Религиозно-нравственные ценности в культуре китайского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 14:13, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности трансформации религиозно-нравственных ценностей китайского общества.
Задачи исследования:
раскрыть основные представления о понятии «ценности» в философской литературе;
выявить сущность, основные функции и структуру религиозно-нравственных ценностей;
определить особенности религиозного мировоззрения традиционного китайского общества;
выделить основные факторы и направления трансформации религиозно-нравственного мировоззрения китайского общества;
раскрыть социокультурное значение и роль религиозно-нравственных ценностей в развитии китайского общества.

Прикрепленные файлы: 1 файл

avtoreferat.doc

— 164.50 Кб (Скачать документ)

Второй фактор – это  провозглашенное правительством Китая  строительство социалистического  общества с «китайской спецификой». Создание общества малого благоденствия  «сяо кан», наряду с такими ценными качествами как чувство национального достоинства, этнической идентичности, гордости за успехи своей Родины, выдвигает на первый план и такие ценности, как эгоцентризм, власть, наслаждение жизнью и потакание себе.

Третий фактор, приводящий к значительным изменениям в духовной жизни китайцев, связан с социально-экономическими  процессами, происходящими в современном китайском обществе. Современные социально-экономические условия формируют иные идеалы (благосостояние, достижение личного успеха, выбор собственных целей, независимость), направленные на индивидуальное становление независимой личности, которая ориентируется только на личные достижения и на личную выгоду.

Можно назвать еще один важный фактор, обусловливающий трансформацию духовно-нравственных представлений китайского общества, – это политика правительства Китая по контролю численности населения страны посредством сокращения рождаемости до одного ребенка в семье. В нуклеарной семье, где проживают только родители и один ребенок, все внимание уделяется ребенку, и он постоянно испытывает к себе повышенное внимание со стороны родственников. Это вызывает у него нервное напряжение и огромное желание стать самостоятельным, независимым от общественных мнений и взглядов, перенимает ценности, присущие западной молодежной субкультуре. Чрезмерная опека и любовь родителей развивают у молодых людей эгоизм, и это нарушает традиционные, иерархические отношения между родителем и ребенком, в целом взаимоотношения в обществе.

Так, для современного китайского общества назревшей необходимостью стал поиск ответов на ключевой вопрос – как в условиях неоднозначности и противоречивости социокультурных процессов в современном Китае сохранить нравственно и этически развитую личность, ориентированную на лучшие образцы национальной и мировой культуры, реализующую в своей деятельности выработанные тысячелетним опытом китайской культуры ценности, в том числе и религиозно-нравственные ценности, а также стремящуюся к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию согласно требованиям современного глобализирующегося мира.

В третьем параграфе «Роль религиозно-нравственных ценностей в жизнедеятельности современного китайского общества» раскрывается сущность процессов модернизации в Китае, описывается роль и значение религиозно-нравственных ценностей для китайского общества в современных условиях. В условиях глобализации и модернизации, происходящих сегодня в китайском обществе, можно говорить об определенной роли религиозно-нравственных ценностей в жизнедеятельности современного китайского общества.

Одной из основных особенностей китайской социокультурной и религиозно-нравственной традиции, весьма сильно влияющей на состояние китайского общества, практически на весь период его многовекового существования, является ориентация на авторитетного лидера-мудреца, стремящегося, по мнению самих китайцев, к справедливости и социальной гармонии в обществе (обладающие харизматическим авторитетом императоры, Сунь Ят-сена, Мао Цзэдун, Цзян Цзэминь). Только с помощью этико-гуманитарных идей конфуцианства у данных лидеров-мудрецов формировались основные подходы к управлению страной, осуществлялся контроль над обществом, утверждались нормы гражданской морали.

С данной традицией перекликается  и другая конфуцианская традиция о ведущей роли государства и аппарата власти с его бюрократической иерархией в развитии и функционировании государства. И эта мощная государственная машина и бюрократический аппарат, веками опирающиеся на конфуцианскую традицию, порой наносили значительный вред обществу, а порой помогали делать существенный скачок к государству «высшей гармонии». Теоретические доктрины религиозно-философских учений, особенно конфуцианства, оказались законченными, способными к взаимодействию с другими философскими системами, а социокультурная практика наиболее гибкой и встроенной в государственные процессы.

В целом, традиционно  практичный и прагматичный Китай, несмотря на все потрясавшие ее войны и  революции, деструктивные социальные катаклизмы и эксперименты,  за счет упорства и трудолюбия, организованности и дисциплины, и именно благодаря традиционным ценностям населения, порой вопреки его признанным лидерам, усваивал все, то полезное, что могло пригодиться для последующего процветания страны. Именно система религиозно-нравственных ценностей играла и играет важную роль в улучшении эмоционально-психического здоровья нации и, следовательно, определяет силу духа и стимулы людей, направляющих их на достижение поставленных задач и целей по созданию условий для становления сильного и процветающего государства.

Религиозно-нравственные ценности и сегодня значимы в  формировании определенных ориентиров в совершенствовании духовно-нравственной сферы китайского общества. Эти ценности выполняют функции регулирования  поведения каждого индивида общества, тем самым, укрепляя общественные структуры и нормы социального бытия современного китайского общества. Современное реформирование китайского общества в условиях мировой глобализации и модернизации, опираясь на национальный, религиозно-нравственный, духовный потенциал культуры и используя передовой зарубежный опыт, способствует успешному развитию общества при одновременном сохранении его национального своеобразия и интеграции в мировое сообщество.

В заключении формулируются основные выводы по теме исследования, подводятся итоги исследований, обосновывается практическая значимость и перспективы дальнейших исследований.

Основные положения  и выводы, содержащиеся в диссертации, изложены в следующих публикациях  автора.

 

 

Статьи в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК для публикации результатов диссертационных исследований:

 

  1. Ринчинова Т.М. Современное состояние религиозно-нравственных ценностей китайского общества / Т.М. Ринчинова // Вестник БГУ. Серия. Философия, социология, политология, культурология / под ред. И. И. Осинского. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2010. – Вып. 6. – С. 92-95.
  2. Цырендоржиева Д.Ш. Религиозно-нравственные ценности: сущность, функции и структура / Д.Ш. Цырендоржиева, Т.М. Ринчинова // Вестник Читинского государственного университета (Вестник ЧитГУ). –  Чита: РИК ЧитГУ, 2011 – №12 (79). – С. 28-33.

 

 

Статьи в  научных журналах и сборниках

 

  1. Ринчинова Т.М. Нравственное воспитание подрастающего поколения как стержневое направление в педагогической культуре общества / Т.М. Ринчинова // Формирование и становление политической культуры: история и современность. – Чита: ИЦ «Деловое Забайкалье», 2009. – С. 177-183.
  2. Ринчинова Т.М. Родной язык как путь к познанию культуры родного народа / Т.М. Ринчинова // Актуальные проблемы монголоведных и алтаистических исследований: материалы междунар. науч. конф. (09-13 ноября 2009 г.). – Элиста: Изд-во КГУ, 2009. – С. 165-166.
  3. Ринчинова Т.М. Религиозно-нравственные ценности в современном обществе / Т.М. Ринчинова // Православие: Миссионерство и дипломатия в Сибири. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2010. – С. 95-97.
  4. Ринчинова Т.М. Основные религиозно-нравственные ценности традиционного китайского общества / Т.М. Ринчинова // Философия. Социология. Современность: Сборник науч. трудов в 2 ч. – Ч. 2 – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2010. – С. 114-129.  
  5. Ринчинова Т.М. Особенности религиозного мировоззрения китайского общества / Т.М. Ринчинова // Актуальные проблемы развития КНР в процессе регионализации и глобализации: материалы II междунар. науч.-практ. конф. (24 февраля 2010 г.). – Чита: РИК ЧитГУ, 2010. – С. 145-148.
  6. Ринчинова Т.М. Воспитание у студентов интереса к китайскому языку через знакомство с мировоззренческими ценностями общества изучаемого языка / Т.М. Ринчинова // Россия-Китай: развитие регионального сотрудничества в XXI веке: материалы междунар. науч.-практ. конф. (23-24 апреля 2010 г.). – Маньчжурия (КНР) – Чита: ЧитГУ, Институт г. Маньчжурия, 2010. – С. 111-115.
  7. Ринчинова Т.М. Чингис-хан: начало завоевания Китая / Т.М. Ринчинова // Долина Онона: история и современность монгольских народов. – Чита: Изд-во «Деловое», 2010. – С. 47-53.
  8. Ринчинова Т.М. Традиции и инновации в религиозно-нравственном мировоззрении китайского общества / Т.М. Ринчинова // Социальная теория и антропологические вызовы XXI века: Социальная антропология в научных и образовательных практиках современного общества. – Чита: РИК ЧитГУ, 2010. – С. 256-259.
  9. Ринчинова Т.М. Особенности формирования ценностей у подрастающего поколения / Т.М. Ринчинова // Управление качеством общего и профессионального образования в Агинском Бурятском округе: опыт, проблемы, перспективы. – Чита: ЗабГГПУ, 2010. – С. 186-188.
  10. Ринчинова Т.М. Особенности религиозно-нравственных ценностей современного общества / Т.М. Ринчинова // Мир буддийской культуры: наследие и современность: материалы III междунар. симпозиума. (3-5 ноября 2010 г.). – Чита: Экспресс-издательство, 2010. – С. 281-285.
  11. Ринчинова Т.М. Религиозно-нравственные ценности и современное общество / Т.М. Ринчинова, Ц.Ч. Жимбаева // Традиция. Духовность. Правопорядок. – Тюмень: Тюменский юридический институт МВД России, 2011. – С. 40-42.
  12. Ринчинова Т.М. Особенности современного состояния религиозно-нравственных ценностей китайского общества / Т.М. Ринчинова // Культурное пространство Северо-Восточной Азии: сборник научных статей междунар. симпозиума. (19-20 мая 2011 г.). – Чита: РИК ЧитГУ, 2011. – 136-142.
  13. Ринчинова Т.М. Духовная картина мира как основополагающая компонента жизни народа / Т.М. Ринчинова // Гуманитарная наука юга России: международное и региональное взаимодействие: материалы междунар. науч. конф. (20-23 сентября 2011 г.). – Часть II. – Элиста: КИГИ РАН, 2011. – С. 266-269.
  14. Ринчинова Т.М. Современное китайское общество: специфика религиозно-нравственных ценностей / Т.М. Ринчинова // Человек, культура и общество в изменяющемся мире: сборник научных трудов в 2 ч. – Ч. 1 . – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2011. – С. 75-77.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подписано в  печать 15.12.11. Формат 60×84 1/16.

Бумага офсетная. Объем 1,5 печ. л. Тираж 100. Заказ № 78

 

Отпечатано  в типографии Изд-ва БНЦ СО РАН

670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6

1 Бердяев Н.А. О назначении человека / Н.А. Бердяев. – М.: Республика, 1993. – 340 с.; Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения / С.Н. Булгаков. – М.: Республика, 1994. – 415 с.; Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция / Н.О. Лосский. – М.: ТЕРРА, Республика, 1999. – 408 с.; Розанов В.В. Люди лунного света / В.В. Розанов. – М.: Азбука-классика, 2008. – 272 с.; Соловьев В.С. Оправдание добра / В.С. Соловьев. – М.: Республика, 1996. – 478 с.; Франк С.Л. Духовные основы общества / С.Л. Франк. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 398 с.; Флоренский П.А. У водоразделов мысли / П.А. Флоренский. – М.: АСТ, 2009. – 346 с.; Юркевич П.Д. Из науки о человеческом духе: очерки по философии и богословию / П.Д. Юркевич. – М.: Либроком, 2011. – 248 с.

2Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С.Ф. Анисимов. – М.: Мысль, 1988. – 253 с.; Архангельский Л.М. Методология этических исследований / Л.М. Архангельский. – М.: Наука, 1982. – 382 с.; Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов /  О.Г. Дробницкий. – М.: Изд-во политической литературы, 1967. – 351 с.; Каган М.С. Философская теория ценности. _ СПб.: Петрополис, 1997. – 205 с.; Максимов А.Н. Философия ценностей / А.Н. Максимов. – М.: Высшая школа, 1997. – 176 с.; Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры / В.П. Тугаринов. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. – 156 с.

3Абаев Н.В. О культуре психической деятельности в раннем конфуцианстве / Н.В. Абаев. – Новосибирск: Препринт, 1983. – 350 с.; Абрамова И.А. Политическая культура Китая: традиции и современность / И.А. Абрамова. – М.: Муравей, 2000. – 318 с.; Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае / Л.С. Васильев. – 2-е изд. – М.: Восточная литература, 2001. – 488 с.; Горбунова С.А. Идеологическая интерпретация социальной роли религии и буддизма в КНР / С.А. Горбунова // Проблемы Дальнего Востока. – 2005. – №2. – С. 144-154; Кравцова М.Е. История культуры Китая / М.Е. Кравцова. – СПб.: Изд-во «Лань», 1999. – 416 с.; Ломанов А.В. Современное конфуцианство: философия Фэн Юланя / А.В. Ломанов. – М.: Восточная литература, 1996. – 248 с.; Малявин В.В. Китайская цивилизация / В.В. Малявин. – М.: Изд-во «Астрель», 2000. – 635 с.; Чэн Цзэнхуань. Создание морали XXI века и конфуцианская этика / Чэн Цзэнхуань. – Пекин, 1995. – №9. – С. 31-34; Фэн Юлань. Краткая история китайской философии / Фэн Юлань. – СПб: Евразия, 1998. – 376с.; Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма / Л.Е. Янгутов. – Новосибирск: Наука, 1995. – 224 с.; Янгутов Л.Е. Традиции праджняпарамиты в Китае / Л.Е. Янгутов. – Улан-Удэ: БГУ, 2007. – 272 с.

4 Морозова В.С. Динамика ценностных ориентаций модернизирующегося китайского общества: дис. … канд. филос. наук. – Чита, 2007 – 158 с.; Аллаберт А.В. Место конфуцианства в модернизации Китая (конец XX – начало XXI в.): дис. … канд. ист. наук. – Санкт-Петербург, 2003. – 164 с.

5 Бергер Я. Политика реформ и структурно-функциональная реорганизация правительства КНР / Я. Бергер // Проблемы Дальнего Востока. – 2003. – №3. – С. 6-26; Ван Мэн. Волна глобализации и строительство культурной державы / Ван Мэн // ПДВ. – 2004. – №2. – С. 168-171; Портяков В. Становление Китая как ответственной глобальной державы / В. Портяков // ПДВ. – 2011. – №1. – С. 3-14; Титаренко М. Китай на марше: о достижениях и перспективах развития страны в XXI веке / М. Титаренко // ПДВ. – 2009. – №5. – С. 27-38; Чжан Сянго. Модернизационные процессы в современном Китае: социальные аспекты / Чжан Сянго. – СПб.: СПбГУ, 1999. – 153 с.; Янь Сяньянь. Управляемая глобализация: государственная власть и изменения в культуре Китая / Янь Сяньянь // Многоликая глобализация / под ред. П. Бергера и С. Хантингтона. – М.: Аспект-Пресс, 2004. – С. 27-57 и др.

6Здравомыслов А. Поле социологии в современном мире / А. Здравомыслов. – М: Логос, 2010. – 408 с.; Фотев Г. Флориан Знанецкий: гуманистич. социология / Г. Фотев // Современная американская социология. – М.: МГУ, 1994. – 222 с.; Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии / Я. Щепаньский. – М.: Прогресс, 1964. – 240 с.

7Рокич М. Методика «Ценностная ориентация личности» / М. Рокич // Психодиагностические методики. – Петрозаводск: «Петроком», 1992. – 318 с.

8 Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности / Н.З. Чавчавадзе. – Тбилиси, 1984. – 170 с.

9Ручка А.А. Ценностный подход в системе социального знания / А.А. Ручка. – Киев: Наукова думка, 1987. – 154 с.

10Туров И.С. Общество как социальная система / И.С. Туров // Социально-политический журнал – 1994. – №4. – С. 7-8; Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры / В.П. Тугаринов. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. – 156 с.

11Выжлецов Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития / Г.П. Выжлецов // социально-политический журнал. – 1996. – №1. – С. 86-99.

12Франкл В. Сказать жизни – «Да»: психолог в концлагере / В. Франкл. – М.: Альпино нон-фикшн, 2011. – 240 с.

13Анисимов С.Ф.  Введение в аксиологию / С.Ф. Анисимов. – М.: Современные тетради, 2001. – С. 47.

14Осинский И.И. Традиционные ценности в духовной культуре бурятской национальной интеллигенции / И.И. Осинский // Социс. – 2001. – №3. – С. 80.


Информация о работе Религиозно-нравственные ценности в культуре китайского общества