Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 14:10, курсовая работа
Актуальность данной темы определена тем, что изучение проблем теории и практики федерализма, федеративных отношений логически ведет к анализу места и роли субъекта Федерации, являющегося составляющим федерацию образованием. Это базовая проблема для понимания сути и перспектив федерации. От того, как она решится, какими будут взаимоотношения составляющих федерацию частей (субъектов) зависит характер федеративного государства и его жизнеспособность.
С принятием Конституции РФ 1993 года во многом удалось приблизиться к гармонизации как самой модели федерализма, так и фактических отношений Федерации и ее субъектов
Формула решения этой проблемы состоит в установлении:
- исключительной компетенции
- совместной компетенции
- исключительной компетенции
Такое решение проблемы характерно для США, ФРГ. Австралии и других федераций.
В мировой практике встречается два способа структурирования предметов совместного ведении:
Закрепляются предметы ведения федерации и предметы совместного ведения федерации и ее субъектов (ФРГ, Австрия, Бразилия, Пакистан, Нигерия).
Определяются предметы исключительного ведения федерации, предметы совместного ведения и предметы ведения субъектов федерации (Индия, Малайзия, Россия).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В случае отсутствия федерального закона действует закон субъекта РФ.11
Проекты федеральных законов по предметам совместного ведения, принятые Государственной Думой в первом чтении, направляются в органы государственной власти субъектов РФ для возможного внесения предложений и замечаний в месячный срок. Представленные предложения и замечания подлежат обязательному рассмотрению соответствующим комитетом Государственной Думы и принимаются либо отклоняются в порядке, установленном Регламентом Государственной Думы. Предметы ведения субъектов РФ определены в Конституции РФ по остаточному принципу, а именно: в Российской Федерации к ведению субъектов РФ относится все то, что не отнесено к ведению Федерации и совместному ведению Федерации и ее субъектов.12
При этом следует различать:
предметы ведения субъектов Федерации;
предметы исключительного ведения субъектов Федерации.
В сферу ведения субъекта Федерации входит то, что им реализуется совместно с Федерацией, также, все то, что не отнесено к ведению Федерации согласно ст.71 Конституции РФ и по договорам между Федерацией и ее субъектами.
Таким образом, можно сделать вывод, что разграничение полномочий РФ и ее субъектов РФ является важнейшим принципом федеративного устройства и российского федерализма
В статью 5 Конституции Российской Федерации включены полный перечень видов субъектов Российской Федерации с указанием критериев их првосубъектности; конкретизация основ государственного устройства Российской Федерации (практически целостное закрепление ее федеративного статуса); характер взаимоотношений федеративной власти со всеми субъектами федерации.
Конституция предусматривает 6 видов субъектов, закрепляя их наименование в ст. 5: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Вместе с тем, все виды субъектов федерации могут быть интегрированы в более общие группы и составить 3 типа субъектов:
национально государственный (республики в составе РФ);
административно-
национально-территориальный (автономная область и автономные округа).
Таким образом, действующая Конституция РФ наделила
административно-
гарантировала всем субъектам действительную самостоятельность в предоставленных им сферах государственной и общественной жизни.13
В части 1 статьи 65 Конституции Российской федерации закреплен конкретный численный, видовой и именной состав субъектов Российской Федерации на момент принятия настоящей Конституции. В Российской Федерации 85 субъекта, в том числе 22 республика, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округов. Видовой состав субъектов федерации предопределяется ч. 1 ст. 5 Конституции. В юридическом смысле это означает, что членами Российской Федерации могут быть образования только установленной формы - республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ.
Конституция РФ не исключает возможности расширения числа субъектов РФ за счет либо интеграции в состав России иного государства (в таком случае данный субъект обретает статус республики, если международным договором не предусматривается предоставление новому субъекту статуса области или края), либо образования в ее составе нового субъекта (путем объединения субъектов РФ, вычленения из субъектов РФ самостоятельных образований).
Субъекты Российской Федерации различаются
и по другим признаков - уровню развития
экономики в целом, наличию и развитию
отдельных отраслей промышленности и
сельского хозяйства, историческим традициям,
национальной культуре всего или части
населения. Однако, как следует из Конституции,
эти и другие особенности не влияют на
конституционно-правовой статус субъекта
Российской Федерации. Таким образом,
Классификация всех субъектов в качестве
государственных образований позволяет,
с одной стороны устранить несправедливые
градации в делении национальных субъектов
на неравноправные разряды, с другой стороны
- приравнять к ним прежние административно-
В состав Российской федерации входит 22 республика: Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Башкортостан, республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика – Чувашия, Республика Крым.
В отличие от других субъектов Федерации республики признаются государствами. Власть в этих государствах не является суверенной, республики самостоятельны только в рамках, установленных федеральной Конституцией. Республики не вправе нарушать государственную целостность России, единство системы государственной власти. Их народы свободно реализовали свое право на самоопределение, создав сначала автономию, а затем преобразовав ее в государство, являющееся частью Российской Федерации. Изменить этот статус можно только с согласия Российской Федерации, путем изменения Конституции РФ или в соответствии с федеральным конституционным законом.
Конституция РФ не закрепляет право выхода республик из состава Федерации, чего не делает ни одна другая федерация мира. Основания для этого носят не только юридический, но и этический характер. Экономика республик была создана на средства всего многонационального народа России, она может успешно функционировать только как составная часть всей экономики страны. До принятия Конституции РФ в 1993 г., ряд республик - Татарстан, Саха (Якутия), Башкортостан, Тува и др. - закрепили в своих конституциях статус суверенного государства, субъекта международного права. Татарстан, не упоминая о вхождении в состав Российской Федерации, в то же время закрепил свое положение как государство, «ассоциированное с Российской Федерацией».
Каждая республика обеспечивает свою территориальную целостность, а границы республики, находящиеся в режиме не государственных, а административных границ, не могут быть изменены без ее согласия. Гарантией территориального статус-кво является сама Российская Федерация, что, однако, не всегда обеспечивает быстрое и эффективное разрешение территориальных споров. Такой спор, например, несколько лет не затихает в отношениях между Республикой Северная Осетия - Алания и Республикой Ингушетия. Территорию республик можно рассматривать только во взаимосвязи с их пребыванием в составе Российской Федерации. Тем не менее должно быть, признано, что закрепленная за ними территория является пространственным пределом их власти, на эту территорию не может распространяться власть других субъектов Федерации.
Неправомерны и претензии многих республик на приоритет (верховенство) своих законов над федеральными. Закрепление в конституционных актах республик такого рода положений противоречит основам конституционного строя Российской Федерации и ведет к ослаблению конституционной законности и охраны прав человека.14
Конституции республик обычно предусматривают свое гражданство, не учитывая, что гражданство в Российской Федерации относится к ведению Федерации. Это гражданство одновременно означает и гражданство Российской Федерации, но правом принятия в гражданство обладает только Российская Федерация.
Республики самостоятельно утверждают свою государственную символику - герб, флаг, гимн, определяют столицу. Государственная символика отражает национально-историческую символику народа. Республики вправе учреждать свои почетные звания и государственные награды.
В составе Российскую Федерацию одна автономная область (Еврейская автономная область) и четыре автономных округа: Ненецкий, Ханты-Мансийский, автономный округ - Югра, Чукотский, Ямало-Ненецкий. «Что касается автономной области, то ее сохранение является скорее данью традиции, поскольку еврейского населения в ней почти нет. По численности и структуре населения все округа невелики и многонациональны. Наибольший удельный вес коренной национальности в Ненецком автономном округе. Еврейская автономная область входит в Российскую Федерацию непосредственно (Законом РФ от 15 декабря 1990 г. все автономные области были выведены из краев и включены в Российскую Федерацию непосредственно).
Устав Еврейской автономной области
в принципиальных положениях (основы конституционного
строя, основы правового положения личности
и др.) с соответствующими изменениями
применительно к автономной области дублирует
положения Конституции РФ. Он закрепляет исключительные полномочия
области (ст. 13). К их числу относятся: принятие
и изменение Устава и законов области,
административно-
Автономные округа, расположенные на севере и северо-востоке страны, имеют огромную территорию при небольшой численности населения.
Положение автономных округов неодинаково. Законом 1990 г. им было предоставлено право самостоятельно решить вопрос, остаться в крае, области или непосредственно войти в состав Федерации в качестве субъекта. Этим правом в 1992 г. воспользовался Чукотский автономный округ, выделившийся из Магаданской области. Остальные автономные округа теперь воспользоваться этим правом в одностороннем порядке не могут, поскольку Конституция РФ 1993 г. устанавливает, что границы между субъектами РФ изменяются только с их взаимного согласия (ч. 3 ст. 67). Поэтому попытка Ненецкого автономного округа в 1994 г. выйти из состава Архангельской области (была назначена даже дата референдума по этому вопросу) не осуществилась. Будучи по Конституции РФ равноправными с другими субъектами, автономные округа в своем подавляющем большинстве входят в другой субъект РФ.
Статус автономного округа, входящего в край, область, может быть изменен другим путем: по взаимному согласию округа и области (края) в соответствии с федеральным конституционным законом. Это вытекает из общих положений Конституции о порядке изменения статуса любого субъекта Федерации. Ситуация, однако, такова, что края (области) вряд ли дадут согласие на выход автономных округов из их состава и непосредственное вхождение в РФ. Обычно в автономных округах с их малочисленным населением имеются богатые природные ресурсы (в частности, нефть, газ). Значительную долю поступлений в краевой, областной бюджет края и области получают за счет эксплуатации природных ресурсов (газа, нефти, металлов) в автономных округах. Округа же не желают делиться с краем, областью финансами, которые они получают за счет природных ресурсов. Есть и другие причины неэкономического характера, в том числе нежелание подчиняться краю, области, стремление демонстрировать свою самостоятельность как равноправного (по Конституции) субъекта. Отношения автономных округов, находящихся в составе края, области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и соответствующего края, области. Кроме того, в Конституции говорится, что такой закон может быть, а не обязательно должен быть принят. В отличие от других субъектов их отношения с краем, областью могут регулироваться, во-первых, федеральным законом. Речь идет, видимо, о законе общего, а не индивидуального характера. Такой федеральный закон также не принят.
Во-вторых, отношения автономных округов, входящих в края, области, могут регулироваться договорами между органами государственной власти автономного округа и того края, области, в состав которого автономный округ входит. Это договоры конституционно-правового характера. Такие соглашения общего характера (договоры о взаимоотношениях органов государственной власти края или области с органами государственной власти) заключены в 1996 г. в Иркутской области в 1997 г., в Тюменской области в 1997 г. заключено соглашение частного характера о числе представителей одного из автономных округов в областной Думе. По постановлению Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. выборы в автономных округах должны проводиться не только в свой законодательный орган, но и в орган края, области, куда входит автономный округ.
Информация о работе Субъекты Российской Федерации, их правовой статус