки выращивали розу, махровый левкой, хризантему, что в переводе означает "золотой цветок". Жители Эллады любили гвоздику. Феофраст называл ее "божественным цветком". По преданиям, гвоздика выросла из глаз пастушка, вырванных богиней охоты Артемидой за то, что он игрой на свирели разогнал всю дичь. Любопытных, осмеливавшихся подсматривать за богиней любви Афродитой во время купания, Зевс обращал в "анютины глазки". Белая лилия возникла из капли молока матери богов - Геры и т. д. Расцвет садово-паркового искусства приходится на эпоху эллинизма. В центре Александрии, четвертую часть которой занимали зеленые насаждения, находился парк, называемый Папейон. Парк украшал искусственный холм, к вершине которого вели дорожки, обвивавшие его по спирали. С этого холма открывался чудесный вид на весь город. Еще больше славилась своими садами столица Сирии - Антиохия на Оронте. Около Антиохии находился известный всему греческому миру парк Дафны, возникший возле святилища Аполлона и Артемиды. Заложили его Селевкиды, посадившие 300 кипарисов. В дальнейшем он разросся и достиг 15 км по окружности. Местность, занятая парком, изобиловала родниками. На его территории было много сооружений: купален, портиков, фонтанов, домов для развлечений, гостиниц и т. п.
Наиболее распространенным украшением сада были гроты и крытые дорожки - перголы, обвитые плющом и другими вьющимися растениями. Возрос спрос на скульптуру, специально приспособленную к фону зелени или гротам. Водоемы украшали фонтаны в виде статуй. Эллинистический сад, утративший свое общественно-воспитательное значение, превратился главным образом в место для развлечений и отдыха.
Архитектура античной Греции
оказывает воздействие на
Московские сады допетровских времён.
Об огромном количестве государевых садов в Москве и Подмосковье в конце XVII в. дает представление хранящаяся в Рукописном отделе Государственного Исторического музея рукопись — «Список дворцовых садов на Москве и в Московском уезде дворцовых сел» (1705). В нем упомянуты: в селе Преображенском — сад у «передних ворот» и «Малый сад». В селе Измайлове — «три сада да огород». В селе Коломенском — шесть садов, из них особенно — «сад старый большой по сторон государева двора». Затем: сад в приселке Борисове, три сада в селе Покровском, сад в селе Павловском, в Можайске «другой сад».
В Москве был еще «Аптекорской сад» по Большой улице у Неглинской, «где был Воловей двор». Был еще и Васильевской сад «в Белом городе у Яуских ворот».
Дворцовые села вокруг Москвы еще в XVI в. имели сады: Красное, Рубцове, Черкизово, Воробьево, Коломенское. Имела сады московская знать. Сад был в Александровской слободе. В Борисове-городке — резиденции Бориса Годунова — был правильной формы сад с большим прудом, искусственным островом на пруде, Лебяжьим двором. «В саду были потешные чердаки и ездили на лодках».
Наряду с плодовыми деревьями, ягодными кустами, как явствует из описи, в основных садах разводились цветы и душистые травы: касатики, лилеи желтые и белые, гвоздика душистая, гвоздика ранняя, калуфер, розы травные, пижмы, мята немецкая, пионы кудрявые, кусты иссопу, тюльпаны, девичья краса, пионы «суховатые», гвоздика репчатая, орлик, кусты «мамрасу», фиалки лазоревы, фиалки желтые, «серебренник русский и немецкий» и т.д., и т.п. Характерно, что наряду с декоративными кустами и цветами, в садах сажались и деревья, явно не для дохода, а для красоты: кедры, пихта и др., а также сажался просто для красоты и виноград (для государева дворцового обихода съедобный виноград привозился из Астрахани). Что сады делались не только утилитарные, но и «для прохлады», ясно свидетельствует наличие в них большого числа различных садовых построек для отдыха — теремцов, беседок и пр., а также особая забота о красоте оград, об устройстве красивых ворот.
Эстетика русского XVII века была близка к барокко, так как последнее всегда стремилось поражать, изумлять, разнообразить впечатления, множить «курьезы», раритеты, создавать «кунсткамеры» и т.д. Сады кремля и подмосковного Измайлова, где любил жить Алексей Михайлович, были садами, близкими стилю голландского барокко.
Московские сады имели «зеленые кабинеты», располагались уступами (террасами), отличались разнообразием и обилием. В них были «беседки», «чердаки», кресла («троны»), «царское место», «теремы», «шатры», «шатрики», смотрильни, типичные для голландского барокко балюстрады, отделявшие один кабинет от другого, и т.д. Сады огораживались высокими изгородями (стенами), в которых делались окошки для обзора окружающей местности. Сады «меняли природу» — создавались пруды с неестественно высоким уровнем воды, на прудах делали островки уединения (в Измайловском), пускали плавать целые флотилии потешных судов (небольшие лодки — как бы модели больших кораблей), стремились населить сады необычными и поющими птицами (из птиц более всего ценились перепелки и соловьи) и собрать в них возможно большее число редких растений, из которых преимущество отдавалось душистым и плодоносящим. Наконец, сады были местом учения царских детей. В селе Коломенском еще в прошлом веке показывали дуб, под которым Зотов учил Петра I.
Сады в Москве и под Москвой были не только для красоты, от них получали плоды и ягоды. Однако не следует это практическое назначение преувеличивать и противопоставлять эстетической значимости садов. На Западе также в садах, в их «зеленых кабинетах», было много плодоносящих деревьев и кустов. Плодоносность была одним из элементов садовой эстетики во все века. Плод считался таким же красивым, как и цветок,— красив видом и вкусом.
На Руси стремились, чтобы в садах были не только плодоносящие деревья, кусты и иная растительность, но чтобы вся даваемая ими снедь была в какой-то мере экзотической. Особенно много усилий делалось, чтобы пересадить в московские сады виноград. И это потому, что виноградное дерево считалось деревом райским, как и яблоня.
Характерная особенность русских садов XVII в.— «висячие» сады. Комнатный сад Михаила Федоровича поддерживался и старательно украшался и при Алексее. В 1668 г. в этом саду поставлено было Царское место, великолепно украшенное живописью. Перила и двери сада были также расписаны красками. Из последнего замечания видно, что это были внешние сады на уровне комнат, а не сады в комнатах, что по тем временам вряд ли могло и быть. Сады эти устраивались на сводах хозяйственных зданий, над погребами, подвалами и т.п. Каждое отделение дворца имело свой собственный, отдельный садик.
Помимо «верховых», или «комнатных», садов в Кремле было два главных «набережных», каменных и «красных» сада — Верхний и Нижний. Первый располагался на сводах большого каменного здания, фасад которого, со стороны Москвы-реки, опускался до подошвы кремлевского подола или до самого берега. Это здание в XVII столетии называлось запасным, а в XVIII — коммисариатским двором. В нем сохранялись запасы хлеба и соли.
Сад простирался на 62 сажени в длину, но был сравнительно узок. Нижний сад также располагался на сводах здания «подле Набережной палати к Тайницким воротам». Комнатные сады располагались и у Потешного дворца. У последнего была «Потешная площадка», на которой малолетний Петр потешался воинскими играми с малыми ребятками. Цветники и грядки находились в этих комнатных садах в ящиках. О Верхнем саде в Кремле И. Забелин пишет: «Верхний сад... был обнесен каменной оградой с частыми окнами, которая составляла собственно стены здания, где помещался сад. Из окон, украшенных резными, раскрашенными решетками, открывался обширный вид на Замоскворечье. В таком виде сад изображен на панораме Москвы, изданной в Голландии при Петре Великом. Среди сада находился пруд, в который вода проведена была с Москвы-реки, посредством водовзводной машины, устроенной в угольной Кремлевской башне, получившей от того название Водовзводной. Подле сада стояла другая такая же водовзводная башня, построенная в 1687 году. Верх ее украшался часами, а в середине помещалась машина, наполнявшая пруд водою. В пруде и в разных местах сада били фонтаны или водометы, называвшиеся также водяными взводами. В углах сада, с набережной стороны, стояли два чердака или терема, украшенные резьбою и расписанные узорочно красками. Это были беседки. На пруде этого верхнего сада малолетний Петр Алексеевич плавал в лодках, в потешных маленьких карбусах и ошняках (шнеках), украшенных обыкновенно резьбою и красками.