Воспитание детей-сирот в детских домах и интернатах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что проблема реализации прав ребенка существовала в России во все времена, к сожалению, она не решена и сегодня. Социально-экономическая ситуация в стране развивает острую необходимость разработки комплекса мер, наделяющих ребенка правами, гарантирующими развитие его личности и создающих систему правовых условий для реализации этих прав.
Дети - не только будущее, но и настоящее, не только национальная, но и общечеловеческая, ценность. Это особая, со своими интересами социально-демографическая группа, нуждающаяся в силу умственной и физической незрелости в специальной заботе государства и общества. Именно дети оказались незащищенными в ходе социально-экономических реформ. Рост преступности, вооруженные и межнациональные конфликты, инфляционные процессы, безработица, нравственная деградация, снижение уровня жизни и другие пороки сказались, прежде всего, на семьях и детях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РФ
1.1 Понятия, классификации и права ребенка в семье
1.2 Личные неимущественные права ребенка
1.3 Имущественные права ребенка
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
2.1 Проблемы правового регулирования защиты прав ребенка в семейном законодательстве
2.2 Пути совершенствования законодательной регламентации прав ребенка в семье
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Прикрепленные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota.docx

— 44.90 Кб (Скачать документ)

Семейный Кодекс РФ содержит значительное число новелл в области регулирования алиментных правоотношений, в частности, допускается вероятность заключения соглашения об уплате алиментов, возможно взыскание алиментов на несовершеннолетних детей в твердой денежной сумме, предусматривается обращение взыскания на имущество лица, обязанного выплачивать алименты, при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей суд вправе вынести постановление о взыскании алиментов до вынесения судом непосредственно решения о взыскании алиментов и др. Но все же законодатель не урегулировал некоторые важные вопросы, которые касаются содержания детей. При разработке Семейного кодекса РФ отказались от установления минимума алиментов, мотивируя это тем, что в новых экономических условиях у государства нет средств воздействия на лиц, не желающих работать или не желающих получать соответствующий заработок. Такое решение в новом семейном законодательстве было поддержано в литературе. [13].

Тогда какие же неблагоприятные последствия следует установить в законе для лиц, не желающих содержать своих детей? Без установления санкций это будет не правовая, а лишь моральная обязанность кормить, одевать, обувать своих детей. Парадокс заключается в том, что по действующему законодательству таких родителей даже нельзя лишить родительских прав.

Для выхода из сложившейся ситуации, на наш взгляд, необходимы следующие меры. Основанием лишения родительских прав должно быть признано уклонение родителей без уважительных причин от выполнения своих обязанностей перед детьми. Указание в законе о злостном уклонении от уплаты алиментов из содержания ст. 69 Семейного кодекса РФ следует исключить.

Поскольку материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38 Конституции РФ), государство должно в законодательстве установить минимальный размер алиментов. Это будет соответствовать и содержанию ст. 3, 5, 6, 18 и др., и Конвенции о правах ребенка. И если родители без уважительных причин будут отказываться от работы или будут выполнять настолько низкооплачиваемые работы, что данный минимум не будет соблюдаться, они должны лишаться своих родительских прав. Соответствующий гарантийный минимум средств в этом случае должен выплачиваться государством. [1][4]

Также необходимость установление минимального размера алиментов обусловлена тем, что в современных условиях, когда развивается рыночная экономика, предпринимательство, индивидуальная трудовая деятельность, подход к исчислению алиментов на детей в процентах становится архаичным. К тому же он дает возможности недобросовестным плательщикам алиментов обойти закон, порождает у них стремление уменьшить реальное наполнение «процента» и беспрепятственно ухудшить таким образом материальное положение ребенка (оформление фиктивных разводов со вторым супругом и получение алиментов на общих с ним детей, переход на нижеоплачиваемую работу, сокрытие работы по совместительству, по договорам подряда и т. д.). Подобная позиция законодателя часто сдерживает творческую деятельность лиц, обязанных уплачивать алименты.

В настоящее время сама жизнь подсказывает необходимость совершенствования алиментного законодательства. Пора в семейном законодательстве России изменить порядок определения судом размера алиментов на детей и назначать его в твердой денежной сумме, исходя из материального положения сторон.

Предварительно надо установить минимальный и максимальный размеры алиментов. Минимальным размером, как показывает судебная практика, обычно принимается прожиточный минимум, установленный для той или иной местности[14]. Нужны ограничения в чрезмерных размерах алиментов - целесообразно установить их максимальный размер.

И в рамках таких пределов будут учитываться заработок, доходы, материальное положение супруга-плательщика. Причем необходимо учитывать доходы и того супруга, с которым остается ребенок. И если этот супруг относится к высокооплачиваемой категории работников, то достаточно ограничить алименты определенной суммой, а если к низкооплачиваемой - сумму увеличить. Должны приниматься во внимание и заботы родителей по уходу за детьми.

При учете потребностей ребенка следует исходить из средних расходов на его содержание, рода трудовых занятий, к которым он готовится, а также учитывать его возраст - на содержание ребенка в возрасте до семи лет требуется меньше средств, чем на содержание ребенка более старшего возраста, и существенно возрастают расходы па детей в возрасте от 14 до 18 лет.

По законодательству России родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей до достижения ими совершеннолетия, т. е. до 18-летнего возраста, независимо от того, продолжает ли ребенок учиться после этого в каком-либо учебном заведении. А вот семейное законодательство некоторых других стран прямо учитывает учебу детей после достижения ими совершеннолетия как фактор для продолжения взыскания алиментов.

Сейчас пенсионным законодательством России закреплено право тех детей, которые учатся, на получение пенсии по случаю потери кормильца до окончания профессионального обучения в очных учебных заведениях, но не более чем до 23 лет.

Следовательно, государство приняло на себя обязанность вместо родителей предоставлять материальную поддержку детям при учебе после достижения ими совершеннолетия.

В соответствии с вышеизложенным на родителей тоже должна быть возложена обязанность материально помогать своим детям при их учебе и после достижения совершеннолетия.

Тут надо учесть и нормы действующего законодательства: Семейный кодекс России обязывает родителей заботиться об обучении своих и в свою очередь предоставляет родителям право на получение помощи и содержания от тех же детей.

Поэтому вполне логичным и справедливым будет ввести в Семейный кодекс РФ специальную правовую норму – статью 80.1 - о продлении взыскания алиментов на детей при их учебе после достижения совершеннолетия. Редакция данной нормы может быть такой: «Взыскание алиментов на содержание совершеннолетних детей, которые учатся, продолжается до окончания ими профессионального обучения в очных учебных заведениях, но не более чем до достижения ими 23-летнего возраста». Тем самым будет достигнута унификация норм пенсионного и семейного законодательства в части материального обеспечения юношей и девушек при осуществлении ими своего права на образование.

Также проблемой является регламентирование имущественных прав детей в семье. Несмотря на то, что в ст. 60 Семейного кодекса РФ прямо названы три вида имущественных прав ребенка, в семейно-правовой литературе встречается указание лишь на два из них. К имущественным правам ребенка следует отнести: право собственности, право на получение содержания от своих родителей [15].

Содержание включает в себя как алименты, так и все другие виды материальной помощи, создающие благоприятные условия для развития ребенка.

Право ребенка на получение содержания, а также право собственности ребенка достаточно полно исследованы в научной литературе. Природа и содержание третьего имущественного права ребенка, закрепленного в п. 4 ст. 60 Семейного кодекса, а также имущественного права ребенка, предусмотренного в п. 5 ст. 38 Семейного кодекса, требует дополнительных пояснений.

Право ребенка владеть и пользоваться с согласия родителей их имуществом при совместном с ними проживании. В п. 4 ст. 60 Семейного кодекса РФ установлено, что ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

Право ребенка владеть и пользоваться имуществом родителей (либо одного из них) не входит в категорию обязательственных прав ни по предусмотренным Гражданским кодексом РФ основаниям возникновения обязательств (ст. 307), ни по своему содержанию. Рассматриваемое право относится к числу ограниченных вещных прав лиц, не являющихся собственниками. [3] Оно не названо в примерном перечне ограниченных вещных прав (п. 1 ст. 216 Гражданский кодекс РФ), но установлено иным федеральным законом - Семейным кодексом РФ.

Семейное законодательство не оперирует категорией вещных прав, однако, определяя отношения, регулируемые семейным законодательством, включает в них, в частности, имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами. Из содержания ст. 4 Семейного кодекса РФ следует, что к такому роду отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство, поскольку это не противоречит существу семейных отношений. Эффективное регулирование отношений между ребенком и его родителями (родителем) по владению и пользованию имуществом последних во многом зависит от содержания соответствующих гражданско-правовых норм.

В литературе разных лет уделяется значительное внимание понятию, признакам, видам и иным проблемам вещных прав. Ныне действующий Гражданский кодекс РФ посвящает их регулированию нормы раздела II «Право собственности и другие вещные права» (ст. 209 - 217). Пожалуй, наибольшую трудность представляет вопрос, какие права, помимо перечисленных в ст. 216 Гражданского кодекса РФ, могут быть отнесены к вещным [16] [3]. В ограниченных вещных правах «решающее значение для носителя этого права имеет то отношение, которое связывает его с собственником[16]. Применительно к праву ребенка владеть и пользоваться с согласия родителей их имуществом такого рода решающее значение имеет содержание семейных отношений между родителями и детьми. Вопрос о свойствах (признаках) вещного права в научной литературе является дискуссионным. В Гражданском кодексе РФ названы два таких свойства: [3]

1) во-первых, в соответствии с п. 3 ст. 216 переход права собственности на имущество к другому лицу не является основанием для прекращения иных вещных прав на это имущество;

2) во-вторых, в соответствии с п. 4 ст. 216 вещные права лица, не являющегося собственником, защищаются от их нарушения любым лицом в порядке, предусмотренном ст. 305 Гражданского кодекса РФ (вещно-правовая защита).

Содержание указанных правовых норм вызывает достаточно обоснованные возражения. Так оба эти признака (и право следования, и абсолютный характер защиты) свидетельствуют о шаткости позиции, занятой законодателем при вычленении вещных прав, поскольку оба они могут быть присущи и правам, которые лишь с большой натяжкой относятся к вещным, а то и вовсе не относятся к ним. Но как бы там ни было, с позицией законодателя в этом вопросе приходится считаться [17]

Если обратиться к другой литературе признакам вещных прав лиц, не являющихся собственниками, то можно заметить, что многие из них свойственны рассматриваемому праву ребенка (объектом этого права является индивидуально-определенная вещь; данное право характеризуется как абсолютное; его субъект обладает правомочием пользования вещью и др.).

Право ребенка на вещи, приобретенные исключительно для удовлетворения его потребностей. В п. 5 ст. 38 Семейного кодекса РФ применительно к разделу общего имущества супругов предусмотрено: вещи, приобретенные исключительно для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей (одежда, обувь, школьные и спортивные принадлежности, музыкальные инструменты, детская библиотека и другие), разделу не подлежат и передаются без компенсации тому из супругов, с которым проживают дети.

Упоминая о п. 5 ст. 38 Семейного кодекса РФ, не раскрывают природу закрепленного в нем имущественного права ребенка. Во-первых, имущество, приобретенное исключительно для потребностей детей, остается в общей совместной собственности родителей с обременениями, вызванными правомочиями ребенка. Во-вторых, ребенок обладает особым вещным правом - правом пользования имуществом, приобретенным родителями для его нужд. В-третьих, поскольку ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (п. 1 ст. 54 Семейного кодекса РФ), то рассматриваемое право пользования по общему правилу сохраняется до совершеннолетия.

Таким образом, в п. 5 ст. 38 Семейного кодекса РФ речь идет еще об одном ограниченном вещном праве ребенка, которое отсутствует в примерном перечне ст. 216 Гражданского кодекса РФ, однако предусмотрено Семейным кодексом РФ.

Анализируя взаимодействие гражданского и семейного законодательства, следует не только обращать внимание на возможность применения норм действующего гражданского законодательства к семейным отношениям в порядке, предусмотренном ст. 4 Семейного кодекса РФ, но также учитывать влияние тех или иных установлений семейного законодательства на дальнейшее развитие гражданского законодательства.

В Гражданском кодексе следует закрепить исчерпывающий перечень вещных прав, включив в него:

1) Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, относящимся к государственной или муниципальной собственности;

2) Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, относящимся к государственной и муниципальной собственности;

3) Право постоянного владения и пользования земельным участком;

4) Право застройки земельного участка;

5) Право личного пользовладения;

6) Право приобретения чужой недвижимой вещи; право вещных выдач; право оперативного управления имуществом, относящимся к государственной или муниципальной собственности.

Обсуждение каждого из названных исчерпывающим образом ограниченных вещных прав выходит за рамки настоящей статьи. Обратим внимание лишь на отсутствие в приведенном перечне предусмотренного ныне действующим Семейным кодексом РФ права ребенка владеть и пользоваться с согласия родителей, с которыми он проживает, принадлежащим им имуществом (п. 4 ст. 60 Семейного кодекса РФ), а также симметричного указанному праву ребенка ограниченного вещного права родителей, проживающих совместно с ребенком, по взаимному согласию владеть и пользоваться имуществом, принадлежащим ребенку. Следовательно, если перечень ограниченных вещных прав будет сформулирован в Гражданский кодекс РФ в виде исчерпывающего, отпадет основание для применения соответствующей гражданско-правовой нормы к рассматриваемому имущественному праву ребенка. В итоге данное имущественное право ребенка лишается регламентации нормами Гражданского кодекса РФ и, по существу, исчезает. Такая же участь постигнет ограниченное вещное право ребенка, предусмотренное п. 5 ст. 38 Семейного кодекса РФ, - право ребенка на вещи, приобретенные исключительно для удовлетворения его потребностей.

Возвращаясь к двум рассмотренным выше ограниченным вещным правам ребенка, отметим, что ряд положений Концепции о социальном (семейном) сервитуте в определенной степени коррелирует каждому из них. В то же время круг объектов имущественных отношений, которые предполагается включить в предмет правового регулирования нормами о социальном (семейном) пользовладении, значительно уже предусмотренного п. 4 ст. 60 и п. 5, ч. 2, ст. 38 Семейного кодекса РФ, поскольку в названных нормах не предусмотрено исключений, касающихся потребляемых вещей. За пределами действия норм о социальном (семейном) пользовладении останется и право ребенка владеть и пользоваться имуществом родителей право последних владеть и пользоваться имуществом ребенка в порядке, установленном п. 4 ст. 60 Семейного кодекса РФ. Принадлежность имущественных прав ребенка, предусмотренных п. 5, ч. 1, ст. 38 и п. 4 ст. 60 Семейного кодекса РФ, к вещным правам подтверждается наличием у них не только двух признаков, определенных в п. 3 и 4 ст. 216 Гражданского кодекса РФ.

Информация о работе Воспитание детей-сирот в детских домах и интернатах