Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 21:51, контрольная работа
Под древнерусской историей мы обычно понимаем период X-XVI вв. Это само по себе уже вызывает несколько вопросов.
Во-первых, этот период логичнее называть не древним, а средневековым, разумея под древней дохристианскую историю. Во-вторых, не все исследователи согласны с верхней границей этого периода, относя сюда же XVII век. Нам все же представляется, что XVII век знаменует собой настолько радикальное изменение культуры, образа жизни, мышления людей (все это отразилось в архитектуре, и в храмовой в том числе), что его нужно считать отдельной эпохой. По-хорошему следует рассматривать отдельно и XVI век, но там не происходит такого значительного перелома мировоззрения.
Под древнерусской историей мы обычно понимаем период X-XVI вв. Это само по себе уже вызывает несколько вопросов.
Во-первых, этот период логичнее называть не древним, а средневековым, разумея под древней дохристианскую историю. Во-вторых, не все исследователи согласны с верхней границей этого периода, относя сюда же XVII век. Нам все же представляется, что XVII век знаменует собой настолько радикальное изменение культуры, образа жизни, мышления людей (все это отразилось в архитектуре, и в храмовой в том числе), что его нужно считать отдельной эпохой. По-хорошему следует рассматривать отдельно и XVI век, но там не происходит такого значительного перелома мировоззрения.
Далее, не все согласятся с тем, что в X-XVI веках мы имеем дело только с одним архитектурным стилем: кто-то назовет самостоятельными стилями годуновский классицизм, шатровую готику, даже житийный стиль, рублевский стиль и т.д.; другие считают все явления в искусстве указанного периода на Руси единым древнерусским стилем. Опять же, кто-то пытается с разным успехом применить к древнерусской архитектуре общеевропейские понятия (готика, ренессанс и др.), а кто-то утверждает ее полностью самобытный характер.
Одни исследователи, рассматривая древнерусскую архитектуру, делят ее по периодам: архитектура предмонгольского периода, архитектура времен феодальной раздробленности, архитектура XIV-XV веков и т.д. Так, А. И. Некрасов разделил весь период на три эпохи (сложения, развития и зрелости), а внутри каждой эпохи выделил три стиля (в последней — четыре). Он также разработал номенклатуру стилей, не получившую признания.
Другие предпочитают говорить об архитектуре отдельных регионов: киевской, владимиро-суздальской, псково-новгородской, московской, имея в виду, что в пределах одного региона памятники, допустим, XII и XV веков отличаются очень мало. (Если сравнить, к примеру, псковские Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (1156) и церковь Николы на Усохе (1536), то они очень похожи — а изначально были еще более похожи, поскольку Спасо-Преображенский собор позднее перестраивался. Кто-то из исследователей заметил, что различить XII и XVI век невозможно на глаз, а только на ощупь — более ранние памятники имеют неровную, щероховатую поверхность стен, как будто от руки вылепленную.) Соответственно, сторонники этой точки зрения рассматривают как отдельные стили региональные: стиль псковской архитектуры, новгородской архитектуры, раннемосковской, киевской и т.д. — естественно, что они могли друг на друга влиять, смешиваться, и уж конечно, были явления, не укладывающиеся в стилевые рамки данного региона. А то, что храмы разных веков все же различаются между собой, и является одним из главных признаков стиля: что он развивается во времени, проходит ряд этапов: зарождение — развитие — зрелость — упадок — исчезновение стиля. Признавая, что не все так просто, примем в данном случае именно эту точку зрения. Однако мы скажем, к какому стилю относят архитектуру того или иного периода сторонники деления древнерусской архитектуры по периодам и стилям, и перечислим основные особенности этих стилей.
Таким образом, здесь мы (очень кратко) рассмотрим то, что правильнее было бы называть совокупностью региональных стилей русского Средневековья. Только не стоит, говоря о Средневековье, приписывать ему эпитет "мрачное". Это буржуазные просветители, стремясь построить общество, основанное на принципах свободы, равенства, братства, осудили предшествующую эпоху, которая в действительности была одной из самых интересных в истории.
Жизнь средневекового человека тесно связана с землей. В его культуре широко развит эстетический момент. Это тип человека самодостаточного, цельного. В героическом эпосе, в былинах, перед нами сильные натуры, у которых слово не расходится с делом, они непосредственны, искренни; а чем больше человек имеет власти, тем больше он несет ответственности. Культура Средних веков основывается не на личности. Люди живут нормами, предназначенными для целого коллектива. Свобода — категория отрицательная, она понимается как своеволие. Эти особенности мышления и отразились в архитектуре, прежде всего храмовой.
В русском Средневековье происходят процессы, во многом сходные с европейскими. В Европе Средневековье начинается с разрушения памятников Античности — на Руси предано анафеме языческое искусство. Латинский язык остается в католической церкви языком богослужения — православное богослужение ведется на церковнославянском (видоизмененном старославянском) языке (это важно, так как культурные ценности предшествующих эпох оказываются доступны в первую очередь людям, близким к церкви). Христианство постепенно становится господствующей идеологией, причем как в Европе, так и в России этот процесс идет с юга на север.
Не является чисто нашей национальной особенностью то, что русское искусство Средневековья формировалось в столкновении двух укладов — патриархального и феодального, и двух религий — язычества и христианства. То же самое происходит и в Европе: двоеверие, особенно на севере и западе, постепенный переход языческих божеств в разряд низших, демонических (а у нас чаще святым приписывали функции старых богов).
Русское Средневековье начинается с крещения Руси. Трудно переоценить значение этого события. Вместе с христианством Русь приняла от Византии определенные основы культуры. В частности, новым государственным и идеологическим задачам стала отвечать каменная архитектура, образцы которой были взяты из Византии. Там был создан тип крестово-купольного храма, основа которого — прямоугольное помещение с четырьмя или более столбами в середине, членящими внутреннее пространство на девять частей. Центр храма — подкупольное пространство, куда свет проникает через окна в барабане. К подкупольному пространству примыкают ячейки, перекрытые цилиндрическими сводами, образующие крестообразную основу плана. Угловые части перекрываются куполами или цилиндрическими сводами. Все центральное пространство в плане образует крест. Купол появляется в Византии в юстинианский период, еще до крестовокупольности (София Константинопольская). Там же складывается система купола на парусах. С восточной стороны к зданию примыкают три граненые или полукруглые апсиды. В средней помещается алтарь. В западной части находится помещение второго яруса — хоры. Поперечное пространство в западной части называется притвором, нартексом.
Однако, опираясь на традиции византийского искусства, русские мастера создали собственное национальное искусство, свои формы храмов, стенные росписи и иконопись, которую не спутаешь с византийской, несмотря на общность иконографии.
Нельзя сказать, что на протяжении всех Средних веков мышление русского человека не менялось совершенно, о чем мы расскажем подробнее, рассматривая архитектуру соответствующих периодов.
Сразу после крещения Руси Владимир начинает строительство храмов, и это преобразовывало весь строй городского пространства. Город и храм составляли единство, сакральную территорию, отмежеванную мощными укреплениями от хаоса языческого мира.
Киевские храмы строились из плинфы (плоский кирпич), светло-желтой и очень тонкой.
Возведенная в 989-996 годах Десятинная церковь (храм Успения Богородицы, не сохранилась) — первый известный нам русский каменный храм — вместе с княжеским двором была архитектурным центром Киева. Она являлась своеобразным символом церковной политики Владимира, частью ансамбля дворцовых зданий, воздвигнутого на Старокиевском холме. Основу церкви составляло здание с тремя апсидами с восточной стороны. Внутри его свод поддерживали три пары каменных столбов. С трех сторон с церкви примыкали галереи, расширенные в западной части. Здание было сложено из блоков, состоящих из тонких квадратных кирпичей, скрепленных раствором извести. Для отделки дверей применялся лекальный кирпич с закругленными углами. Церковь была украшена покрытой росписью штукатуркой и изразцами различной формы, сложенными в орнаментальные композиции. К северу и югу от церкви были открыты развалины больших дворцов. Образцом Десятинной церкви послужила Фаросская церковь Святой Богородицы Большого дворца в Константинополе, построенная Василием I Македонянином — основателем династии, к которой принадлежала жена Владимира и ее братья. Таким образом, Успенская церковь символически соединяла Киев с династической и церковной традицией Византии.
Активное храмовое строительство
ведется в это время и в
Чернигове. Обосновавшийся там Мстислав
задумал придать Чернигову
В ответ на это Ярослав разворачивает в Киеве строительство, значительно превосходящее черниговские масштабы. Это касается и перепланировки города, и создания мощных укреплений (на гражданском строительстве мы здесь не останавливаемся), и не в последнюю очередь возведения храмов. По словам С. Цветкова, "если Мстислав в своем стермлении превзойти дворцовый комплекс Владимира состязался, в сущности, с прошлым, то Ярослав созидал будущее… Обновленному городу Ярослав дал новое сердце, как в топографическом, так и в духовном смысле".
Речь идет о Софии Киевской (начало XII в.; по другим данным, строительство окончено в 1037 г.), призванной затмить величие Спасского собора в Чернигове. Это был пятинефный, пятиапсидный 13-купольный храм. Центральный купол, опирающийся на барабан, прорезанный 12 окнами, и 4 меньшие по размеру главы вокруг него освещают центральное пространство и главный алтарь, а самые маленькие боковые 8 глав — боковые пространства и огромные хоры. Храм был обнесен двухэтажной галереей. До нас он дошел перестроенным до неузнаваемости в формах украинского барокко, но представление об его архитектуре можно получить по похожей на него Софии Новгородской, а также Софии Полоцкой (середина XI в.).
Примерно в то же время строятся еще две каменные церкви, меньших размеров — Святого Георгия и надвратная Благовещенская над Золотыми воротами.
Золотые ворота с Благовещенской церковью в Киеве, современная реконструкция |
Архангельская церковь Выдубицкого монастыря в Киеве. |
Церковь Богородицы Пирогощей в Киеве (современная стилизация древней архитектуры) |
Софийский собор в Киеве, перестроен в стиле украинского барокко |
В целом пространственная организация Киева времен Ярослава должна была воплотить идею о странствующем граде ("перенос Иерусалима"), популярную на православном Востоке, согласно которой после того, как Иерусалим утратил свою роль в спасении человечества, сакральная столица мира переместилась в Константинополь, ставший теперь олицетворением Небесного Иерусалима (Юстиниан I в VI веке привел городскую структуру в соответствие с этой идеей: собор Софии Премудрости Божией в центре столицы, Золотые ворота, через которые в город должен войти Христос, и т.д.). Ярослав наделяет Киев чертами "нового Царьграда": строит собственные Золотые ворота, храм Святой Софии и вручает город покровительству Богородицы. Но он старается не подражать внешне Константинополю, а перенимать глубинную духовную символику. Вместе с тем сакрализация Киева преследовала и вполне определенную политическую цель: воспрепятствовать духовному росту Чернигова, куда предполагалось перенести митрополичью кафедру. Неизвестно, чем кончилось бы соперничество двух князей, не умри Мстислав в 1034 или 1036 году.
Вообще, очень многие храмы Киевской Руси были сильно перестроены, как София Киевская, или вообще не дошли до нас. Последнее относится к Успенскому собору Киево-Печерского монастыря (1073-1077), собору Михайловского Златоверхого монастыря (1108-1113). Из значительных памятников остались Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036), собор Выдубицкого монастыря (1070-1088), церковь Спаса на Берестове (середина XII в.).
Архитектуру этого периода, и не только киевскую, относят иногда к стилю монументального историзма, подразделяющемуся на архитектуру соборных и башнеобразных жанров. Для соборных жанров характерны многонефность, круговые галереи, равномерный ритм фасадных членений и закомар. Образность архитектуры величава, символика многосложна, функция — государственна. Начало этому жанру положил Спасо-Ефросиньевский монастырь в Полоцке (ок. 1160); его яркие представители — София Киевская, как и София Новгородская, владимирскийУспенский собор; конец — Георгиевский собор в Юрьеве-Польском.
Башнеобразный жанр представлен небольшими четырехстолпными сооружениями без круговых галерей, без фасадных башен, как правило одноглавыми, имеющими сложные пучковые членения. Большое значение приобретает фасадный декор. Функция этих храмов — придворно-княжеская, образность — неканоническая.
К середине
XII века Русь пришла в состояние раздробленности.
Рост городов, ставших крупными экономическими
и административными центрами, превращение
вотчинных владений в независимые
от великого князя оказывали влияние
на обособление архитектурных
Осенью 1240 года Киев был разрушен монголами, после чего начинается упадок Киева. Центр политической и экономической жизни Руси переместился на север.
В русле киевских традиций развивалось в середине второй половины XII века зодчество Чернигова, Переяславля, Волыни, Смоленска и Рязани. Дольше всего киевские традиции сохранялись в Чернигове. В XII веке на смену "полосатой" кладке приходит новая, порядовая равнослойная, из кирпича прямоугольной формы. Фасады скромно украшают аркатурными поясами, многоуступчатыми порталами и нишами. В черниговской церкви Параскевы Пятницы при помощи системы подпружных арок и ложных декоративных закомар был решен удивительной простоты архитектурный образ стремительного движения ввысь при сохранении традиционной схемы четырехстолпного трехапсидного храма. Храм является модификацией уже найденного образа нарастающего движения. Этот же принцип применен в смоленском соборе Архангела Михаила (80-90-е годы XII века), с его кубической формы основным зданием, как бы вознесенным над тремя притворами. устремленность ввысь подчеркнута пучковыми пилястрами сложного профиля. В Смоленске работали строители из Византии, Балкан, романского Запада. Такое же разнообразие контактов характерно и для галицко-волынской школы.