Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 13:22, дипломная работа
Понятие, предмет, стороны брачного договора. Порядок его изменения и расторжение. Признание брачного договора недействительным.
Следует отметить, что при заключении брачного договора нельзя действовать через представителя. В данном случае доверенность не действительна и при подписании брачного договора требуется личное участие сторон.
И если расторгнуть брак можно, заключив соглашение с адвокатом и представив ему доверенность, не утруждая себя встречей с бывшим супругом в суде, то при удостоверении брачного договора нотариусом потребуется ваше личное участие. Соответственно при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность, в данном случае - паспорт.
Дела о разделе имущества при наличии брачного договора в случае спора рассматриваются в том же порядке, что и раздел имущества, находящегося под законным режимом собственности.
В соответствии со ст. 46 ГПК РБ иск предъявляется в суд по месту нахождения ответчика, либо, если место жительства ответчика неизвестно или он не имеет места жительства в Республики Беларусь, в соответствии с п. 1 ст. 47 ГПК РБ иск может быть предъявлен в суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту жительства в Республики Беларусь.
Кроме того, в соответствии с п.8 ст. 47 ГПК РБ иски, вытекающие из договоров, в которых указано место их исполнения, могут быть предъявлены также в суд по месту исполнения такого договора. Либо в соответствии со ст. 49 ГПК стороны могут по соглашению между собой изменить территориальную подсудность для данного дела до принятия его судом к своему производству. Это означает, что при заключении брачного договора стороны могут включить в него условие о территориальной подсудности споров по разделу имущества супругов. Такие условия необходимо включать для тех случаев, когда один из супругов является иностранцем либо у него имеется возможность в случае расторжения брака проживать только на отдаленной от места проживания семьи территории.
Иск о разделе имущества может быть заявлен в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Это не обязательно может быть момент расторжения брака, нередки случаи, когда бывший супруг узнает только спустя долгое время о том, что второй супруг в течение совместной жизни совершил определенные приобретения, которые не вошли в состав общего имущества, подлежащего разделу[34, с. 284].
Нередко бывает так, что после расторжения брака один из супругов не имеет возможности пользоваться принадлежащим ему имуществом.
Так, например, супруги заключили брачный договор, согласно условиям которого для домовладения, приобретенного ими в браке, избирается режим долевой собственности при соотношении долей две трети одному супругу и одна треть второму супругу. Отношения между супругами ухудшились и стали близиться к разводу. Первый супруг, решив, что как владелец большей части имеет большее право пользоваться санузлом и ванной комнатой, установил перегородку, ограничивающую доступ второго супруга к данным помещениям[35, с 29]
В этом случае необходима подача в суд негаторного иска, т.е. иска об устранении всяких нарушений права собственности, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
К таким искам относятся и иски о выселении бывших супругов из жилищ, принадлежащих их бывшим вторым половинам. Здесь возможны ссылки как на гражданское, так и жилищное законодательство. С одной стороны, отказ от выезда из жилища, принадлежащего бывшему супругу, является нарушением права собственности на данное имущество: собственник лишен возможности пользоваться жилищем по своему усмотрению. Это является основанием для подачи негаторного иска. С другой стороны, порядок защиты права собственности на жилище определен жилищным законодательством[3, с. 163].
Белорусские женщины намного больше заинтересованы в заключении брачного договора, чем мужчины. Таковы результаты данных социологических исследований, проведенных в рамках реализации национальной программы демографической безопасности на 2007-2010 годы и опубликованных в статистическом сборнике Белстата "Женщины и мужчины Республики Беларусь".
Свое отношение к заключению брачного договора выразили мужчины и женщины Беларуси, поделенные на 4 категории. Среди них те, кто состоит в гражданском и официальном браках, а также те, кто сейчас в разводе либо никогда не был в браке. Наибольшие расхождения в вопросе заключения брачных договоров проявили мужчины и женщины, которые либо живут гражданским браком, либо находятся в разводе. Так, среди живущих в гражданском браке "за" договор выступило в 2,5 раза больше женщин, чем мужчин: женщины – 49,1%, мужчины – 19,6%. Наибольшее количество мужчин, которые высказались "за" - среди тех, кто еще не состоял в каком-либо браке. Таких 36,3%.
Больше всего женщин, выступающих "за" договор, - среди тех, кто уже "обжегся" в браке: их 52,6%. Более осознанно к заключению брачного договора, кстати, подходят и разведенные мужчины: за заключение договора с супругой выступили 29,3%. Хотя, судя по приведенным данным, большинство (30,6%) мужчин говорят "за" не после развода, а во время пребывания в официальном браке.
А вот динамику непосредственного заключения этих договоров в Беларуси проследить не так-то просто, поскольку в Беларуси просто не ведется такая статистика.
Минюст ведет статистику в соответствии с формами, утвержденными Белстатом. Никакой иной отчетности быть не может, и запрашивается информация только с определенными поручениями, например, правительства и т.д, - Специальной отчетности для брачных договоров не предусмотрено. Эти договоры идут вместе с другими: по займам, по задаткам и т.д.
В то же время свою статистику ведут нотариальные конторы с 2009 года: еще в 2008 отдельной статистики не было практически ни у кого.
По данным Минского городского управления юстиции Мингорисполкома, в 2009 году нотариальными конторами Минска зарегистрировано 1019 брачных договоров, в том числе 854 - государственными конторами и 165 – частными. В 2010 году количество зарегистрированных договоров по Минску возросло на целых 127 штук и составило 1146. Хотя частным конторам в 2010 году повезло меньше, чем в 2009: за весь год ими был заключен всего 81 договор.
Белорусы Минской области также все эти годы ходили и заключали брачные договоры, правда, с переменным успехом. Начальник отдела нотариата, загсов и адвокатуры главного управления юстиции Минского облисполкома Елена Гринкевич рассказала, что в 2009 году заключено 339 договоров, а в 2010 и того меньше - 330.
Согласно статистики в государственной нотариальной конторе Полоцкого района и г. Полоцка в 2009 году было заключено брачных договоров - 27, в 2010 году – 47, и в 2011 году по март месяц -10, из которых в январе 2011 года – 2, в феврале 2011 года – 3 и в марте 2011 года - 5.
2.2. Ограничение в брачном договоре
При заключении брачного договора существуют следующие ограничения.
Первое ограничение состоит в том, что брачный договор не может ограничивать правоспособность и дееспособность супругов (будущих супругов). Это означает, что брачный договор не может содержать положений, которые ограничивают право одной из сторон на труд, выбор профессии, получения образования, свободу передвижения и т.п. Например, муж не вправе обязать жену оставить работу и заниматься ведением домашнего хозяйства за то, что он предоставляет ей содержание. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства (ст. 22 КоБС).
Брачным договором не может быть ограничена свобода завещания, т.е. нельзя обязать одного из супругов завещать принадлежащее ему имущество лицу (нескольким лицам), которое укажет другой супруг. В этом случае будет нарушено право гражданина завещать принадлежащее ему имущество по своему усмотрению (ст. 1040 ГК РБ) Брачным договором не могут быть ограничены и иные права и свободы граждан. Правоспособность и дееспособность гражданина может быть ограничена только на основании закона (например, гражданин может быть лишен свободы за совершение уголовного преступления). Поэтому ограничение тех или иных прав одного из супругов брачным договором не допустимо.
Брачный договор не может ограничивать право супругов на обращение в суд за защитой своих прав. Так, не вправе один из супругов обязать другого не обращаться в суд с заявлением о взыскании алиментов на том основании, что по договору в его собственность передана квартира первого супруга. Нельзя брачным договором запретить супруга обращаться в суд с требованием о разделе общего имущества. Все ограничения подобного рода нарушают право граждан на судебную защиту. Отказ от права на судебную защиту недействителен.
Второе ограничение состоит в том, что брачный договор может заключаться в части отношений супругов. Не все личные имущественные отношения могут быть предметом брачного договора. Это означает, что брачным договором нельзя обязать супругов любить друг друга, хранить супружескую верность, не злоупотреблять алкогольными напитками, не вести праздный образ жизни и т.п. Однако, имущественные правоотношения супругов могут быть поставлены в зависимость от наступления или не наступления условий неимущественного характера. Так, например, в брачном договоре можно предусмотреть право одного из супругов на компенсацию морального вреда в случае недостойного поведения другого супруга (супружеская измена, побои и т.п.) либо поставить обязанность мужа подарить жене норковое манто в зависимость от рождения ребенка. Таким образом, несмотря на то, что брачным договором регулируется только имущественные правоотношения супругов, их возникновение или прекращение может быть поставлено в зависимость от условий неимущественного характера.
Помимо брачного договора Кодекс о браке и семье предусматривает возможность заключения родителями специальных соглашений об установлении места жительства детей при раздельном проживании родителей и о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (ст.ст. 74 и 77 КоБС). При отсутствии таких соглашений, эти вопросы в случае возникновения спора решаются судом, исходя из интересов ребенка, с участием органов опеки и попечительства. Родители вправе также заключить отдельное соглашение об уплате алиментов на содержание несовершеннолетних детей (ст.ст. 1031 – 1037 КоБС). Однако, следует иметь в виду, что все названные соглашения носят самостоятельный характер и заключаются независимо от наличия или отсутствия брачного договора. В брачном договоре могут быть закреплены обязанности супругов по несению расходов на воспитание и обучение детей.
Намного, большую, свободу брачному договору предоставляет, в частности, американский законодатель. Предметом брачного договора в США могут быть не только имущественные, но и любые другие отношения между супругами. В качестве примера можно привести брачный контракт популярного эстрадного певца Майкла Джексона. Он и его супруга Дебби Роуи заключили брачный контракт, в соответствии с которым Джексон обязан, был выплатить Дебби, ожидающей ребенка, вознаграждение в размере 1,25 миллионов долларов сразу после рождения ребенка. Кроме того, он обязуется выплачивать ей ежегодно по 280 тысяч долларов. В свою очередь Джексон потребовал, что в случае развода будущий ребенок останется с отцом, и матери не будет дозволено, даже навещать его.
Четвертое ограничение состоит в том, что брачный договор не может ограничивать право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания, так как в соответствии с законом супруги обязаны материально поддерживать друг друга и в случае отказа от такой поддержки и отсутствия между супругами соглашения об уплате алиментов нетрудоспособный нуждающийся супруг имеет право требовать предоставление алиментов от другого супруга в судебном порядке (ст. 29 КоБС). Отказ от этого права недействителен.
Помимо вышеуказанных ограничений, брачный договор может содержать другие условия, которые противоречат основным началам семейного законодательства: добровольности брачного союза, равноправия супругов в семье, заботы о благосостоянии и развитии детей, приоритета защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи и др. Условия брачного договора, нарушающие эти принципы, ничтожны.
Брачный договор не может содержать также условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение. В данном случае, видимо, надо говорить о разновидности так называемой “кабальной” сделки. Кабальной признается сделка, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась. Для признания сделки кабальной, все три условия должны присутствовать одновременно. Применительно к брачному договору можно предположить, что он ставит одного из супругов в крайне неблагоприятное положение, например, в том случае, когда предусматривает, что все нажитое во время брака имущество и (или) все полученные доходы становятся собственностью другого супруга. Однако, признать такой договор недействительным полностью или в части можно только в судебном порядке по требованию супруга, права которого ущемлены, принимая во внимание все обстоятельства семейной жизни супругов. Таким образом, если брачный договор, содержащий положения, которые ограничивают правоспособность и дееспособность супруга и противоречат основным началам семейного законодательства, является недействительным, независимо от признания его таковым судом, то брачный договор, ставящий одного из супругов в крайне неблагоприятное положение, является оспоримым, поскольку факт крайне неблагоприятного положения необходимо доказать в суде. [44, с.18].
Следующая особенность брачного договора в том, что он не должен нарушать права и законные интересы других лиц. Например, право будущего ребенка на алименты. Кстати, в Семейном кодексе РФ указано, что он не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав, предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания, включать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства. На эти обстоятельства указывается и в постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 22 июня 2000 года «О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака».