Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 12:04, курсовая работа
Прекращение брака всегда является трудной психологической темой. Прекращение брака всегда связано с существенными изменениями, сложившихся в семье правоотношений. Оно влечет не только изменение правового статуса собственности, но влияет на дальнейшую судьбу детей. Поэтому прекращение брака и цепочка личных и имущественных последствий этого шага подробнейше регулируется законом.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Содержание понятия института расторжения брака
1.1 Эволюция института расторжения брака в советский период развития Российского государства
1.2 Понятие и порядок расторжения брака в Российской Федерации
ГЛАВА 2. Правовое регулирование расторжения брака в Российской Федерации
Расторжение брака в органах ЗАГСа
2.1.1 Расторжение брака в органах ЗАГСа по заявлению обоих супругов
2.1.2 Расторжение брака в органах ЗАГСа по заявлению одного из супругов
2.2 Расторжение брака в судебном порядке
2.2.1 Расторжение брака в судебном порядке при взаимном согласии супругов на расторжение брака
2.2.2 Расторжение брака в судебном порядке при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака
2.3 Вопросы, решаемые судом при рассмотрении дел о расторжении брака
ГЛАВА 3. Правовые последствия и особенности судебной практики расторжения брака
3.1 Раздел общего имущества супругов
3.2 Проблемы соблюдения прав супругов при расторжении брака с наличием иностранного элемента
3.3 Решение споров о детях при разводе
3.4 Алиментные обязательства бывших супругов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
В 1926 г. был принят новый Кодекс законов о браке, семье и опеке[8]. Среди наиболее существенных нововведений этого нормативного акта по сравнению с КЗАГС можно выделить признание фактических брачных отношений наряду с зарегистрированным браком. С введением в действие Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР лица, состоявшие в фактических брачных отношениях, были уравнены с зарегистрированными супругами в праве на совместное имущество и на получение алиментов. Для признания юридической силы за фактическим браком необходимо было доказать наличие следующих обстоятельств: совместное сожительство фактических супругов, ведение при этом сожительстве общего хозяйства и выявление супружеских отношений перед третьими лицами, а также взаимная материальная поддержка и совместное воспитание детей. Эта статья КЗоБСО содержит признаки отношений, выявив которые суд мог признать наличие брака при отсутствии свидетельства о его регистрации.
Признание регистрации брака лишь бесспорным доказательством его наличия сыграло отрицательную роль. На практике параллельное существование фактического и зарегистрированного брака ни к чему, кроме правовой неопределенности, путанице и подрыву принципа моногамии, привести не могло. В частности, возникла необходимость решить проблему "конкуренции" между фактическим и зарегистрированным браком. Нерешенным оставался также вопрос о параллельном существовании нескольких фактических браков. В практике Верховного Суда РСФСР имелись случаи признания прав одновременно двух фактических жен на наследование имущества одного мужа. Можно привести случай, когда различные судебные инстанции по-разному оценили взаимоотношения мужчины и женщины. Например, решение Верховного Суда СССР от 10 декабря 1939 г. по делу Жуковской: высшая судебная инстанция страны признала недоказанным установленный Московским городским судом фактический брак истицы с покойным адвокатом Ротгольцем[38]. Верховный Суд расценил их отношения как "случайную связь", отменив решение нижестоящего суда, согласно которому фактические брачные отношения Жуковской и Ротгольца были признаны брачными.
С принятием Кодекса законов о браке, семье и опеке 1926 г.[8] было исключено судебное производство по делам о расторжении брака и эти функции переданы органам загса. Расторжение брака допускалось как по совместному, так и по одностороннему заявлению супруга - он мог единолично расторгнуть брак и получить свидетельство о разводе, а второго супруга загс лишь ставил в известность о разводе. Естественно, что загсы не интересовались при этом мотивами развода и регистрировали его механически. Непрочность брачных связей определила наличие значительного числа так называемых неполных семей, которые зачастую возникали именно вследствие упрощенного порядка разводов.
Необязательная регистрация брака, его нечеткие критерии позволяют прийти к важному выводу: с точки зрения советского брачного права состояние в браке в 1920-е гг. - не столько объективный факт, сколько субъективное мнение суда, а также восприятие двух людей, называющих в определенных обстоятельствах себя и друг друга мужем и женой[36, c.49]. И в вопросе о наследовании все упиралось в судейское усмотрение о наличии или отсутствии брака.
Середина 30-х гг. ознаменована резким поворотом в отношении Советского государства к браку. Постановлением ЦИК и СНК от 27 июня 1936 г. "О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах"[17] сделан шаг не к упрощению, а к осложнению разводов. В 1944 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства"[18]. Главным нововведением было придание правового значения только зарегистрированному браку. Была ужесточена процедура развода: брак отныне расторгался лишь в случае признания судом необходимости его прекращения. Заявление о разводе с указанием мотивов расторжения брака подавалось в народный суд. После этого в местной газете публиковалось объявление о возбуждении дела о разводе, затем в суд вызывался супруг-ответчик. Народный суд рассматривал дело и принимал меры к примирению супругов. Далее дело передавалось в суд второй инстанции, который рассматривал его по существу и выносил мотивированное решение о разводе или об отказе в расторжении брака.
Судебная процедура развода существовала до 1968-предусматривалась двоякая процедуру развода: через суд и через загс. При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих несовершеннолетних детей, а также при отсутствии у разводящихся каких-либо спорных вопросов об имуществе либо о взаимном содержании брак расторгался в органах загса. Кроме того, органы загса расторгали брак с лицами, признанными безвестно отсутствующими, признанными недееспособными, а также осужденными на срок не менее трех лет. Во всех иных случаях брак расторгался в судебном порядке[27].
30
июля 1969 г. был принят Кодекс о
браке и семье РСФСР[9]. Согласно данному
Кодексу, основанием к разводу считался
непоправимый распад семьи. Процедура
расторжения брака была схожа с процедурой,
установленной предшествующими Основами.
Судам предписывалось удовлетворять требования
о разводе, только установив, что дальнейшая
совместная жизнь супругов и сохранение
семьи стали невозможными. В 1990-е гг. был
внесен ряд существенных изменений в КоБС
1969 г., но с их помощью невозможно было
произвести необходимое реформирование
семейного законодательства. В связи с
этим в 1994 г. Государственной Думой РФ
и была создана рабочая группа по подготовке
нового Семейного кодекса , который был
принят Государственной Думой РФ 8 декабря
1995 г.
1.2
Понятие и порядок расторжения
брака в Российской
Федерации
В
теории семейного права под
а) смерть супруга;
б) объявление судом одного из супругов умершим;
в) расторжение брака (развод).
Перечисленные факты и являются основаниями прекращения брака.
При жизни обоих супругов брак может быть прекращен путем его расторжения (развода). Следует иметь в виду, что может быть расторгнут только зарегистрированный в установленном законом порядке брак. В результате расторжения брака (развода) супружеские отношения прекращаются на будущее время (за некоторыми исключениями) с соответствующими правовыми последствиями для обоих супругов.
Термины «расторжение брака» и «развод» рассматриваются в теории семейного права и применяются в правоприменительной практике органов загса и судов как синонимы. Эти термины употребляются как синонимы и в законе [6]. В дореволюционном семейном праве давалось определение развода как «прекращение законно существовавшего брака по указанным в законе причинам»[32, с.317]. В современной научной литературе под расторжением брака (разводом) понимается прекращение брака при жизни супругов[31, с.433] или юридический акт, прекращающий правовые отношения между супругами на будущее время (за некоторыми изъятиями, предусмотренными в законе)[25, с.257].
Следует отметить, что в последнюю четверть XX в. в России наблюдалась устойчивая тенденция увеличения количества расторгаемых браков. По данным Государственного комитета РФ по статистике, общий коэффициент разводимости (т. е. количество разводов на 1000 человек населения) в период с 1975 по 1995 г. возрос в 1,5 раза (с 3,0 до 4,5). К 2002 г. коэффициент разводимости еще более возрос (до 6,0), а общее количество разводов в начале нынешнего столетия продолжает увеличиваться. Так, в 2002 г. на 1019,2 тыс. фактов государственной регистрации заключения брака пришлось 835,5 тыс. разводов, что на 11,8 % больше, чем в 2001 г. - 763,5 тыс.[35]
Правом на расторжение брака СК наделяет каждого из супругов, за исключением случая, предусмотренного ст. 17. В ст. 17 СК содержится норма о недопустимости предъявления мужем требования о расторжении брака без согласия жены во время ее беременности и в течение года после рождения ребенка. Данное ограничение действует как при подаче мужем искового заявления о расторжении брака в суд, так и при его обращении для расторжения брака в органы загса. Оно направлено на ограждение женщины в период беременности и в течение года после рождения ребенка от ненужных волнений и переживаний, связанных с разводом, а значит, и на охрану здоровья матери и ребенка.
Это ограничение относится и к тем случаям, когда ребенок родился мертвым или не дожил до года[22].
Кроме того, в связи с тем, что закрепленная ст. 17 СК норма направлена в первую очередь на защиту интересов матери и ребенка, муж не вправе предъявлять требование о расторжении брака без согласия жены в названный данной статьей период времени и в том случае, когда он не является отцом ребенка. В юридической литературе высказывалось мнение о необходимости исключения нормы, предусмотренной ст. 17 СК, как существенно ущемляющей права мужа, которое, однако, не нашло поддержки у законодателя.
Требования ст. 17 СК должны применяться в любых жизненных ситуациях независимо от места проживания ребенка, не достигшего возраста одного года (с матерью, с дедушкой или бабушкой, отцом или другими лицами). Согласие жены на возбуждение дела о расторжении брака выражается в письменной форме путем подачи совместного с мужем заявления о расторжении брака в орган загса или путем соответствующей надписи на заявлении мужа о разводе в орган загса. При отсутствии согласия жены орган загса отказывает мужу в принятии заявления о расторжении брака, а если заявление принято, то орган загса возвращает его. При подаче мужем искового заявления о разводе в суд согласие жены на рассмотрение дела может быть подтверждено ее письменным заявлением (самостоятельным или в виде соответствующей надписи на заявлении мужа). В противном случае судья отказывает в принятии искового заявления, а если оно было принято, суд прекращает производство по делу, о чем выносится соответствующее определение. Однако указанное определение суда не является препятствием для мужа к повторному обращению в суд с иском о расторжении брака, если впоследствии отпали перечисленные в ст. 17 СК обстоятельства[22]. Введенный ст. 17 СК запрет распространяется только на действия мужа. Что же касается жены, то она вправе в любой момент возбудить дело о расторжении брака, в том числе во время беременности и при недостижении ребенком возраста одного года[28, с.423].
Порядок расторжения брака установлен ст. 18 СК. Расторжение брака поставлено под контроль государства и может осуществляться только соответствующими государственными органами: или органом загса, или судом в случаях, прямо предусмотренных СК. Тот или иной порядок расторжения брака предусмотрен в СК в зависимости от определенных обстоятельств и не может быть предопределен желанием сторон. Так, брак с лицом, признанным судом недееспособным, расторгается только в органах загса[6]. Другой супруг не может требовать расторжения брака с недееспособным супругом в суде.
Фактическое раздельное проживание супругов, сколько бы времени оно ни длилось, юридически брака не прекращает.
Как известно, полномочия по расторжению брака были изъяты из ведения церкви и переданы государственным органам (органам загса и суду) Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 19 декабря 1917 г. «О расторжении брака»[15]. Такой порядок был обусловлен необходимостью государственного контроля за расторжением брака.
Из содержания ст. 18 СК следует, что основной порядок (процедура) расторжения брака - это расторжение брака в органах загса. Порядок государственной регистрации расторжения брака в органах загса подробно регламентируется Законом об актах гражданского состояния. Органы загса не выясняют причин расторжения брака, не требуют доказательств невозможности сохранения семьи, не принимают меры по примирению супругов, т. е. бракоразводная процедура упрощена и не требует больших затрат сил и времени супругов. В органах загса производится расторжение брака: при взаимном согласии супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей[6]; по заявлению одного из супругов в случаях, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет [6].
Судебный порядок (процедура) расторжения брака применяется в случаях, предусмотренных ст. 21-23 СК: при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей; при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака; если один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органах загса. Однако следует иметь в виду, что суд откажет в принятии искового заявления о расторжении брака, если имеются основания решить вопрос о расторжении брака в органах загса. Судебный порядок расторжения брака подчиняется требованиям гражданского процессуального законодательства об исковом производстве, где достаточно подробно определены права и обязанности сторон, участвующих в деле. Он призван обеспечить не только государственно-правовое регулирование отношений, связанных с прекращением брака, но и защитить в случае необходимости интересы каждого из супругов и их несовершеннолетних детей.
При расторжении брака в судебном порядке один из супругов выступает в роли истца, другой - в роли ответчика. Согласно общему правилу иск о расторжении брака предъявляется супругом или его опекуном в суд по месту жительства супругов, если они проживают вместе, а при раздельном проживании - по месту жительства супруга-ответчика (см. приложение Г)[4]. Иск о расторжении брака с лицом, место проживания которого неизвестно, может быть предъявлен по выбору истца, т. е. по последнему известному месту жительства ответчика или по месту нахождения его имущества, а в случае когда с истцом находятся несовершеннолетние дети или выезд к месту жительства ответчика для него по состоянию здоровья затруднителен - по месту его жительства[22]. По соглашению между супругами дело о расторжении брака между ними может рассматриваться по месту жительства любого из них[4].