Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 10:53, контрольная работа
Наиболее характерная черта творчества передвижников — особое богатство и многогранность исканий во всех жанрах живописи, чрезвычайное многообразие тем, сюжетов и образов, подсказанных современностью. Поступательное движение критического реализма в эти годы определяется не одной, а совокупностью нескольких творческих тенденций.
Глава I. Товарищество передвижных художественных выставок: эстетическая программа, задачи, участники………………………………………….. 3 с.
Глава II. Историческая живопись В.И. Сурикова……………………. 7 с.
Глава III. Полотна И. Е. Репина на историческую тему……………...17 с.
Список использованной литературы……………………………………31 с.
По берегу Волги под палящими солнечными лучами тянут против течения тяжело груженую баржу одиннадцать бурлаков. Медленно движутся они, усталые и измученные. Ноги вязнут в глубоком песке, яркое солнце, весело освещая пустынное побережье, немилосердно палит их головы, а они шаг за шагом идут вперед и тянут свою лямку. Бесконечно длинна Волга-матушка, бесконечен и тяжелый путь этой ватаги.
Образы бурлаков воплощают покорность судьбе, протест и озлобление, невозмутимость или простодушие. И только в Канине слилось множество характерных черт, присущих каждому бурлаку в отдельности. Он и значительней всех, будто известно ему больше, чем остальным - не только подноготная жизни, но и та лучшая доля, то безоблачное счастье, о котором все грезят...
На картине Репина лапотники-бурлаки, несмотря на изнуряющий труд, не вызывают у зрителя жалости, да и не нуждаются в ней. Могучая внутренняя, пока еще не осознанная ими сила живет в них. И кажется, нет такой преграды, что могла бы встать на пути и сдержать ее.
В 1871 г. за картину «Воскрешение дочери Иаира» художник получил большую золотую медаль и право на заграничное пенсионерство. В качестве пенсионера Репин побывал в Италии и Франции (1873-1876), откуда, однако не вынес ничего нового и светлого, что тогда творилось в европейской живописи (импрессионисты и барбизонцы). Это странное невнимание к передовым идеям современного искусства, а также безвольное увлечение идеями Стасова, еще немало навредит Репину в будущем. Опомнится он тогда, когда уже будет поздно, когда талант его станет безвозвратно угасать (конец 19 - начало 20 века). По возвращении в Россию в 1876 г. начинается период высшего расцвета его творчества. Репин выступает как портретист, мастер бытовой и исторической картины. Портрет был не только ведущим жанром, но и подосновой творчества Репина вообще.
Репин - один из величайших в мировом искусстве мастеров портретной живописи. Он создал такую огромную и по количеству и по качеству портретную галерею своих современников, что едва ли можно сравнить с ним кого-либо из крупнейших художников мира. Репинская портретная галерея замечательна не только и не столько отображением определенных исторических лиц, но, и это самое главное, - является отражением жизни его времени. В.В.Стасов говорил, что Репин-портретист отличается от всех других мастеров портрета тем, что «с дерзостью смелого почитателя попробовал в некоторых своих портретах то, чего никогда никто и нигде, кажется, еще не пробовал: это изобразить творческую и работающую, внутри головы, мысль великого человека».*
"В России за последние сто лет было немало чудных портретистов: Левицкий, Боровиковский, Кипренский, Тропинин, Венецианов, Перов и Серов - вот те высшие точки, которых достигло портретное искусство в России. По своему таланту Репин должен стоять во главе этого ряда. В его портретах особенно сказалась его близость к великим мастерам прошлого. В портретах Репин достиг высшей точки своей живописной мощи. Некоторые из них прямо поразительны по тому темпераменту, с которым они написаны"- говорил о нём Н.А.Бенуа.**
При работе над большими полотнами он систематически обращался к портретным этюдам для выяснения облика и характеристики персонажей. Таковы «Протодьякон» (1877) и Горбун (1881, ГРМ), портреты, связанные с картиной «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883, ГТГ). Как и в «Бурлаках на Волге», но в более масштабной форме, здесь проявилось редкое умение Репина чувствовать и передавать стихийную жизнь массы, толпы людей, не теряя при этом индивидуального, портретного своеобразия каждого лица.
Характеристики привилегированной части
толпы - помещицы, купца, священника отмечены
духом социально-критической иронии. В
образной трактовке простых людей, нищих,
странников Репин остается гуманистом
и реалистом, видящим и нравственное превосходство
народа, и его заблуждения. Фальшивому
благочестию сытой публики противопоставлена
глубоко искренняя, но слепая надежда
обездоленных прорваться к своей _ правде
в мире угнетения и несправедливости.
В знаменитой картине «Крестный ход в
Курской губернии» (1880-1883), которая доставила
художнику много мук, показана бездуховность
совершаемого ритуала, ______________________________
*В. В. C т a c o в. Coбp. coч., т. II. CПб., 1894, cтp. 480.
** Н.А.Бенуа "История русской живописи в XIX веке".М.,1998.С.334.
превратившегося, вопреки христианским заповедям, в нарочитую демонстрацию сословных границ общества.
Замысел картины возник в 1877 в Чугуеве. Первоначально композиция предполагалась как "Крестный ход в дубовом лесу", и художник работал над ней до 1881. Летом 1881 И.Е.Репин предпринял поездку в Курск и его окрестности, где в монастыре Коренная Рождество-Богородичная пустынь летом и осенью совершались знаменитые на всю Россию крестные ходы. По возвращении художник приступил к новому варианту "Крестный ход в Курской губернии". С этого момента он не оставлял работы над картиной и завершил ее в 1883 к выставке "11-я ТПХВ 1883-1884".
Тема крестного хода - одна из популярнейших в русской живописи, начиная с Василия Перова. Однако Репин не имеет соперников в изображении толпы, шествия. В Крестном ходе толпа показана как единый массив. Но когда взгляд начинает выхватывать отдельные фигуры, создается впечатление, что Репин буквально каждое лицо увидел в жизни - рядом с этой живостью все прежние " шествия" выглядят условными интеллектуальными конструкциями. Из эскизов явствует, что Репин первоначально был увлечен декоративным эффектом - изумрудная зелень леса, и на ее фоне — золотая риза священника и пестрая толпа. Но, как писал Репин, " эксплуататоры края - кулаки - вырубили мои любимые леса, где столько у меня детских воспоминаний" — и в самой картине толпа движется на фоне пригорка со свежепорубленными пнями. В характеристиках привилегированной части толпы — мещан, купцов, кулаков и помещиков — отчетливы обличительные интонации, имеющие своим источником критическую тенденцию 1860-х годов. На лицах - выражение притворного благочестия, сознание собственной значительности, важность, граничащая с чванством. " Чистая публика" отъединена шеренгой пеших и конных урядников от толпы нищих странников, возглавляемой горбуном. Эта толпа и особенно этот горбун, для которого по природе невозможно внешнее благолепие, должны олицетворять безыскусственную народную веру. Но страстный порыв горбуна изначально дискредитирован театральной саморепрезентацией привилегированной публики, которую горбун не видит, и потому не ощущает безысходности, трагизма своего порыва.
В
картине «Крестный ход в
В
«Крестном ходе» Репин
Корней Иванович Чуковский описывал «Крестный ход» следующим образом: «…это непревзойденное умение выражать психическую сущность человека каждой складкой у него на одежде, малейшим поворотом его головы, малейшим изгибом мизинца… Обо всем этом с такой же экспрессией мог бы написать лишь один человек – Лев Толстой. Лишь у Льва Толстого нашлись бы слова, чтобы описать каждого из этих людей: так сложны и утонченные характеристики, сделанные репинской кистью… Здесь предельная степень реалистической правды». *
Все герои этой живописи – одна огромная семья, один громадный, разросшийся род России. Той самой великой, страшной и смешной России, которая движется в картине. Да это же не холст, это скорее старинная
кинолента, только странно, что она цветная! Идет-бредет вся Россия. Она в пути, но еще не знает, куда ее приведет дорога. Гениальный художник провидел судьбы, запечатлел глаза, облики, фигуры, дал точнейшие по исчерпывающей полноте своих характеристик народные типы.
В цикле
работ, посвященных революционному
движению народников, выделяется картина
«Не ждали» (1884-1888). Репин показал сложную
гамму переживаний членов семьи, встречающих
отца, сына, мужа. Репину всегда ______________________________
*К.И.Чуковский. Репин. Серия "Жизнь в искусстве". - М.: "Искусство", 1969. С.116.
были
интересны крайние
По широким некрашеным половицам дома своего – когда-то своего, а теперь будто уже и чужого – осторожно ступает бывший каторжанин. Репин написал этот его робкий неширокий шаг, его скованность. Ведь боится тот, которого даже и «не ждали», напугать тюремной одеждой родных – мать, жену, сына.
Малыш, наверное, видел, как отца уводили… А вот дочка, может, совсем крошкой была или даже еще не появилась на свет в тот страшный день. Дочка глядит на каторжанина, словно на чужого. И с каким состраданием наблюдает эту сцену горничная, давно, видимо, ставшая членом этой семьи.
Моделями Репину служили родные. Он писал «Не ждали» на даче в Мартышкине под Петербургом, где жили вместе Шевцовы старшие, Илья Ефимович и Вера Алексеевна с детьми. Девочка в картине – Веруня Репина, молодая жена каторжанина – жена художника, а мать героя писана с любимой тещи. Горничную в картине «сыграла» репинская горничная Надюша, Надежда Алексеевна, прилежная слушательница всего, что читалось вслух в хорошей, дружной семье.
Итак, перед нами семь персонажей. Политкаторжанин; его мать, привстающая с кресла ему навстречу, однако вдруг ощутившая, что силы ее покинули; жена, сидевшая за пианино, когда вдруг вошел ее муж, ее утраченный любимый; двое детей – мальчик, помнящий отца, судя по выражению лица, и девочка, которая своего отца не знает; в дверях – горничная, а за нею – удивляющаяся событию кухарка.
Семь персонажей. Целая пьеса в трех действиях. Первое – в далеком подтексте, воспоминание каторжанина о прощании с этим домом; второе – жизнь этого дома в постоянном ожидании и напряжении, оно спадает только в этот негаданный час, вот сию минуту «не ждали», а долгие годы все слушали и слушали шаги на лестнице; третье действие – перед нами.
Посмотрите на каторжанина. Репин много работал над этим образом. Третьяков купил картину, но Репин выбрал время, когда Павла Михайловича не было дома, и переписал голову героя. Он сделал его старше, чем это может быть, исходя из возраста его матери, жены и детей. Художник знал, какими люди выходят с каторги. Он многое знал о людях, о горе и радости человеческих. И, заметьте, как нежно, как неуверенно и слабо дал художник промельк радости и надежды на лице вернувшегося с каторги. Он вступил в комнату, когда в ней еще не угасли звуки пианино, за которым сидит жена. И музыка, коснувшись его слуха, возродила в душе не мысли и не надежды, а пока одно только ощущение чуда жизни и свободы. Репин так написал лицо своего героя, что у нас на глазах идет соединение всего рассыпанного, всего потерянного: тут вместе его детство и сиротское детство его детей; стук тяжелых колес, которые везли его по осенней дороге; жажда подвига и осуществление этого подвига каторжным часом… Перед нами человек, который знает, что жизнь – больше чем счастье: что она – и горе; что свобода – трудна и горестна, ведь она – жизнь.
Склонность к психологическому драматизму в обрисовке ситуаций сказывается и в исторической живописи Репина. Художник стремится показать исторических героев в мгновения предельной душевной напряженности. Эта тенденция достигает кульминации в картине «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Содержание картины помимо конкретного исторического правдоподобия ситуации и характеров, говорит о «вечной» коллизии наказания деспота мукой раскаяния за невинно пролитую кровь.
Работать над этой картиной
Репин начал в Москве. Дочь Репина В. И.
Репина писала, что именно в Москве был
изготовлен костюм для Ивана Грозного
- черный, в виде подрясника, и для сына
Грозного - розовый с серебристым отливом,
синие штаны, украшенные цветочками, и
сапоги с загнутыми носками. Репин сам
кроил эти костюмы и сам расписывал сапоги
царевича.
Да и все аксессуары
для картины дала ему Москва. Н.Г.Машковцев
указывает, что для дворцового покоя, в
котором происходит трагедия, Репин использовал
одну из комнат «Дома боярина XVII века»,
трон, зеркало, кафтан царя Ивана написаны
с натуры в Оружейной палате; сундук нашел
Репин в Румянцевском музее.
И карандашный
эскиз, датированный Репиным 1882 годом,
подтверждает, что Репин работал над этой
картиной в Москве, работал напряженно,
трудно, страстно. «Началась картина вдохновенно,
шла залпами, - вспоминал он. - Чувства были
перегружены ужасами Современности...
А наша ли история не дает поддержки...
Но все казалось - мало. В разгар ударов
удачных мест разбирала дрожь, а потом,
естественно, притуплялось чувство кошмара,
брала усталость и разочарование... Я упрятывал
картину с болезненным разочарованием
в своих силах - слабо, слабо казалось все
это... Разве возможно... Но наутро испытывал
опять трепет - да, что-то похожее на то,
что могло быть... И нет возможности удержаться
- опять в атаку. Никому не хотелось показывать
этого ужаса... Я обращался в какого-то
скупца, тайно живущего своей страшной
картиной». *
Информация о работе Исторический жанр в творчестве передвижников