Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 18:59, курсовая работа
Актуальность исследуемой темы обуславливается тем, что договор поручения широко используется на практике, преимущественно в области предпринимательской деятельности, в том числе и при оказании юридической помощи гражданам и организациям, представительстве в судах и иных публичных органах государственной власти.
Введение
Глава I. Место договора поручения в системе гражданско-правовых обязательств
1.1. Понятие, характеристика и правовая природа договора
1.2. Правовое регулирование отношений по поручению
1.3. Классификация договоров поручения
Глава II. Содержание договора поручения
2.1. Элементы договора поручения
2.2. Порядок заключения, изменения и прекращения договора поручения
2.3. Права, обязанности и ответственность сторон по договору поручения
Заключение
Библиография
В Законе РФ «Об организации страхового дела в Российской федерации» N 4015-1 от 27 ноября 1992 года одними из участников отношений, регулируемых Законом, являются страховые брокеры и страховые агенты. В соответствии с п.1 ст.8 Закона страховые агенты осуществляют свою деятельность на основании гражданско-правового договора, представляют страховщика в отношениях со страхователем и действуют от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями. Согласно п.2 той же статьи страховые брокеры могут действовать в интересах страховщика и осуществлять деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования (перестрахования) между страховщиком и страхователем.
Учитывая упомянутые выше отношения по морскому агентированию, страхованию и их взаимосвязь с отношениями по поручению, данные отношения следует признать частью системы правового регулирования отношений по поручению.
Некоторые нормы, посвященные договору поручения и представительству содержатся, в том числе, и в следующих Федеральных законах: «О рынке ценных бумаг»; «О товарных биржах и биржевой торговле»; «О переводном и простом векселе».
Наконец, четвёртый уровень в иерархии источников правового регулирования договора поручения можно обозначить нормативные правовые акты процессуального права, а именно в гражданском и арбитражном процессе и так же в исполнительном производстве.
В главе 5 Гражданском Процессуальном Кодексе РФ от 14 ноября 2002г. «138-ФЗ («Представительство в суде») говорится об оформлении отношений по представительству в гражданском процессе. Исходя из указанных положений, можно говорить о приоритетности заключения именно договора поручения, хотя законодатель в статьях главы 5 обозначил внешнюю сторону представительских отношений, а именно необходимость соответствующего оформления доверенности. Похожие положения содержатся, в том числе и в Арбитражном процессуальном Кодексе РФ от 24 июля 2002г. №95-ФЗ, в главе 6 («Представительство в арбитражном суде»), а так же в Федеральном законе «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ (ст.ст.53-54).
1.3. Классификация договоров поручения.
Договор поручения, является довольно распространенной договорной конструкцией, имея в свою очередь разнообразные основания для классификации.
Прежде всего, договор поручения можно подразделить на возмездный и безвозмездный. Статьёй 421 ГК РФ предусмотрен принцип возмездности гражданско-правового договора, если нормативными правовыми актами или договором не предусмотрено иное. В случае с договором поручения, законодательство предусматривает оба его вида.
Исходя уже из характера возмездности либо безвозмездности договора поручения, можно подразделить его в зависимости от сферы применения: на предпринимательский и непредпринимательский. Таким образом, в непредпринимательском договоре поручения будет действовать презумпция безвозмездности, а в предпринимательском – соответственно презумпция возмедности.
В свою очередь возмездные договоры поручения можно классифицировать по субъектному составу на договоры, где обе стороны – предприниматели; только доверитель или только поверенный осуществляют предпринимательскую деятельность.
Особое положение в данной классификации занимает договор поручения на коммерческое представительство, закрепленный положениями статьи 184 ГК РФ («Коммерческое представительство»). При этом коммерческим представителем считается лицо, постоянно и самостоятельно представительствующее от имени предпринимателей, в качестве которого может выступать только гражданин, являющийся предпринимателем, либо коммерческое юридическое лицо. Особенностью коммерческого поручения является то, что традиционно поверенный от имени доверителя не может совершать сделки в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, но в коммерческом представительстве допускается представительство разных сторон сделки в случаях, когда на это имеется согласие этих сторон, а также в других случаях, предусмотренных законом.
Отношения по коммерческому представительству характеризуются большей свободой в действиях поверенного с одновременным предъявлением к нему повышенных требований. Например, существует специфика при изменении и расторжении договора поручения коммерческого представительства, связанная с тем, что такой договор применяется исключительно в сфере предпринимательской деятельности, участники которой преследуют цели извлечения прибыли, а потому материальные потери сторон вследствие его досрочного расторжения могут быть весьма существенны. В ряде случае поверенный - коммерческий представитель несет ответственность в форме возмещения убытков в изъятие из общих правил в договоре поручения. Так, в соответствии с п.3 ст. 972 ГК поверенный, действующий в качестве коммерческого представителя, вправе в соответствии со ст. 359 ГК удерживать находящиеся у него вещи, которые подлежат передаче доверителю, в обеспечение своих имущественных требований по договору поручения. К такого рода требованиям относятся как право на вознаграждение, так и право на возмещение понесенных поручителем издержек.
По общему правилу, поверенный вправе отступить от указаний доверителя лишь в тех случаях, когда по обстоятельствам дела это необходимо в интересах доверителя и поверенный не мог предварительно запросить доверителя или не получил ответа на свой запрос в разумный срок. Поверенному же, действующему в качестве коммерческого представителя, может быть предоставлено доверителем право отступать в интересах доверителя от его указаний без предварительного запроса об этом. Коммерческий представитель обязан лишь в разумный срок уведомить доверителя о допущенных отступлениях, причем и от этой обязанности он может быть освобожден договором поручения.
В соответствии со ст. 977 ГК РФ договор поручения может быть прекращён в результате отмены доверителем поручения, либо отказа от него поверенным. Однако, по договору коммерческого представительства сторона, прекращающая договор, обязана уведомить об этом другую сторону не позднее чем за 30 дней до прекращения договора.
Наиболее важной особенностью договора поручения на коммерческое представительство является то, что на него не распространяются общие правила договора поручения об освобождении от ответственности в форме возмещения убытков стороны, прекратившей договор в одностороннем порядке. По договору на осуществление коммерческого представительства доверитель, отменивший свое поручение, и поверенный, отказавшийся от исполнения поручения, несут обязанность возмещения убытков, понесенных вследствие таких действий другой стороной. Особенности этих правил объясняются, во-первых, возмездностью договора на коммерческое представительство и, во-вторых, тем, что хотя элемент доверия присутствует и в этих отношениях, в целом лично доверительными они не являются, а относятся к числу коммерческих отношений.
В зависимости от сложности состава правового регулирования договоры поручения можно подразделить на сложные и простые. К простым относят договоры поручения, где в правоотношении присутствует только основная обязанность представителя совершать юридические действия по поручению доверителя и от его имени. К ним относятся договоры поручения, заключенные в порядке ст.971 ГК РФ. В сложных договорах поручения состав правового регулирования комбинированный, тем самым договор поручения входит в состав более сложной договорной конструкции. Например, глава 49 ГК РФ «Поручение» тесно связана с трёмя последующими главами Кодекса (гл.50 «Действия в чужом интересе без поручения», гл.51 «Комиссия», гл.52 «Агентирование») что выражается в том, что каждая из этих глав регулирует отношения, складывающиеся при выступлении одного лица в интересах и за счёт другого. В дореволюционной российской юридической доктрине подобные отношения весьма удачно были названы «заместительством».
Много сходства договор поручения имеет и с договором комиссии, несмотря на кажущиеся, на первый взгляд, различия в их правовом регулировании. В правовой доктрине отмечается отличие между указанными договорами, нашедшее легальное отражение в нормах ГК, в основе которого лежит признак степени доверия между сторонами. Правовые нормы данных договорных институтов отражают различную степень доверия между доверителем (комитентом) и поверенным (комиссионером). Если договор поручения представляет собой прямое представительство, то комиссия осуществляется на основе так называемого косвенного представительства (более точной является формулировка о том, что договор комиссии не порождает отношений представительства). Данный признак носит ключевой характер, что подтверждается судебными решениями.
Согласно п.1 ст.990 по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени и за счет комитента. При этом по сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. Законодатель не случайно ограничил предмет договора отношениями по поводу совершения гражданско-правовых сделок, поскольку все иные юридические действия, о которых речь шла выше, не могут быть совершены представителем от своего имени, но для представляемого.
Несмотря на то, что законодателем, обязанным по совершенной за счёт иного лица в комиссии, определяется комиссионер, в соответствии с п.1 ст.996 ГК РФ вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счёт комитента, являются собственностью последнего. В этом заключается представительский характер комиссии, как договорной конструкции, взаимодополняющей поручение.
Агентский
договор рассчитан на
Из числа правовых конструкций, связанных с поручением, наиболее близок ему, пожалуй, договор доверительного управления имуществом, который по своей природе является сложным. Доверительный управляющий совершает юридические действия от своего имени, однако обязан предоставлять третьему лицу информацию о своём статусе, как действующем в чужих интересах. В юридической доктрине Сухановым Е.А., Витрянским В.В. и рядом других авторов говорится о сходстве договора доверительного управления имуществом с договором поручения. Между тем самим законодателем подчеркивается эта взаимосвязь, например, по ст. 41 ГК РФ по просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, над ним может быть установлено попечительство в форме патронажа. При этом распоряжение имуществом, которое принадлежит подопечному, осуществляется помощником на основании договоров поручения, доверительного управления имуществом или иного договора, что подчёркивает сходство и взаимосвязь этих договоров, а так же особую фидуциарность, отличающую эти договоры.
В настоящее время имеет место концепция развития отношений по поручению по схеме подрядных отношений. Эти договоры имеют много общего, прежде всего, они заключаются по поводу совершения действий одним лицом по поручению другого. Среди различий, помимо возможности существования безвозмездного договора поручения, (что в принципе исключается при подряде), выделяются следующие: 1) предмет поручения – услуги, предмет подряда – работы риск (как следствие риск неполучения результата в подряде возлагается на подрядчике, а в поручении на поверенном); 2) в договоре подряда подрядчик действует от своего собственного имени в отношении с третьими лицами, а в поручении поверенный действует от имени своего контрагента по договору.
В дореволюционной России широкое распространение имела место концепция сопоставления договора поручения с договором личного найма (т.е. трудовым договором). В послевоенные годы появилась даже особая конструкция – «договор трудового поручения», под которым подразумевались договоры о выполнении гражданами отдельных работ для учреждений (организаций, предприятий). Выступая за необходимость существования такого договора, К.А. Граве обращал внимание на то, что, несмотря на включение в его название слова «поручение», договор трудового поручения не имеет никакой связи с договором поручения, хотя бы потому, что предметом его служат не юридические, а фактические действия. В то же время договоры трудового поручения презюмировались, как безусловно возмездные, а так же в них отсутствовала свобода их расторжения, присущая договору поручения.
С точки зрения гражданского права, договор поручения все таки отдаленнее от трудового договора, в отличие, например, от договора подряда (предмет подряда – работа, а поручения – услуга). В дореволюционной литературе имели место так же взгляды тех, кто основное значение придавал как раз различию предмета каждого из указанных выше договоров. Так, предметом договора личного найма (т.е. трудового договора) считался физический труд, а предметом договора поручения – умственный. Шерешевский В.И. отмечал, что «предмет договора поручения – обещание услуг по замещению другого, чего нет в трудовом договоре».
Генкин Д.М. при сопоставлении договора поручения с трудовым договором выразил позицию, что в первом речь идет о таком же трудовом процессе, как и при выполнении иных работ, что фактически говорит о том, что договор поручения является формой трудовых правоотношений (за исключением случаев, когда поверенный – юридическое лицо). Данная концепция вызвала сомнение, как у юристов цивилистов, так и у представителей науки трудового права. Например, Александров Н.Г. признавал, что различия между трудовым договором и договором поручения лишь на первый взгляд сложно уловимы, отмечая, что «предметом договора поручения является совершение тех или иных юридических действий в смысле результата соответствующего поведения поверенного. Самое поведение поверенного, необходимое для совершения обусловленных договором действий, самый процесс труда поверенного не составляют предмет договорного обязательства, а являются только способом их исполнения. Поверенный обязан исполнить поручения, действуя соответственно указаниям доверителя, но последний не руководит поведением поверенного в процессе его труда и вправе требовать от него лишь всех сведений о ходе исполнения поручения».