Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 19:00, реферат
В истории европейской культуры древние греки явились первыми творцами и создателями театра – как рода искусства, отражающего жизнь посредством действия в процессе игры актеров перед зрителями, и как специального сооружения, приспособленного для просмотра представлений. Слово «театр» (от греческого «theaomai» - «я смотрю») означает «место для зрителей и зрелищ».
В истории европейской культуры древние греки явились первыми творцами и создателями театра – как рода искусства, отражающего жизнь посредством действия в процессе игры актеров перед зрителями, и как специального сооружения, приспособленного для просмотра представлений. Слово «театр» (от греческого «theaomai» - «я смотрю») означает «место для зрителей и зрелищ».
Возникновение театральных представлений у древних греков ученые связывают с культом бога Диониса (рис. 1). Дионис почитался греками как бог творческих сил природы, как покровитель плодоносящих сил земли и растительности, как изобретатель и покровитель виноградарства и виноделияÿ.
В обрядах, посвященных Дионису, обязательными были выступления хоров ряженых. Ряженые изображали спутников Диониса – сатиров (это были, по представлениям греков, демоны плодородия - насмешливые по характеру существа с человеческой головой и руками, козлиным туловищем и ногами и с лошадиным хвостом (рис. 2)). Для сходства с сатирами ряженые облачались в козлиные шкуры, привязывали длинные бороды из дубовых листьев, раскрашивали лица или закрывали их козлиными масками.
Останавливаясь на площади, ряженые пели хвалебные песни Дионису – дифирамбы, повествуя о рождении Диониса, о превращении его в прекрасного юношу, на пути которого всюду вырастали цветы и плоды, об изобретении Дионисом виноградной лозы и вина, о злоключениях и победах юного бога. Песни хора сопровождались подходящими к сюжету танцами. Изображение событий мифов в песнях и танцах и было началом театральных представлений.
Важнейшие изменения в праздниках в честь Диониса греки связывали их с именем афинянина Феспида. В 534 году до н.э. Феспид добавил к хору актера, который мог вести разговор с запевалой хора, обращаться к хору, пояснять происходящее. Таким образом, появилась настоящая драма (от. древнегреч. «drama» - «действие») – произведение, построенное в виде диалога.
Древнегреческий театр развивался по двум основным руслам – в виде трагедии и комедии. Это связано с особенностями праздников в честь Диониса. С одной стороны, хоры ряженых славили Диониса в величавых песнях. От торжественного дифирамба произошли суровые, величественные и очищающие душу пьесы – трагедии (термин произошел от двух слов: «трагос» - «козел» и «ода» - песнь, и в буквальном переводе означает «козлиная песнь», что, по мнению большинства ученых, отражает древний обычай пения ряженых в козлиных шкурах).
С другой стороны, праздники в честь бога вина сопровождались веселыми пирами, во время которых запевалы хора могли прервать песню шутками, обращенными к хору или к окружающим. Из этих-то сцен постепенно развилась комедия - произведение шутливое и насмешливое, направленное против недостатков общественной жизни, быта и людей (в основе термина два слова: «ода» - песнь и «комос» - шествие подвыпившей компании, то есть в буквальном переводе комедия – это «песнь ватаги гуляк»).
Третьим жанром драмы у греков стала сатировская драма. Специфика представления заключалась в том, что хор выступал в костюмах сатиров (отсюда и название), а сюжет был связан с попаданием героев трагедии в комические ситуации.
Тексты трагедий, сатировских драм и комедий всегда были стихотворным, поэтому древнегреческих драматургов называли драматическими поэтами.
Театр как явление жизни древнегреческого общества наиболее хорошо изучен на примере Афин V века до н.э.
Театральные представления устраивались в Афинах трижды в год: на празднике Ленеи в месяце Гамелионе (в январе, в предчувствии приближения весны), на празднике Великие Дионисии в месяце Элафеболионе (в марте, когда весна в Греции вступает в свои полные права) и на празднике Малые Дионисии в месяце Посидеоне (в декабре), когда, впрочем, лишь повторяли сыгранное ранееÿ. Трагедии ставились под покровительством и руководством государства с 534 года, а комедии - с 486 года до н.э.
К просмотру пьес допускалось не только мужское гражданское население, но и женщины, и подростки, и приезжие чужеземцы, и даже рабы, если хозяин внесет входную плату. Беднейшим афинским гражданам с конца V века до н.э. выдавалось пособие, компенсирующее оплату места в театре, - теорикон.
Главными у афинян считались театральные представления Великих Дионисий. Весь праздник длился неделю, а театральным представлениям посвящались дни с четвертого по шестой. Каждый день до обеда разыгрывалась так называемая тетралогия - три трагедии и одна сатировская драма одного автора. После обеда зрители смотрели комедию. Представления проходили в виде агона - состязаний авторов пьес на звание лучшего.
Автором мог стать любой житель Афин, вне зависимости от гражданского статуса и возраста. Победителя выбирала специальная комиссия из 10 человек, основываясь на реакции зрителей - их аплодисментах и сочувственных рыданиях или возмущенных криках, свисте, стуке сандалий. Поэту-победителю доставался венок из плюща и право на увековечивание своего имени в протоколе на мраморной плите – в дидаскалии.
Подготовка
к театральным состязаниям Вели
Хорегия была обязанностью наиболее состоятельных граждан, их своего рода повинностью в пользу рядовых афинян. В задачи хорега входило покрытие расходов на содержание хора, на его костюмы и маски, на обучение (нужно было нанять учителя - хородидаскала) и аккомпанирование (нужно было нанять флейтиста). Хорег оплачивал и так называемых статистов. Статистам в пьесе отводилась роль без слов: их молчаливое присутствие - стояние в постановке (от греческого слова «статос» – «стоящий» и происходит термин «статист») требовалось для того, чтобы сделать представление более пышным и блестящим и впечатлить зрителей.
Внушительные расходы хорега компенсировались уважением к нему у горожан. Поднять руку на хорега означало совершить преступление. Своими тратами хорег мог во всеуслышание провозгласить, что он сказочно богат, и выставить себя напоказ как человека необыкновенно щедрого. Хорег, лучше всех исполнивший свои обязанности, получал в награду венок и право установить в храме доску с записью о своем успехе.
До наших дней сохранилось немало развалин театров древних греков. Старейшим является театр Диониса в Афинах, вмещавший до 17 тысяч зрителей (рис. 3), а наиболее хорошо сохранившимся - театр в городе Эпидавре, рассчитанный на 12-14 тысяч зрителейÿ.
Театр у греков состоял из трех основных частей. Это - театрон, орхестра и скена (рис. 4)ÿ.
Местом для театрального сооружения выступал обычно склон холма или горы, где и организовывались под открытым небом места для зрителей – театрон. Зрительские ряды образовывали полукруги, возвышающиеся один над другим. Проходы, спускающиеся лучами сверху вниз, делили места для публики на секторы-клинья.
В V веке до н.э. вход в театр был платным (плата, впрочем, была небольшой - примерно стоимость обеда). На билете из свинца или обожженной глины указывалось, в каком секторе можно занять место. Ряд можно было выбрать любой, кроме первого. Первый ряд предназначался для должностных лиц города, жрецов Диониса, послов и почетных граждан. Чтобы не сидеть на самом верху, греки шли в театр ещё до рассвета (рис. 5), взяв с собой узелок с пирожками и сосуд с вином, теплый плащ, а также подушечку, которую подкладывали под себя на каменную скамью.
Площадка, на которой выступали хор и актеры, называлась орхестра (от древнегреч. «orheomai» - «я танцую»). Орхестра была круглой или полукруглой, и в центре ее находился алтарь Диониса для совершения жертвоприношений перед представлениями. Тут же, у алтаря, располагался флейтист, аккомпанирующий хору.
За орхестрой находилась постройка для переодевания актеров и хранения реквизита. Она называлась скена («палатка») и на ее фасад, обращенный к зрителям, крепились декорации.
Важнейшее достоинство древнегреческих театров - их великолепная акустика: например, если бросить монету на орхестру театра в Эпидавре (рис. 6), то звук от нее будет слышен в самом верхнем рядуÿ. Полагают, что секрет – в самой форме театра, форме огромной чаши, которая, как рупор, усиливала все звуки. Впрочем, есть мнениеÿ, что слышимость объясняется выбором материала для сидений - это известняк.
Для усиления сценических эффектов и более сильного воздействия на публику в театрах применялись различные приспособленияÿ:
1) подъемник (эорема, механэ) – напоминал колодец-журавль (рис. 7) и использовался, чтобы показать богов парящими в воздухе, спускающимися с неба или удаляющимися наверх. Больше половины трагедий Еврипида оканчиваются именно появлением на подъемной машине бога, который вершит судьбы героев. Отсюда в древности появилось даже особое выражение для обозначения таких неожиданных развязок — «божество на машине»
2) существовали также звуковые машины, чтобы производить гром, сопровождающий появление божества
3) крыша скены могла легко превратиться в небеса, по которым прохаживаются герои
4) был предусмотрен люк с лестницей, на случай, если требовалось появления божества или теней умерших предков из-под земли.
Лица, исполнявшие роли в пьесах, назывались ипокриты (букв. «толкователь») или «мастера Диониса». Все роли, как мужские, так и женские, исполнялись актерами-мужчинами. Число актеров в пьесе было ограничено тремя, поэтому ролей всегда было больше, чем актеров, и каждому актеру приходилось играть нескольких героев. По степени важности актеры были не одинаковы. Самым главным и уважаемым был первый актер – протагонист.
От актеров требовалось немало природных свойств и приобретенных умений. Сильный голос и ясная дикция необходимы были по причине огромных размеров греческих театров и потому, что любая ошибка в произношении обрекала актера на насмешки. Хорошая память была обязательна, ибо не было суфлеров. Музыкальный слух и умение петь помогали взять верный тон и вести мелодию. Умение двигаться было необходимо в танцевальных партиях. Актерам нужно было знать и мастерство жестикуляции: именно руки придавали выразительность и убедительность голосу, звучащему из под застывшей маски. В целом, не случайно Аристотель отмечал, что «актер делает для успеха пьесы больше, чем автор», и распределение актеров к авторам пьес происходило, для исключения обвинений архонтов в пристрастности, с помощью жребия.
Большую роль в представлениях играл хор. Хор трагедии первоначально состоял из 12 лиц, а со времен Софокла — из 15. Хор комедии состоял из 24 лиц. Перед зрителем хор выстраивался правильным четырехугольником - рядами, повернутыми к публике левой стороной. В первом ряду хора стояли пять самых лучших певцов, центральный из которых назывался корифей. Корифей был запевалой хора, руководил его действиями и вел разговор с актерами. От корифея во многом зависел успех пьесы.
Особенно важную роль хор играл в комедиях. В середине пьесы происходила парабаса (букв. «проход») хора, в которой хор обращался непосредственно к зрителю и раскрывал весь замысел автора. Именно в парабасе чаще всего звучала социальная и политическая критика.
В партию хора, как полагают ученые, входили не только песни, но и мелодекламация, и речи, и пляска.
К сожалению, представить, как конкретно разыгрывались пьесы, крайне сложно: о танце свидетельствует лишь вазопись, а от звучания музыки и речи, от движений актеров не сохранилось ничего.
Актеры и певцы хора выступали всегда в пышных костюмах.
Костюмы для трагедий были длинными, ниспадающими до пят и закрывающими руки до кисти (рис. 8). Величие трагедийным актерам придавала особая обувь на очень толстой подошве – котурны. Передвигаться в котурнах было неудобно, и поэтому бурные сцены очень редко встречаются в трагедии. Частым атрибутом трагедийных актеров был жезл или посох. Впрочем, даже и с ним, бывало, актеры не могли удержать равновесие и падали.
Костюмы для актеров комедий были похожи на повседневную одежду греков, однако они должны были вызывать смех, и поэтому отличались нарочитой уродливостью, были короткими и почти всегда дополнялись накладным животом и задом (рис. 9).
Лица актеров и вся голова были закрыты масками, которые прикреплялись под подбородком завязками. Делались маски из дерева или полотна и были с раскрытыми ртами, чтобы голос исполнителя звучал свободно. Как выглядели маски, можно понять из их описаний, из рисунков на вазах и по сохранившимся глиняным образцам.
В трагедии маски обычно соответствовали характеру и возрасту персонажа. Например, трагедийная маска старика – это белые, редкие волосы, бритая борода, означающая траур и худые щеки, символизирующие старость и страдание. Маска сорокалетнего героя – смуглое лицо и вьющиеся борода и волосы (рис. 10). Женские трагедийные маски – это два типа старух (рабыня и свободная) и пять типов молодых дам, чаще всего с растрепанными волосами и страдающим выражением лица (рис. 11). Характерную особенность масок трагедии составляла треугольная приставка на верхней части маски, увеличивавшая рост актеров.
В комедиях и сатировских драмах маски подчеркивали отрицательные черты персонажей (рис. 15) и цветом передавали основную черту характера: раздражительность обозначалась багровым цветом, хитрость – рыжим, болезненность – желтым. Если персонажем был современник, изготовлялась маска с портретным сходством, конечно – шаржированным.