Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 18:07, реферат
Целью данной работы является выяснение понятия юридического лица, изучение предусмотренных законодательством организационно-правовых форм юридических лиц, способов участия различных видов юридических лиц в имущественном обороте и их ответственность.
При написании работы были применены формально-юридический, сравнительно-правовой методы исследования.
В ходе исследования предполагалось решить следующие задачи:
- изучить литературу по проблеме исследования.
- выяснить критерии, на основании которых классифицируются юридические лица в существующем российском законодательстве.
- охарактеризовать основные, предусмотренные законодательством, виды юридических лиц, основываясь на присущие им свойства.
Во всех случаях добровольной
реорганизации хозяйственных
Вопрос о реорганизации акционерного общества может быть вынесен на решение общего собрания акционеров только по предложению совета директоров, если иное не установлено уставом общества (п. 3 ст. 49 Федерального закона «Об акционерных обществах» - далее Закон об АО). В обществах с ограниченной ответственностью инициатором реорганизации в принципе могут выступать как участники общества, так и его органы. Так, п. 2 ст. 35 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее Закон об ООО) предоставляет возможность исполнительным органам общества созвать внеочередное собрание по своей собственной инициативе, по инициативе совета директоров, ревизионной комиссии (ревизора), аудитора, а также участников общества, обладающих в совокупности не менее чем одной десятой общего числа голосов участников общества. Учитывая, что в отличие от Федерального закона об АО Федеральный закон об ООО не содержит специальных норм, ограничивающих права указанных лиц и органов в отношении вынесения вопроса о реорганизации на решение общего собрания, можно сделать вывод о том, что любой из указанных органов или участников может инициировать принятие решения о реорганизации. Такое же право имеют члены и соответствующие органы производственных кооперативов.
Однако на деле многие из тех, кто имеет право инициировать реорганизацию, не будут пользоваться этим правом. Одни — по причине того, что это не является их функцией, другие — поскольку не вполне могут судить о состоянии дел организации.
Кроме того, существует серьезное
процедурное препятствие для
инициирования реорганизации
При этом неясно, должен ли участник, инициирующий принятие решения о реорганизации, представить одновременно с предложением о включении этого вопроса в повестку дня общего собрания и свои проекты договора о слиянии (присоединении) и передаточного акта (разделительного баланса). Если это все же необходимо, то подготовка таких документов для подавляющего большинства участников (особенно участников хозяйственных обществ) окажется невозможной.
Очевидно, что только исполнительный орган и совет директоров в состоянии правильно определить условия реорганизации и подготовить необходимые документы и что именно они должны быть инициаторами рассмотрения данного вопроса. Было бы целесообразным отразить это в законодательстве.
Добровольная реорганизация
в форме слияния, присоединения
или преобразования в предусмотренных
законом случаях может
В соответствии с п.1 ст.17 закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» слияние и присоединение коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 200 тысяч установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, осуществляются с предварительного согласия антимонопольного органа.
Антимонопольный орган должен быть уведомлен учредителями (участниками) (одним из учредителей, участников) в течение 45 дней со дня государственной регистрации (со дня внесения изменений и дополнений в единый государственный реестр юридических лиц):
- о слиянии и присоединении некоммерческих организаций (ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств), если в состав участников (членов) этих организаций входит не менее двух коммерческих организаций;
- о слиянии и присоединении коммерческих организаций, если суммарная стоимость их активов по последнему балансу превышает 100 тысяч установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда (п.5 ст.17 Закона о конкуренции)
В данных случаях лица или органы, принимающие решения о слиянии, присоединении, вправе до принятия таких решений запросить согласие антимонопольного органа, который обязан рассмотреть соответствующие ходатайства. Нарушение установленного порядка, приводящие к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирования, а равно неисполнение предписания антимонопольного органа, является основанием для их ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа (п.9 ст.17 Закона о конкуренции).
В соответствии с п. 2 ст. 57 ГК РФ принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Понятно, что принятие решения о реорганизации государственным органом затрагивает права граждан и юридических лиц, и именно поэтому ГК РФ устанавливает, что такое решение может быть принято только в случаях, установленных законом. В то же время нельзя согласиться с закрепленной ГК РФ возможностью реорганизации по решению уполномоченного государственного органа. Закон должен допускать возможность обращения уполномоченного государственного органа в суд с требованием о реорганизации, однако не должен давать ему права самостоятельно принимать такое решение.
В ГК РФ не указано, какой именно государственный орган уполномочен принять решение о реорганизации, и вопрос этот оставляется на усмотрение специальных законов и правовых актов. В настоящее время в соответствии с Федеральным законом о конкуренции (ст. 12) таким органом является федеральный антимонопольный орган. Этим же законом определены и случаи, в которых этот орган может принять решение о принудительной реорганизации юридического лица.
Антимонопольный орган вправе выдать предписание о принудительном разделении коммерческой организации или осуществляющей предпринимательскую деятельность некоммерческой организации, занимающих доминирующее положение, либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций в случае систематического осуществления ими монополистической деятельности (в течение трех лет более двух выявленных в установленном порядке фактов монополистической деятельности). Предписание о принудительном разделении (выделении) коммерческой организации в соответствии с п.2 ст.19 Федерального закона о конкуренции принимается при наличии следующих условий: если это ведет к развитию конкуренции; возможности организационного и территориального обособления ее структурных подразделений; отсутствия между ее структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи (в частности, если объем потребляемой юридическим лицом продукции (работ, услуг) ее структурного подразделения не превышает 30% общего объема производимой этим структурным подразделением продукции (работ, услуг); возможности юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.
В соответствии с ГК РФ и Федеральным законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» принудительная реорганизация может быть осуществлена только в форме разделения и выделения.
Из законодательства неясно, достаточно ли предписания федерального антимонопольного органа для начала реорганизации или нет. В п. 3 ст. 19 Федерального закона о конкуренции устанавливается: «Предписание антимонопольного органа о принудительном разделении (выделении) коммерческих организаций или некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, подлежит исполнению собственником или органом, уполномоченным им, с учетом требований, предусмотренных в указанном предписании, и в определенный в нем срок, который не может быть менее шести месяцев». При этом не исполнение решения о принудительной реорганизации дает право суду по требованию антимонопольного органа назначить внешнего управляющего юридическим лицом, который и осуществит такую реорганизацию (абз.2 п.2 ст.57 ГК РФ).
С учетом значимости реорганизации участники должны принимать решение, полностью оценивая ее необходимость и последствия. Особенно важным для принятия взвешенного решения о реорганизации является период, предшествующий его принятию. Подготовка решения о реорганизации представляет собой подготовку и представление для ознакомления участников соответствующей информации и материалов.
К сожалению, именно этот период находится вне рамок правовой: регулирования российского законодательства. Между тем, отсутствие правил подготовки принятия решения о реорганизации приводит высокому риску манипулирования мнением участников и, как следствие, к значительным нарушениям их прав при реорганизации.
Российское законодательство не устанавливает никаких особых требований к подготовке принятия решений о реорганизации, поэтому такая подготовка осуществляется по общим правилам. Участники могут ознакомиться лишь с теми документами, которые предоставляются им при подготовке к проведению общего собрания. К перечню информации (материалов) подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества не относится ни договор о слиянии (присоединении), ни разделительный баланс, ни передаточный акт. Перечень дополнительной информации (материалов), обязательной для предоставления лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров, может быть установлен федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Ранее данный перечень не был установлен, это приводило к высокому риску манипулирования мнением участников.
В настоящее время ФКЦБ России воспользовалась своим правом определить дополнительный перечень информации (материалов), обязательной для предоставления акционерам в указанный период, и восполнило досадный пробел в действующем законодательстве, принятием Постановления от 31 мая 2002 г. № 17/пс «Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров». В соответствии с п.3.5. указанного Положения к дополнительной информации (материалам), обязательной для предоставления лицам, имеющим право на участие в общем собрании, при подготовке к проведению общего собрания, повестка дня которого включает вопрос о реорганизации общества, относятся:
- обоснование условий
и порядка реорганизации
- годовые отчеты и годовая бухгалтерская отчетность всех организаций, участвующих в реорганизации, за три завершенных финансовых года, предшествующих дате проведения общего собрания, либо за каждый завершенный финансовый год с момента образования организации, если организация осуществляет свою деятельность менее трех лет;
- квартальная
бухгалтерская отчетность всех
организаций, участвующих в
Все решения, принимаемые Советом директоров (исполнительными органами, участниками), общим собранием, совместным общим собранием о реорганизации оформляется протоколом, в котором определяются порядок и условия проведения реорганизации, фиксируются все принятые решения и итоги голосования.
Похожая ситуация, не урегулирования выше описанного вопроса, характерна и для товариществ, кооперативов и обществ с ограниченной ответственностью. Правда, для обществ с ограниченной ответственностью предоставление указанной информации и материалов может стать обязательным, если это предусмотрено уставом общества (п. 3 ст. 36 Федерального закона об ООО).
Можно предположить,
что экономическая
Исходя из смысла действующего законодательства (см. ГК РФ, Федеральный закон об АО и Федеральный закон об ООО) передаточном акту и разделительному балансу при разных формах реорганизации: отводится одна и та же роль — определить имущество и обязательства; которые переходят к юридическим лицам, являющимся правопреемниками в результате реорганизации. Оба эти документа, как следует из ГК РФ, должны содержать «положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами» (п. 1 ст. 59). Соблюдение этого правила призвано обеспечить полную ясность относительно всех правоотношений, участником которых являлось реорганизованное юридическое лицо. Очевидно, что оно установлено прежде всего в интересах кредиторов юридического лица с тем, чтобы их требования не «затерялись» в ходе реорганизации.