Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 15:23, реферат
Основная цель данной работы заключается в исследовании архитектуры древней Месопотамии, как прародительницы западной культуры.
Задачи данной работы: стремление к пополнению знаний в области истории культуры, ознакомление с забытым миром, изучение литературы на тему: «Архитектура Месопотамии».
Введение……………………………………………………………3
1. Земля между двумя реками……………………………………5
2. Первые городские поселения………………………………….6
3. Возникновение городов………………………………………..7
4. Обзор архитектуры……………………………………………..8
5. Архитектура и жилое пространство…………………………...13
6. Город и его структура…………………………………………..15
7. Строительные материалы……………………………………...18
8. Дворец…………………………………………………………...20
9. Храм и зиккурат………………………………………………...21
10. Архитектура жилых зданий……………………………………24
Заключение…………………………………………………………26
Список использованной литературы……………………………..
Создателями месопотамской культуры являются шумерийцы, народность, этническая принадлежность которой до сего времени не выяснена. Но уже к первой четверти третьего тысячелетия их начинают вытеснять семиты, жители области Аккад, лежавшей немного к северу от Шумера, располагавшегося по берегу залива. Фактическое уничтожение шумерийцев не ведет за собой вымирания шумерийского языка, который остается культовым и официальным языком Месопотамии и впоследствии.
Во второй период — эпоху Вавилона— вавилонскому государству удается объединить под своей властью значительные территории. Вавилон становится центром страны. К этому времени оформляется тот вид древневосточной деспотии, который с некоторыми видоизменениями мы будем наблюдать в дальнейшем в Передней Азии. Идея всемирной монархии, осуществление которой не удавалось многим смельчакам в предшествующий период, получает полное воплощение. Личность монарха является недосягаемой, царь становится выше культа, ему воздаются божеские почести. Отсюда в области зодчества — крепость и дворец, доминирующие над храмом,— полная противоположность тому, что мы наблюдали в Египте. Город растет, а вместе с его ростом и ростом всего государства увеличиваются размеры храмов и дворцов, увеличивается роскошь их отделки. Недавно в Уре раскопан целый квартал этого периода (рис.3).. Рядовые дома в большинстве случаев двухэтажные, более чем близки современным ближневосточным домам с внутренним двором, во внутрь, которого на охватывающие его балконы выходят двери. Стены на улицу в первом этаже глухие, а во втором имеют малое количество окон. Во всех домах — хорошо устроенные стоки. В том же Уре найден храм этого периода, посвященный лунному божеству, храм, носящий название Эдуб-лаль-мах. Архитектурные формы здания так же геометричны, как и в прошлый период. Двери имеют арочные входы. Очевидно, полусферический купол покрывает центральную часть. Стены здания профилированы многогранными углублениями, имеющими вид призм, обращенных одним из острых углов внутрь массива стены. Для этого периода многое остается неясным - слишком мал и отрывочен имеющийся материал. Неоднократные нашествия и многочисленные войны приводят к регрессивным формам во всем, в частности и в области истории искусства. Так, это особенно ощущается в отношении периода касситов, в результате нашествия которых, страна много веков находилась под властью касситских династий.
В третий период архитектура Передней Азии достигает своего полного развития и блеска. Как в период Ассирии, так и во время недолго просуществовавшего Нововавилонского государства для архитектуры типичен культ количественного, грандиозность форм, стремящихся, с одной стороны, подавить личность приходящего — подданного, с другой стороны — возвеличить личность живущего — монарха. Плоскость огромных стен украшается рельефами и росписями, сюжетами которым служат эпизоды из жизни деспотов или культовые сцены аллегорического содержания. Декорация делается из глазурных изразцов, из металлических аппликаций, из стекловидной массы. Сильно развиваются орнаментальные мотивы. Широкого применения достигает так называемый геральдический стиль — симметричное расположение двух или четырех фигур по сторонам центральной оси. Всеми способами стремятся достигнуть максимальной пышности. Дворцы Вавилона, Ниневии и Ассура — целые небольшие селения.
То же можно сказать, примерно, и о храмах, занимающих порою целые кварталы. В Ассирии храмы имели, по-видимому, свои поместья, а тем самым и большое хозяйство. Слава Вавилона как города необычайной роскоши связывается именно с этим периодом, когда жизнь высших слоев общества была проникнута большой утонченностью.
В короткий нововавилонский период роскошь дворцовых построек достигает, пожалуй, еще большего размаха. Тематически в убранстве помещений в это время намечается некоторый возврат к более сдержанным формам, некоторая большая строгость, в противовес живописности поздней Ассирии. Стилистически архитектура Месопотамии и Ассирии принадлежит к тому же кругу искусств, что и архитектура Древнего Египта. Их объединяет одинаковая монументальность, простота и геометричность форм. В нововавилонскую эпоху наблюдается то же стремление к грандиозному, колоссальному. Если в Египте культовый момент доминирует над всеми другими проявлениями государства, как такового, и в архитектуре храм занимает первое место, то в Передней Азии дворцу и крепости отведена главная роль, а культовый момент отходит на второй план. Интересно отметить, что принципу ярко выраженной в египетских строениях симметрии и всей тектонической тенденции отвечает в Месопотамии почти полная асимметрия. Египетский храм построен весь по горизонтали, и пространство его должно восприниматься как последовательно и постепенно развертывающееся перед зрителем. Месопотамский храм не предполагает, что посетитель должен ожидать в нем конечной цели в вытянутых одно за другим помещениях, в анфиладе. Помещения кажутся словно прилепленными, в зависимости от надобности, одно к другому.
Вместо горизонтали, которую мы наблюдаем в Египте, в Передней Азии одна из частей храмового комплекса резко выделяется подчеркнутой вертикалью своей оси — зиккурат.
5. Архитектура и жилое пространство.
Основу всех архитектурных сооружений Месопотамии составляло центральное пространство, квадратной или прямоугольной формы, вокруг которого располагались отдельные помещения (рис.5). Эта базовая схема могла существовать автономно или вписываться в более сложный архитектурный контекст.
Гипотеза о наличии второго этажа как характерного элемента жилых зданий, храмов и дворцов была предложена археологом Жан-Клодом Маргероном. Иногда этажей могло быть и три. Например ступенчатая структура «красного здания» в Телль-Шейх-Хамед (древний город Дур- Катлиму) на реке Хабур, в новоассирийский период имела три уровня (рис.6).
Не всегда удается определить назначение помещений в каждом отдельном здании, если не нет соответствующих надписей. Некоторые виды деятельности оставили свои следы (кухня, работа ремесленников и т. д.), иные помещения совершенно лишены таких свидетельств (например, комната для сна). Обычно нижний этаж предназначался для хранения запасов продуктов, а верхний - для повседневной жизни
В начале III тысячелетия до н. э. для перекрытий широко использовался как бочарный свод с радиальными элементами, так и свод с наклонными плитами, из бутового камня или кирпича (сырцового и обожженного). С конца III тысячелетия до н. э. встречаются три основные техники кладки: перекрытия из каменных плит с выступающими краями («ложный свод»), бочарный свод, выложенный радиальными деталями, и «ребристый свод» из наклонных элементов. Сводчатые перекрытия того времени известны нам по подземным постройкам, например погребальные камеры и водохранилища.
В наземной архитектуре они встречаются редко, так как большинство из них не сохранилось, кроме дверных арочных проемов. Круглая крепость в Телль-Губбе, в бассейне Хамрина в Центральном Ираке (I раннединастический период), - это древнейшее сооружение, в котором обнаружены помещения, перекрытые «ложным сводом».
Система «ложных сводов» из каменных плит встречается в погребальных сооружениях Нижней Месопотамии (Ур), Мари и Северной Месопотамии, а также в помещениях продовольственных складов (Телль- Хазна, Телль-Ракаи, Телль-Аттидж) и зданиях для домашнего обихода
(Телль-Джасса-эль-Гарби и т. п.), которые относятся к началу III тысячелетия до н. э. Археолог Дэвид Оутс (1966) считает, что именно в Южной Месопотамии был изобретен способ строительства свода с радиальными элементами, который впоследствии применялся и на севере (Телль-Римах). Бочарный свод, по мнению Оутса, мог быть разработан зодчими III династии Ура и возможно, аккадскими архитекторами начиная с 2350 г. до н. э. Причину появления этой техники следует искать в недостатке качественной древесины для строительства и в прочности свода, способного выдержать значительные нагрузки.
6. Город и его структура.
Общий план городов, которые постоянно развивались и со временем преобразовывались, складывался под несомненным влиянием ранее существовавших поселений, на свободном пространстве между архитектурными сооружениями и культовыми местами.
Многие города Месопотамии были построены по геометрическому плану, с пересекающимися улицами. Примером может служить Хармаль (древний Шадуппум), расположенный на южной окраине Багдада. Этот построенный в древневавилонский период город (административный центр Эшнунны) в плане имеет трапецию, почти квадрат (со стороной около 250 м), пересекаемый улицами. В городской ансамбль органично вписываются два двойных храма, большой и малый, с широкой целлой. Вход в храм был обращен к главным воротам города.
Регулярный градостроительный план обычно встречается во вновь основанных городах, построенных с определенными целями: контроль над речными или наземными путями или приближение к природным ресурсам, господство над территорией и т.д. Изредка встречались и поселения с круговой планировкой.
В Северной Месопотамии такие поселения характерны для второй и третьей четверти III тысячелетия до н. э. Например, Телль-Хуэйра (более 100 гектаров) и Телль- Бейдар (около 30 гектаров) в Сирии. Структура Телль-Бейдара образована концентрическими кругами, которые выделяют 4 зоны: внешние укрепления; нижний город, лишенный зданий; верхний город диаметром 400 м, который располагался на высоте около 20 м; и центр - небольшой акрополь диаметром около 60 м и высотой 7,5 м, занятый дворцом. На южном склоне акрополя находились храмы, стоящие на ступенчатых террасах; главные улицы лучами расходились от центра, а пересекающие их улицы были проложены вдоль террас.
В планах реконструкции городов иногда учитывалась их более ранняя структура. Примером может служить основанное во II тысячелетии до н. э. поселение Телль-Мунбака в Сирии (древняя Эльката), в среднем течении Евфрата. Поселение занимает площадь около 14 га и имеет в плане прямоугольник, расположенный вдоль течения Евфрата. Жилой квартал находился на месте древнего центра города (акрополя), защищенного каменной стеной, проложенной по периметру стен древнего города (ранний бронзовый век III—IV вв. до н. э.). Поселение окружали монументальные крепостные стены, отдельные участки которых имеют выступы с контрфорсами. С западной стороны в них встроены узкие и длинные помещения - возможно, склады или мастерские. Ворота в южной части стены соединяли верхний город с акрополем. Его территория, плотно застроенная и имевшая почти прямоугольную форму (2,18 га), занимала доминирующее положение в северо-западной возвышенной части города, и была защищена стеной из дробленого камня. К ней примыкали со стороны реки монументальные здания, вытянувшиеся по западной границе города.
Между стеной акрополя и внешней оградой, на территории площадью 4,05 га, археологами были обнаружены два квартала: первый - северо- восточный участок между цитаделью и внутренней стеной; второй - на западном берегу Евфрата. Северо-западные ворота вели из верхнего города во внешний квартал, который занимал территорию 2,69 га. В верхнем городе и во внешней полосе располагались в основном частные здания и мастерские ремесленников. Территория верхнего города была плотно заселена; во внешней части плотность населения была меньше.
Существовала развитая дорожная сеть. На пересечении улиц находились широкие перекрестки; большие дороги внешнего города располагались концентрическими кругами внутри городской стены.
Размеры и форму зданий в отдельных кварталах определяли несколько факторов. Во-первых, планировка - в основном регулярная система улиц; во-вторых, жилые здания строились вплотную друг к другу, и по периметру использовалась общая стена, за исключением отдельно стоящих зданий; в-третьих, здания были ориентированы в различных направлениях, в зависимости от топографии местности и от дорожной сети. Дома преимущественно выстраивались в ряд. В квартале верхнего города расстояние между двумя параллельными улицами составляло около 22 м, оно могло быть занято двумя домами или одним рядом. Дорога, идущая вдоль стены вокруг акрополя, оставляла меньше пространства для жилых домов - всего около 13 м; то же наблюдается и с восточной стороны, напротив внутренней стены. В среднем каждое жилое здание имело ширину около 13-15 м. Поселение включает многочисленные жилые комплексы, полностью или частично восстановленные.
7. Строительные материалы.
По понятным причинам, из строительных материалов чаще всего использовалась глина. Из глины, смешанной с соломой, изготовлялись сырцовые кирпичи. Из нее же, благодаря пластичности, создавались и декоративные элементы: витые полуколонны украшают фасад храма в Телль-Римахе, древней Харране (на равнине Синжара), храма Э-баббар в Ларсе (в месопотамском аллювии) и храма «Госпожи страны Апум» в Телль-Лей- лане, древнем Шубат-Энлиле (в Северной Сирии) II тысячелетия до н. э. Обожженные кирпичи поначалу использовались в основном для фундаментов и подземных сооружений, а с I тысячелетия до н. э. нашли более широкое применение в архитектуре.
В Нижней Месопотамии основными имевшимися в распоряжении строителей были такие материалы, как тростник, кустарники и финиковая пальма. В частности, тростник применялся для покрытия крыш и при возведении стен. В фундаментах зданий или при постройке зиккуратов (например, в Уруке) между каждыми 3-4 рядами кирпичей укладывался слой тростника. Сохранились изображения тростниковых построек периода Урука, не встречающихся при раскопках.
Древесина пальмы использовалась для кровли. Кроме того, наиболее распространенным местным деревом был тополь, из которого изготовлялись бревна длиной до 3-4 м. В основном древесину для строительства импортировали главным образом из северо-западных областей Сирии (горы Аман и Тавр); из Ливана везли кедр, можжевельник, кипарис и дуб. Из длинных стволов кедра получались бревна длиной до 12 м, из-за аромата и прочности кедр высоко ценился, он часто применялся в монументальной архитектуре. Деревянными планками с прямоугольным или круглым сечением «укреплялись» высокие сооружения; такая техника встречается преимущественно в Северной Месопотамии.
В месопотамском аллювии нет бутового камня. В предгорных и горных областях можно найти камень, подходящий для строительства, а базальтовые породы и гипс (в небольшом количестве) имеются, соответственно, в долинах среднего течения Евфрата и Тигра. Бутовый камень применялся для фундаментов, лестниц и ступеней, обрамления проходов, порогов, ортостатов, для облицовки несущих структур и перегородок; он часто встречается в покрытии полов, строительстве и облицовке таких сооружений, как причалы, платформы и различные емкости.
Битум привозился из Хита на Евфрате или из района Киркука и служил скрепляющим раствором для кирпичей, особенно если постройки были предназначены для контакта с водой (например, цистерны), а также при строительстве гробниц. В I тысячелетии до н. э. битум часто использовался для соединения стен с фундаментом (например, южный дворец в Вавилоне) и скрепления каменных стен ограды.