Электронное правительство в Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 22:53, доклад

Краткое описание

Развитию электронного государства Великобритании посвящен доклад Digital Britain («Цифровая Британия») 2009 года. Документ, разработанный департаментами культуры, СМИ и спорта, бизнеса и инноваций, описывает основные цели, задачи и приоритеты развития всех аспектов информационного общества в стране. Электронному правительству посвящена одна из глав. По данным Global E-Government Survey 2010, во всемирном рейтинге готовности стран к использованию технологий электронного правительства, подготовленном Департаментом по экономическим и социальным вопросам ООН, Соединенное Королевство заняло четвертое место среди 192 стран. Для сравнения, Россия в этом списке находится на 59 позиции.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Электронное правительство в Великобритании.docx

— 23.96 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

Сообщение

на тему: «Электронное правительство в Великобритании».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        

 

 

 

 

 

 

Развитию электронного государства Великобритании посвящен доклад Digital Britain («Цифровая Британия») 2009 года. Документ, разработанный департаментами культуры, СМИ и спорта, бизнеса и инноваций, описывает основные цели, задачи и приоритеты развития всех аспектов информационного общества в стране. Электронному правительству посвящена одна из глав. По данным Global E-Government Survey 2010, во всемирном рейтинге готовности стран к использованию технологий электронного правительства, подготовленном Департаментом по экономическим и социальным вопросам ООН, Соединенное Королевство заняло четвертое место среди 192 стран. Для сравнения, Россия в этом списке находится на 59 позиции.

Несмотря на очевидные успехи, в туманном Альбионе не останавливаются на достигнутом и продолжают совершенствовать элементы электронного правительства. Трудно поверить, но в середине 90-х годов прошлого века страна признавала себя отстающей среди развитых государств по уровню готовности к информационному обществу.

Считается, что фигурой, изменившей ход событий, стал премьер-министр Тони Блэр. В 2000-х Блэр добился увеличения расходов бюджета на создание необходимой инфраструктуры, принятия поддерживающих нормативных актов и ускорил процесс с помощью такого близкого России административного ресурса.

Надо отметить отличие английского правопорядка от того, который существует в России. Общая система права Соединенного Королевства основана на судебных прецедентах, складывающиеся традиции и практика влияют на правоприменение. В этой связи оборот электронной цифровой подписи не является для Великобритании камнем преткновения, она признается разными учреждениями. Действующие редакции законов не подчеркивают монополию бумажного документооборота, вследствие чего существует большая свобода использования электронных аналогов.

Специалисты инвентаризировали все государственные услуги. На тот момент их насчитывалось около 250. Труднее было взаимодействовать с муниципалитетами. Как и в России, они независимы от органов федеральной власти, и обязать их осуществлять формальные действия оказалось сложно.

Главным было названо построение модели, ориентированной на потребности граждан и бизнеса. Люди накопили уже достаточно опыта непосредственного взаимодействия с государственными структурами: стояли в очередях, собирали документы, обращались в разные инстанции. Поэтому представить им знакомую схему в интернете было обреченным на провал шагом. Этим и объясняются слишком низкие показатели первого этапа внедрения информационных технологий.

Разработчики единого портала государственных услуг Великобритании сформулировали новый тезис, на котором базируются сегодняшние инновации. От «правительства в Интернете» следует переходить к «правительству из Интернета». В связи с этим тезисом были предприняты следующие меры: объединение разрозненных государственных интернет-ресурсов, внесение поправок в законодательство, обеспечивающие налоговые льготы для тех, кто осуществляет обязательные платежи в электронном виде. На сегодняшний день удалось сделать доступными в электронном виде 75% сервисов.

В 2001 году начал эксплуатироваться правительственный шлюз (gateway), разработанный компанией Microsoft, который централизовал несколько крупных блоков правительственной архитектуры в интернете. Данная технология существует уже девять лет, но финансируется и активно функционирует последние два года.

Госструктуры Британии входят в число самых крупных клиентов ИКТ-вендоров. Из федерального бюджета тратится около 16 млрд евро в год на технологии, на долю которых приходится 4,6% общих государственных расходов. При этом Microsoft поставляет всего 19% программного обеспечения, используемого в публичном секторе. Совокупный расход на ПО в 2009 году составил 1,76 млрд фунтов.

Как уже было сказано, архитектура электронного правительства в Великобритании не централизована в полной мере. Для удобства посетителей там функционируют три службы: Directgov, обслуживающая граждан, Businesslink, предназначенная для нужд бизнеса и NHSchoice, сконцентрированная на вопросах здравоохранения. Находятся все три системы на технологической платформе от Microsoft, которая отвечает еще и за совершение транзакций, аутентификацию и безопасность. Всего на портале Directgov размещена 171 услуга: 124 из них предоставляют органы исполнительной власти и 47 – муниципальные.

Пошаговый принцип изложения информации характерен для британских государственных ведомств, это своеобразный стандарт. В нормативных документах он называется check list (контрольный лист), в котором последовательно описаны все требования к юридическому или физическому лицу при обращении за государственными услугами. Применяются контрольные листы и в надзорной деятельности. Среди трех самых популярных услуг по состоянию на январь 2010 года оказались сервисы Департамента таможенных сборов и доходов Ее Величества Королевы (оригинальное название налоговой службы Великобритании).

Заметных достижений добились британцы в онлайн-регистрации транспортных средств. В данном процессе участвуют три независимые инстанции, включая частные страховые и технические компании. Предусмотренная на сайте форма позволяет заполнить необходимые данные из всех инстанций и отослать информацию в компетентные органы. После чего заявитель получает сведения о регистрации, и через единый правительственный шлюз данные становятся доступными для всех заинтересованных ведомств.

Организация поддержки фермеров, снабжение сельхозпроизводителей информацией, создание для них регулярных форм для заполнения документов сократило их затраты на 15% и сэкономило отрасли 16,5 млн фунтов в год. Около 90% юридических лиц обслуживаются в электронном виде в Регистрационной палате. Более 85% представляют свои ежегодные отчеты онлайн. В 2007–2008 годах было осуществлено 3,1 млн таких онлайновых транзакций.

Статистика посещений сайта Directgov увеличилась с 11 млн до 27 млн в месяц, по данным на январь 2010 года. Всего же в системе зарегистрировано 10 млн пользователей – каждый шестой гражданин Великобритании. 55% налогоплательщиков оплачивают дорожный налог по каналам правительственной сети.

Директор подразделения по коммуникациям Directgov Майк Хобан отметил ряд фундаментальных проблем внедрения электронного правительства в Соединенном Королевстве. Министерства и органы местного самоуправления стремятся сохранить свою независимость от централизованных систем; отсутствует программное финансирование и политическая воля для императивного включения всех ведомств в единый процесс; ведомства препятствуют интеграции, обосновывая это непримиримыми отличиями форм и баз данных. Здесь мы можем уловить сходство с российской бюрократической ментальностью. Все вышеперечисленные факторы, по словам Майка Хобана, были преодолены.

Среди основных результатов внедрения e-goverment государственный служащий назвал следующие. Количество госорганов, работающих в сети, увеличилось, усиление активности ведомств в интернете повлекло рост интереса населения, возник эффект привыкания к новым формам взаимодействия.

Не так давно законодательство туманного Альбиона пополнилось еще одним документом – Smart Government ("Разумное правительство"). Руководитель подразделения по работе с центральными органами государственной власти Microsoft UK Джонатан Соулер так прокомментировал этот акт: "Первая концепция Directgov касалась в основном оптимизации публичных услуг, новый документ – это уже реформа всего госуправления. По замыслу разработчиков, должен измениться "ландшафт" государственной системы – она будет перестраиваться под потребности граждан и бизнеса". Стратегически определено развитие ИКТ в правительстве до 2020 года. Акцент сместился к экономии финансов.

Для экономии на самом проекте Е-goverment не без помощи все той же Microsoft запущено так называемое G-Cloud ("Правительственное облако") – виртуальная модель, которая содержит основные технологические компоненты для взаимодействия с общей инфраструктурой правительства, способная функционировать на любом сервере в любой точке мира. Это помогает рационализировать деятельность центров обработки данных, которые, как известно, разрознены по ведомственной принадлежности, и сэкономить на накладных расходах. Планируется, что к 2014 году с помощью G-Cloud расходы на ИТ сократятся на 20%.

Таким образом, развитию электронного государства Великобритании посвящен доклад Digital Britain, в котором элементы электронного правительства продолжают совершенствоваться. Считается, что фигурой, изменившей ход событий, стал премьер-министр Тони Блэр. Основной тезис, на котором базируются инновации Великобритании - от «правительства в Интернете» следует переходить к «правительству из Интернета». В этой стране в 2001 году начал эксплуатироваться правительственный шлюз (gateway), разработанный компанией Microsoft. Архитектура электронного правительства в Великобритании не централизована в полной мере. Для удобства посетителей функционируют три службы: Directgov, обслуживающая граждан, Businesslink, предназначенная для нужд бизнеса и NHSchoice, сконцентрированная на вопросах здравоохранения. проблем внедрения электронного правительства в Соединенном Королевстве. Основными проблемами развития «e-government» являются следующие: министерства и органы местного самоуправления стремятся сохранить свою независимость от централизованных систем; отсутствует программное финансирование и политическая воля для императивного включения всех ведомств в единый процесс; ведомства препятствуют интеграции, обосновывая это непримиримыми отличиями форм и баз данных. Здесь мы можем уловить сходство с российской бюрократической ментальностью. Однако из положительных тенеденций отмечается рост интереса населения к он-лайн общению с правительством, возникает эффект привыкания к новым формам взаимодействия.

 

 


Информация о работе Электронное правительство в Великобритании