Художник сурового стиля П.Ф.Никонов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 18:17, доклад

Краткое описание

Павел Федорович родился в семье военного 30 мая 1930-го в Москве. Свой интерес к изобразительному искусству стал проявлять после эвакуации в глухом уральском селе. Сибирское, забытое Богом поселение Воскресенское, пленило мальчика своей изолированностью от внешних проблем. Уже тогда он влюбился в русскую деревню: такую обособленную, которую населяют сильные и мудрые люди.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Суровый стиль П.Ф.Никонов .docx

— 20.04 Кб (Скачать документ)

 

Все, что вижу вокруг себя, то и рисую» П. Ф. Никонов

Павел Федорович Никонов 

Молодые годы

Павел Федорович родился в семье  военного 30 мая 1930-го в Москве. Свой интерес к изобразительному искусству  стал проявлять после эвакуации в глухом уральском селе. Сибирское, забытое Богом поселение Воскресенское, пленило мальчика своей изолированностью от внешних проблем. Уже тогда он влюбился в русскую деревню: такую обособленную, которую населяют сильные и мудрые люди. 
С 1941 по 1949 год будущий художник учился в Московской средней художественной школе, а после ее окончания в 1949 году поступил в Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова.Его ранние работы схожи с работами многих его современников: картины на коммунистическую тематику, темные сдержанные тона, угловатые и в то же время тяжелые фигуры – все это так называемый «суровый стиль».

В 1956 году Никонов защищает дипломную  работу «Октябрь», которая, в 1957, получила большую серебряную медаль на Всемирном фестивале и золотую медаль на Всесоюзном фестивале молодежи и студентов. Благодаря успеху этого полотна, Никонов становится членом Московского союза художников Одна из первых самостоятельных работ молодого художника была приобретена очень популярным в это время мастером Александром Дейнекой. Обласканный славой, Никонов вступил в Московский союз художников.

В 1959 году художник совершил первую поездку в Сибирь на Братскую ГЭС, после которой написал приобретшую  широкую известность картину “Наши будни”.Гос.музей им.Кастеева Затем состоялась большая поездка в Саяны вместе с геологической партией. В 1962 году на выставке, посвященной 30-летию МОСХа, Павел Никонов продемонстрировал картину “Геологи”ГТГ, ставшую, наряду с работами братьев Смолиных и Н.Андронова, живописным манифестом целого поколения. Однако, она вызвала шквал критики официального толка, которую не устроили ни сюжет, ни тема, ни манера изображения. Картина выглядела “белой вороной” даже в системе “сурового стиля”, являясь как бы антиподом “Наших будней” и по трагичности эмоционального строя, и по изможденному, лишенному героического начала, облику персонажей. Об этой картине много спорили. Ее упрекали в сгущении мрачных красок, в безысходной горечи мировосприятия и в силу этого считали чужеродной для советского искусства. Но в этом полотне совсем иная суть и направленность. Во всяком случае, возможна иная трактовка картины. Персонажи «Наших будней», повинуясь зову высокого долга, идут на сознательное самоограничение. В «Геологах» властвует иной пафос — самопожертвования.

Разница этих моральных  категорий колоссальна. Во всяком случае, художник убежден в этом. Он забросил своих геологов в далекую безлюдную  пустыню, они измучены и обессилены. Но им свойственна не замкнутость  и хмурая сосредоточенность (как  у рабочих в «Наших буднях»), а  идущая из душевных глубин просветленность, несравненное чувство приобщения к  высшей цели. Оно возносит людей  над потоком житейской прозы  повседневности, награждает их непобедимой  силой духа, даром проникновенного  понимания друг друга и не медлящей отзывчивости. Оно делает естественным, как дыхание, ход поступков, которые  по каким-то более низшим нравственным представлениям считаются подвигами.

Моральная концепция  этой картины объединяет ее внутренней связью со «Смертью комиссара» К. Петрова-Водкина  и с более далекими по времени  классическими образцами, о которых  художник, должно быть, и не вспоминал, когда работал. Это одно из таких  произведений, где проблемы советской  жизни трактованы в общечеловеческом плане. В «Геологах» Никонов пришел и к новой живописной системе. Раньше он во многом отталкивался от традиций ОСТа с их суховатой графичностью и локально-плоскостным цветом. Теперь ему ближе такие мастера, как П. Кузнецов, А. Древин. (В их работах конца 20-х — начала 30-х гг.) Впрочем, сходство тут самое общее и приблизительное. Главное, к чему стремился Никонов, разрабатывая живописный строй «Геологов», это — создать в пределах строгого, почти аскетического серо-коричневого тона богатство градаций, которые несли бы отсветы духовной сложности мира его героев. Любопытный парадокс: ранние композиции Никонова имели традиционно-перспективное построение с несколькими далевыми планами, а их живопись казалась как бы стелющейся по поверхности полотен. В «Геологах» все изображение в сущности вынесено на первый план, а пластика и цвет картины обладают несравнимо большей пространственностью и глубиной. Произошло это потому, что тут вступило в силу «четвертое измерение» внутренней сложности колорита и формы, закономерно связанное с общим образно-психологическим содержанием холста.

В начале 60-х Никонов выступал на выставках так называемой “девятки” - группы московских художников, подвергших сомнению принципы социалистического  реализма и оказавшихся почти  нелегалами в советском искусстве.

Молодые годы Павла Федоровича Никонова можно ассоциировать с пиком  «сурового стиля. В начале 1970-х годов Павел Никонов отошел от "сурового стиля", его заинтересовали художественный язык примитива, бытовой жанр.

Никонов уезжает в деревню Алексино Тверской губернии и покупает там  дом. Вдали от города «суровый стиль» кажется ему «последним всплеском  социалистического реализма» и  он находит себя в деревенском  стиле.

Зрелые годы

 можно считать от момента,  когда художник сумел отвернуться  от собственного штампа и начать  свое творчество в совсем ином  жанре – деревенском.  
Не последнюю роль в новом витке творчества сыграло местоположение деревни Алексино. Оно находится вблизи Калязина, небольшого старого городка, который был наполовину затоплен при строительстве плотины. В популярном среди туристов месте живописец разглядел глубокую трагедию русского народа. Особым и мистическим местом он считает колокольню Николаевского собора, которая наполовину возвышается над водой, для него это – символ потерь и разрушений в русских деревнях. В 1985 году на Международной биеннале реалистической живописи в Софии художник получил большую золотую медаль. В 1991 году состоялась первая персональная выставка Павла Никонова в Центральном доме художника. За картины, представленные на ней, он был удостоен Золотой медали Академии художеств СССР. В 1998 году Никонов был избран членом-корреспондентом, а в 2000 году - действительным членом Российской академии художеств. В 1994 году было присвоено звание «Народный художник Российской Федерации», а с 1998 года художник руководит мастерской станковой живописи в институте им. Сурикова.

На протяжении многих лет Никонов  проводил лето и осень на Волге  в деревне Алексино Тверской области  близ Калязина, старинном городке, на две трети затопленном в результате возведения плотины. Это место стало  вторым домом художника и его  основной творческой лабораторией. Бытовой жанр настолько захватил москвича Павла Федоровича, что он до сих пор находится под его властью. Для Никонова важна трагедия человека на фоне Российской природы. Хотя, она отнюдь не глобальна (забытая всеми старушка, затопленная колокольня, похороны в деревне), он возвращает зрителя к рассмотрению обыденных проблем. Для него не важны исторические или современные события, он видит смысл жизни в буднях, он сострадает не всему человечеству, он сострадает каждому человеку в отдельности. В этом и есть зрелость никоновского творчества. 
 
«На фоне неброской деревенской природы человек как бы растворяется, становится одушевленным натюрмортом. Небо и земля, а на ней человек со своими проблемами» - говорит сам Павел Федорович.

 

В “Деревенский цикл” картин П.Ф.Никонова, созданный в 1985-2001 годах, входят десять произведений, отображающих жизнь людей в небольшой российской деревне. В них трагические события – “Сельские похороны” и “Пожар”, когда всех жителей объединяет беда. И события повседневной жизни, где нет различия между важными, значительными, и, казалось бы, мелкими её проявлениями. По мнению художника, “именно в деревне, на деревенском материале многие социальные процессы выявляются острее, явственнее. Человек в нашей сегодняшней деревенской среде, в нашей неброской природе как бы растворяется, превращается в какой-то одушевленный натюрморт”.

 

«Несущий крест» (2005) – холст, который восхищает своей простотой и трагизмом. На нем – одинокая сгорбленная фигура, движения которой едва угадываются благодаря легким прозрачным мазкам. Нет помпезности момента, даже тусклые краски наводят на мысли об одиночестве

  

«Желтая зима» (2006)

 

Принадлежность картин Павла Федоровича Никонова к художественным стилям 
Ранние работы художника выдержаны в «суровом стиле». В зрелые годы он находит совершенно новый стиль – деревенский. Эти работы напоминают импрессионизм, однако в динамичных и темных тонах просвечивается социалистическое прошлое в творчестве художника. Также Никонов входит число художников- нонконформистов. 
 
Музеи и галереи – места выставок картин Павла Федоровича Никонова: 
Государственная Третьяковская галерея, Москва 
Государственный русский музей, С. Петербург 
Вологодская картинная галерея, 
А также во многих музеях современного искусства стран СНГ, в частных коллекциях и музеях Англии, Германии, Болгарии и др.


Информация о работе Художник сурового стиля П.Ф.Никонов