Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 15:31, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в жизни часто встречаются такие ситуации, когда одно лицо безвозмездно передает или обязуется передать другому при своей жизни имущество в собственность. Такие правовые отношения оформляются договором дарения, который устанавливает права и обязанности одаряемого и дарителя. Важно понимать, что дарение является безвозмездным договором, поэтому при наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства такой договор признается не дарением.
Введение
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в жизни часто встречаются такие ситуации, когда одно лицо безвозмездно передает или обязуется передать другому при своей жизни имущество в собственность. Такие правовые отношения оформляются договором дарения, который устанавливает права и обязанности одаряемого и дарителя. Важно понимать, что дарение является безвозмездным договором, поэтому при наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства такой договор признается не дарением.
Сложность и особенность темы состоит в том, что договор дарения в настоящее время является очень распространенным и для нас важна каждая деталь этого договора, так как мы должны заключать его в соответствии с законом. Интересно отметить, что в некоторых случаях даритель, например вправе отменить дарение или потребовать отмены дарения, если обращение одаряемого с подаренной вещью, представляющей для дарителя большую неимущественную ценность, создает угрозу ее безвозвратной утраты. В случае отмены дарения одаряемый обязан возвратить полученную вещь.
Законодательство в этой сфере не ограничивается только Гражданским кодексом Российской Федерации, но и касается Федеральных законов, Законов Российской федерации и другими положениями закона. Например, договор, предусматривающий передачу дара одаряемому после смерти дарителя, ничтожен. К такого рода дарению применяются правила гражданского законодательства о наследовании.
Объектом исследования курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в результате дарения, поскольку объектом дарения может быть как вещь, так и имущественное право, а также имущественная обязанность, от которой даритель освобождает одаряемого.
Предмет курсовой работы – гражданско-правовые отношения, которые возникают из договора дарения, которые регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.
Цель работы – рассмотреть сущность и особенности договора дарения. Для ее достижения необходимо решение следующих задач: анализ понятия договор дарения; характеристика его условий; определение особенностей прав и обязанностей сторон договора.
Теоретическую основу курсовой работы составили учебные пособия таких авторов как Брагинский М. И., Шершеневич Г. Ф., Витрянский В.В., Сергеев А.П. и других.
Структура работы состоит из введения, двух глав, включающих 1-4 параграфа, заключения, списка используемых источников. В первой главе дана общая характеристика понятия договор дарения, содержание договора и его элементы, во второй главе определены особенности прав и обязанностей дарителя и одаряемого, ответственность по договору дарения и его прекращение. Заключение содержит выводы и итого исследования.
Глава 1. Понятие, содержание и элементы договора дарения.
Договор дарения является одним из древнейших договор, известных еще классическому римскому праву. Однако договор дарения не признавался классическими римскими юристами типичным договором, а относился к соглашениям, не подходящим ни под какой тип договоров. Так, согласно системе обязательств из контрактов по классическому римскому праву – обязательства из контрактов разделялись на четыре группы, основанием для такого деления служило различие в самом обязывающем моменте. В соответствии с данным основанием выделялись консенсуальные контракты – обязательства, юридическая сила которых вытекает уже из самого соглашения, реальные контракты – обязательства, юридическая сила которых возникает не просто из соглашения, а из последовавшей на основании соглашения передачи вещи одним контрагентом другому, вербальные контракты – обязательства, возникающие вследствие известной словесной формулы, литеральные контракты – обязательства, заключаемые в определенной письменной форме.
Договором дарения признается такой договор, по которому одна сторона, которая в договоре именуется даритель безвозмездно передает или обязуется передать другой – одаряемому вещь в собственность либо имущественное право или требование к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом (п. 1 ст. 572 ГК).1
В системе гражданско—правовых договоров договор дарения выделяется в отдельный тип договорных обязательств благодаря наличию некоторых характерных признаков, позволяющих квалифицировать его в данном качестве. В числе таких признаков можно назвать следующие особые черты договора дарения.
Во-первых, основной квалифицирующий признак договора дарения, отличающий его от подавляющего большинства гражданско — правовых договоров, состоит в его безвозмездности. Как известно, гражданско — правовые отношения строятся на началах имущественной самостоятельности их участников и эквивалентности. Соотношение возмездных и безвозмездных договоров определяется законодательной презумпцией возмездности всякого гражданско — правового договора, выраженной нормой, согласно которой «договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное» (п. 3 ст. 423 ГК).2
Договор дарения относится к безвозмездным договорам, по которым одна сторона предоставляет либо обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления. Наличие в системе гражданско — правовых обязательств безвозмездных договоров (договор дарения, договор ссуды) объясняется широким спектром побудительных мотивов действий участников имущественного оборота, которые вовсе не сводятся к обязательному извлечению выгоды из всякой сделки. Мотивы поведения субъектов гражданского права гораздо богаче и разнообразнее. Сделки могут совершаться, в том числе и из сострадания к попавшим в беду, из желания оказать помощь, просто материально поддержать кого-либо. Поэтому встречающийся иногда в юридической литературе взгляд на безвозмездные отношения в гражданском праве как на вынужденный «довесок» к «нормальным» имущественным отношениям, пронизанным насквозь меркантильными интересами их участников, представляется намеренно искусственным. Однако и безвозмездные правоотношени также могут испытывать действие закона стоимости, хотя и не столь явное. Главное же, пожалуй, состоит в том, что предмет не утрачивает присущие ему качества товара и тогда, когда он переходит от одного лица к другому безвозмездно. Представляется, однако, что сын, передавая больной престарелой матери дорогостоящие лекарства, на которые он истратил последние деньги, действует вовсе не под влиянием закона стоимости, да и мы прекрасно понимаем, что в подобных отношениях лекарства не имеют ничего общего с товаром.
На наш взгляд, безвозмездные (по определению) гражданско — правовые договоры не нуждаются в подобных теоретических оправданиях, поскольку занимают свое достойное, справедливо им принадлежащее место в системе гражданско — правовых договоров, обслуживая, может быть, наиболее высокие и благородные человеческие отношения. Однако вернемся к договору дарения.
Признак безвозмездности договора дарения означает, что даритель не получает никакого встречного предоставления со стороны одаряемого и не рассчитывает на это. Если по договору дарения предполагаются встречная передача вещи или права либо встречное обязательство со стороны одаряемого, то такой договор признается притворной сделкой и к нему применяются правила, предусмотренные п. 2 ст. 170 ГК.
Как и в российском дореволюционном гражданском праве, договор дарения не теряет своих качеств, если имеется встречное предоставление, которое носит чисто условный либо символический характер (например, вручение дарителю одаряемым мелкой монетки за подаренные острый предмет или комнатное растение). При этом важное значение имеет осознание сторонами того факта, что встречное предоставление является именно данью традиции и не выполняет роль компенсации за полученное имущество. При отсутствии осознания условности и символического характера предоставления со стороны одаряемого и, напротив, направленности воли сторон именно на компенсацию дара их правоотношения не могут рассматриваться в качестве договора дарения даже в том случае, когда встречное предоставление явно не эквивалентно полученному дару. Так, если какое-либо имущество реализуется его собственником по явно заниженной цене или покупается кем-либо по чрезмерно завышенной цене, указанные правоотношения, в силу отсутствия признака безвозмездности, не могут быть квалифицированы как договор дарения.
Сложнее решается вопрос о том, может ли признаваться встречной передачей вещи или права либо встречным обязательством (2 п. 1 ст. 572 ГК) соответствующее предоставление, осуществляемое одаряемым в пользу дарителя, за рамками договора дарения по иным сделкам и обязательствам. В современной юридической литературе по этому поводу высказаны различные точки зрения. Однако если в соглашении сторон предусмотрено встречное обязательство одаряемого в пользу дарителя, например, передать вещь, оказать услугу и т.п., договор не будет дарением, а должен рассматриваться как притворная сделка и определяться нормами, относящимися к договору мены, бытовому подряду и др. в зависимости от конкретных условий соглашения сторон. Из этого следует, что для признания договора дарения притворной сделкой условие о встречном предоставлении должно быть предусмотрено этим же договором.
Гражданский кодек допускает заключение договора дарения по модели как реального, так и консенсуального договора, то есть обещание дарения. С точки зрения правовой природы возникающих при этом правоотношений значительный интерес представляет собой договор дарения, совершаемый путем передачи имущества одаряемому.
По общему правилу реальный договор отличается от консенсуального договора, который считается заключенным с момента достижения сторонами соглашения по всем существенным условиям договора (формальный момент — получение лицом, направившим оферту, ее акцепта), тем, что для заключения реального договора необходима также передача имущества, поэтому такой договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества (п. 1, 2 ст. 433 ГК).
В этом смысле договор дарения, совершаемый путем передачи имущества одаряемому, на первый взгляд также представляется реальным договором: отсутствует разрыв во времени между заключением договора и появлением права у одаряемого; передача имущества дарителем представляет собой не исполнение обязательства, а действие последнего по заключению договора дарения. Вместе с тем такой договор дарения обладает некоторыми специфическими чертами, отсутствующими у других реальных договоров. Во-первых, иные реальные договоры (рента, заем, хранение, перевозка) заключаются (путем передачи имущества) в том числе и на основе соглашений сторон, которые вступают в силу с момента передачи имущества. Для договора дарения такая возможность исключается: при наличии соглашения между дарителем и одаряемым мы имеем дело с консенсуальным договором обещания дарения.
Во-вторых, и это главное, передача дарителем имущества в качестве дара одаряемому имеет своим результатом непосредственное возникновение у одаряемого права собственности на подаренное имущество. Иными словами, в отличие от всех других реальных договоров, по которым передача имущества означает не только заключение договора, но и возникновение обязательств сторон (например, по договору займа — обязанности заемщика по возврату суммы займа; по договору перевозки — обязанности перевозчика доставить груз в пункт назначения и выдать его получателю, а грузоотправителя — внести провозные платежи и т.п.), заключение договора дарения не порождает никаких обязательственно — правовых отношений, а приводит к возникновению права собственности на подаренное имущество у одаряемого.
Деление гражданско — правовых договоров на реальные и консенсуальные имеет своим основанием момент возникновения обязательств. Как мы видим, договор дарения, не порождающий обязательственно — правовых отношений, не укладывается в эти рамки и не может быть отнесен к числу реальных договоров. Кстати сказать, это свидетельствует о том, что принцип классификации всех гражданско — правовых договоров на реальные и консенсуальные носит условный характер, поскольку не охватывает всех случаев.
Итак, договор дарения, заключаемый путем передачи дарителем имущества одаряемому, отличается от консенсуального договора обещания дарения не только по моменту его заключения, но и тем, что он вообще не порождает обязательств сторон и поэтому не может быть отнесен также и к реальным договорам. По своей правовой природе такой договор дарения представляет собой «договор — сделку», т.е. юридический факт, служащий основанием прекращения права собственности дарителя и возникновения права собственности у одаряемого на подаренное имущество. Пожалуй, единственная причина, по которой данный юридический факт признается не только основанием (способом) перехода права собственности, но и договором, состоит в необходимости для дарителя получить согласие одаряемого на передачу ему соответствующего дара. Все остальные качества гражданско — правового договора (договора — правоотношения и договора — документа) в данном случае не имеют места. Отношение к договору дарения как к договору — сделке нам демонстрирует и законодатель. Из всех правил ГК, предназначенных для регулирования договора дарения, непосредственное отношение к договору, заключаемому путем передачи имущества одаряемому, имеют лишь следующие нормы: о признании договора дарения, предусматривающего встречное предоставление со стороны одаряемого, притворной сделкой; о форме договора дарения и порядке его заключения, т.е. передачи дара; о случаях запрещения и ограничения дарения; о последствиях причинения вреда одаряемому вследствие недостатков подаренной вещи (ст. 580); об отмене дарения. Что касается иных норм, то они регулируют содержание договора дарения, порядок исполнения обязательств и отказа от исполнения договора дарения, вопросы правопреемства, т.е. имеют в качестве объекта правового регулирования договор дарения как правоотношение и предназначены исключительно для регламентации отношений, связанных с консенсуальным договором дарения (обещания дарения).
Таким образом, законодатель, понимая,
что договор дарения, совершаемый
путем передачи имущества одаряемому,
не порождает обязательств и не обладает
качествами договора — правоотношения,
регулирует его именно как сделку (договор —
сделку) без помощи норм, рассчитанных
на определение содержания данного договора.
В связи с выделением наряду с реальными
и консенсуальными договорами также вещных
договоров возникает вопрос, представляет ли
в этом смысле договор дарения, совершаемый
посредством передачи имущества одаряемому,
нечто исключительное, из ряда вон выходящее, или
имеются и иные аналогичные примеры. На
наш взгляд, в данном случае речь идет
не о единственном исключении из общего
правила, а, действительно, об особой категории
гражданско — правовых договоров, заключение
которых, не порождая обязательственно —
правовых отношений, приводит к возникновению
вещных прав. Представляется, что помимо
договора дарения к числу таких договоров
может быть отнесено соглашение об установлении
сервитута (конечно, при определенных обстоятельствах,
в частности, когда такое соглашение заключается
в устной форме на безвозмездной основе).
В качестве вещного договора может также
рассматриваться закрепление собственником (государством
Таким образом, когда мы говорим о вещных
договорах, речь идет, действительно, об
особой категории гражданско — правовых
договоров.