Концепция виртуализации Российской Национальной библиотеки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 10:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: раскрыть концепцию виртуализации Российской Национальной библиотеки. Актуальность настоящего исследования определяется, прежде всего, требованиями современного общества, т.к. информационное общество нового тысячелетия активно предъявляет свои требования к библиотекам.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………...3
Глава 1. История создания и развития Российской Национальной библиотеки …………………5
§1. Первое книгохранилище в России ( 1795 – 1900 гг.)……………………………………………5
§2. Публичная библиотека в период Гражданской войны и в годы Великой Отечественной Войны…………………………….10
§3. Деятельность библиотеки с 1946 по 2003 годы………………………………………………...15
Глава 2. Информационное обслуживание Российской Национальной библиотеки……………..20
§1. Внедрение информационных технологий в деятельность библиотеки……………………….20
§ 2. Официальный сайт Российской Национальной библиотеки…………………………………21
Заключение……………………………………………………………………………………............24
Приложение…………………………………………………………………………………………...26
Список литературы…………………………………………………………………………………...27

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 75.11 Кб (Скачать документ)

В 1810 году Александр I особым рескриптом предписал открыть новое  учреждение "на пользу общую" и  утвердил составленное Олениным и отредактированное  М.М. Сперанским "Положение о управлении Императорскою Публичною библиотекою" - первый в России библиотечный закон, посвященный "образу управления и содержанию" Библиотеки. Публичную библиотеку предписано было содержать на "деньги из государственного казначейства", выделяя впредь для этого особые суммы. "Положение" закрепило также установленные при ее основании главные принципы организации работы, а именно - хранение архива отечественной печати и рукописного наследия при соблюдении непременного условия "приема посетителей и доставления им всех нужных сведений по части каждого". Был очерчен круг обязанностей библиотекаря и хранителя манускриптов, установлен штат Библиотеки, ее структура. Из ведения Императорского Кабинета Публичная библиотека передавалась в Министерство народного просвещения, что подкрепляло ее просветительские намерения.

Общественную атмосферу, в которой начала жить и действовать  Публичная библиотека, в полной мере определяли слова, украсившие ее первый законодательный регламент: " На пользу общую", "без разбора лиц".

            По настоянию Оленина, в "Положение" 1810 года было вставлено правило об обязательной бесплатной доставке в Библиотеку в двух экземплярах всего, что выходит в свет из-под печатного станка в России. Так радикально была решена проблема полного и регулярного получения российских книг и других изданий.

          "Гроза двенадцатого года" отодвинула открытие Публичной библиотеки. Опасность, нависшая над столицей, заставила увезти из Петербурга "все рукописи и лучшие книги". В сопровождении помощника библиотекаря В.С.Сопикова библиотечное имущество, погруженное на бриг, отправилось водой на Север. Здесь бриг и члены его команды, преодолев в бурю Ладожское озеро, зазимовали на реке Свирь, неподалеку от Лодейного Поля.

           Убежденный в том, что Императорская Публичная библиотека - хранилище всех материалов, "до истории отечества нашего касающихся", Оленин был озабочен также и тем, чтобы приказы и известия по русской армии, "летучие листки" военного времени, газеты, выходившие на оккупированной французами территории, рукописные свидетельства участников и очевидцев сражений, партизанских стычек и налетов поступали на хранение в Публичную библиотеку. Создание коллекций книг, плакатов, альбомов, листовок, рукописных материалов о войне 1812 года отвечало патриотическим чувствам и других библиотекарей, не сомневавшихся в том, что эта война будет "самой знаменитейшей в летописях мира". Их труд, как показало время, не пропал даром. Интерес к книгам по истории России и прежде всего к публицистике периода Отечественной войны проявляли первые же посетители, перешагнувшие порог Публичной библиотеки. "И всего чаще читали описания подвигов наших героев, наипаче тех, которые прославились в последнюю войну. Требования сих книг были так велики, что библиотекари не успевали удовлетворить всех посетителей за раздачей таких книг другим читателям", - говорилось в отчете Библиотеки.

Открытие Публичной библиотеки состоялось в торжественной обстановке 2 (14) января 1814 года. На праздничном  акте присутствовало более двухсот  человек. Среди них выделялись поэт Г.Р.Державин, художник О.А.Кипренский, филолог А.Х.Востоков, архитектор В.П.Стасов. Открытие Публичной библиотеки для читателей, совпавшее, по словам А.С.Пушкина, со временем "славы и восторга" , было замечено всеми петербургскими газетами. Поэт и литературный критик П.А.Плетнев писал, что это событие было воспринято всеми, у кого "сильно билось русское сердце при слове Отечество", как "славное происшествие", важное для будущего России. О Библиотеке охотно писали и в последующие годы.

Называли ее "общенародным хранилищем", отмечали, что всякий читатель "имел свободный вход в  оную, какого бы звания или чина он не был". Библиотека была открыта и  для "употребления" и для "обозрения". Музейные функции - ознакомление публики  с книжными и рукописными сокровищами, осмотр библиотечных интерьеров, так  же, как и стремление служащих сопровождать осмотр Библиотеки рассказом о характере, истории, значении экспонируемых на выставках предметов - были присущи  Публичной библиотеке изначально.

            В первые годы после открытия ее посещало ежегодно от 500 до 600 человек. Билеты на право посещения Библиотеки приобретала самая разнообразная по происхождению и общественному положению публика: ученые, чиновники, военные, представители духовенства, купцы, мещане, учащиеся гражданских и военных учебных заведений. Разночинцы и "свободные люди" составляли в 1816-1819 годах примерно 11% всех читателей. В читальный зал пришла "новая молодежь", интересы которой, как уже отмечалось, определялись "общественным возбуждением после наполеоновских войн". Среди посетителей тех лет были будущий декабрист В.К.Кюхельбекер, математик Н.И.Лобачевский, путешественник Ф.П.Литке. В 1817 году документы Публичной библиотеки отметили появление первых читательниц    В 1833 году Оленину удалось завершить большие строительные работы. К угловому корпусу библиотечного здания было добавлено величественное строение, закрепившее центральное положение Библиотеки на Невском проспекте и прилегающей к нему Александрийской площади.

 

 

 

§2. Публичная библиотека в период Гражданской войны и  в годы Великой Отечественной  Войны

Столетие со дня открытия Публичной библиотеки было отмечено торжественным актом 2 (14) января 1914 года. Как и во времена Оленина, официальный характер торжеств, почти исключивший участие в них широкой общественности: ученых, писателей, общественных деятелей, рядовых читателей Библиотеки.

Библиотеке была вручена  высочайшая грамота, пожалованная Николаем II. Со всех концов страны - из библиотек, книгохранилищ, музеев, архивов, университетов, ученых обществ - поступили адреса, общим количеством около трехсот. Юбиляра приветствовали и друзья из-за рубежа. Газеты и журналы разных направлений (в их числе были и провинциальные издания) посвятили Библиотеке статьи, публикации, фотоматериалы. "Зоркий контроль общества", о котором писал А.Ф.Бычков применительно к 1850-м годам XIX столетия, продолжал существовать и в последующие десятилетия. Всего - с 1795 по 1917 г. - Публичной библиотеке, по далеко не полным данным, было посвящено около 3000 публикаций.

Уровень просвещения в  России, состояние библиотечного  дела побуждали Публичную библиотеку одновременно быть национальным книгохранилищем  и доступной бесплатной библиотекой, народным университетом и ученой лабораторией. "Великая библиотека" России внесла значительный вклад в  развитие просвещения и науки. Если в отношении оценки сделанного Публичной библиотекой в прошлом существовало заметное единодушие, то ее дальнейшее развитие вызывало в России споры, отражавшие позиции различных политических сил.

В.И.Ленин, узнав из русских  газет о подготовке юбилея Публичной  библиотеки, в статье "Что можно  сделать для народного образования", сформулировал позиции социал-демократов. Он выдвинул на первый план проблему доступности  Публичной библиотеки. Ленин выражал  возмущение стремлением попечительного начальства охранять "наши богатые  публичные библиотеки от улицы, от черни". Иную позицию занял М.О.Меньшиков, влиятельнейший русский журналист, ведущий публицист газеты "Новое время". В статье "Великая библиотека" он сказал много добрых, справедливых слов о Публичной библиотеке, в которой провело "молодые и зрелые годы большинство русского образованного общества". Он видел в демократизации Публичной библиотеки, в возрастании ее роли в самообразовании русской молодежи угрозу будущему России ("Очаги просвещения, как школы и библиотеки, не должны быть брошены на разгром черни",- заявил он). Меньшиков предложил Библиотеке взять на себя функции руководителя чтения, придав им охранительный характер. Мнения либеральных кругов, близких к кадетам, выразил Д.В.Философов. Его статьи, посвященные истории библиотеки, представляют большую ценность. Они не только блестящи в литературном отношении, но и содержат меткие характеристики ее деятелей, верное описание особенностей того или иного исторического периода. Философов высказался в пользу дальнейшей "разумной демократизации" деятельности Публичной библиотеки. "Библиотека, - писал он, - существует для читателя, и пожелаем, чтобы, вступая во второе столетие своей жизни, Библиотека вошла в более тесное общение с читателем,... чтобы Библиотека из казенной стала воистину национальной".

Февральская революция во многих отношениях изменила привычный  ход жизни национального книгохранилища, которое сразу же перестало быть Императорским и стало именоваться  Российской Публичной библиотекой. К середине 1917 года уже был рассмотрен в различных министерствах и  Государственной думе проект нового библиотечного устава, позволяющий  привести деятельность учреждения в  соответствие с общими принципами, провозглашенными новым строем. Согласно этому проекту, разработанному при  участии академика В.И.Вернадского, Библиотека должна была состоять в  управлении директора, назначаемого указом Временного правительства, и совета Библиотеки, функции и состав которого заметно расширялись; и хотя он по-прежнему оставался совещательным органом  при директоре, ему по ряду вопросов предоставлялся решающий голос. На штатные  должности стали приниматься  лица обоего пола - до этого времени  женщины зачислялись в Библиотеку только на правах вольнотрудящихся. Довольно быстро эти предложения стали внедряться на практике, хотя юридически устав не вошел в силу в намеченный для него срок - 1 ноября 1917 года. Помешала Октябрьская революция.

Первые  дни после переворота Библиотека была закрыта. Общим собранием сотрудников  было принято решение о непризнании  новой власти и об участии в  забастовке протеста, проводившейся  учреждениями науки и просвещения  Петрограда. Однако саботаж длился недолго. Как и в другие организации, сюда явился назначенный новым правительством комиссар. В конце января 1918 года директор Библиотеки Д.Ф.Кобеко был освобожден от занимаемой должности. А спустя три месяца 22 апреля Народный комиссариат просвещения утвердил уже новый устав Публичной библиотеки. Во многих отношениях этот документ проводил в жизнь положения проекта, выработанного при Временном правительстве, а в вопросе демократизации управления Библиотекой шел еще дальше. Главенствующим становился принцип коллегиальности, директор отныне был выборным лицом (первым избранным руководителем стал Э.Л.Радлов, который фактически и стоял во главе Библиотеки с 1916 года). Сохранялась должность правительственного комиссара. Значительно разросшийся совет, сориентированный в новых условиях прежде всего на установление связей с научными, просветительными и другими организациями, вообще оказывался мало дееспособен. Уставом законодательно подтверждался статус Библиотеки как национального книгохранилища, задачи которого становились еще шире: оно было призвано теперь всемерно содействовать народному образованию, развитию знаний в широких массах населения. Годы первой мировой войны, революций и разразившейся затем гражданской войны не прошли для Библиотеки бесследно. Резко - чуть ли не в 10 раз - сократилось, по сравнению с довоенным временем, число читателей. Изменился состав не только посетителей, но и самих библиотекарей. Эмигрировавших специалистов сменили во многом неквалифицированные работники. Ухудшилось пополнение Библиотеки книгами. Издания из-за рубежа практически перестали поступать.

Основным источником развития фондов в эти годы стали книжные  коллекции бывших правительственных  учреждений, дворцов, общественных организаций, а также покинувших Петроград  частных лиц. После революции сюда поступили собрания библиотек Государственного Совета, Государственной думы, Министерства юстиции, Новгородской Духовной семинарии и Софийского собора, Кирилло-Белозерского и Соловецких монастырей, архивы редакций "Русское слово", "Русское богатство", а также библиотеки профессора-юриста, поэта и литературного критика Б.П.Никольского, публициста и общественного деятеля Д.В.Философова, историка, лидера конституционных демократов П.Н.Милюкова, графа И.И.Толстого, бывшего министром народного просвещения, начальника Главного управления по делам печати П.П.Вяземского, известного художника И.И.Шишкина, собрания и коллекции искусствоведа В.Я.Адарюкова, музыкального критика П.Л.Вакселя, историков K.А.Военского, В.И.Сергеевича, А.Н.Пыпина, писательницы Е.Н.Водовозовой, композитора Н.А.Римского-Корсакова. Проблема их использования привела к возникновению филиалов, призванных снизить перегрузку читальных залов основного книгохранилища города.

Так, из коллекции Вольного Экономического общества выросла Библиотека народного  хозяйства, на основе книжных фондов издательства "Всемирная литература" - филиал, обеспечивающий читателей  зарубежной печатной продукцией, в  Таврическом дворце на базе фондов бывшей библиотеки Государственной  Думы была открыта библиотека Дворца Урицкого. В 1929 году начал работать Антирелигиозный филиал, созданный из фондов отделения культов (бывшего богословского отделения) Публичной библиотеки и библиотеки Духовной Академии. Некоторые филиалы создавались заново, и фонды их формировались из дублетов и приобретений самой Библиотеки. Но все они, начиная с первой в стране Библиотеки молодежи, созданной в 1925 году в Шуваловском особняке на набережной реки Фонтанки, представляли собой массовые, порожденные лишь веянием времени читальни, мало отвечающие статусу Публичной библиотеки. В 1946 году их упразднили. Филиалом, которому суждена была долгая жизнь, оказался созданный при Публичной библиотеке в 1928 году Дом Плеханова. Организованный и возглавлявшийся супругой первого русского марксиста Р.М.Плехановой-Боград, он сразу стал крупнейшим центром научной разработки теоретического наследия этого выдающегося мыслителя.

К концу 1920-х годов полностью библиотека восстановилась и стала основным источником пополнения фондов нарушившаяся в годы войны система поступлений в библиотеку обязательных экземпляров. Покупка книг как способ получения новых отечественных изданий долгое время из-за почти полного отсутствия средств вообще не имела существенного значения. Финансовые возможности для этого появились лишь с середины 1930-х годов. Еще сложнее обстояло дело с приобретением иностранной литературы. Ограниченные валютные средства направлялись преимущественно на выписку периодических изданий, причем в основном с технико-экономическим уклоном. Охвативший в те годы страну пафос индустриализации привел к определенной односторонности в ориентации Библиотеки, что сказалось и в политике комплектования фондов.

Информация о работе Концепция виртуализации Российской Национальной библиотеки