Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 18:58, реферат
В последнее время в нашей стране все чаще стали говорить об «экстремизме», «политическом терроризме», трактуя это «как Бог пошлет», а чаще — как выгодно говорящему. Отчасти это вызвано беспокойством власти за свои (начавшиеся шататься) политические позиции, отчасти — желанием превентивно политически «уничтожить» возможных политических противников. Естественно, политика — не математика, и абсолютно точно выверенных определений тут ждать не приходится. И все же — попробуем хоть немного разобраться.
Филологически слово «экстремизм» происходит от латинского «extremus» — «крайний».
Реферат на тему Терроризм и экстремизм
Выполнил: слушатель 17 группы
Устинов Геннадий
В последнее время в нашей стране все чаще стали говорить об «экстремизме», «политическом терроризме», трактуя это «как Бог пошлет», а чаще — как выгодно говорящему. Отчасти это вызвано беспокойством власти за свои (начавшиеся шататься) политические позиции, отчасти — желанием превентивно политически «уничтожить» возможных политических противников. Естественно, политика — не математика, и абсолютно точно выверенных определений тут ждать не приходится. И все же — попробуем хоть немного разобраться.
Филологически слово «экстремизм» происходит от латинского «extremus» — «крайний». То есть в просторечии «экстремизм» — это система политических взглядов (и связанных с ними действий), находящихся «на краю», а чаще — вне пределов принятой в данном обществе «нормы» или (по утверждению использующего этот термин) — нарушающая принятые в обществе общие моральные стандарты. Отсюда ясно, что при таком «релятивистском» определении, скажем, в демократическом обществе, «экстремистами» будут называть тех, кто призывает к уничтожению этой политической демократии и замене ее на авторитарный или тоталитарный режим, а вот в тоталитарном или авторитарном (Freedom House: «Авторитарная Россия…») — скорее всего наоборот, призывающих к установлению (или восстановлению) демократии. Российская Федерация провозгласила себя демократическим государством, соблюдающим базовые демократические принципы, зафиксированные в международном праве, так что в «быту» этот термин должен был бы использоваться в первом смысле. Практика, правда, нередко показывает обратное.
Естественно, для юридического процесса подобное определение не слишком пригодно, так как оставляет слишком большой произвол для толкования. В странах с прецедентным правом (типа Великобритании), и, к тому же, с долгими демократическими традициями (она же) общее толкование было бы выработано судами, на основе установившихся прецедентов. В РФ, где все это, в общем-то, практически отсутствует, соответствующая попытка была сделана в статье 1 Федерального Закона 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Формулировка тут длинная (13 пунктов), но, несмотря на это — оставляющая лазейки для интерпретации, и, во многом, написанная не только (а возможно и не столько) с целью обеспечения максимальной реализации и максимальной защиты прав граждан, а, как представляется — с целью обеспечения «максимальной защиты» власти и представляющего ее интересы чиновничества от этих самых «надоедливых граждан». В частности, п. 12 этой статьи гласит, что к «экстремистской деятельности» относится «организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению». К сожалению — сравнительно малый объем накопленной судебной практики позволяет очень расширительно трактовать понятия «организация, подготовка, подстрекательство». Обычное выражение несогласия с политикой высокопоставленного должностного лица при желании (а оно у властей присутствует весьма часто) можно проинтерпретировать как «подстрекательство к экстремизму» (несмотря на то, что государственные должности у нас отнюдь не пожизненные, и, тем более, не наследственные, и, по большому счету, государственные деятели и политики — всего лишь высокооплачиваемые слуги того самого народа, которому, по Конституции, принадлежит вся полнота власти в стране). То же самое — с пикетами, манифестациями, листовками и прочее. Как уже показывала практика (в частности — в Москве в конце мая) фактически происходит подмена понятий — любое несогласие (фундаментальное демократическое право, кстати, недаром в той же Великобритании говорят про «правительство ее Величества» и «оппозицию ее Величества») практически автоматически отождествляется с экстремизмом (или провокациями — в интерпретации О.Ю. Вершинина — Анискинское с/п, Щелковский район Московской области). Хотя это, как говорят в Одессе – «две большие разницы».
Очень близкородственным «экстремизму» понятием является «терроризм» — недаром, именно «публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность» (п.2 этого же закона) является одним из признаков «экстремизма». Слово «террор» происходит от одноименного латинского слова (в буквальном переводе – «страх», «ужас» и обычно расшифровывается как «применение силы или угроза её применения в политических целях». Соответственно, «государственный террор» — метод, используемый властями страны, чтобы манипулировать общественным мнением, продвигая свои интересы (нацистская Германия, Кампучия времен Пол-Пота, «большой террор 1937-1938 гг. в СССР»), и «терроризм» — «политика, основанная на систематическом применении террора». Естественно, в методе (применение силы или угроза ее применения) терроризм сродни обычному бандитизму, который широко применяется при переделе собственности и прочих «разборках» (многие помнят достаточное количество примеров из «смутных 90-х»), разница только в целях — в случае терроризма они носят политический характер, и, чаще всего, являются реализацией некоторой (экстремистской) системы политических взглядов. И тут опять нередко наблюдается подмена понятий — выражение гражданами своего мнения (иногда даже радикального) «подгоняется» под понятия «терроризма» и «экстремизма». Образно говоря, даже скинхед, вышедший на манифестацию с лозунгом «русские тоже нуждаются в защите своих прав» или требующий расследования воображаемого инцидента, где он был «побит группой кавказцев» — ничего экстремистского и террористического не совершает, а пользуется своим правом на несогласие, протест и выражение мнения. Но тот же «скинхед» требующий «порезать всех кавказцев в городке» — уже совсем другое дело). Тем не менее, в традициях нашей власти («как бы чего не вышло») — запретить все, что можно и нельзя, найдя для этого хотя бы надуманный повод даже тогда, когда его вовсе нет, как показали те же события в конце мая на Триумфальной площади и последовавший за этим абсолютно мирный митинг той же направленности в июне.
Примеры
Терроризм — любое действие, ведущее к устрашению людей, объединённых по территориальному, национальному, социальному или любому другому признаку.
В поселке Биокомбината (Щелковский район МО) до недавнего времени реальную власть имели бандитские группировки Пегаса (Рожнев Игорь) — Басмача (Мальтусов) («Щелковская» преступная группировка), которые контролировали торговлю, торговые точки, предприятия на территории с/п, и предпринимателей. Милиция и местная власть даже не пытались навести порядок, а наоборот слились с бандитами. Например, зам. директора НИИ С., милиция, Пегас поддерживали «порядок» на территории НИИ (крышевание), где размещались предприятия с нелегалами, их общежития, и собирали дань путем устрашения нелегалов в том числе с применением насилия со стороны милиции и бандитов. Зам. директора НИИ С. (он же — член жил. комиссии) и лидер профсоюза НИИ П. (Пегас числился очередником, имея дома, квартиры и т.д.) использовали нелегалов для нападения и устрашения очередников, обеспечения квартирами «своих». Милиция и местная власть уголовного преступления «не заметила». Плата за «крышу» – 4-комнатная квартира Пегасу (осужденному на большой срок за убийство более 60 человек в составе банды). Согласно вышеприведенному определению, террористами можно считать местную власть, зам. директора НИИ С., лидера профсоюза, милицию и самих бандитов. И таких ситуаций в поселке много.
Терроризм во всех его формах и проявлениях и по своим масштабам и интенсивности, по своей бесчеловечности и жестокости превратился ныне в одну из самых острых и злободневных проблем глобальной значимости.
Проявление терроризма влекут
за собой массовые человеческие жертвы,
разрушаются духовные, материальные,
культурные ценности, которые невозможно
воссоздать веками. Он порождает ненависть
и недоверие между социальными
и национальными группами. Террористические
акты привели к необходимости
создания международной системы
борьбы с ним. Для многих людей, групп,
организаций, терроризм стал способом
решения проблем: политических, религиозных,
национальных. Терроризм относится
к тем видам преступного
Масштабность и жестокость
проявления современного терроризма,
необходимость непрерывной
Изучению вопроса
Эти работы характерны стремлением их авторов исследовать и постичь причины, мотивы, механизмы и психологию совершения террористических актов.
Однако, терроризм - как глобальная проблема требует постоянного внимания и изучения и поэтому представляет широкое поле для исследований с последующим их практическим применением.
Целью данной работы является изучение и анализ природы терроризма, его негативных последствий в развитии мирового сообщества, изучение явления терроризма в международных и национальных конфликтах; а также современное состояние борьбы с терроризмом на международной арене.
Криминологическая характеристика и предупреждение терроризма.
Краткая история терроризма.
Первая волна терроризма покатилась с Великой французской революции ( сам термин «террор» впервые появился в 1798 году ) и затухла в карбонариях в 1820 –е г.г. Вторая стартовала в последней трети XIX в. и была представлена радикально- националистическим терроризмом в Ирландии, Македонии, Сербии и ряде других стран ( цель – создание национального государства) ; революционно- демократическим терроризмом во Франции, Италии, Испании ( цель – разрушение государства ); революционно-демократическим терроризмом партий «Народная воля» и «Социалистов-революционеров» в России ( цель- подтолкнуть революцию).
В 1910-е г.г. вторая волна спала. На рубеже 1960-1970 –х г.г. началась новая волна политического терроризма, причем захлестнула она именно те страны, где произошло послевоенное «экономическое чудо» – Италию, Германию, Японию – и где развитие социальных структур и институтов не поспевало за экономическими изменениями. « Красные бригады», « Фракция Красной Армии», «Японская Красная Армия» и многие другие левоэкстремистские организации серьезно дестабилизировали политическую обстановку в своих странах. Террор этих организаций связан с моделью, выработанной Французской революцией, которая институализировала терроризм как средство идейно-политической борьбы, воспитания и устрашения населения.
Терроризм исламских фундаменталистов, старт которому дала исламская революция 1979 г., может показаться провалом в еще большие глубины истории, триумфом консерватизма и традиции. Теоретики исламизма ставят задачу преодоления "«глобального модернизма"» национальное государство -–один из главных его элементов и одна из главных ценностей, отсюда – борьба против Запада, с одной стороны, и государства в своих собственных странах – с другой.
В книге М.Тагаева « Наша борьба, или Повстанческая армия Имама», в частности говорится : « Ведение войны с русской империей должно быть продумано до мельчайших подробностей и деталей. Главной целью должна быть тайная война со штабом войск, отдельными комитетами и райвоенкоматами, радиостанциями, железнодорожными станциями, особенно имеющим узловое назначение, где большие скопления подвижных составов, линейных отделений милиции, прокуратур, административно-управленческих зданий, глав колониальной администрации. Элементарный поджог здания прокуратуры также незаметно приблизит нас к желаемой победе».[1]
Слабость и просчеты государственной власти в России явились факторами, способствующими возникновению и развитию массового террора в Чечне в 1990 г.г. В Чечне начался настоящий разгул беззакония : из республики были вытеснены части федеральной армии, боевики отбирали у солдат оружие, захватывали склады. Начали создаваться «свои» государственные структуры и воинские формирования; население перестало получать социальные пособия и пенсии; школы переоборудовались под военные гарнизоны и училища; в разных городах России появились беженцы из Чечни.
Понятие терроризма, его
криминологическая
Терроризм - это один из наиболее разрушительных для государства и общества элементов преступности. Он оказывает негативное воздействие развитие на другие структурные элементы преступности. Терроризм влияет не только на политические, экономические, социальные, морально-психологические, социокультурные процессы в обществе.
Современный терроризм обладает
огромными финансовыми и
Например, основной источник финансирования перуанского движения "Сендеро луминосо" и ливанской "Хезболлах" -
наркобизнес, а цейлонских "Тигров освобождения Тамил Ислама" - наркотики и сделки "оружие - драгоценные камни".
В русском языке существуют понятия «террор», «терроризм», «террористический акт» и сравнительно недавно появились выражения «международный терроризм», «государственный терроризм». В толковом словаре В.И. Даля подчеркивается нацеленность терроризма – устрашить смертью, насилием. С.И. Ожегов в своем словаре уточняет : « Террор – физическое насилие, вплоть до физического уничтожения, по отношению к политическим противникам». Некоторые исследователи , такие как В.Замковой и М. Ильчиков считают, что террор используется политическими силами, находящимися во власти, опирающимися на властные структуры и репрессивный аппарат подавления, армию, различные спецслужбы и т. д.., а терроризм относится к оппозиционным силам, выступающим против «истеблишмента» и являющимися объективно стороной более слабой.
Таким образом можно сделать вывод, что в литературе под террором, терроризмом, террористическим актом понимается устрашение насильственными методами противника, то есть конкретного физического лица (лиц), исполняющего государственные, политические или другие общественные функции., а также отмечается уголовная направленность многих из них.
Закон «О борьбе с терроризмом», принятый в России 25 июня 1998 года, в ст.3 дает полное определение терроризма, международного терроризма и террористической деятельности.
Терроризм – насилие или угроза его применения в отношении лиц или организаций, а также уничтожение ( повреждение) или угроза уничтожения ( повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность ; нападение на представителя иностранного государства и ли сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений.