Рейдерские захваты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 17:32, реферат

Краткое описание

Рейдерский захват как угроза промышленной собственности в РФ на современном этапе развития
Промышленная собственность — разновидность интеллектуальной собственности. Объектами охраны промышленной собственности являются: патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования места происхождения товаров, фирменные наименования, коммерческие обозначения, «ноу-хау» и др.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Рейд.захв.ПС.docx

— 27.45 Кб (Скачать документ)

Рейдерский захват как угроза промышленной собственности в РФ на современном  этапе развития

Промышленная собственность  — разновидность интеллектуальной собственности. Объектами охраны промышленной собственности являются:  патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования места происхождения товаров, фирменные наименования, коммерческие обозначения, «ноу-хау» и др.

Ре́йдерство —силовое поглощение предприятия против воли его собственников, имеющих преимущественное положение в данном предприятии, и/или его руководителя. Захват бизнеса путём рейдерства называют «рейдерским захватом». К рейдерской деятельности также относят корпоративный шантаж.

Проблема защиты прав собственника и собственности является одной  из самых актуальных проблем формирования рыночных отношений. Ключевой вопрос обеспечения  экономической безопасности - защищенность собственности.

Сегодня набирает силу новый вид  присвоения собственности в сфере  нематериальных активов - интеллектуальное  или патентное «рейдерство». 

Патентное рейдерство получило широкое распространение во многих странах мира. Как правило, целью рейдерских захватов является не защита промышленной собственности (ПС), а принуждение предприятий, компаний или отдельных лиц либо к выплате компенсаций, либо к покупке патентов или лицензий. Объекты интеллектуальной собственности — патенты на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, свидетельства на товарные знаки и программы ЭВМ — являются нематериальными активами предприятия, но их цена может намного превышать стоимость основных активов компании. Поэтому мишенью рейдерских атак все чаще становятся фирмы, ведущие научно-исследовательские, проектные, опытно-конструкторские работы, владеющие ноу-хау, изобретениями и другими объектами ПС.

В большинстве случаев присвоенная  в результате рейдерских действий интеллектуальная собственность не используется по назначению, что тормозит научно-технический  прогресс, прогрессивные технические  направления, препятствует развитию инновационной деятельности. Особую опасность рейдерские атаки представляют для предприятий и организаций наукоемких отраслей, таких как машиностроение, авиа- и ракетостроение, электронная и радиопромышленность и т.д.

В США патентное рейдерство получило название «троллинг», а люди и фирмы, занимающиеся им, стали именоваться патентными троллями. Патентный тролль — это физическое или юридическое лицо, специализирующееся на предъявлении патентных исков; это владелец патентов, который не ведет по ним производственной деятельности.

Стратегия патентных рейдеров предусматривает:

  • получение прав на заявку или на зарегистрированный объект промышленной собственности;
  • лишение указанных прав подлинного заявителя или правообладателя;
  • приобретение права использования объекта ПС (или лишение такого права подлинного пользователя);
  • внесение изменений в зарегистрированный договор (включая его расторжение) по использованию объекта интеллектуальной собственности, прекращение его правовой охраны.

Действуя в рамках законодательства, патентные тролли:

  • приобретают большое число патентов по перспективным направлениям научно-технического развития, скупают патенты на значимые изобретения, авторы которых не в состоянии реализовать их самостоятельно, а также на усовершенствования, служащие дополнением к патентам изделий, имеющих успех на рынке. Дождавшись, когда крупные фирмы начнут использовать эти изобретения в промышленных масштабах, патентные тролли предъявляют к нарушителям свои иски;
  • изучают патент производителя, находят его слабые места и варианты дополнительных пунктов и патентуют их;
  • исследуют выпускаемую продукцию на незапатентованные позиции и оформляют на них свой патент;
  • анализируют известные выпускаемые изделия и получают на них патенты за счет патентной софистики(Софистика - сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных доводов, так называемых софизмов - всякого рода уловок, замаскированных внешней, формальной правильностью);
  • регистрируют известный товарный знак на свою некачественную продукцию;
  • следят за оплатой пошлин и при просрочке немедленно регистрируют патент на себя.

Традиционная для патентного рейдерства легализация прав на неимущественные активы происходит путем регистрации лицензионного соглашения либо договора об отчуждении прав на объект ПС. Поскольку действия патентных рейдеров легальны, они находят поддержку в суде, других инстанциях, контролирующих исполнение законов.

Сегодня патенты все чаще используются не как основа производства и продажи товаров, а как средство устранения конкурентов и вымогательства, нередко в глобальном масштабе. Приобретение патентов «портфельным способом» стало для некоторых крупных компаний «стратегией взаимного сдерживания».

Например, японская автомобильная компания Nissan подает на немецкий концерн BMW в суд, утверждая, что используемая в автомобилях BMW технология колеса защищена патентом, принадлежащим компании Nissan. Ответчик подает встречный иск, в котором указывает, что используемая Nissan технология самодвижущейся коляски защищена патентом, принадлежащим компании BMW. Проанализировав судебные перспективы, оба автогиганта заключают мировое соглашение и продолжают скупать новые патенты по всему миру.

Рассмотрим деятельность патентных троллей на родине этого явления — в США. Несмотря на то, что свое прозвище патентные шантажисты получили относительно недавно, изобретателям приходилось сталкиваться с ними еще в 19 веке. Так, в 1879 году Томас Эдисон был вынужден выкупить патент на созданную им лампу накаливания с углеродной нитью у канадцев Мэтью Эванса и Генри Вудворда.

В наши дни в этой сфере весьма преуспела компания Intellectual Ventures, по некоторым данным контролирующая три—пять тысяч патентов. Компания скупает по бросовым ценам патенты на технологические решения у компаний-неудачников и старые патенты. Компания оплачивает деятельность 25 изобретателей и содержит трех-четырех штатных сотрудников, работающих над идеями, которые смогут принести прибыль через пять—шесть лет, что считается вполне приемлемым сроком для венчурного капитала.

Известно, что в США крупные  фирмы часто используют негативный образ патентных троллей для запугивания изобретателей-одиночек, чтобы завладеть их идеями, блокируя тем самым появление альтернативных продуктов. Поэтому различие между троллем и добросовестным владельцем патента часто остается размытым.

В последнее время, после принятия ряда мер в патентном законодательстве, патентным троллям стало труднее работать, однако в области IT-бизнеса, который развивается очень быстро, завладев патентом, описывающим ключевую технологию, можно через пять–десять лет рассчитывать на весомые роялти со стороны корпораций, совершенствующих свою продукцию.

В России патентные тролли появились  в 90-е годы. Тогда некоторые фирмы и отдельные патентные поверенные зарегистрировали на себя многие известные иностранные торговые марки, а когда те появлялись на российском рынке, подавали на них в суд и получали неплохой доход.

Как правило, целью российских рейдеров является спекулятивная перепродажа захваченной собственности, что приводит к развалу производственных предприятий. По экспертной оценке «в России проблема состоит не в том, что есть рынок недружественных поглощений, а в том, что он слабо регламентирован, почти неуправляем, сильно коррумпирован. Не то плохо, что захватывают заводы, а то, что преступными, в том числе коррупционными методами, попирая право собственности, захватывают даже эффективные предприятия, которые потом могут быть уничтожены. Тем самым наносится урон промышленному потенциалу и безопасности страны».

До сих пор не определена судьба большого числа технических решений  советского периода, оформленных авторскими свидетельствами, многие из которых в годы приватизации были безвозмездно отданы частным фирмам. По оценкам экспертов, объем защищенной интеллектуальной собственности России не превышает сегодня 2 %.

Своей успешностью патентное рейдерство в России обязано в том числе дороговизне и длительности процессов, которые добросовестный участник рынка должен применять при защите своих объектов интеллектуальной собственности: многие компании предпочитают откупиться, рассчитывая таким образом сэкономить время и деньги. Однако, заключив однажды соглашение с патентным рейдером, они де-факто признают его права и делают единоличным хозяином своего бизнеса: теперь лишь от него зависят размеры лицензионных платежей, только он решает — продавать или не продавать им право продолжать бизнес.

У промышленных предприятий патентные  рейдеры могут:

  • вымогать денежные средства по претензиям, возникающим у патентообладателей;
  • блокировать их производственную деятельность в конкурентных целях;
  • захватывать материальные активы в полном объеме, предъявляя иски по использованию нематериальных активов.

В результате государство недополучает бюджетные средства в виде налогов от хозяйствующих субъектов, использующих объекты ПС, от внутренних и экспортных лицензионных сделок. Представляет опасность и неконтролируемый процесс продажи патентов иным лицам. При этом нужно иметь в виду вероятный выброс на рынок огромного количества объектов ПС, патенты и свидетельства на которые либо просрочены, либо неправильно оформлены.

Согласно российскому патентному законодательству обладатель патента  может требовать пресечения действий лиц и организаций, нарушающих его  исключительные права, возмещения ими  убытков, выплаты компенсаций и  даже изъятия материальных ценностей у изготовителей, хранителей, перевозчиков и продавцов незаконной продукции. В соответствии со статьей 147 Уголовного кодекса РФ незаконное использование изобретения, полезной модели, промышленного образца влечет за собой крупный штраф или лишение свободы на срок до двух лет. Если речь идет о действительном нарушении исключительных прав, например об откровенных подделках известных товаров или другом очевидном контрафакте, то закон оказывается на стороне правого. Но если владельцем патента является патентный тролль, закон становится инструментом давления на бизнес.

В России патентное рейдерство часто используется для захвата продукции конкурента. Нередко из-за конфликта бывшие коллеги разделяются, но каждый продолжает выпускать туже продукцию. При этом тот, кто первым успевает ее запатентовать, получает право обращаться в суд, обвиняя бывшего коллегу в нарушении своих патентных прав, и выигрывает судебный процесс. Если деятельность предприятия-ответчика основывалась на патентах, это нередко приводит к продаже предприятия, то есть к захвату его конкурентами.

В отличие от американских троллей, обращающихся в суд с гражданскими исками, российские патентные рейдеры обычно подают судебные иски о возбуждении уголовных дел в отношении руководства компаний, что является питательной средой для коррупции.

Одним из перспективных направлений патентного рейдерства становится скупка идей изобретателей-одиночек или финансово необеспеченных фирм на стадии заявок на объекты интеллектуальной собственности.

В России недостаточное внимание уделяется патентованию научных разработок. Ученым необходимо публиковаться в научных журналах. Часто в их статьях излагаются идеи, представляющие немалую коммерческую ценность, но не имеющие патентной защиты, что дает возможность иностранным компаниям беспрепятственно (и бесплатно) эти идеи использовать.

После вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) возрастут размеры пошлин за патентование для российских граждан и юридических лиц, что лишит возможности патентной защиты многие научные учреждения с недостаточным финансированием. Это также может стать причиной активизации патентных троллей.

Как видим, в российском законодательстве имеется немало белых пятен, позволяющих патентным рейдерам активно действовать, оставаясь в границах правового поля.

Широкую огласку в нашей стране получили попытки патентного шантажа  известных компаний российским обладателем патентов О.О. Тихоненко. В 2008 году он получил три патента на полезные модели амортизаторов и сразу же предъявил требования к 49 компаниям, реализующим соответствующие автозапчасти иностранного производства. Цена предложения по урегулированию конфликта составила более $ 30 млн. По заявлению Тихоненко УБЭП ГУВД в массовом порядке начал проводить контрольные закупки и опечатывать склады фирм-дистрибьюторов в Москве, Новосибирске, Хабаровске, Екатеринбурге, Владивостоке, Омске и других городах. Коллегия Палаты по патентным спорам Роспатента смогла аннулировать патенты Тихоненко лишь в ноябре 2009 года.

Аналогичная схема давления была реализована  в 2006 году в отношении компаний «Моторола» и «Евросеть», когда гражданин Панов П.А. на основании зарегистрированных им на свое имя патентов с помощью правоохранительных органов изъял у «Евросети» сотовые телефоны «Моторола» на сумму, превышающую $ 20 млн.

Для защиты от патентных троллей  необходимо патентовать свои объекты  интеллектуальной собственности, в  том числе товарные знаки, бренды, этикетки, наклейки, упаковку и т.п.

Это особенно актуально для вновь  создаваемых компаний. При этом важно  использовать технологию постановки «на  баланс предприятия» товарных знаков и промышленной собственности, что  существенно сократит налоговое  бремя организации и окупит все  расходы на создание и патентование ИС. Чтобы не стать жертвой патентных  рейдеров, нужно своевременно регистрировать свои права на интеллектуальную собственность, своевременно продлевать срок действия патентов, проводить тщательную экспертизу заявленного на патентную охрану объекта ИС, не передавать дилерам  подробных технических сведений о продукте и не позволять им патентовать  на себя технические решения.

Информация о работе Рейдерские захваты