Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2014 в 08:47, курсовая работа
В рыночном хозяйстве договор становится одним из основных способов регулирования экономических взаимосвязей, так как их участники, будучи собственниками, по своему усмотрению определяют направления и порядок использования принадлежащего им имущества.
В процессе подготовки, составления или заключения гражданско-правового договора или его реализации между участниками гражданских правоотношений могут возникнуть разногласия, касающиеся смысла, содержания или формы того или иного договорного условия. Именно в этих случаях возникает необходимость в непроизвольном, надлежащем и правомерном толковании положений заключаемых или уже заключенных договоров, которое помогает привести реальную волю сторон договорного соглашения в соответствие с внешней формой его выражения, письменно закрепленного в тексте договора.
Напротив, в определениях реальных договоров содержится указание на то, что эти действия уже совершены, а термин "обязуется" не применяется.
Используя данный формальный признак (наличие или отсутствие в определении слова "обязуется"), можно выделить из общей массы договоров следующие реальные договоры: ренты (ст. 583 ГК РФ), пожизненного содержания с иждивением (ст. 601), перевозки груза (ст. 785), займа (ст. 807), банковского вклада (ст. 834), доверительного управления имуществом (ст. 1012). Вместе с тем становится очевидным, что следующие виды договоров являются консенсуальными: купли-продажи (ст. 454), мены (ст. 567), аренды (ст. 606), найма жилого помещения (ст. 671), подряда (ст. 702), на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ (ст. 769), перевозки пассажира (ст. 786), кредитный (ст. 819), банковского счета (ст. 845), имущественного страхования (ст. 929), личного страхования (ст. 934), поручения (ст. 971), комиссии (ст. 990), агентский (ст. 1005), коммерческой концессии (ст. 1027), простого товарищества (ст. 1041 ГК РФ).
Особого анализа требуют договоры дарения и хранения. Хотя оба договора являются реальными (п. 1 ст. 572 и соответственно п. 1 ст. 886 ГК РФ), у них имеются разновидности: договор обещания дарения (п. 2 ст. 572) и договор, предусматривающий обязанность принять вещь на хранение в определенный срок (п. 2 ст. 886 ГК РФ). Эти разновидности являются консенсуальными договорами.
Договор обещания дарения и договор, содержащий обязанность принять вещь на хранение в определенный срок, следовало бы считать предварительными договорами либо в крайнем случае особыми видами договоров, не меняющими реального характера договоров дарения и хранения.
Определение возмездных и безвозмездных договоров содержится в Гражданском кодексе Российской Федерации. Согласно статье 423 Гражданского кодекса Российской Федерации: договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным. Безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления8.
То есть, возмездность и безвозмездность договоров зависят от того, существует ли плата или иное встречное предоставление другой стороны.
Статья 423 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит общий принцип возмездности договоров.
Соответственно, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации договор считается возмездным, если сторона не доказала его безвозмездность.
Данная концепция была подтверждена существующей судебной практикой. Примером может служить Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 апреля 2007 г. N 3138/079.
Следует отметить, что отсутствие в договоре указания на цену либо же встречное предоставление не может автоматически означать безвозмездность договора. В этом случае возмездность может быть прописана в иных документах между сторонами или установлена на основании ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации10.
Наиболее часто за передаваемые товары, выполняемые работы, и оказываемые услуги производится плата в виде определенной денежной суммы. Другое встречное предоставление может выражаться в передаче иного имущества, результатов работ, оказании иных услуг. Например, по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой (ст. 567 ГК). Гражданин Петров по просьбе гражданина Иванова выполнил определенную работу. Взамен гражданину Петрову предоставляется право пользования жильем (частью жилого помещения), принадлежащим гражданину Иванову. В таком случае для гражданина Иванова встречным предоставлением является результат работы, а для гражданина Петрова - право пользования жильем.
Очень часто объектом (или предметом) договора в законе называется определенное материальное благо, например, объекты аренды перечислены в ст. 607 ГК11, объекты доверительного управления - в статье 1013 ГК. Но встречное предоставление - это тоже объект правового отношения, порождаемого соответствующим договором. Такой объект часто называют эквивалентным. Правда, стоит иметь в виду условность словосочетания "эквивалентный объект", поскольку эквивалентности может и не быть.
Безвозмездность договора следует из указаний закона и иных правовых актов, она вытекает из содержания или существа договора. Следует отметить, что по общему правилу указания закона и иных правовых актов на безвозмездность того или иного договора она предопределена существом договора. Так, например, договор дарения, естественно, возмездным быть не может (что и нашло отражение в ст. 572 ГК), точно так же, как договор безвозмездного пользования имуществом (ссуды) (ст. 689 ГК).
Безвозмездность договора существенно определяет содержание правовых норм, конкретизирующих права и обязанности сторон. Так как здесь нет встречного предоставления, постольку субъект, передающий что-либо, выполняющий работу, за которую не будет взиматься плата, и т.д., обладает большей свободой, нежели участники возмездных договорных отношений. Кроме того, безвозмездные отношения обычно базируются на некой особой связи субъектов, продиктованы этическими соображениями. Обстоятельства такого рода не могут игнорироваться законом. В статье 577 ГК РФ предусматривается право дарителя отказаться от договора дарения, если после заключения договора имущественное или семейное положение изменилось настолько, что исполнение договора в новых условиях приведет к существенному снижению уровня его жизни. Даритель вправе отменить дарение, в частности, если одаряемый совершил покушение на его жизнь, жизнь кого-либо из членов его семьи или близких родственников либо умышленно причинил дарителю телесные повреждения (ст. 578 ГК).
Презумпция возмездности договора особенно важна, если стороны заключили договор, законом не предусмотренный, но ему не противоречащий, и умолчали о встречном предоставлении. Такой договор является возмездным, если не доказана его безвозмездность.
Деление сделок на двусторонние или многосторонние и односторонние традиционно. Его основанием считается количественный признак - это число сторон, выражающих волю. Здесь важно различать стороны и участников сделки. Например, в договоре дарения присутствуют две стороны - это даритель и одаряемый12.
Для того чтобы договор состоялся, необходимостью является волеизъявление как минимум двух сторон. Причем если воли сторон носят встречный характер, то договор является двусторонним. Если воли сторон (даже если их всего две) направлены на достижение общей цели ("в одну точку"), то договор считается многосторонним.
Большинство договоров в гражданском праве являются двусторонними (это, например, купля-продажа, мена, дарение, аренда, подряд, комиссия, поручение, страхование и др.). Ярким примером многостороннего договора является договор простого товарищества (договор о совместной деятельности). В этом случае двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели (ст. 1041 ГК). Многосторонним будет также договор, направленный на создание юридического лица13.
Следует отметить, что разграничение двусторонних и многосторонних договоров имеет важное практическое значение, например, при решении вопроса о том, какими правовыми нормами регулируются те либо иные общественные отношения.
В практике заключения многосторонних договоров зачастую предложение заключить договор исходит сразу от нескольких лиц (например, в случае направления двумя или более участниками единого проекта договора другим его участникам).
Поскольку предложение заключить договор - непременно волеизъявление, обладающее свойством юридической инициативы в заключении договора, то офертой в многостороннем договоре является волеизъявление того участника, который первым сделал предложение заключить многосторонний договор, т.е. выступил с инициативой в заключении данного договора. Соответственно, если предложения о заключении многостороннего договора исходят одновременно от нескольких лиц, все они должны признаваться оферентами. Поэтому в многостороннем договоре может быть как один оферент, так и несколько оферентов сразу. При этом всех остальных лиц, участвующих в заключении договора, следует считать акцептантами.
Законодательное определение публичного договора дано в абз. 1 п. 1 ст. 426 ГК РФ, в силу которого под публичным договором разумеется договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Приведенное определение со времени принятия ГК РФ получило достаточно широкое и детальное исследование на страницах цивилистической литературы, при этом в целом авторами отмечается неудачность его трактовки и наличие в нем существенных недостатков.
Для того чтобы договор мог быть признан публичным, необходимо наличие одновременно двух обстоятельств: 1) сторонами такого договора выступают коммерческая организация и потребитель (как физическое, так и юридическое лицо); 2) характер деятельности организации таков, что она должна осуществлять свою деятельность в отношении каждого, кто к ней обратится14.
Основная масса публичных договоров может быть заключена лишь коммерческими организациями. К числу таких публичных договоров относятся договор энергоснабжения (п. 1 ст. 539 ГК РФ), договор перевозки транспортом общего пользования (абз. 1 п. 1 ст. 789 ГК РФ), договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин (п. 1 ст. 834 ГК РФ), договор банковского счета (п. 2 ст. 846 ГК РФ), договор складского хранения, заключаемый товарным складом общего пользования (абз. 2 п. 1 ст. 907, п. 1 ст. 908 ГК РФ), договор хранения в ломбарде вещей, принадлежащих гражданину (п. 1 ст. 919 ГК РФ), договор хранения в камерах хранения транспортных организаций (п. 1 ст. 923 ГК РФ). Однако нельзя отрицать того очевидного обстоятельства, что в ряде публичных договоров на обязанной стороне могут выступать и некоммерческие организации. Однако, учитывая, что абз. 1 п. 1 ст. 426 ГК РФ содержит общую и институтообразующую норму, именно в нем должно указываться на то, что в качестве обязанных субъектов публичного договора в принципе могут выступать все лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. И лишь в специальных нормах, посвященных отдельным видам публичных договоров, в силу специфики последних их обязанными субъектами должны называться лишь коммерческие организации - профессиональные участники соответствующей сферы рынка товаров, работ или услуг.
Предпринимательская деятельность участника гражданского оборота может быть признана публичной только тогда, когда неопределенному кругу лиц становится известно о том, что этот участник заключает договоры определенного вида с каждым, кто к нему обратится. Само же по себе заключение хозяйствующим субъектом договора с государственным (муниципальным) органом на осуществление публичной деятельности подобной информации неопределенному кругу лиц предоставить не может.
По указанным соображениям не может вытекать обязанность субъекта по заключению публичного договора и из его учредительных документов. При этом коммерческая организация в силу принадлежащей ей, как правило, общей правоспособности вправе иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, что следует из абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК РФ. Поэтому в ряде случаев указание на тот или иной вид фактически осуществляемой коммерческой организацией деятельности в ее учредительных документах может и отсутствовать, однако это вовсе не должно служить препятствием для признания при определенных условиях такой деятельности публичной15.
Как известно, понятия и другие основные положения о договоре присоединения закреплены в ст. 428 ГК РФ. Квалифицирующим признаком договора присоединения в российском гражданском праве является указание на то, что это не только договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах, но и то, что такие условия должны быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (п. 1 ст. 428 ГК РФ). По смыслу ГК РФ договор присоединения - это договор, заключение которого возможно лишь посредством принятия всех условий в целом.
Договоры, которые полностью принимаются на тех условиях, которые сформулированы заранее в стандартных формах и исключают всякие индивидуализирующие условия, достаточно редки на практике. Наиболее ярким примером такого договора, с которым сталкиваются в последнее время в равной мере и граждане, и юридические лица, является лицензионный договор на право использования программного обеспечения, условия которого изложены на экземпляре программы или ее упаковке (п. 3 ст. 1286 ГК РФ), или соглашения, заключаемые в электронной форме путем щелчка мыши (Click-wrap agreement), например лицензионные договоры, заключаемые в сети Интернет. Присоединение к условиям такого договора действительно происходит "в целом", и присоединяющаяся сторона не участвует в выработке условий данного договора.
Однако многие договоры, которые с точки зрения их экономической сущности являются договорами присоединения, содержат в себе условия, которые были "выбраны" присоединяющейся стороной, т.е. с точки зрения теории договорного права являются результатом совместного волеизъявления сторон: например, договоры купли-продажи, страхования, банковского вклада, банковского счета16.
Так, например, на практике существует немало видов банков, которые предлагают гибкие условия банковского вклада, где гражданин может определить некоторые условия: сроки вклада, наличие права пополнить вклад или забрать его часть без расторжения договора, не говоря уже о размере вклада, что является само собой разумеющимся. Данный договор, заключенный с гражданином, является договором присоединения, что отмечалось КС РФ17. Однако в выборе наиболее существенных его условий участвует в равной степени и присоединяющаяся сторона. В качестве других примеров можно привести согласованные сторонами условия договора присоединения, включенные исходя из потребностей конкретного клиента: наименование или количество товара (являющееся конкретизацией условия о предмете договора купли-продажи (п. 3 ст. 455 ГК РФ)).
Информация о работе Понятия, виды и условия гражданско-правового договора