Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 14:46, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Авторское право".
Раб в отличие от свободного
общинника-франка считался
Салическая правда указывает также на наличие у франков других социальных групп: служилая знать, свободные франки (общинники) и полусвободные литы. Различия между ними были не столько экономическими, сколько социально-правовыми. Они были связаны главным образом с происхождением и правовым статусом лица или той социальной группы, к которой это лицо принадлежало.
Важным фактором, влияющим на правовые
различия франков, стала принадлежность
к королевской службе, королевской
дружине, к складывающемуся
Наряду с рабами существовала особая категория лиц - полусвободные литы, жизнь которых оценивалась половиной вергельда свободного, в 100 солидов. Лит представлял собой неполноправного жителя общины франков, находящегося в личной и материальной зависимости от своего господина. Литы могли вступать в договорные отношения, отходах вместе со своим господином.
Бурным ростом феодальных отношений характеризуются VII—IX вв. В это время во франкском обществе происходит аграрный переворот, приведший к повсеместному
утверждению крупной феодальной земельной собственности, к утрате общинником земли и свободы, к росту частной власти феодальных магнатов. Этому способствовало действие ряда исторических факторов. Начавшийся с VI— VII вв. рост крупногораспрями землевладельцев, выявил всю непрочность королевства Меровингов, в котором то тут, то там возникали
внутренние границы в
Вопрос 25. Государственный строй Франкской монархии.
Государственный строй. В процессах становления и развития государственного аппарата франков можно выявить три главных направления. Первое направление, особенно характерное для начального этапа (V—VII вв.), проявилось в перерождении органов племенной демократии франков в органы новой, публичной власти, в собственно государственные органы. Второе — определялось развитием органов вотчинного управления, третье — было связано с постепенным превращением государственной власти франкских монархов в "частную" власть государей-сеньоров с формированием сеньориальной монархии, что выявилось в полной мере на завершающем этапе развития франкского общества (VIII—IX вв.).
Социально-экономические, религиозно-идеологические, этнографические и др. изменения в галльском обществе оказали непосредственное влияние и на процессы складывания и развития специфических черт государственного аппарата франкской империи, поглотившей в VIII—IX в.
большинство варварских государств Западной
Европы. Уже в V в. у франков на
место старой родовой общины окончательно
приходит община территориальная (марка),
а вместе с ней и территориальное
деление на округа (паги), сотни. Салическая
правда говорит уже о существовании
должностных лиц королевства: графах,
сацебаронах и пр. Вместе с тем
она свидетельствует о
Роль общины в судебных делах была исключительно велика. Община отвечала за убийство, совершенное на ее территории, выставляла соприсяжников, свидетельствующих о добром имени своего члена; сами родственники доставляли в суд своего сородича, вместе с ним уплачивали вергельд.
Король выступал прежде всего как
"охранитель мира", как исполнитель
судебных решений общины. Его графы,
сацебароны выполняли в основном
полицейские и фискальные функции.
Салическая правда предусматривала
наказание для королевских
Власть франкских королей
Однако король в это время
— прежде всего военный предводитель,
военачальник, главной заботой которого
является "порядок" в королевстве,
усмирение выходящей из повиновения
местной знати. С ограниченностью
королевских функций было связано
и отсутствие эффективно действующих
органов центральной
Складывающийся
В VI—VII вв. главным управителем королевского дворца, а затем и главой королевской администрации являлся палатный мэр, или майордом, власть которого всемерно усиливалась в условиях непрекращающихся походов короля, который управлял своими территориями "из седла".
Формирование местных органов власти происходит в это время под значительным влиянием позднеримских порядков. Меровингские графы начинают управлять округами как римские наместники. Они обладают полицейскими, военными и судебными функциями. В капитуляриях тунгин в качестве судьи почти не упоминается. Понятия "граф" и "судья" становятся однозначными, их назначение входит в исключительную компетенцию королевской власти.
Во второй половине VII в. складывается новая система политического господства и управления, своего рода "демократия знати", которая предполагает непосредственное участие верхушки формирующегося класса феодалов в управлении государством
В это время большую власть присваивает-
созданный еще ранее Королевски
представителей служилой знати и высшего духовенства. Без согласия Совета король фактически не мог принять ни одного серьезного решения. Знати постепенно передаются ключевые позиции в управлении не только в центре, но и на местах. Вместе с ослаблением власти королей все больше независимости, административных и судебных функций приобретают графы, герцоги, епископы, аббаты, ставшие крупными землевладельцами. Они начинают присваивать налоги, пошлины, судебные штрафы.
Вопрос 26. Салическая правдв как памятник раннефеодального права.
Данная « варварская правда» является одной из самых древних, так как была составлена на рубеже V-VI вв. в период правления франкского короля Хлодвига (481-511 гг.) путем записи судебных обычаев салических франков на основе опроса старейшин представителей этого германского племени.
В Салической правде 1 глава была посвещена «вызову на суд». За невыполнение обязательства явиться в суд, присуждались к уплате штрафа в 600 денариев. Если же на суд не явится тот, кто вызвал, то также присуждается к уплате штрафа в 15 солидов. Если же ответчик находился на исполнении государственной службы, то он не может быть вызван в суд.
Большое количество статей Салической правды посвещено защите животных и их охраны. Глава 2 гласит о краже свиней, которая строго карается от 3 до 15 солидов. Если кто украдет молочного поросенка и будет уличен, присуждается к уплате в 3 солида.
Глава 3-8 « о краже рогатых животных, овец, коз, собак, птиц, пчел» также преписывали штрафы за кражу. Говорится в этом документе и о вреде, причиненном ниве или какому-либо огороженному месту, за что также следовал штраф от 15 до 30 солидов. Предусматривался штраф и за кражу рабов. Сущестенной была и уплата штрафа за поджог – 63 солида. Предусматривалось наказание и за оскорбление словом, нанесение увечий. Сурово каралось и конокрадство. Большое количество статей регулирует наказание за убийство скопищем. Совершение убийства влекло выплату вергельда. Размер зависит от социального положения убитого. Более тяжкое наказание – за убийство женщин и ребенка до 12 лет. А также предусматривался штраф от 100 до 600 солидов. Регулировались и брачно-семейные отношения: господство мужа над женой и отца над детьми.
У франков была общинная собственность на землю, частная только зарождалась. Глава « Об аллодах» земля могла наследоваться только по мужской линии. Община играла большую роль при приеме нового человека. Глава « О переселенцах», если хоть один был против, тогда человек не мог поселиться. Имущественное расслоение существовало. Глава « Об обязательствах» регулировала их исполнение. Кредитор мог принудить должника (если после трех предепреждений должник не исполнял обязательство, то кредитор мог обратиться в сувд). Кредитор получал долг и еще штраф с должника.
Судебный процесс по Салической правде носил обвинительный или состязательный характер. Одной из стадий процесса был розыск. Если кто-либо нашел свою вещь, раба и т.д., он должен ее забрать, а тот у кого нашли должен доказать, что это его вещь. Истец и ответчик должны были в течение 40 суток назначить срок для судебного разбирательства. Если призванный на суд не явится, то заключенный с ним сделку должен был послать за ним свидетелей. Если же свидетели тоже не являлись на суд, то наказывались штрафом. Строго наказывались лжесвидетельские показания, уплата штрафа в 15 солидов.
Вопрос 27. Общественный и государственный строй Франции в X-XIII вв. Реформы Людовика IX.
Становление господствующего класса феодалов непосредственно связано с развитием феодальной собственности на землю и сложной системы вассальных отношений.
Крупные феодалы не стремились сохранить свои земли в непосредственной собственности, поскольку их политический вес и сила определялись не столько размерами земельных владений, сколько количеством вассалов.
К XI в. в связи с процессом феодализации и последовательными раздачами земли возникла сложная структура класса феодалов, состоящего не только из сеньоров и вассалов, но и подвассалов разных ступеней (арьер-вассалов).
В самом низу феодальной лестницы находились рыцари (шевалье), которые не имели своих вассалов и выступали как сеньоры лишь по отношению к своим крестьянам.
На вершине феодальной лестницы стоял король, но многие крупные феодалы — герцоги и графы — считали себя равными королю (пэрами) и часто фактически не признавали по отношению к нему вассальных обязанностей.
Слабость короля в IX—XI вв. проявлялась в том, что по его зову на военную службу являлись только его непосредственные вассалы из королевского домена, т. е. непосредственных земельных владений короля, размеры которых были относительно невелики. Основная масса феодалов (арьер-вассалов) не подчинялась королю, как, впрочем, и другим крупнейшим феодалам, так как действовал принцип: "вассал моего вассала — не мой вассал".
С XII в. практически прекращается процесс дробления земельных владений. Феодальные поместья окончательно принимают родовой характер. Доступ новых лиц в ряды феодалов становится ограниченным. Лишь королевская власть продолжает раздачу участков, захваченных в ходе войн с непокорными вассалами. Более четко фиксируется иерархическая структура господствующего класса, наследственный характер приобретают феодальные титулы и ранги. Таким образом, к XIII в. складываются предпосылки для формирования замкнутого сословия дворянства.
Другой путь формирования господствующего класса в IX—XII вв. был связан с развитием церковного землевладения, которое быстро росло в результате пожалований короля и других светских феодалов. Поскольку церковь требовала от священнослужителей безбрачия, их правовой статус не передавался по наследству. Нередко ряды духовенства пополнялись за счет светских феодалов. В рамках католической церкви во Франции сложилась своя сложная иерархия, причем пользование церковным имуществом связывалось с должностью, которую занимало то или иное
духовное лицо.
В IX—XI вв. происходит окончательное оформление класса феодально-зависимых крестьян. Он складывается из многочисленных категорий сельского населения, известныхеще Франкской империи (свободные общинники, рабы, полусвободные и т. д.).
Подавляющее большинство крестьян превращается в сервов, правовой статус которых как лично зависимых людей в известной степени был унаследован от рабства. Сервы рассматривались как простая принадлежность земли. Сервы платили подушную подать (шеваж), ежегодный оброк, выполняли барщинные работ (обычно три дня в неделю). Серв не мог жениться без согласия господина, поступать в священнослужители, быть свидетелем в судебном процессе или участвовать в судебном поединке, так как считалось, что он не должен рисковать своей жизнью, принадлежащей сеньору.
Другую группу зависимых крестьян составляли вилланы. Они считались лично свободными держателями земли, принадлежащей феодалу. Вилланы уплачивали сеньору оброк (талью), размер которого также фиксировался обычаем, но был более легким, чем у сервов. До XII в. вилланы
уплачивали и шеваж, но он рассматривался как оказание чести сеньору, а не как проявление личной зависимости.
Как и все сельские жители, они должны были получать у сеньора (фактически выкупать за плату) формарьяж —разрешение на женитьбу. С XII в. большая часть вилланов освобождается от этой обязанности, внося единовременную выкупную плату. В это же время крестьяне начинают выкупать лежащую на них обязанность уплачивать сеньору специальный взнос (менморт) при получении ими земельных участков по наследству.
В XI—XII вв. в связи с быстрым
ростом городов увеличивается новая
прослойка феодального
с XII в. во Франции начинается широкое движение за освобождение городов от власти отдельных сеньоров и за самоуправление. Королевская власть, которая не допускала самостоятельности горожан в своем домене (так, в 1137 году было жестоко подавлено городское движение в Орлеане), охотно поддерживала города, выступавшие за освобождение от сеньориальной власти. В конечном счете города путем вооруженной борьбы или иными средствами (выкупы и т. п.) добивались предоставления им специальных хартий вольностей.